Методическая разработка по организации духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации «Родные корни, новые ветви»
методическая разработка (подготовительная группа)

Кузнецова Марина Александровна

Данная методическая разработка посвящена духовно - нравственному воспитанию в ДОУ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Телесный труд доставляет сердцу чистоту;

УТВЕРЖДЕНО:

ИП Стуглева Л.В.

Руководитель

ДРЦ «Ключ Разумения»  

_____________

Л. В. Стуглева

«_____» ___________2025 г.

Методическая разработка

по организации духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации

 «Родные корни, новые ветви»

Номинация: «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации»

Возраст детей: от 5 до 7 лет

Срок реализации: 1 год (2022-2023 учебный год)

Автор:

Кузнецова М.А. – воспитатель

г. Гатчина

Гатчинская епархия

Санкт-Петербургская митрополия

kusma71@rambler,ru

+79117281235

2025 г.

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Полномочный представитель Президента Российской Федерации

в Северо-Западном федеральном округе

Министерство просвещения Российской Федерации

Ежегодный Всероссийский конкурс работ в области педагогики, воспитания

и работы с детьми и молодёжью до 20 лет

«За нравственный подвиг учителя»

Кузнецова Марина Александровна

Название работы:

Методическая разработка

по организации духовно-нравственного воспитания в дошкольной

образовательной организации

«Родные корни, новые ветви»

Номинация: «За организацию духовно-нравственного воспитания

в образовательной организации»

Краткая аннотация работы:

Данная разработка посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания воспитанников дошкольных учреждений.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всесторонне развитой личности. Трудолюбие, уважение к старшим, традиционные семейные устои не должны отходить на второй план или отвергаться подрастающим поколением. Поэтому необходимо создать условия, в которых дети могли бы не только получать знания, но и воспитываться в атмосфере духовно-нравственности, уважения к труду и духовных русских традиций.

Материал был апробирован и внедрен в: Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Сиверская гимназия»; Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждение детский сад № 42 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений, педагогов, работающих над духовно-нравственным развитием детей.

«___» __________ 2025 г.                        _____________/_______________

                                                                        (подпись)            (расшифровка)

П/П

СОДЕРЖАНИЕ

НОМЕР СТРАНИЦЫ

Введение

4

Актуальность

7

Новизна Организации

11

Система программных мероприятий для Организации духовно-нравственного воспитания в организации

14

Механизм взаимодействия в организации духовно-нравственного воспитания в образовательной организации

17

Методология Организации

19

План реализации Организации

20

Процесс реализации Организации

25

Эффективность взаимодействия образовательной организации с социальными партнерами

27

Состояние духовно-нравственной атмосферы в группе и педагогическом коллективе

29

Методическое обеспечение

31

Материально-техническое обеспечение

31

Инновационность образовательного процесса в Организации

31

Продукты Организации

32

Результативность организации духовно-нравственного воспитания. Вывод

33

Информирование Организации

36

Методические рекомендации

Итоговый вывод на Организацию «Родные корни, новые ветви» от нашего духовника

36

Распространение опыта

38

Нормативная база

39

Использованная литература

40

Интернет-ресурсы

42

Приложения

43


«Телесный труд доставляет сердцу чистоту;

чистота сердца служит причиной того,

что душа приносит плод»

Прп. Антоний Великий

  1. Введение

Представляю наш негосударственный православный детский центр ИП Стуглева Л.В. (Детский православный развивающий центр «Ключ разумения»), который находится в Ленинградской области, город Гатчина.

Наше учреждение имеет три направления: 1. Детский православный сад с группами от 1,5 до 7 лет. Детский православный садик – это та образовательная среда, где формируются начальные основы веры и духовные ценности; 2. Дополнительные студии (логопед, английский язык, шахматы, ментальная арифметика); 3. Дополнительные занятия с детками ОВЗ и ДЦП (сенсорная интеграция, подготовка к школе, детский психолог).

Современное общество сталкивается с проблемой утраты духовно-нравственных ценностей, что особенно ощутимо в системе воспитания и образования подрастающего поколения. В условиях стремительного развития технологий и глобализации связь поколений, трудолюбие и уважение к культуре предков все чаще отходят на второй план. Современные дети всё реже соприкасаются с традиционной культурой и мало знают о житии Святых. В связи с этим возникает необходимость в создании образовательных сред, где дети могли бы не только получать знания, но и воспитываться в атмосфере нравственности, уважения к труду и духовных традиций.

Методическая разработка «Родные корни, новые ветви» (далее Методическая разработка) -это пособие, в котором подробно представлен ход по организации духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной организации. В данной работе мы представляем опыт педагогической деятельности, который был систематизирован, осмыслен и обобщен по совершенствованию в организации духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной организации и может быть использован в практической работе.

Рассмотрим понятие «организация духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной организации» это:

  • система духовно-нравственных ценностей личности ребенка. Направлена на воспитание: гражданственности, патриотизма, любови к природе, уважение к традициям семьи, творчества, способности к саморазвитию, терпимости, смирению, бескорыстия и великодушия, воспитанию культуры чувств, трудовой деятельности. Разработка программ и проектов;
  • Состояние духовно-нравственной атмосферы в группе и педагогическом коллективе. Важно, чтобы в центре была обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности;
  • Вовлеченность всех участников образовательного процесса в деятельность по реализации программы духовно-нравственного воспитания;
  • Эффективность взаимодействия образовательной организации с социальными партнерами в процессе реализации программ;
  • Уровень информационно-методического и материального обеспечения модели дополнительной деятельности в системе духовно-нравственного воспитания; 
  • Профессиональная позиция воспитателей и коллектива в целом. Важно изучить профессиональные ориентиры педагогического коллектива в сфере воспитания, адекватность избираемых форм работы, базовые ценности педагога методов и средств воспитательной работы ценностям; 
  • Интеграция взаимодействия со всеми социальными партнерами жизнедеятельности (центр, семья, церковь, учреждения дополнительного образования и культуры).

Методическая разработка «Родные корни, новые ветви» предназначена для передачи опыта и помощи по организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В данной работе показана интеграция в общеобразовательную программу с православным компонентом, следующих программ:

  • «Добрый мир» автор Шевченко Л.Л., которая направлена на духовно-нравственное воспитание детей на основе ценностей отечественной культуры: Труд людей (профессии): Знакомство с трудом и жизнью Святых; Забота о животных; Знакомство с производством; Уважение труда; Любовь к ближнему; Развить чувство ответственности; Экологическое воспитание; Любовь Господа Бога к нам, Благодарение Господа Бога за все.
  • Нами разработанная дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей «Свет русских традиций», которая предназначена для закладывания зерна духовности и патриотического воспитания у детей. Основа Программы состоит из любови к Богу, родителям, ближнему, Родине, воспитание гордости за историю русского народа и на осуществление хозяйственной деятельности людей на земле.

Также в Методическую разработку был включён нами разработанный годовой проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольника на основе ценностей отечественной культуры», целью которого является: формирование у детей знаний о значении труда в духовно-нравственном воспитании, социокультурных норм, возрождение культурных ценностей и культурных традиций российского народа.

При формировании развития и передачи детям традиционных исторических ценностей русского народа и побуждение в детях любви к своей семье, земле и к своей Отчизне, мы опирались на Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”.

