проект "Народные промыслы"
проект (старшая группа)

Бажутова Юлия Сергеевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_promysly.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 125

(МБДОУ № 125)

Проект

«Народно-художественные промыслы»

Разработала

Бажутова Ю.С.

Нижний Новгород

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По содержанию: познавательный.
По числу участников проекта: групповой (старшая, подготовительная группы)
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Актуальность проекта:

Приобщение и погружение наших детей в русскую культурную традицию - залог их нравственного и психического здоровья. К сожалению,  сейчас  мы живем в непростое время, время  социальных перемен, политических бурь и потрясений, на общество обрушивается поток западной массовой культуры, который особенно сильно влияет на самых беззащитных - наших детей. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

С ранних лет  ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

 Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Проект построен на основе принципов развивающего образования, практического применения, самостоятельности и активности, социального взаимодействия, партнерского взаимодействия.

Особенностью проекта является построение его с учетом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативная, речевая,  художественно-эстетическая, познавательная.

Проблема: Приобщение ребенка к культуре своего народа через знакомство с народно – художественными промыслами.

Цель проекта: Формирование элементарных представлений о родной культуре, о народном искусстве, через знакомство с народно-художественных промыслами.

        

Задачи проекта:

1. Знакомить с народно - художественным промыслами – Хохлома, Гжель, Дымковская, Филимоновская игрушки, –  их особенностями.

2. Знакомить детей с малыми формами фольклора на тему народные промыслы: потешками, песнями, загадками, сказками, пословицами и поговорками, играми.

3. Развивать эстетическое восприятие произведений народного искусства, а также  художественные способности и творческое воображение у детей.

4. Создать условия для развития творческих способностей детей.

5. Прививать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству.

 Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Ожидаемый результат:

Сформированы элементарные представления о родной культуре, о  народно-художественных промыслах.

        

Программа реализации педагогического проекта:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по  проблемам проекта.
  2. Изучение положительного педагогического опыта, использование народного фольклора для воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Изучение традиций народного семейного воспитания.
  4. Разработка плана работы с детьми.

 

Основные формы работы с детьми:

  1. Непосредственно-образовательная деятельность.
  2. Организованная образовательная деятельность (Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала, разучивание песен, стихов Игры-забавы, подвижные, хороводные игры. Знакомство с художественной  литературой.)

Формы работы с родителями:

  1.  Круглый стол: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».
  2. Проведение совместной выставки «Мы мастера».
  3. Итоговое мероприятие «Ярмарка народных промыслов».
  4. Консультирование родителей по проблеме формирования у детей элементарных представлений о родной культуре о народном искусстве через знакомство с народно-художественными промыслами.

       

Этапы проекта:

1.  Подготовительный этап:

1) Анкетирование детей и родителей на тему «Что я знаю о культуре русского народа, его народных промыслах»

2) Изучение литературы

3) Разработка аудио- видеоматериала

2. Продуктивный этап:

1) Создание условий для приобщения детей и родителей к народной культуре - оформление информационных стендов, фотоальбомов, создание уголка народного творчества.

2) Цикл НОД интегрированного характера посвященной изучению истории развития, особенностей народно - художественных промыслов: «Волшебная красота» (вводная беседа о народно-художественных промыслах), «Знакомство с Дымковской игрушкой», «Незабудковая Гжель», «Филимоновское чудо», развлечение «Фестиваль народных игр», « Хохлома, Хохлома»,  «Хохломские ложки», НОД «  Мы Мастера».

3) Чтение художественной литературы по теме. «Сказка о Хохломе» М. Н. Сиденко, р.н.с «Жихарка», стихи «Золотая Хохлома» О. Простова, Л. Куликова, «Птицы и петли, круженья, разводы» В. Набоков, «Хохлома, хохлома» Н. Глазков, «Хохломская роспись» П. Синявский,

4) Прослушивание аудиозаписи песни М.Пахоменко «Хохлома», весёлого наигрыша ансамбля «Русский сувенир», ансамбля Русские Узоры «Золотая Хохлома», заучивание песни «Русские ложки»  (муз. и сл. Г.Рузанова), частушек о Хохломе.

5) Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах предполагающая рассматривание изделий хохломских, гжельских, филимоновских мастеров и их иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен, частушек по теме, дидактические игры

6) Знакомство на занятиях по рисованию с технологией составления Хохломского узора из простейших элементов  Хохломской росписи (травяной орнамент -осочки, капельки, усики, завитки, кустики - листочки, ягодки)  и закрепление полученных знаний в дидактических играх («Найди пару», «Собери целое», Д/и «Найди лишнее», Д/и «Что изменилось», Д /и «Разрезные картинки» и  т.д.).

7) Отражение полученных знаний и навыков в самостоятельной росписи конкретного изделия (шкатулок, разделочных досок).

3.  Заключительный этап:

1)  Создание мини-музея народно-художественного промысла.

2) Итоговое мероприятие  с родителями «Ярмарка народного промысла»

        3) Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Художетсвенное творчество" - "Знакомство с народными промыслами"

Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору....

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Народные декоративно-прикладные промыслы

Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления....

Промыслы коренных народов севера

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...

презентация "Неувядающая ветвь" (народные промыслы)

презентация по народным промыслам...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...