ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « ПРЕКРАСНЫЙ РИТМ»
рабочая программа (средняя группа)
Развитие фантазии и самосознания собственной индивидуальности через движение и отождествление себя с художественным образом посредством эвритмии;
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №4 П. НОВООРСК».
«ПРИНЯТО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
на Педагогическом совете МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск» | Зав. МДОУ «Детский сад № 4 п. Новоорск» |
Протокол № _______________________ | _________________________О.А Шамшиева |
«_____» ______________________2024 г. | «_____» ______________________2024г. |
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
« ПРЕКРАСНЫЙ РИТМ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ- ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Автор: | Ивакина Антонина Николаевна, Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 4 п.Новоорск». |
Новоорск 2024
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | |
I. | Целевой раздел | |
Пояснительная записка | ||
1.1. | Актуальность парциальной образовательной программы……...3 | |
1.2. | Цель и задачи парциальной образовательной программы……..3 | |
1.3 | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы…………………………………………………………4 | |
1.4 | Возрастные характеристики развития детей…………………… 4 | |
1.5 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы……………… 5 | |
1.6 | Обоснование выбора содержания парциальной программы…. 5 | |
1.7 | Формы и средства определения результативности реализации парциальной образовательной программы……………………. 7 | |
II. | Содержательный раздел | |
2.1 | Тематическое планирование образовательной деятельности… 7 | |
III. | Организационный раздел | |
3.1 | Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы…………………………………………………………….8 | |
3.2 | Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы……………………………………………....8 | |
Литература……………………………………………………….9 | ||
I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность парциальной образовательной программы
Эвритмия – это особый вид художественного движения. В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве.
Эвритмия появилась в начале 20 века в Швейцарии. Ёе основы были разработаны немецким философом Рудольфом Штейнером. Она используется как в вальдорфской педагогике, так и в традиционном образовании как дополнительная возможность самовыражения для детей.
Эвритмия развивает творческие способности детей, когда они художественным образом выражают духовное содержание поэзии или музыки и при этом взаимодействуют с другими детьми посредством движения.
Сущность эвритмии - внутреннее выражение себя во внешнем движении , помочь нормальному развитию ребенка в соответствии с его возрастными и жизненными этапами. Для детей, растущих в мире гаджетов, мало общающихся со сверстниками, очень важно умение самовыражаться, быть уверенными в себе и понимать партнеров, сверстников
Программа реализуется в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие, обеспечивает учёт специфики условий осуществления образовательной деятельности, потребностей и интересов детей, возможностей педагогического коллектива.
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель: развитие фантазии и самосознания собственной индивидуальности через движение и отождествление себя с художественным образом посредством эвритмии;
Задачи
1. формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
2. формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.
3. развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
4. коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног;
5. улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);
6. расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГОС. В основу программы заложены следующие принципы:
1) обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование познавательных интересов поддержка инициативы детей в различных видах музыкальной деятельности;
5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
-системно-деятельностный (помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять их на практике);
- гуманитарный (учёт специфики и индивидуальных потребностей ребёнка);
- деятельно-творческий (раскрывает потенциал каждого ребёнка).
1.4. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Дети этого возраста проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность по сравнению с малышами. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определять, какая исполняется музыка : веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют /рояль, скрипка, баян/. Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.
Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация.
Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений /ходьба, бег, прыжки/ в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, упражнениях, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы.
Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов.
У дошкольников сформированы чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации; развиты двигательных качества силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости; скорректирована координация движений рук.
Улучшилось психическое состояние дошкольников (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения) ; развиты навыки взаимодействия друг с другом;
Дети чувствуют себя раскрепощенно, используют движения для самовыражения, умеют «фантазировать» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.
1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы
Эвритмия появилась в начале ХХ века в Швейцарии. Eё основы были разработаны немецким философом и мыслителем Рудольф Штейнером. В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве.
Выделяют три направления эвритмии: гигиеническая, лечебная и педагогическая.
Гигиеническая эвритмия проводится в группах здоровья и направлена на укрепление жизненных сил.
Лечебная эвритмия направлена на профилактику подступающих болезней, а также показана при тяжелых заболеваниях.
С помощью педагогической эвритмии можно укрепить:
- жизненные силы ребенка,
- развить ловкость,
- концентрацию внимания,
- улучшить мелкую моторику,
- координацию движения,
- развить правильное переживание пространства,
- правильную речь,
- мышление.
В основе эвритмии лежат следующие принципы, которые представлены на слайде:
- Принцип природосообразности предполагает пройти путь становления мышления от наглядно - образного к логически - абстрактному без навязывания ему определенных шаблонов действия.
- Принцип здоровьесбережения направлен на создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
- Принцип развития творческого воображения предполагает создание ситуаций, которые, позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал.
- Принцип формирования способности к сопереживанию позволяет ребенку получать различные ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность.
При использовании данной технологии я стараюсь придерживаться этапов эвритмического занятия:
1. Подготовка пространства.
2. Создание доверительной атмосферы и успокоение. Такая атмосфера создаётся в начале каждого занятия в общем кругу, дети садятся или становятся в него и приветствуют друг друга пением и жестами. Могут использоваться пальчиковые, жестовые игры и хороводы.
3. Музыкально-ритмический круг включает дидактические блоки.
4. Завершение занятия предполагает фазу успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди - «закрыть все замочки» или выполнить комплекс релаксирующих упражнений. Важно покинуть помещение, сохранив состояние покоя и умиротворения.
