Методы и приемы педагогического просвещения родителей детей ЗПР в дошкольной образовательной организации
учебно-методический материал

Петрова Тамара Владимировна

повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов

«Методы и приемы педагогического просвещения родителей детей  ЗПР в дошкольной образовательной организации »

Цель мастер класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Задачи мастер класса:

- Формировать интерес к нетрадиционным способам взаимодействия воспитателя с родителями и способствовать широкому применению их в ДОУ;

- Обучение участников мастер - класса приему практического консультирования мини-мастер класса;

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию практического консультирования мини-мастер классов в работе с родителями.

Материалы и оборудование: презентация, лист бумага размером А-3, краски, листы белой бумаги, салфетки.

Структура мастер класса:

1. Теоретическая часть: Вступительное слово по теме «Формы педагогического просвещения родителей в дошкольной образовательной организации посредством практического консультирования»

2. Практическая часть – показ эффективных приемов

3. Рефлексия – итог мастер-класса

Ход мастер класса: 1. Теоретическая часть:

 Система педагогических методов и приемов:

Эффективным решением проблемы взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации должна стать система педагогических методов и приемов, направленных на педагогическое просвещение родителей, активное их включение в образовательный процесс при положительных, позитивных и развивающихся отношениях педагогов и семьи [5].

В педагогической литературе описаны различные формы педагогического просвещения родителей дошкольников, которые делятся на две большие группы: традиционные и нетрадиционные .

Среди традиционных, проверенных временем форм сотрудничества с семьей, можно выделить:

-        коллективные: это родительские собрания, конференции, «круглые столы», индивидуальные консультации, беседы;

-        наглядно-информационные: это видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; выставки детских работ; стенды, памятки, папки-передвижки в родительских «уголках» и др.

По мнению современных педагогов, более эффективными формами педагогического просвещения являются нетрадиционные - активные, неформальные, интересные, построенные на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Они сразу привлекают внимание родителей, позволяют им увидеть своего ребенка со стороны, лучше его понять и узнать. Многообразие нетрадиционных форм взаимодействия затрудняет их классификацию, но условно их можно разделить:

-        информационно-аналитические (проведение социологических срезов, опросов);

-        познавательные тренинги; исследовательские, проектные, ролевые, имитационные и деловые игры – простор для творчества;

-        педагогическая гостиная, педагогический совет с участием родителей, родительские конференции, мини-собрания, семейные клубы;

-        досуговые к которым относятся совместные праздники и досуги, спортивные соревнования, семейных вернисажей, совместные походы и экскурсии, участие в конкурсах и благотворительных акциях.

 Педагогам необходимо помнить, что традиции и инновации тесно взаимосвязаны. 

Поэтому, не отказываясь от традиционных форм педагогического просвещения, мы в работе с родителями используем и нетрадиционные современные методы.

На этот учебный год мы разработали долгосрочный проект по взаимодействию с родителями и назвали его: Семейный клуб «Заходите к нам на чай». Это семейный клуб по вовлечению родителей в образовательное пространство детского сада.

Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных психофизических особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. Нередко родителям недостает физических и моральных сил для оказания эффективной систематической помощи своему ребенку. Они нуждаются в помощи со стороны специалистов, государства и общества.

В связи с этим особенно актуальной становится проблема социальной адаптации не только детей с нарушениями развития, но и семьи, в которой они воспитываются.

Цель проекта: создание и реализация условий вовлечения родителей в образовательное пространство ДОУ.

Задачи:

-        установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника на основе договора с родителями (законными представителями) об образовании детей по образовательным программам дошкольного образования;

-        расширить сферы участия родителей (законных представителей) в организации жизни детей в ДОО, активизировать позицию семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

-        обеспечить высокое качество образования каждого воспитанника, с учётом их индивидуальных возможностей, особенностей и потребностей, на основе построения единого образовательного пространства в триаде «педагог-родитель-ребенок».