  1. Актуальность

Современное общество сталкивается с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В современных условиях, технологического прогресса и изменения традиционного уклада жизни важно сохранить исторические, культурные и духовные ценности, привить детям любовь к труду, уважение к своей семье, традициям и Родине.

Методическая разработка по организации духовно-нравственного воспитания «Родные корни, новые ветви» направлен на формирование у детей осознанного отношения к труду, развитие духовно-нравственных качеств, через изучение православных традиций, истории России и трудовой деятельности.

В наше непростое время специалисты, занимающиеся нравственным воспитанием детей дошкольного возраста, бьют тревогу. Многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что в их сознании постепенно размывается грань между добром и злом, а в школьные годы этот процесс только усиливается. Почему это происходит?

Одной из причин является то, что сейчас во многих современных семьях материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления ο доброте, великодушии, справедливости, патриотизме. Отмечен также высокий уровень детской агрессивности, вызванный общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Также стал актуальным вопрос труд во благо Отчизны – это честная и хорошая работа в любой сфере человеческой деятельности, когда человек трудится не только ради денег, но и ради того, чтобы его труд приносил пользу другим людям.

Среди этих и многих других причин есть еще одна серьезная причина – жизнь детей наполнена и даже переполнена самой разнообразной негативной информацией и зачастую смотрят жестокие мультфильмы и фильмы. И тогда у многих из ребят в душе вместо детских впечатлений, радости и удивления от соприкосновения с чудесами творения поселяется убогий и разрушительный мир.

Зачастую в воспитательном процессе, несмотря на все прилагаемые усилия педагогов, значительную роль играют общественные факторы и внешние. Среди проблем в сфере духовно – нравственного воспитания дошкольников сегодня выделяют такие как:

  • Нестабильная психоэмоциональная атмосфера в некоторых семьях,
  • Размытые нравственные ориентиры в обществе,
  • Отсутствие интереса к народным традициям, промыслам, рукоделию,
  • Агрессивное влияние средств массовой информации,
  • Доступ детей к смартфонам, планшетам и другим электронным устройствам, подменяющим интерес к книгам и истинные ценности межличностного общения.

Задачами педагогов, являются решение вышеуказанных отрицательных факторов, следование образовательным стандартам, ориентирование подрастающего поколения на базовые национальные ценности, приобщение к русским народным традициям, соблюдение принципов духовно – нравственного воспитания.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. 

Педагогическая целесообразность и практическое примените

При формировании развития и передачи детям традиционных исторических ценностей русского народа и побуждение в детях любви к своей семье, земле и к своей Отчизне, мы опирались на Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”.

  Также актуальность Организации состоит в том, что современные городские дети мало знают о житии Святых. Духовно-нравственное воспитание основано на знаниях жизненного пути Святых: Иона Кронштадского, Серафим Вырицкий и Мария Гатчинская. Житие через смирение, любовь, труд. Труд прежде всего над, как работа над собой с заботой о ближних и любовь к ним.

При первичном мониторинге детей было выявлено, что большинство детей не знают имена святых, мало помогают родителям и не умеют ухаживать за меньшими нашими (животными) и помогать родным и близким. Таким образом мы подтверждаем актуальность нашей Организации.

В нашей работе мы покажем труд, как духовную составляющую, в жизни общества и каждого человека имеющую определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его будущее. Отечественная культура играет важную роль в нашей жизни. Оно обеспечивает нас пищей, одеждой и другими необходимыми ресурсами. Поэтому важно знать, сколько труда, профессиональных качеств и технологий заложены в процесс выращивания и производства продуктов.

Мы стараемся помогать нашим деткам понять, что такое доброта, честность и терпение. Стремимся воспитывать в них любовь к ближнему и заботу о слабых. Методическая разработка направлена на удовлетворение запросов в сфере образования православных родителей (законных представителей детей) и родителей, для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание в духе исторически сложившихся православных традиций является важнейшим компонентом образования.

Наша работа «Родные корни, новые ветви» была использована и апробирована в дошкольных организациях:

 1.Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Сиверская гимназия»;

2.Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждение детский сад № 42 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.Хочу такой сайт

Вышеуказанные дошкольные учреждения выразили: «Благодаря Организации наши воспитанники познакомились с семейными реликвиями, научились понимать значимость сохранения традиций и бережного отношения к культурному наследию. Важно отметить, что Методическая разработка может быть реализована в любом регионе России, поскольку она адаптирована под особенности национальной идентичности и позволяет интегрировать традиции разных народов. Педагоги отметили, что такая работа:

  • Позволила систематизировать и интегрировать в образовательный процесс дополнительные программы, новые материалы, элементы духовно-нравственного воспитания, познания новых направлений, созданию эмоционально насыщенной и мотивирующей среды.
  • Способствовала доброжелательной атмосферы в педагогическом коллективе и группе воспитанников» - тезис от рецензии заведующей МБОУ «Сиверская гимназия».

Разработанная Методическая разработка по организации духовно-нравственного воспитания может быть использована для:

  • образовательных дошкольных учреждений;
  • православных дошкольных образовательных организаций;
  • семейных детских садов;
  • воскресных школ;
  • центров и клубов по духовно-нравственному воспитанию детей и педагогическому сопровождению родителей;
  • православных групп на базе государственных и муниципальных дошкольных
  • семейного воспитания.

  1. Новизна Методической разработки

Новизна Методической разработки заключается в интеграции духовно-нравственного воспитания с трудовым воспитанием на основе отечественной культуры. В отличие от традиционных программ, данная работа:

1.        Соединяет православные ценности с трудовым воспитанием – через житие Святых показывает детям важность труда не только как физической деятельности, но и как духовного подвига.

2.        Использует национальные традиции в воспитании – работа приобщает детей к ремеслам, растениеводству и животноводству, связывая это с православными праздниками и народными обычаями.

3.        Формирует осознанное отношение к труду – дети не просто получают знания, а через практическую деятельность осознают его значимость для общества и личного развития.

4.        Комплексно развивает личность ребенка – соединяет физическое, духовное, эстетическое и интеллектуальное развитие, делая обучение осмысленным и увлекательным.

Таким образом, Методическая разработка представляет собой сведения о рациональной организации образовательной деятельности, эффективных методов и формы взаимодействия,  уникальную методическую модель, которая сочетает традиционные ценности, современные педагогические подходы и реальную практическую деятельность, направленную на формирование гармоничной личности.

Педагогическая целесообразность представленной работы обусловлена тем, что в основу нашей образовательной системы заложено трудовое воспитание, которое является важнейшим элементом формирования личности ребенка. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Бог наложил на человека труд не для наказания и мучения, но для вразумления и научения его». Мы используем трудовую деятельность в отечественной культуре как практический и познавательный инструмент, позволяющий детям не только понять значение труда, но и приобщиться к духовным истокам.

Воспитание в духе православных ценностей способствует формированию у детей следующих качеств:

  • любви и уважения к родителям, заботы и смирения;
  • любви к родине через знание и почитание ее культуры;
  • благодарности Господу и понимания важности духовного развития;
  • доброты и стремления к добродетели;
  • любви к семье, ближним, родному краю и Отчизне;
  • преданности русским народным традициям;
  • уважения к труду и стремления к созидательной деятельности.

Представленная Организация направлен на создание благоприятной среды для всестороннего развития детей, их духовного становления и формирования ценностей, которые будут служить им прочной основой на протяжении всей жизни.

