ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « ПРЕКРАСНЫЙ РИТМ»
рабочая программа (средняя группа)

Ивакина Антонина Николаевна

Развитие фантазии и самосознания собственной индивидуальности через движение и  отождествление себя с художественным образом посредством эвритмии;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivakina_partsialnaya_programma_prekrasnyy_ritm.docx54.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №4 П. НОВООРСК».

«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДЕНО»

на Педагогическом совете

МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»

Зав. МДОУ «Детский сад № 4 п. Новоорск»

Протокол № _______________________

_________________________О.А Шамшиева

«_____» ______________________2024 г.

«_____» ______________________2024г.

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

« ПРЕКРАСНЫЙ РИТМ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ- ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Автор:

Ивакина

Антонина Николаевна,

Музыкальный руководитель МДОУ

«Детский сад № 4

п.Новоорск».

Новоорск 2024

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

I.

Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы……...3

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы……..3

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы…………………………………………………………4

1.4

Возрастные характеристики развития детей…………………… 4

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы……………… 5

1.6

Обоснование выбора содержания парциальной программы….  5

1.7

Формы и средства определения результативности реализации парциальной образовательной программы…………………….  7

II.

Содержательный раздел

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности… 7

III.

Организационный раздел

3.1

Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы…………………………………………………………….8

3.2

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы……………………………………………....8

Литература……………………………………………………….9

I. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность парциальной образовательной программы

Эвритмия – это особый вид художественного движения. В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве.

Эвритмия появилась в начале 20 века в Швейцарии. Ёе основы были разработаны немецким философом Рудольфом Штейнером. Она используется как в вальдорфской педагогике, так и в традиционном образовании как дополнительная возможность самовыражения для детей.

Эвритмия развивает творческие способности детей, когда они художественным образом выражают духовное содержание поэзии или музыки и при этом взаимодействуют с другими детьми посредством движения.

Сущность эвритмии - внутреннее выражение себя во внешнем движении , помочь нормальному развитию ребенка в соответствии с его возрастными и жизненными этапами. Для детей, растущих  в мире гаджетов, мало общающихся со сверстниками, очень важно умение самовыражаться, быть уверенными в себе и понимать партнеров, сверстников

        Программа реализуется в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие, обеспечивает учёт специфики условий осуществления образовательной деятельности, потребностей и интересов детей, возможностей педагогического коллектива.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы

Цель: развитие фантазии и самосознания собственной индивидуальности через движение и  отождествление себя с художественным образом посредством эвритмии;

Задачи 

1. формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;

2. формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.  

3. развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

4. коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног;

        5. улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);

6. расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГОС. В основу программы заложены следующие принципы:

1) обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) формирование познавательных интересов поддержка инициативы детей в различных видах музыкальной  деятельности;

5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  1. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

-системно-деятельностный (помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять их на практике);

- гуманитарный (учёт специфики и индивидуальных потребностей ребёнка);

- деятельно-творческий (раскрывает потенциал каждого ребёнка).

1.4. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 4-5 лет.  
Дети этого возраста проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность по сравнению с малышами. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определять, какая исполняется музыка : веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют /рояль, скрипка, баян/. Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.

Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация.

Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений /ходьба, бег, прыжки/ в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, упражнениях, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы.

Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов.

У дошкольников сформированы чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации; развиты двигательных качества силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости; скорректирована координация движений рук.

Улучшилось психическое состояние дошкольников (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения) ; развиты навыки взаимодействия друг с другом;

 Дети чувствуют себя раскрепощенно, используют движения для самовыражения, умеют «фантазировать» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.  

1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы

Эвритмия появилась в начале ХХ века в Швейцарии.  Eё основы были разработаны немецким философом и мыслителем Рудольф Штейнером. В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение».  Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста и  выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве. 

Выделяют три направления эвритмии: гигиеническая, лечебная и педагогическая.

Гигиеническая эвритмия проводится в группах здоровья и направлена на укрепление жизненных сил.

Лечебная эвритмия направлена на профилактику подступающих болезней, а также показана при тяжелых заболеваниях.

С помощью педагогической эвритмии можно укрепить:

  • жизненные силы ребенка,
  • развить ловкость,
  • концентрацию внимания,
  • улучшить мелкую моторику,
  • координацию движения,
  • развить правильное переживание пространства,
  • правильную речь,
  • мышление.


          В основе эвритмии лежат следующие принципы, которые представлены на слайде:

  1. Принцип природосообразности предполагает пройти путь становления мышления от наглядно - образного к логически - абстрактному без навязывания ему определенных шаблонов действия.
  2. Принцип здоровьесбережения направлен на создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
  3. Принцип развития творческого воображения предполагает создание ситуаций, которые, позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал.
  4. Принцип формирования способности к сопереживанию позволяет ребенку получать различные ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность.

           При использовании данной технологии я стараюсь придерживаться этапов эвритмического занятия:

1. Подготовка  пространства.

2. Создание доверительной атмосферы и успокоение. Такая атмосфера создаётся в начале каждого занятия в общем кругу, дети садятся или становятся в него и приветствуют друг друга пением и жестами. Могут использоваться пальчиковые, жестовые игры и хороводы.

3. Музыкально-ритмический круг включает дидактические блоки.

4. Завершение занятия предполагает фазу успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди - «закрыть все замочки» или выполнить комплекс релаксирующих упражнений. Важно покинуть помещение, сохранив состояние покоя и умиротворения.