 Реализация проекта по взаимодействию с родителями: Семейный клуб «Заходите к нам на чай»

За эти месяцы по проекту у нас прошли такие мероприятия:

-        Спортивный досуг “Папа, мама, Я дружная семья”

-        Акция “Доброта наших сердец” к Дню пожилых людей

-        Акция “Покормите птиц зимой” изготовление экокормушек

-        Защитили мини-проекты “Профессии моих родителей”

-        Поздравим маму дорогую к “Дню матери”

-        Приняли участие в Экологических конкурсах “ПЭТбум-2024», Панно из крышек “Байкальские ели”, сбор батареек и мн др.

-        Родители провели мастер классы: папа Ильи Н показал ребятам как сделать самолет из бумаги, бабушка Арсения Ю рассказала, как вязала наряд для нашей сенсорной куклы Маши, мама Алисы Ш украсила подушечки в “Центре уединения” новыми наволочками. Руками родителей были созданы дидактические и сенсорные игры для детей.

Новый нетрадиционный метод работы с родителями - это консультирование через практический мини-мастер класс

Для просветительской педагогической деятельности я для себя открыла новый нетрадиционный метод работы с родителями - это консультирование через практический мини-мастер класс. Заранее в родительском центре выставляется консультация по определенной теме, например :

- «Развитие речевого дыхания в домашних условиях», родителям в утренние или вечерние отрезки времени предлагаю освоить какой-нибудь приём, например, кляксографию – опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс), выдуванием через трубочку. Или выполняем упражнения, в игровой форме. В результате, родители, ознакомившись с тем, как можно развивать ребенку речевое дыхание в теории, попробуют это сделать на практике, применяя свои знания и умения дома.

- Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционную технику рисования «ластиком». Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет учитывать характерные особенности детей и способствует более результативному обучению и развитию, так как эти техники позволяют быстро и относительно просто получить силуэты и детали нужной формы, а новизна способа получения изображения позволяет удерживать детское внимание. Родители осознают, что это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности, такая техника рисования стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

 Игры с нестандартным оборудованием.

Двигательная активность является естественной потребностью организма ребенка. Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Создание интереса к упражнениям, обеспечение более дифференцированного подхода к подбору движений, повышению двигательной активности способствует использование нестандартного оборудования. Целесообразный подбор и рациональное использование такого оборудования и пособий способствует формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие.

Таким образом, позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога группы с родителями.

Практическая часть – показ эффективных приемов

А теперь уважаемые педагоги, предлагаю освоить практическое консультирование через мини-мастер класс

- Как выдумаете, что можно сделать с этим листом бумаги?

- Вы правы, все ваши ответы правильные. Но сегодня я вам предлагаю узнать. Как можно научить родителей развивать мелкую моторику рук своему ребенку, получить практический навык тактильных ощущений, создать красивую картину в подарок любимому человеку. Мини-мастер класс «Букет цветов»

 Рефлексия:

Предлагаю взять веселое или грустное солнышко, и высказать свое мнение о мастер классе, отметить: что нового и полезного вы узнали, какие вопросы возникли у вас по данной теме, что еще можно внести в эту тему.

Спасибо за внимание!

Список литературы

1.        Иртакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. – Волгоград: Учитель, 2017. – 203с.

2.        Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 161 с.

3.        История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 512 с.

4.        Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – С. 389-399.

5.        Трофимова Г.Е. Опыт проведения родительских собраний // Управление. – 2015. – №3. – С. 86-89



Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов

«Методы и приемы педагогического просвещения родителей детей  ЗПР в дошкольной образовательной организации »

Цель мастер класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Задачи мастер класса:

- Формировать интерес к нетрадиционным способам взаимодействия воспитателя с родителями и способствовать широкому применению их в ДОУ;

- Обучение участников мастер - класса приему практического консультирования мини-мастер класса;

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию практического консультирования мини-мастер классов в работе с родителями.