Возможность использования работы в практике других регионов: методические разработки Организации  могут быть адаптированы и применены в дошкольных учреждениях по всей России. Программа интегрируется в федеральные образовательные стандарты (ФГОС ДО) и включает православный компонент.

  1. Система программных мероприятий для Организации духовно-нравственного воспитания в организации

Сроки реализации Организации

2022-2023 гг.

Участники

- Педагоги детского развивающего центра «Ключи Разумения»

- Воспитанники

- Родители воспитанников

- Духовный попечитель ДРЦ «Ключ разумения» - отец Александр Асонов

- Совет Ветеранов Войны Труда Вооруженных Сил и Правоохранительных Органов Гатчинского муниципального района и г. Гатчина Ленинградской области

- Руководство АО «Гатчинское»

- Псково-Печерский монастырь

- Музыкальный руководитель, СПГБУ ДО «Санкт-Петербургская школа №34»

- Преподаватели и ученики АНО ОУ «Школа имени Александра III»

- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию № 15" (п. Вырица)

- ГБПОУ ЛО Гатчинский педагогический колледж имени К. Д. Ушинского

- МБДОУ «Детский сад №24 комбинированного вида»

Общеобразовательные программы

- Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

- Федеральная Общеобразовательная Программа (ФОП)

Дополнительные программы

-Разработали дополнительную общеобразовательную программу «Свет русских традиций»,

-Православная программа «Добрый мир. Православная культура для малышей» в современной системе дошкольного образования» автор Л.Л. Шевченко,

-Разработали дополнительную профессиональную общеобразовательную программу в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»

Проектная деятельность

А) Проект «Сельское хозяйство, и мы» совместно с Акционерным обществом "Гатчинское", молочный комбинат п. Большие Колпаны;

Б) Проект «Вместе весело читать» совместно с Детской библиотекой МБУ «ЦБС города Гатчины».

 Участие в тематических семинарах, детки являются активными абонентами библиотеки (1 раз в две недели меняем книги);

В) Проект «Ветеран живет рядом» совместно с Советом Ветеранов Войны Труда Вооруженных Сил и Правоохранительных Органов Гатчинского муниципального района и г. Гатчина Ленинградской;

Г) «Экологическое и духовно – нравственное развитие детей в рамках педагогического партнёрства между дошкольными учреждениями» совместно с Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением центром для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию № 15" (п. Вырица).   

 (Телемосты, проведение совместных праздников, оформление подарков под праздники детьми и обмен подарками)

Д) «Небесный заступник нашего края: святой преподобный Серафим Вырицкий» совместно с Школой имени императора Александра III.

Е) Духовно-нравственный итоговый проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольника на основе ценностей отечественной культуры», совместно с вышеперечисленными социальными партнерами

Ожидаемые результаты Организации

  1. У детей сформируются представления о культуре своей родины.
  2. Будет заложено положительное отношение к труду.
  3. Сформируется целостное мировосприятие через представление о мире как творении Божием.
  4. Обогатится словарный запас через знакомство с православной и русской народной культурой.
  5. В детях будут заложены основы жизни в традициях и любви к Господу и родине.
  6. В детях воспитается уважение к старшим, желание помогать им.

  1. Механизм взаимодействия в организации духовно -нравственного воспитания в образовательной организации

Заключаются в:

  • воспитании нравственных качеств воспитанников мы организовали работу с ветеранами, которые были детьми в Великую Отечественную войну города Гатчина: проводили для них праздники «Снятие блокады» и «День Победы» и совместные занятия по художественному творчеству (рисование «Вечный огонь»), выезжали с ними к памятникам Великой Отечественной Войны.
  • познавательном развитии детей с наглядными и практическими методами в образовательном процессе. Мы использовании потенциал взаимодействия с социальным партнером молочным комбинатом АО «Гатчинское», создания условий для раскрытия и интеграции духовно-нравственного воспитания детей через знакомство с сельскохозяйственной отраслью с помощью экскурсий на ферму на транспортный двор;
  • духовно-нравственном воспитании с взаимодействием русской православной церковью ведется с помощью окормления нашего центра духовным попечителем иереем Александром Асоновым. Служение духовного попечителя в детском православном садике – это особая особая благодарная и благодатная миссия, которая требует преданности и любви к детям, вере к Богу. Это необычайно важное и ответвлённое дело, ведь детский возраст – это время формирования личности и мировоззрения ребенка.

При встречах духовного попечителя с детками, проходят молитвы и погружение их в атмосферу духовности. Дети с интересом слушали истории о жизни святых и усваивают традиции православного христианства. Мы проводили разнообразные творческие занятия, где дети могут выразить свою фантазию и таланты. Рисование и лепка помогают детям раскрыть свое внутреннее мироощущение и улучшить мелкую моторику. Особое внимание уделяется формированию ценностей и нравственных качеств. Мы стараемся помогать нашим деткам понять, что такое доброта, честность и терпение на занятиях по изучению Закона Божьего. Стремимся воспитывать в них любовь к ближнему и заботу о слабых. Важной задачей духовника является формирование правильного образа мышления у детей, введение их в духовный мир радости, мира и добра. Духовный попечитель помогает детям понять и осознать значение церковной жизни.

  • Также взаимодействие с православной церковью проходит с помощью Псково-Печерского монастыря. В наше время можно посетить любое заведение, не выезжая из группы, вот и мы идем в ногу со временем и виртуально посетили ферму Псково-Печерского монастыря и детки увидели, как монахи заботятся о братьях наших малых.
  • Музыкальное развитие при взаимодействии с музыкальным руководителем, СПГБУ ДО «Санкт-Петербургская школа №34». Через приобщение к музыкальному искусству в ребенке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Музыкальный руководитель с детками, воспитателями и родителями организовывает тематические праздники, занятия по общеобразовательной программе с православным компонентом, которые прописаны в календарном плане и интегрирует дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
  • Речевое развитие и приобщение к истокам русской народной культуры

осуществляется с помощью преподавателей и учеников АНО ОУ «Школа имени Александра III» при проведении совместных праздников «Капустник», «Рождество Христово», «Масленица» дети разучивают колядки, стихи, скороговорки, частушки, песни. Можем отметить, что при проведении выше перечисленных мероприятий у нас идет процесс преемственности и наставничества по идеям великого педагога К. Д. Ушинского, которые остаются актуальными и по сей день.

  • Нравственное воспитание и речевое развитие осуществляется при взаимодействии с Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию № 15" (п. Вырица), через совместное проживание праздников и МБДОУ «Детский сад №24 комбинированного вида».
  • Прохождение практики у студентов ГБПОУ ЛО Гатчинский педагогический колледж имени К. Д. Ушинского на нашей площадке, дает возможность показать, как ведется воспитательный и образовательный процесс с детками, и взаимодействие со всеми социальными партнерами
  • Взаимодействие педагога с семьей как малой Церковью, укрепляет навыки христианского благочестия и добродетельной жизни и деятельное включение семьи в воспитательно-образовательный процесс детского православного развивающего центра.

  При беседах с родителями о нашей Организации было выявлено:

  1.Заинтересованность в выбранных тем.

  2.Добрые воспоминания своего детства и помощь бабушке и дедушке на огороде или с уходом за домашними животными (проведение летних каникул в деревне)

  3.Возможность оказания помощи (сопровождение во время экскурсии на ферму, в подготовке и проведение совместных мероприятий и праздников в русских народных традициях, в организации выставок, конкурсов, мастер-классов)

 4. Проведения бесед в домашних условиях на темы, указанные в плане работ.