Технология эвритмия не предусматривает специальной подготовки то есть разучивание песен, стихов и движений. Дети двигаются и повторяют текст игры в силу своих желаний, возможностей и возрастных особенностей и используются как часть занятия. Вначале занятия для благополучного настроят на музыкальную деятельность, в конце как рефлексия. Данная технология рекомендовано для использования музыкальными руководителями, воспитателями, логопедами, психологами в работе с детьми дошкольного возраста.
В основу парциальной образовательной программы легла образовательная программа МДОУ №4, разработанная на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В программе уделено большое внимание музыкальному воспитанию, при этом музыкально-творческих заданий, игровых технологий, на наш взгляд недостаточно.
Это способствовало созданию данной парциальной программы, которая расширяет задачи образовательной области «художественно - эстетическое развитие» и способствует повышению эффективности реализации образовательной программы.
1.7. Формы и средства определения результативности реализации парциальной образовательной программы.
1. Наблюдение процесса творческой деятельности ребенка
2. Изучение продуктов творческой деятельности ребенка.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание работы по реализации проекта
Сроки | Подготовка пространства | Создание доверительной атмосферы | Музыкально-ритмический круг | Фаза успокоения | |
Октябрь | Дорожки из ленточек | Пальчиковая игра с ленточками «Дорожки» | «Муз.-ритмическая игра «Погуляем» (развитие движений, перемещение и пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки); Общеразвивающая игра «Ветер дует на…» (развитие внимания, коммуникативных качеств) | Ритмо-речевые упражнения «Капельки» (развивать точность выполнения движений по тексту | |
Ноябрь | Дорожка- коробочка, крупы. | Пальчиковая игра с предметами«Дорожка» | Муз.-ритмические игра «Дорожка» (учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на музыкальном инструменте) | Игропластика «Дождик» (Капля-раз, капля -два) (общеразвивающие игры) | |
Декабрь | Карандаши по количеству детей | Пальчиковая игра с предметами «Часы» | Муз.-ритмические игра «Зима» (развивать чувство ритма, координацию слова и движения). Игротанец «Ты и я» (развитие коммуникативности через движения) | «Улавливай шепот» игра на расслабление | |
Январь | Пуговицы по количеству детей | Пальчиковая игра с предметами «Лыжники» | «В сказочном замке царевна живет» (развивать творческие способности, ритмическое фантазирование, расширять эмоциональный опыт), Коммуникативный танец «Мы друзья» | «Поймай снежинку» (развитие воображения, чувства ритма и пластики) | |
Февраль | Карандаши по кол-ву детей | Пальчиковая игра с предметами «Пилот» | Муз.-ритмические игра «Музыкальные стульчики» (развивать ритмическое восприятие и музыкальную память), «Картина оживает» (учит составлять ритмический рассказ) | «Холодно- тепло» (развивать слуховое внимание _сильные и слабые доли) | |
Март | Носовые платочки | Пальчиковая игра с предметами «Проглот» | Муз.-ритмические игра «Начинаем перепляс» (развитие умения согласовывать пение с движением), Музыкальные кубики» ( развитие чувства ритма и зрительного внимания, творческих способностей)) | « Дружные звери» (развитие умения подбирать соответствующие образу движения) | |
Апрель | Прищепки и кубики по кол-ву детей | Пальчиковая игра с предметами «Крапива» | Муз.-ритмические игра «Прогулка» (закрепление длительности нот, развитие чувства ритма), «Белка» (развивать слуховую и ритмическую память, учить удерживать в памяти порядок и способы выполнения ритмических джижений | «Мимические упражнения» (развитие умения изображать эмоции и состояния ) | |
Май | Массажные шарики, кубик с изображением муз. инструментов. | Пальчиковая игра с предметами «Медведица и медвежонок» | Муз.-ритмические игра «Мишка» (озвучивание стихотворных строк) «Кубик- оркестр» (чувствовать метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки музицирования в оркестре | Пантомима «В огороде» (развитие мимики и фантазии) | |
3.1. Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы | |||||
Музыкальный руководитель | разрабатывает систему работы | ||||
Воспитатель | сопровождают самостоятельную деятельность детей в группе, помогает музыкальному руководителю в деятельности | ||||
Дети | активные участники | ||||
Родители | активные помощники в реализации программы | ||||
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации программы необходим следующий материал:
синтезатор или фортепиано, мультимедиа, интерактивное оборудование, пособия, дидактический материал, видео – аудио - библиотека, атрибуты, музыкальные инструменты, атрибуты для пальчиковых песенок- распевок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ветлугина Е.А. «Музыкальные пальчиковые игры». - М.: 2010. - 174 с
- Гребенникова М. Н. Эвритмия как способ вживания в стихотворения.
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/evritmiya-kak-sposob-vjivaniya-v-stihotv.551168/
- Назарова О.П. Использование инновационных технологий (Эвритмия) в работе музыкального руководителя с детьми ОВЗ.
https://mdou148.edu.yar.ru/dokumenti_distantsionnogo_o_36/nazarova.pdf
- Хозеева Н.М. «Эвритмическая гимнастика, как средство формирования двигательной культуры и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста»
https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2020/12/21/evritmicheskaya-gimnastika-kak-sredstvo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) 2015-2016гг (ноябрь)
Комплексно тематическое планирование на ноябрь 2015г...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»
Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2016г. и парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культур
Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание обр...

2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...