Материалы и оборудование: презентация, лист бумага размером А-3, краски, листы белой бумаги, салфетки.

Структура мастер класса:

1. Теоретическая часть: Вступительное слово по теме «Формы педагогического просвещения родителей в дошкольной образовательной организации посредством практического консультирования»

2. Практическая часть – показ эффективных приемов

3. Рефлексия – итог мастер-класса

Ход мастер класса: 1. Теоретическая часть:

 Система педагогических методов и приемов:

Эффективным решением проблемы взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации должна стать система педагогических методов и приемов, направленных на педагогическое просвещение родителей, активное их включение в образовательный процесс при положительных, позитивных и развивающихся отношениях педагогов и семьи [5].

В педагогической литературе описаны различные формы педагогического просвещения родителей дошкольников, которые делятся на две большие группы: традиционные и нетрадиционные .

Среди традиционных, проверенных временем форм сотрудничества с семьей, можно выделить:

-        коллективные: это родительские собрания, конференции, «круглые столы», индивидуальные консультации, беседы;

-        наглядно-информационные: это видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; выставки детских работ; стенды, памятки, папки-передвижки в родительских «уголках» и др.

По мнению современных педагогов, более эффективными формами педагогического просвещения являются нетрадиционные - активные, неформальные, интересные, построенные на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Они сразу привлекают внимание родителей, позволяют им увидеть своего ребенка со стороны, лучше его понять и узнать. Многообразие нетрадиционных форм взаимодействия затрудняет их классификацию, но условно их можно разделить:

-        информационно-аналитические (проведение социологических срезов, опросов);

-        познавательные тренинги; исследовательские, проектные, ролевые, имитационные и деловые игры – простор для творчества;

-        педагогическая гостиная, педагогический совет с участием родителей, родительские конференции, мини-собрания, семейные клубы;

-        досуговые к которым относятся совместные праздники и досуги, спортивные соревнования, семейных вернисажей, совместные походы и экскурсии, участие в конкурсах и благотворительных акциях.

 Педагогам необходимо помнить, что традиции и инновации тесно взаимосвязаны. 

Поэтому, не отказываясь от традиционных форм педагогического просвещения, мы в работе с родителями используем и нетрадиционные современные методы.

На этот учебный год мы разработали долгосрочный проект по взаимодействию с родителями и назвали его: Семейный клуб «Заходите к нам на чай». Это семейный клуб по вовлечению родителей в образовательное пространство детского сада.

Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных психофизических особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. Нередко родителям недостает физических и моральных сил для оказания эффективной систематической помощи своему ребенку. Они нуждаются в помощи со стороны специалистов, государства и общества.

В связи с этим особенно актуальной становится проблема социальной адаптации не только детей с нарушениями развития, но и семьи, в которой они воспитываются.

Цель проекта: создание и реализация условий вовлечения родителей в образовательное пространство ДОУ.

Задачи:

-        установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника на основе договора с родителями (законными представителями) об образовании детей по образовательным программам дошкольного образования;

-        расширить сферы участия родителей (законных представителей) в организации жизни детей в ДОО, активизировать позицию семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

-        обеспечить высокое качество образования каждого воспитанника, с учётом их индивидуальных возможностей, особенностей и потребностей, на основе построения единого образовательного пространства в триаде «педагог-родитель-ребенок».

 Реализация проекта по взаимодействию с родителями: Семейный клуб «Заходите к нам на чай»

За эти месяцы по проекту у нас прошли такие мероприятия:

-        Спортивный досуг “Папа, мама, Я дружная семья”

-        Акция “Доброта наших сердец” к Дню пожилых людей

-        Акция “Покормите птиц зимой” изготовление экокормушек

-        Защитили мини-проекты “Профессии моих родителей”

-        Поздравим маму дорогую к “Дню матери”

-        Приняли участие в Экологических конкурсах “ПЭТбум-2024», Панно из крышек “Байкальские ели”, сбор батареек и мн др.