 5. Возможность экспериментирования в домашних условиях. Тема: «Домашняя лаборатория. Эксперименты с молоком».

 6. Рассматривание в домашних условиях фотографий родственников (связь поколений).

Схема 1. Механизм взаимодействия в организации духовно-нравственного воспитания в образовательной организации

Механизм взаимодействия в организации духовно-нравственного воспитания, который показан на Схеме 1, позволил нам увидеть взаимодействие с родителями и социальными партнерами, в следствии чего повысилась вовлеченность и погружение детей в наш проект, и позволило нам максимально приблизиться к выполнению поставленных нами целей и задач.

  1. Методология Организации

Цель организации: воспитание детей в духе православия, формирование нравственных чувств (чести, долга, милосердия, дружелюбия, позитивного отношения к людям), возрождение семейных ценностей и национально- культурных традиций.

Задачи: 

Обучающие:

  • приобщить воспитанников к русской национальной культуре;
  • формировать у детей целостное мировосприятие через представление о мире как творении Божием;
  • формировать понимание важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи между людьми разных профессий.

Развивающие:

  • развивать речь через обогащение словарного запаса путем знакомства с православной и русской народной культурой;
  • развивать выразительность речи через пересказы, инсценировки и чтение вслух;
  • развивать вкус через знакомство с творчеством русской культуры.

Воспитывающие:

  • заложить основы жизни в традициях и любви к Господу и родине;
  • воспитывать уважение к старшим, желание помогать им;
  • воспитывать всесторонне развитую личность.
  1. План реализации Организации

Организация разработан с учётом принципов развивающего обучения, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, а также направлена на развитие духовно-нравственных ценностей. Состояние духовно-нравственной атмосферы в группе и педагогическом коллективе, Эффективность взаимодействия образовательной организации с социальными партнерами, интеграции взаимодействия социальных партнеров.

I этап – подготовительный:

•        Диагностика воспитанников и получение начальных результатов для реализации проектов в Организации (см. Приложение 7)

•         повышение профессиональной компетентности педагогов в организации духовно-нравственной культуры в детском саду через реализацию православной программы «Добрый мир» (см. Приложение 3)

•        изучение и обобщение педагогического опыта в области экологического воспитания в дошкольных учреждениях (обдумывание идеи Организации, сбор информации);

•        консультации и беседы с духовным попечителем иереем Александром Асоновым;

•        формирование организации сотрудничества с родителями, обсуждение тем, составление плана реализации Организации, распределение между родителями тем рисунков при оформлении выставок, консультация на тему «Подготовка родителей к работе», исследовательская деятельность см. Приложение 2;

•        подбор художественного, дидактического и методического материала для детей;

•        внедрение элементов программы дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»;

•        налаживание контактов и подписание договора ос социальном сотрудничестве с Акционерным Обществом «Гатчинский»;

•        налаживание контактов с Псково-Печерским монастырём (сельскохозяйственные угодья и коровник);

•        известно, что основным видом деятельности детей является игра, поэтому знакомство детей с профессиями работников сельского хозяйства предполагается осуществлять через сюжетно-ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, имеется в виду преимущественно совместная сюжетно ролевая игра, результатом которой будет создание макета фермерского хозяйства.

•        создание игрового дидактического пособие-макет «Труд на ферме. Забота о наших меньших»

•        создание уголка «Наш огород» для посадки лука. Ухаживанием и наблюдением за ростом растений.

 II этап - реализация: 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие:

•        Сюжетно-ролевая игра «Забота о домашних животных»

•        Сюжетно-ролевая игра «Молочный магазин»

•        Сюжетно-ролевая игра «Хлебный комбинат»

•        Театрализованная деятельность по сказке «Репка»

Образовательная область «Познавательное развитие»

•        Занятия по реализации Православной программы «Добрый мир».

•        Беседы: «Что вы знаете о труде?», «Что такое забота о младших наших братья?», «Что такое ответственность?», «Сколько труда затрачивается на изготовление хлеба?», «Помогаете ли вы родителям? Каким образом?», «Как трудились святые», и другие.

•        Показ презентаций: «Забота о братьях наших меньших», «Уважение к труду», «Хлеб его величество»

•        Занятия по ознакомлению окружающей природой: «Забота об домашних животных и их детенышах», «Его величество хлеб!», «Уважение к труду и умение выращивать растения».

•        Рассматривание картин из серии «Жатва», «Святой Сергий Радонежский в трудах», «Работа на ферме», «Наши помощники».

•        Дидактические игры: «Труд через профессии», «Кто, о ком заботится?», «Что за инструменты?», «Как помогает Господь?», «Чудесный мешочек», «Помоги маме», «Кто, что ест?»

•        Создание совместно с родителями музея «Музей молока» •        Показ мультфильмов: «Жизнь Серафима Саровского», «Жизнь Сергия Радонежского», «Сказка про смоляного бычка», «Вершки и корешки», «Трое из Простоквашино», русских народных сказок «Репка», «На лугу», «Тень-тень-потетень».

•        Экскурсии (в том числе виртуальные) в фермерские хозяйства Гатчинского района, на транспортный двор АО «Гатчинское», в коровник Псково-Печерского монастыря.

•        Познавательно-исследовательская деятельность: «Домашняя лаборатория», «Выращивание лука», «Изготовление из молока кефира и творога в домашних условиях».

Образовательная область «Речевое развитие»

•        Чтение художественной литературы по темам

•        Пословицы и поговорки, загадки о труде, хлебе, Родине

•        Заучивание стихотворений

Духовно-нравственное воспитание

•        Беседы-занятия с духовным попечителем с детьми и родителями на темы согласно Календарному плану.

•        Проживание праздника совместно с учениками школы имени императора Александра III - «Капустные посиделки» с русскими народными хороводами, знакомство с историей и практическими навыками квасить капусту. Видеоролик праздника выложено в социальные сети «В Контакт» https://vk.com/clips/detskiy_centr_gtn?z=clip-206966811_456239572.

•        Проведение праздников совместно с родителями и духовным попечителем «Рождество Христово» и «Масленица», вертепное представление и мастер-класс по раскрашиванию пряников, а также проживание выше перечисленных праздников с детьми сиротами Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию № 15" (п. Вырица).  

•        Беседы о помощи друг другу, помощь родным и забота о ближнем

•         Проведение семейных посиделок с духовным попечителем, родителями и детьми на тему «Светлая Пасха». Показ презентации «Светлая Пасха» и проведение мастер-класса по раскрашиванию яиц.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

•        Слушание и пение песен по темам

•        Возможность само выражаться с помощью художественного творчества (рисование): «Хлеб его величество», «Урожай на столе», «Пшеничное поле», «Работа на ферме», «Моя семья», «Сельскохозяйственная техника». Раскраски: «Труд Серафима Саровского», «Детство Сергия Радонежского», «Помощь семье», «Хлебобулочные изделия» и другие.

•        Лепка из солёного теста «Хлебобулочные изделия». Аппликации: «Мои братья меньшие – домашние животные».

•        Педагоги совместно с детьми конструировали макет «Забота о братьях меньших - домашнее подворье»

•        Проживание русских народных праздников: «Капустные посиделки», «Рождество Христово», «Масленица», «Светлая Пасха».

•        Совместные творческие работы детей и родителей по созданию выставки «Что нам осень подарила», «Музей молока», «Дом в деревне» (макет).

