проект "Народные промыслы"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 125
(МБДОУ № 125)
Проект
«Народно-художественные промыслы»
Разработала
Бажутова Ю.С.
Нижний Новгород
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По содержанию: познавательный.
По числу участников проекта: групповой (старшая, подготовительная группы)
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Актуальность проекта:
Приобщение и погружение наших детей в русскую культурную традицию - залог их нравственного и психического здоровья. К сожалению, сейчас мы живем в непростое время, время социальных перемен, политических бурь и потрясений, на общество обрушивается поток западной массовой культуры, который особенно сильно влияет на самых беззащитных - наших детей. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
С ранних лет ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Проект построен на основе принципов развивающего образования, практического применения, самостоятельности и активности, социального взаимодействия, партнерского взаимодействия.
Особенностью проекта является построение его с учетом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая, познавательная.
Проблема: Приобщение ребенка к культуре своего народа через знакомство с народно – художественными промыслами.
Цель проекта: Формирование элементарных представлений о родной культуре, о народном искусстве, через знакомство с народно-художественных промыслами.
Задачи проекта:
1. Знакомить с народно - художественным промыслами – Хохлома, Гжель, Дымковская, Филимоновская игрушки, – их особенностями.
2. Знакомить детей с малыми формами фольклора на тему народные промыслы: потешками, песнями, загадками, сказками, пословицами и поговорками, играми.
3. Развивать эстетическое восприятие произведений народного искусства, а также художественные способности и творческое воображение у детей.
4. Создать условия для развития творческих способностей детей.
5. Прививать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Ожидаемый результат:
Сформированы элементарные представления о родной культуре, о народно-художественных промыслах.
Программа реализации педагогического проекта:
- Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам проекта.
- Изучение положительного педагогического опыта, использование народного фольклора для воспитания детей дошкольного возраста.
- Изучение традиций народного семейного воспитания.
- Разработка плана работы с детьми.
Основные формы работы с детьми:
- Непосредственно-образовательная деятельность.
- Организованная образовательная деятельность (Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала, разучивание песен, стихов Игры-забавы, подвижные, хороводные игры. Знакомство с художественной литературой.)
Формы работы с родителями:
- Круглый стол: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».
- Проведение совместной выставки «Мы мастера».
- Итоговое мероприятие «Ярмарка народных промыслов».
- Консультирование родителей по проблеме формирования у детей элементарных представлений о родной культуре о народном искусстве через знакомство с народно-художественными промыслами.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
1) Анкетирование детей и родителей на тему «Что я знаю о культуре русского народа, его народных промыслах»
2) Изучение литературы
3) Разработка аудио- видеоматериала
2. Продуктивный этап:
1) Создание условий для приобщения детей и родителей к народной культуре - оформление информационных стендов, фотоальбомов, создание уголка народного творчества.
2) Цикл НОД интегрированного характера посвященной изучению истории развития, особенностей народно - художественных промыслов: «Волшебная красота» (вводная беседа о народно-художественных промыслах), «Знакомство с Дымковской игрушкой», «Незабудковая Гжель», «Филимоновское чудо», развлечение «Фестиваль народных игр», « Хохлома, Хохлома», «Хохломские ложки», НОД « Мы Мастера».
3) Чтение художественной литературы по теме. «Сказка о Хохломе» М. Н. Сиденко, р.н.с «Жихарка», стихи «Золотая Хохлома» О. Простова, Л. Куликова, «Птицы и петли, круженья, разводы» В. Набоков, «Хохлома, хохлома» Н. Глазков, «Хохломская роспись» П. Синявский,
4) Прослушивание аудиозаписи песни М.Пахоменко «Хохлома», весёлого наигрыша ансамбля «Русский сувенир», ансамбля Русские Узоры «Золотая Хохлома», заучивание песни «Русские ложки» (муз. и сл. Г.Рузанова), частушек о Хохломе.
5) Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах предполагающая рассматривание изделий хохломских, гжельских, филимоновских мастеров и их иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен, частушек по теме, дидактические игры
6) Знакомство на занятиях по рисованию с технологией составления Хохломского узора из простейших элементов Хохломской росписи (травяной орнамент -осочки, капельки, усики, завитки, кустики - листочки, ягодки) и закрепление полученных знаний в дидактических играх («Найди пару», «Собери целое», Д/и «Найди лишнее», Д/и «Что изменилось», Д /и «Разрезные картинки» и т.д.).
7) Отражение полученных знаний и навыков в самостоятельной росписи конкретного изделия (шкатулок, разделочных досок).
3. Заключительный этап:
1) Создание мини-музея народно-художественного промысла.
2) Итоговое мероприятие с родителями «Ярмарка народного промысла»
3) Выставка детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Художетсвенное творчество" - "Знакомство с народными промыслами"
Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору....

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Народные декоративно-прикладные промыслы
Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления....

Промыслы коренных народов севера
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...
Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.
Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...
презентация "Неувядающая ветвь" (народные промыслы)
презентация по народным промыслам...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