-        Родители провели мастер классы: папа Ильи Н показал ребятам как сделать самолет из бумаги, бабушка Арсения Ю рассказала, как вязала наряд для нашей сенсорной куклы Маши, мама Алисы Ш украсила подушечки в “Центре уединения” новыми наволочками. Руками родителей были созданы дидактические и сенсорные игры для детей.

Новый нетрадиционный метод работы с родителями - это консультирование через практический мини-мастер класс

Для просветительской педагогической деятельности я для себя открыла новый нетрадиционный метод работы с родителями - это консультирование через практический мини-мастер класс. Заранее в родительском центре выставляется консультация по определенной теме, например :

- «Развитие речевого дыхания в домашних условиях», родителям в утренние или вечерние отрезки времени предлагаю освоить какой-нибудь приём, например, кляксографию – опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс), выдуванием через трубочку. Или выполняем упражнения, в игровой форме. В результате, родители, ознакомившись с тем, как можно развивать ребенку речевое дыхание в теории, попробуют это сделать на практике, применяя свои знания и умения дома.

- Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционную технику рисования «ластиком». Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет учитывать характерные особенности детей и способствует более результативному обучению и развитию, так как эти техники позволяют быстро и относительно просто получить силуэты и детали нужной формы, а новизна способа получения изображения позволяет удерживать детское внимание. Родители осознают, что это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности, такая техника рисования стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

 Игры с нестандартным оборудованием.

Двигательная активность является естественной потребностью организма ребенка. Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Создание интереса к упражнениям, обеспечение более дифференцированного подхода к подбору движений, повышению двигательной активности способствует использование нестандартного оборудования. Целесообразный подбор и рациональное использование такого оборудования и пособий способствует формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие.

Таким образом, позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога группы с родителями.

2. Практическая часть – показ эффективных приемов

А теперь уважаемые педагоги, предлагаю освоить практическое консультирование через мини-мастер класс

- Как выдумаете, что можно сделать с этим листом бумаги?

- Вы правы, все ваши ответы правильные. Но сегодня я вам предлагаю узнать. Как можно научить родителей развивать мелкую моторику рук своему ребенку, получить практический навык тактильных ощущений, создать красивую картину в подарок любимому человеку. Мини-мастер класс «Букет цветов»

3. Рефлексия:

Предлагаю взять веселое или грустное солнышко, и высказать свое мнение о мастер классе, отметить: что нового и полезного вы узнали, какие вопросы возникли у вас по данной теме, что еще можно внести в эту тему.

Спасибо за внимание!

Список литературы

1.        Иртакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. – Волгоград: Учитель, 2017. – 203с.

2.        Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 161 с.

3.        История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 512 с.

4.        Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – С. 389-399.

5.        Трофимова Г.Е. Опыт проведения родительских собраний // Управление. – 2015. – №3. – С. 86-89


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и формы педагогического просвещения родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Представлен опыт работы педагогов по педагогическому просвещению родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения...

«Wab –портфолио педагога, как инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса»

«Wab –портфолио педагога, как  инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса»...

Педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного учреждения

Дошкольное  учреждение - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение.Поэтому та...

"Методы и приёмы педагогической поддержки детей с ОВЗ в образовательной организации".

laquo;Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость позн...

Просвещение родителей в условиях дошкольной образовательной организации как психолого-педагогическая проблема

Семья является уникальным первичным социумом, который дает ребенку не только помощь в развитии и формировании основных навыков для жизни, но и поддержку, ощущение психологической защищенности, «...

Статья "Педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного учреждения"

Статья  "Педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного учреждения"...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Исследование занимает особое место благодаря тому, что семья выступает отправной точкой для воспитательного процесса и развития детей в раннем возрасте. Родители первично воздействуют на формирование ...