•        Проведение праздников для детей Великой Отечественной Войны «Снятие блокады» и «9 Мая», приобщение наших детей к истокам истории России.

Образовательная область «Физическое развитие»

•        Подвижные игры «Собери урожай», «Наседка и цыплята», «Кролики», «Кто бросит дальше мешочек», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано»

•        Хороводные игры «Каравай», «Заинька попляши», «Дударь»

•        Развлечение «Зимние забавы».

•        Практическое занятие «Домоводство» на тему: «Ремонт техники», «Изготовление пиццы»

Решение проблемных вопросов при реализации основного этапа:

Что такое труд? Что такое забота и ответственность за ближнего? Каких святых вы знаете, которые трудились? Какие профессии вы знаете? Какие профессии вы знаете в растениеводстве? Кто живёт на ферме? Почему надо беречь продукты? Что такое совместный труд?

III этап – заключительный:

•        Диагностика воспитанников

•        Демонстрация выставки продуктов проектов в Организации

•        Подготовка презентации и видеофильма по итогам проектов и в целом в Организации

•        Вручение наград участникам проектов

•        Объявление благодарности родителям и детям

•        Мониторинг результатов реализации Организации и формирование перспектив дальнейшего развития системы духовно-нравственного образования и воспитания. (см. Приложение7)

  1. Процесс реализации Организации

На начало работы над Организацией в центре числится более 9 основных сотрудников. С партнерами - участниками Организации были заключены договора и договоры о социальном партнерстве см. Наш духовный попечитель – иерей Александр Асонов имеет высшее образование: Санкт-Петербургская православная духовная академия, Богословие, АНО «Центр развития русской культуры и философии», преподаватель высшей школы в сфере «Преподавания религиоведения и теологии», Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, СПб, магистр «Религиоведение», Частное образовательное учреждение высшего образования «Русская христианская гуманитарная академия», по специальности «Теология».

         Педагоги, участвующие в Организации, имеют высшее и профессиональное педагогическое образование и посещают церковь.

Налимова Н.А.- педагог-психолог, стаж работы более 25 лет. Образование: Педагогическое училище № 2, г. Красноярск «Воспитатель в дошкольных учреждениях», Красноярский государственный педагогический университет, «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии по специальности дошкольная педагогика и психология» .

Кузнецова М.А. воспитатель высшей категории - стаж работы более 25 лет. Образование: Переподготовка, СПб академия постдипломного педагогического образования по программе «Теория и методика обучения (дошкольное образование)» по квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста». Профессиональное образование «ПУ №43» по специальности «Пользователь ПК», курсы повышения квалификации «Интернет – технологии в деятельности учителя», ЛОИРО по курсу «Технологические основы ДПТ». Сайт педагога: https://nsportal.ru/kuznecova-marina-aleksandrovna

9. Эффективность взаимодействия образовательной организации с социальными партнерами

В участии Организации духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации принимало участие 9 социальных партнеров, которые с удовольствием выразили желание помочь нам в воспитании подрастающего поколения. Взаимодействие с социальными партнёрами показана на Схеме 2.

Схема 2. Взаимодействие с социальными партнёрами

В рамках Организации мы организовали работу с детьми Великой Отечественной Войны (ветеранами), которые были детьми в Великую Отечественную войну города Гатчина: проводили для них праздники «Снятие блокады» и «День Победы» и совместные занятия по художественному творчеству (рисование «Вечный огонь»), выезжали с ними к памятникам Великой Отечественной Войны, посещали музей Красногвардейского укрепрайона, совместная пешая экскурсия "Улицы моего города", изготавливали подарки для участников СВО. (см. Приложение3  https://vk.com/wall-206966811)

Мы использовали потенциал взаимодействия с социальным партнером молочным комбинатом АО «Гатчинское», создания условий для раскрытия и интеграции духовно-нравственного воспитания детей через знакомство с сельскохозяйственной отраслью с помощью экскурсий на ферму, на транспортный двор.

Взаимодействие с русской православной церковью ведется с помощью окормления нашего центра духовным попечителем иереем Александром Асоновым. Служение духовного попечителя в детском православном садике – это особая благодарная и благодатная миссия, которая требует преданности и любви к детям, вере к Богу. Это необычайно важное и ответвлённое дело, ведь детский возраст – это время формирования личности и мировоззрения ребенка.

При встречах духовного попечителя с детьми, проходят молитвы и погружение их в атмосферу духовности. Дети с интересом слушали истории о жизни святых и усваивают традиции православного христианства. Мы проводили разнообразные творческие занятия, где дети могут выразить свою фантазию и таланты. Рисование и лепка помогают детям раскрыть свое внутреннее мироощущение и улучшить мелкую моторику. Особое внимание уделяется формированию ценностей и нравственных качеств. Мы стараемся помогать нашим деткам понять, что такое доброта, честность и терпение на занятиях по изучению Закона Божьего. Стремимся воспитывать в них любовь к ближнему и заботу о слабых. Важной задачей духовника является формирование правильного образа мышления у детей, введение их в духовный мир радости, мира и добра. Духовный попечитель помогает детям понять и осознать значение церковной жизни.

Также взаимодействие с православной церковью проходит с помощью Псково-Печерского монастыря. В наше время можно посетить любое заведение, не выезжая из группы, вот и мы идем в ногу со временем и виртуально посетили ферму Псково-Печерского монастыря и детки увидели, как монахи заботятся о братьях наших малых.

Музыкальное развитие при взаимодействии с музыкальным руководителем, СПГБУ ДО «Санкт-Петербургская школа №34». Через приобщение к музыкальному искусству в ребенке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Музыкальный руководитель с детками, воспитателями и родителями организовывает тематические праздники, занятия по общеобразовательной программе с православным компонентом и интегрирует дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»

Речевое развитие и приобщение к истокам русской народной культуры осуществляется с помощью преподавателей и учеников АНО ОУ «Школа имени Александра III» при проведении совместных праздников «Капустник», «Рождество Христово», «Масленица». Дети разучивают колядки, стихи, скороговорки, частушки, песни. Можем отметить, что при проведении выше перечисленных мероприятий у нас идет процесс преемственности и наставничества по идеям великого педагога К. Д. Ушинского, которые остаются актуальными и по сей день.

Нравственное воспитание и речевое развитие осуществляется при взаимодействии с Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию № 15" (п. Вырица), через совместное проживание праздников и МБДОУ «Детский сад №24 комбинированного вида».

Взаимодействие педагога с семьей как малой Церковью, укрепляет навыки христианского благочестия и добродетельной жизни и деятельное включение семьи в воспитательно-образовательный процесс детского православного развивающего центра.

  При беседах с родителями о наших проектах было выявлено:

  1. Заинтересованность в выбранных темах проектов.

  2. Добрые воспоминания своего детства и помощь бабушке и дедушке на огороде или с уходом за домашними животными (проведение летних каникул в деревне)

  3. Возможность оказания помощи в проектах (сопровождение во время экскурсии на ферму, в подготовке и проведение совместных мероприятий и праздников в русских народных традициях, в организации выставок, конкурсов, мастер-классов)

 4.  Проведения бесед в домашних условиях на темы, указанные в плане работ.

 5.  Возможность экспериментирования в домашних условиях. Тема: «Домашняя лаборатория. Эксперименты с молоком».

 6. Рассматривание в домашних условиях фотографий родственников (связь поколений).