Технология эвритмия не предусматривает специальной подготовки то есть разучивание песен, стихов и движений. Дети двигаются и повторяют текст игры в силу своих желаний, возможностей и возрастных особенностей и  используются как часть занятия. Вначале занятия для благополучного настроят на музыкальную деятельность, в конце как рефлексия. Данная технология рекомендовано для использования музыкальными руководителями, воспитателями, логопедами, психологами в работе с детьми дошкольного возраста.

В основу парциальной образовательной программы легла образовательная программа МДОУ №4, разработанная на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В программе уделено большое внимание музыкальному воспитанию, при этом музыкально-творческих заданий, игровых технологий, на наш взгляд недостаточно.

Это способствовало  созданию данной парциальной программы, которая расширяет задачи образовательной области «художественно - эстетическое развитие» и способствует повышению эффективности реализации образовательной  программы.          

1.7. Формы и средства определения результативности реализации парциальной образовательной программы.

1. Наблюдение процесса творческой деятельности ребенка

2. Изучение продуктов творческой деятельности ребенка.

          II.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

                  Содержание работы по реализации проекта

Сроки

Подготовка пространства

Создание доверительной атмосферы

Музыкально-ритмический круг

Фаза успокоения

Октябрь

Дорожки из ленточек

Пальчиковая игра с ленточками «Дорожки»

«Муз.-ритмическая игра «Погуляем»  (развитие движений, перемещение и пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки);

Общеразвивающая игра «Ветер дует на…» (развитие внимания, коммуникативных качеств)

Ритмо-речевые упражнения «Капельки» (развивать точность выполнения движений по тексту

Ноябрь

Дорожка- коробочка, крупы.

Пальчиковая игра с предметами«Дорожка»

Муз.-ритмические игра «Дорожка» (учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на музыкальном инструменте)

Игропластика «Дождик» (Капля-раз, капля -два) (общеразвивающие игры)

Декабрь

Карандаши по количеству детей

Пальчиковая игра с предметами

«Часы»

Муз.-ритмические игра «Зима» (развивать чувство ритма, координацию слова и движения).

Игротанец «Ты и я» (развитие коммуникативности через движения)

«Улавливай шепот» игра на расслабление

Январь

Пуговицы по количеству детей

Пальчиковая игра с предметами

«Лыжники»

«В сказочном замке царевна живет»  (развивать творческие способности, ритмическое фантазирование, расширять эмоциональный опыт),

Коммуникативный танец «Мы друзья»

«Поймай снежинку» (развитие воображения, чувства ритма и пластики)

Февраль

Карандаши по кол-ву детей

Пальчиковая игра с предметами

«Пилот»

Муз.-ритмические игра «Музыкальные стульчики» (развивать ритмическое восприятие и музыкальную память),

 «Картина оживает» (учит составлять ритмический рассказ)

«Холодно- тепло» (развивать слуховое внимание _сильные и слабые доли)

Март

Носовые платочки

Пальчиковая игра с предметами

«Проглот»

Муз.-ритмические игра «Начинаем перепляс» (развитие умения согласовывать пение с движением),

Музыкальные кубики» ( развитие чувства ритма и зрительного внимания, творческих способностей))

« Дружные звери» (развитие умения подбирать соответствующие образу движения)

Апрель

Прищепки  и кубики по кол-ву детей

Пальчиковая игра с предметами

«Крапива»

Муз.-ритмические игра «Прогулка» (закрепление длительности нот, развитие чувства ритма), «Белка» (развивать слуховую и ритмическую память, учить  удерживать в памяти порядок и способы выполнения ритмических джижений

«Мимические упражнения» (развитие умения изображать эмоции и состояния )

Май

Массажные шарики, кубик с изображением муз. инструментов.

Пальчиковая игра с предметами «Медведица и медвежонок»

Муз.-ритмические игра «Мишка» (озвучивание стихотворных строк) «Кубик- оркестр» (чувствовать метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки музицирования в оркестре

Пантомима «В огороде» (развитие мимики и фантазии)

 3.1. Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы

Музыкальный руководитель

разрабатывает систему работы

Воспитатель

сопровождают самостоятельную деятельность детей в группе, помогает музыкальному руководителю в деятельности

Дети

активные участники

Родители

активные помощники в реализации программы

 3.2. Материально-техническое обеспечение Программы

 Для реализации программы необходим следующий материал:

 синтезатор или фортепиано,  мультимедиа, интерактивное оборудование, пособия, дидактический материал, видео – аудио - библиотека, атрибуты, музыкальные инструменты, атрибуты для пальчиковых песенок- распевок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ветлугина Е.А. «Музыкальные пальчиковые игры». - М.: 2010. - 174 с

  2. Гребенникова М. Н.  Эвритмия как способ вживания в стихотворения.

https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/evritmiya-kak-sposob-vjivaniya-v-stihotv.551168/

  1. Назарова О.П. Использование инновационных технологий (Эвритмия) в работе музыкального руководителя с детьми ОВЗ.

https://mdou148.edu.yar.ru/dokumenti_distantsionnogo_o_36/nazarova.pdf

  1.  Хозеева Н.М. «Эвритмическая гимнастика, как средство формирования двигательной культуры и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2020/12/21/evritmicheskaya-gimnastika-kak-sredstvo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы  "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2016г. и парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культур

Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание обр...

2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...