Взаимодействие с родителями и социальными партнерами позволили повысить вовлеченность и погружение детей в нашу работу, и позволило нам максимально приблизиться к выполнению поставленных нами целей и задач.

10. Состояние духовно-нравственной атмосферы в группе и педагогическом коллективе

Состояние духовно-нравственной атмосферы в группе и педагогическом коллективе центра мы постарались оценить по нескольким параметрам:

  • Повышение компетентности педагогов. Для этого мы проводили различные мероприятия: педсоветы, консультации, семинары, мастер-классы, обучение.
  • Создание развивающей среды. Для духовно-нравственного развития ребёнка мы старались жить в атмосфере любви, заботы, уважения, терпения, взаимопомощи между всеми людьми в центра: детьми, педагогами, обслуживающим персоналом.  
  • Приобщение детей к культуре своего народа. Обращение к отеческому наследию (проживание праздников), воспитывает уважение и гордость за землю, на которой живут дети.  
  • Взаимодействие с учреждениями и структурами, связанными с духовно-нравственным воспитанием. У нас тесная связь с представителями комитета образования города Гатчины, с которыми советуемся по организации образовательного процесса и Русской православной церковью в лице духовного попечителя иерея Александра Асонова и Гатчинской епархии.

В следствии наблюдения за детьми мы выявили, что у нас возникли некоторые показатели положительной духовно-нравственной атмосферы:

  • Воспитанники начали понимать и имеют представления о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях.  
  • Дети подготовительной группы могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей.  
  • Воспитанники начали проявлять внимание, милосердие и отзывчивость по отношению к другим людям, оказывают помощь нуждающимся, заботятся о живом.  

Так как мы планируем продолжать внедрять и насыщать нашу Организацию духовно-нравственного воспитания в организации, то мы запланировали в 2024-2025 гг. оценить состояния духовно-нравственной атмосферы в центре. Он нам поможет выявить недостатки в работе, установить их причины и наметить пути их устранения.

11.Методическое обеспечение Организации

Система образования в детском саду основана на духовно-нравственных и патриотических ценностях. Основная программа для всех групп составлена согласно Федеральной образовательной программой с православным компонентом ФГОС. Программа по развитию речи ведется по программе РКШ, по пятницам у нас проходят занятия по православной программе Л.Л. Шевченко «Добрый мир» с учебниками, тетрадями и методическим пособием для воспитателей. Методическое обеспечение Организации (см. Приложение №1 (файл).

12. Материально-техническое обеспечение

В здании нашего центра созданы необходимые условия для реализации Организации. Организован доступ педагогов к средствам ИКТ и Интернет-ресурсам.

Материально-техническое обеспечение используются в контексте с комплексно-тематического планированием и для обеспечения тематики непосредственно образовательной деятельности, совместной, самостоятельной деятельности и в ходе режимных моментов.( Приложение №2 (файл).

13. Инновационность образовательного процесса в Организации

Организация «Родные корни, новые ветви» - это процесс улучшения и внедрения в систему образовательной деятельности ДРЦ новых путей в духовно-нравственном воспитании через приобщение к отечественной культуре: труд, забота, любовь к семье, к своей земле и Отчизне. Таким образом через освоение нововведений мы достигаем поставленных целей и задач. Данная технология, является совокупностью различных приемов, которые применяются в нашей работе.

Педагоги нашего центра использовали в работе с социальными партнерами, детьми и их родителями современные образовательные технологии, такие как: технологии проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии; технологии исследовательской деятельности; развивающие технологии; информационно-коммуникационные технологии; игровые технологии.

Инновации связаны с духовными потребностями человека, политическими и социальными преобразованиями, новыми явлениями общественной и духовной жизни.

На смену традиционным методам приходят инновационные и продуктивные, они направлены на развитие творческих способностей, самовыражение. Один из методов является – лэпбук. Универсальное пособие, которое является помощником наших проектов в Организации и самостоятельной деятельности наших детей. Он объединил обучение и воспитание в целостный образовательный процесс и дал педагогу построить деятельность на основе индивидуальных способностей и особенностей каждого ребенка. Мы изготовили лэпбуки: «Телесный труд доставляет сердцу чистоту. Растениеводство», «Забота о ближнем. Животноводство».(см. Приложение 4, 5)

14 Продукты Организации

В ходе работы были созданы следующие продукты деятельности педагогов и воспитанников:

1. Лэпбуки: «Телесный труд доставляет сердцу чистоту» (растениеводство),  «Преподобный Сергий Радонежский», «Забота о наших меньших» (животноводство).

 2. Альбомы рисунков по темам: «Его величество хлеб»», «Наши меньшие друзья», «Наша Победа».

3. Презентации по указанным темам: «Любовь к труду и своей земле», «Забота о братьях наших меньших», «Уважение к труду (профессии)», «Рождество Христово», «Капуста», «Светлая Пасха», «Житие Серафима Саровского», «Житие Серафима Вырицкого».

4. Сценарии праздников: «Капустник», «Рождество Христово», «Светлая Пасха» «Масленица», «День снятия блокады», «День Победы».

5.  Познавательно-экспериментальный уголок «Музей молока»

6. Практический продукт «Мой огород» (посадка лука, гороха)

7. Театрализация сказки «Репка»

8. Педагоги стали интересоваться житием святых земли русской.

15. Результативность организации

духовно-нравственного воспитания. Вывод

Включение дошкольников в деятельность продуманно таким образом, чтобы осознавалась и укреплялась связь поколений, и история русского народа в отечественной культуре, как неотъемлемая часть истории и культуры города, района и всей большой нашей страны России. Таким образом, наша Организация способствовал не только изучению данной отрасли, но и пониманию окружающей действительности, формирует самосознание и экологического воспитания.

Значимый вклад в духовно-нравственное воспитание детей в проектах Организации, внес духовный попечитель, отец Александр Асонов, который помог детям развить первоначальное чувство ответственности за свои поступки и соблюдение морально-этических норм, а также заложил зерно быть терпимыми и доброжелательными, заинтересовал детей к познанию и изучению библейских историй и потребность молиться и искать помощи у Бога.

Интеграция Организации с разными программами явилась очень важной, так как позволила расширить кругозор воспитанников, вывести познавательную деятельность за пределы детского сада и помогла педагогам превратить работу над Организацией в систему, которая объединила знания в единое целое, на основе чего у детей сформировалось целостное восприятие мира.

Творческий опыт помог детям выразить свои чувства и у них проявилось самовыражение.  После окончания Организации  и проведения мониторинга были выявлены следующие результаты:

У воспитанников:

  • Расширено умение детей размышлять на духовно-нравственные темы на основе прочитанного материала.
  •  Сформированы начальные навыки элементарного экспериментирования, направленные на выявление свойств объектов, расширен общий кругозор ребенка в предметных областях
  • Расширены представление детей о мире как творении Божием, о событиях и значении православных и русских народных праздников, через проживание этих праздников в детском центре
  • Заложено зерно понимания о труде людей, через профессии в отечественной культуре
  • После проведения виртуальной экскурсии в монастырь, дети увидели в монастыре труд и заботу о братьях наших меньших в монастырской жизни
  • В самостоятельной деятельности мальчики стали больше играть тракторами и сельскохозяйственной техникой, а девочки – готовить на детской кухне выпечку, поливать лук и заниматься домашними делами. Придумывать и играть в игры, связанные с семьей
  • Уважение труда: с удовольствием вызываются быть дежурными
  • Забота о ближнем: дети стали помогать друг другу одеваться при выходе на прогулку
  • Экологическое воспитание: воспитанники перестали ломать деревья и кусты на детской площадке
  • Уважение к хлебу и к продуктам: дети стали все съедать за обедом и не баловаться с хлебом
  • Практическое: применяют полученные знания и умения при посадке растений
  •  Побуждение детей к самостоятельному элементарному сельхоз труду (по отзывам родителей: дети вызывались поливать растения на дачных участках)
  • Пополнение словарного запаса детей названиями профессий работников сельского хозяйства.
  • Закреплены навыки коллективной работы, через игровые занятия, художественное творчество и ручной труд.

У педагогов:

  •  Воспитатели стали сплочение в проведении праздников, занятий и других мероприятий.
  • Приобщились к духовно-нравственному воспитанию и прекрасно владеют православной программой «Добрый мир» Шевченко Л.Л.
  • Общение с духовным попечителем взрастило первые ростки приобщение церкви
  • Общение с родителями привело к более тесному контакту и обсуждений тем по духовно-нравственному воспитанию наших детей.

У родителей:

  • Совместно с ребенком заинтересованность в темах, общие рассуждения беседы
  • Проведение экспериментов в домашних условиях с детьми, а также делиться опытом между родителями, в том числе в социальных сетях.
  • При экскурсиях на ферму, совместно с детьми проживали познавательную радость от увиденного;
  • Помощь родителей при организации и проведения русских народных православных праздников приобщила их к расширению знаний об духовно-нравственной стороне праздника, так как, выступает наш духовный попечитель.
  • Вовлеченность родителей в проекты в Организации, привело к тому, что родители проявляли инициативу и вносили новые идеи.
  • Родители заметили, что стали больше общаться с детьми в домашних условиях
  • Информированность о необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир профессии.

В представленной Организации были выполнены поставленные цель и задачи. Заложено зерно духовно-нравственных ценностей, любви к земле, городу и своей Отчизны, произошло понимание ценностей продуктов и бережное отношение к ним.  При привлечении родителей в организацию и проведения мероприятий мы увидели, что родители изменились: стали приходить на беседы к духовному попечителю, у них увеличилось общение с детьми на улице и в домашних условиях (новые темы для обсуждения мероприятий). Тесное взаимодействие с родителями повысило вовлеченность и погружение детей и их родителей позволило нам максимально приблизиться к выполнению поставленных нами целей и задач нашей Организации.

Результативность образовательного процесса, показана в презентации (см. Приложение 8)

16. Информирование Организации

В рамках подведения итогов Организации, была подготовлена презентация и видеоролик, которые были показаны на педсовете и родительском собрании. Видеоролик выложен в социальную сеть «ВКонтакте» https://vk.com/detskiy_centr_gtn., а также на педагогическом портале NS https://nsportal.ru/node/6504395

17. Методические рекомендации для воспитателей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

В рамках современной педагогики возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главной задачей здесь является развитие интереса у ребенка к народному творчеству связанным с родным краем, некоторым историческим событиям, декоративно-прикладному искусству, важно, чтобы заинтересованность сохранялась с раннего детства и до школьных лет. Поэтому так важна организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в семье, детском саду, тем более, что современные молодые родители, как правило, недостаточно знакомы с национальными традициями духовного воспитания. Дошкольное образовательное учреждение, при наличии определенных условий может возродить основы традиционного духовного воспитания детей. Для того чтобы начать работу в области духовно-нравственного воспитания необходимо соблюдение таких условий:

  1. Обеспечение программно-методической и художественной литературой;
  2. Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса;
  3. Профессиональная подготовка воспитателей.

Предметно-развивающая среда должна создаваться согласно возрастным особенностям воспитанников. В дошкольном учреждении должна быть библиотека с доброй и поучительной художественной литературой или посещение детской библиотеки, которая находится вблизи с учреждением, красочные книги с русскими народными сказками. Нужно организовывать встречи с духовным попечителем и определить план работы с темы на заданный период. В каждой возрастной группе стоит организовать уголок, с элементами русских народных костюмов, шапочки для инсценировок сказок, кукольные театры.

Приоритеты создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении:

1.Окружающие предметы должны быть национальными, так как это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они являются частью великого русского народа.

2. Составление уголка «Житие святых земли русской», в котором для детей будет литература, раскраски, стихи и журналы детской православной литературы.

3.Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о нравственных категориях.

4.Большое место в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

5.Нужно знакомить детей с народной декоративной росписью, потому что она увлекает ребят и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству. Вопросы духовно-нравственного воспитания включаются в занятия по образовательной программе, в перспективный и календарный планы (в виде интегрированных занятий или во время бесед с дошкольниками в повседневной жизни).

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении, является проведение сезонных и православных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осень к нам пришла», «Покрова Богородицы»; зимой — «Новый год», «Рождество», «День снятия Блокады», «Защитники Отечества»; весной — «Масленица»; «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Театрализация постановок жития «Георгия Победоносца», «Ксении Блаженной», «Сергия Радонежского», и других святых.

Игровая деятельность выступает важным средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Игры, направленные на духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Важным элементом в нашей работе остается сказкотерапия.

Воспитание, которое мы даем в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой пользы, если родители не будут стараться поддерживать и участвовать в мероприятиях совместно с детьми и социальными партнерами. Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что в работе с семьей необходимо уделять много внимания. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям осознать, что, прежде всего, именно в семье родители должны показывать пример своим поведением: заботы друг о друге, любви к ближнему, к Богу и своей Отчизне.

С мероприятия с родителями:

  • лекторий для родителей с участием священника;
  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
  • проведение и проживание совместных с родителями праздников, театральных постановок;
  • изготовление и подготовка материала, декораций к праздникам (пополнение театральной студии новыми куклами, реквизитом и т.д.);
  • круглые столы с педагогами;
  • консультации с духовным попечителем;
  • выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей;
  • обмен опытом по духовному воспитанию в семье;
  • выставки семейных работ к праздникам, создание плакатов, лэпбуков;
  • индивидуальное собеседование с педагогом, духовным попечителем.

Цель работы педагогов детского сада с родителями – просветительная работа, познакомить родителей с православной культурой и историей, рассказать про заповеди Божьи, пробудить к ней интерес, в соответствии с планом работы духовного попечителя смотрите Приложение.?

Мы представили методические рекомендации для педагогов, по организации духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной организации, потому что, работа по развитию духовно-нравственного и патриотического начала в детях сложна, многогранна и требует от воспитателя безграничной любви к детям, терпимости, радости в увиденные маленькие результаты, взаимопонимания с родителями, молитв у Господа Бога за детей и родителей, который посещают ваше учреждение. Мы закладываем в детей семена, которые взрастут в детских душах, для творения добра, мира и смирения.

18. Итоговый вывод на методическую разработку

 «Родные корни, новые ветви» от нашего духовника

Итоговые выводы духовного попечителя отца Александра Асонова.

Служение духовного попечителя в детском православном садике - это особая благодатная и благородная миссия, которая требует преданности и любви к детям, вере и Богу. Это необычайно важное и ответственное дело, ведь детский возраст - это время формирования личности и мировоззрения ребенка.

Детский православный садик - это та образовательная среда, где формируются начальные основы веры и духовные ценности. Несомненно духовник играет одну из ключевых ролей в этом процессе, помогая детям развивать веру, духовность и моральные принципы. Совершая служение духовного попечителя, осознаешь, что священник должен быть примером для подражания, заботиться о каждом ребенке и помогать им развивать свое внутреннее мироощущение.

Когда мы встречаемся с детками, то мы вместе молимся и погружаемся в атмосферу духовности. Дети с интересом слушают истории о жизни святых и усваивают традиции православного христианства. Мы проводим разнообразные творческие занятия, где дети могут выразить свою фантазию и таланты. Рисование и лепка помогают детям раскрыть свое внутреннее мироощущение и улучшить мелкую моторику.

Особое внимание уделяется формированию ценностей и нравственных качеств. Мы стараемся помогать нашим деткам понять, что такое доброта, честность и терпение. Стремимся воспитывать в них любовь к ближнему и заботу о слабых.

Важной задачей духовника является формирование правильного образа мышления у детей, введение их в духовный мир радости, мира и добра. Он должен учить истинным ценностям, например, бороться с эгоизмом, развивать собственные духовные активности, любить ближних и помогать нуждающимся.

Духовник в детском православном садике также должен помогать детям понять и осознать значение церковной жизни. Он призван проводить с ними богослужения, вводить в мир истинных ценностей, объяснять сакральное значение каждого деяния и слова. Благодаря этому дети будут понимать значение таинств и осознавать их глубокий смысл.

Еще одна важная роль духовника - помочь детям развить чувство ответственности за свои поступки и соблюдение морально-этических норм. Он должен научить детей быть терпимыми и доброжелательными, учить их правильному истолкованию библейских истории, развивать у них потребность молиться и искать помощи у Бога. При этом важно отметить, что духовник должен учить детей нематериальным добродетелям, поощрять развитие души, культуры и взаимопонимания.

19. Распространение опыта

Данная работа и его результаты можно использовать в практике других регионах России, так как проблема ценности труда человека, забота о семье, любовь к своей семье и Отчизне - всегда и везде важна для воспитания нравственных качеств: ответственности гражданина России не зависимо в каком регионе мы живем.

В Организации был представлен проект «Духовно-нравственное воспитание на основе культурных ценностей» на Х конференции Рождественских образовательных чтений Гатчинской епархии Русской православной церкви «Православие и отечественная культура: потери и приобщение минувшего, образ будущего. Выступление с докладом: «Опыт работы по преемственности дошкольника и общего образования в областях духовно-нравственного и патриотического воспитания. Приобщение детей к русской народной культуре».

Был проведен круглый стол на тему: Обмен опытом работы с особыми детьми. Методы и приёмы». Участники Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию № 15" (п. Вырица) и ДПРЦ «Ключ Разумения»

Программа была апробирована в СП Дошкольное отделение"Центр развития ребёнка" МБОУ "Сиверская гимназия" (гп Сиверский, Гатчинский район), отзыв педагогов см. Приложение

Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждение детский сад № 42 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.Хочу такой сайт

19. Нормативная база

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации"

2. СанПин СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».

3.Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”

4.Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" II. Целевой раздел Федеральной программы. П. 14.1

5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"). Раздел 3. Развитие человеческого потенциала. (п.5 Развитие культуры и средств массовой информации)

6. Указ Президента от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Раздел 2. Правительству Российской Федерации. П. 5. п.Б.5.12

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”

8. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

9. Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации.

10 Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

20. Используемая литература

  1. Беседа с дошкольниками о профессиях. Попова Т.В., 2005г.
  2. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. Потапова Т.В.- М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64с.
  3. Все профессии нужны все профессии важны // Ребенок в детском саду. Бутылкина Г.  - 2004. - №1. - С. 64.
  4. Введение дошкольника в мир профессий: учебно.- Методическое пособие. Кондрашов В.П. – Балашов: Николаев, 2004.
  5. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. / Николаева С. Н. М.: Просвещение, 2002. — 144 с.
  6. Вы любите проекты? // Данюкова А. Обруч. - 2001. - №4.- с.11-13.
  7. Дополнительные образовательные программы детско-родительских клубов / А.В. Тимощук, З.Н. Кюрджиева, С.С. Головань. – Тимашевск, 2021.
  8. «Добрый мир. Православная культура для малышей» // Методическое пособие для педагогов, специалистов системы дошкольного образования. Шевченко Л.Л. - Москва. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. С. 368.
  9. Кем мне стать? Шалаева Г.П. – М.: АСТ, 2010.
  10. Методическая литература под редакцией Л.Г. Горького и Т. Бондаренко.
  11. Мир агропрофессий будущего: дополнительная образовательная программа / А.В. Тимощук, Е.Я. Кибец, Ю.В. Бурлетова. – Тимашевск, 2021.
  12. Мы из блокады: Стихи. Воспоминания. Молчанов А.В. СПб.2007.
  13. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
  14. ОБЖ для дошкольников Т.П. Гарнилеева,
  15. Ознакомление с природой сдетском саду Соломенникова О. А.
  16. Организация проектной деятельности в ДОУ. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. - М.: УЦ «Перспектива», 2013. - 104 с.
  17. Природа и ребенок. / Шаехова Р.К. - Казань, 2002 г.
  18. Программа «Наш дом - природа»: блок занятий «Я и природа» / Рыжова Н. А. - М.: ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005. - 192 с.
  19. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. / Ашиков В. И., Ашикова С. Г. - М., 2007.
  20. Профессии, какие они? Шорыгина Т.А. Издательство ГНОМ и Д, 2010.
  21. Развитие речи в детском саду Г.А. Кошлева,2009 г
  22. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями. Шаламова Е.И. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
  23. Родной край Жуковская Р.И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А.
  24. Формирование представления о труде взрослых // Логинова В., Мишарина Л. Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10.- С. 56-63.
  25. Учимся, говорим, играем Г.И Сергеенко, 2006г.
  26. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Савенков А.И. Дошкольное воспитание.– 2000.– № 2.– С.8-17.
  27. Экологическое воспитание в детском саду. / Рыжова Н.А. - М.: Карапуз, 2000.

Интернет- ресурсы

  1. http://cycycsca.blogspot.com/p/blog-page_08.html Дошкольный мир: Федеральные государственные требования к предметно-развивающей среде.
  2. https://www.1urok.ru/categories/19/articles/64928 Ознакомление дошкольников с сельским хозяйством.
  3. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/05/06/pedagogicheskiy-proekt-detyam-o-selskom-hozyaystve - образовательная социальная сеть
  4. https://infourok.ru/razvitie-predstavlenij-starshih-doshkolnikov-o-selskohozyajstvennom-trude-sredstvami-detskoj-literatury-5273648.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольной образовательной организаций на основе национальных традиций коми народа в рамках реализации регионального компонента в ДОУ с учетом ФГОС ДО»

             Духовно - нравственное воспитание в детском саду – основа возрождения отечественной  культуры. Это понятие включает в себя духовность ...

Положение о конкурсе " Лучшая методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»

Положение о конкурсе " Лучшая методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» среди педагогов ДОУ....

Доклад «Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

laquo;Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» из опыта работы...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством использования доброжелательных технологий

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных кач...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Данная работа содержит краткую информацию по организации работы в духовно-нравственном направлении и примерное тематическое планирование для подготовительной группы, которое может быть образцом для на...

Удостоверение о повышении квалификации "Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях в контексте ФГОС ДО", 29.12.2021

Удостоверение о повышении квалификации "Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях в контексте ФГОС ДО", 29.12.2021...