Методическая разработка по организации духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации «Родные корни, новые ветви»
методическая разработка (подготовительная группа)
Данная методическая разработка посвящена духовно - нравственному воспитанию в ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Телесный труд доставляет сердцу чистоту;
УТВЕРЖДЕНО:
ИП Стуглева Л.В.
Руководитель
ДРЦ «Ключ Разумения»
_____________
Л. В. Стуглева
«_____» ___________2025 г.
Методическая разработка
по организации духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации
«Родные корни, новые ветви»
Номинация: «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации»
Возраст детей: от 5 до 7 лет
Срок реализации: 1 год (2022-2023 учебный год)
Автор: Кузнецова М.А. – воспитатель |
г. Гатчина
Гатчинская епархия
Санкт-Петербургская митрополия
+79117281235
2025 г.
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Полномочный представитель Президента Российской Федерации
в Северо-Западном федеральном округе
Министерство просвещения Российской Федерации
Ежегодный Всероссийский конкурс работ в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодёжью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Кузнецова Марина Александровна
Название работы:
Методическая разработка
по организации духовно-нравственного воспитания в дошкольной
образовательной организации
«Родные корни, новые ветви»
Номинация: «За организацию духовно-нравственного воспитания
в образовательной организации»
Краткая аннотация работы:
Данная разработка посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания воспитанников дошкольных учреждений.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всесторонне развитой личности. Трудолюбие, уважение к старшим, традиционные семейные устои не должны отходить на второй план или отвергаться подрастающим поколением. Поэтому необходимо создать условия, в которых дети могли бы не только получать знания, но и воспитываться в атмосфере духовно-нравственности, уважения к труду и духовных русских традиций.
Материал был апробирован и внедрен в: Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Сиверская гимназия»; Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждение детский сад № 42 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений, педагогов, работающих над духовно-нравственным развитием детей.
«___» __________ 2025 г. _____________/_______________
(подпись) (расшифровка)
П/П | СОДЕРЖАНИЕ | НОМЕР СТРАНИЦЫ |
Введение | 4 | |
Актуальность | 7 | |
Новизна Организации | 11 | |
Система программных мероприятий для Организации духовно-нравственного воспитания в организации | 14 | |
Механизм взаимодействия в организации духовно-нравственного воспитания в образовательной организации | 17 | |
Методология Организации | 19 | |
План реализации Организации | 20 | |
Процесс реализации Организации | 25 | |
Эффективность взаимодействия образовательной организации с социальными партнерами | 27 | |
Состояние духовно-нравственной атмосферы в группе и педагогическом коллективе | 29 | |
Методическое обеспечение | 31 | |
Материально-техническое обеспечение | 31 | |
Инновационность образовательного процесса в Организации | 31 | |
Продукты Организации | 32 | |
Результативность организации духовно-нравственного воспитания. Вывод | 33 | |
Информирование Организации | 36 | |
Методические рекомендации | ||
Итоговый вывод на Организацию «Родные корни, новые ветви» от нашего духовника | 36 | |
Распространение опыта | 38 | |
Нормативная база | 39 | |
Использованная литература | 40 | |
Интернет-ресурсы | 42 | |
Приложения | 43 |
«Телесный труд доставляет сердцу чистоту;
чистота сердца служит причиной того,
что душа приносит плод»
Прп. Антоний Великий
- Введение
Представляю наш негосударственный православный детский центр ИП Стуглева Л.В. (Детский православный развивающий центр «Ключ разумения»), который находится в Ленинградской области, город Гатчина.
Наше учреждение имеет три направления: 1. Детский православный сад с группами от 1,5 до 7 лет. Детский православный садик – это та образовательная среда, где формируются начальные основы веры и духовные ценности; 2. Дополнительные студии (логопед, английский язык, шахматы, ментальная арифметика); 3. Дополнительные занятия с детками ОВЗ и ДЦП (сенсорная интеграция, подготовка к школе, детский психолог).
Современное общество сталкивается с проблемой утраты духовно-нравственных ценностей, что особенно ощутимо в системе воспитания и образования подрастающего поколения. В условиях стремительного развития технологий и глобализации связь поколений, трудолюбие и уважение к культуре предков все чаще отходят на второй план. Современные дети всё реже соприкасаются с традиционной культурой и мало знают о житии Святых. В связи с этим возникает необходимость в создании образовательных сред, где дети могли бы не только получать знания, но и воспитываться в атмосфере нравственности, уважения к труду и духовных традиций.
Методическая разработка «Родные корни, новые ветви» (далее Методическая разработка) -это пособие, в котором подробно представлен ход по организации духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной организации. В данной работе мы представляем опыт педагогической деятельности, который был систематизирован, осмыслен и обобщен по совершенствованию в организации духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной организации и может быть использован в практической работе.
Рассмотрим понятие «организация духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной организации» это:
- система духовно-нравственных ценностей личности ребенка. Направлена на воспитание: гражданственности, патриотизма, любови к природе, уважение к традициям семьи, творчества, способности к саморазвитию, терпимости, смирению, бескорыстия и великодушия, воспитанию культуры чувств, трудовой деятельности. Разработка программ и проектов;
- Состояние духовно-нравственной атмосферы в группе и педагогическом коллективе. Важно, чтобы в центре была обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности;
- Вовлеченность всех участников образовательного процесса в деятельность по реализации программы духовно-нравственного воспитания;
- Эффективность взаимодействия образовательной организации с социальными партнерами в процессе реализации программ;
- Уровень информационно-методического и материального обеспечения модели дополнительной деятельности в системе духовно-нравственного воспитания;
- Профессиональная позиция воспитателей и коллектива в целом. Важно изучить профессиональные ориентиры педагогического коллектива в сфере воспитания, адекватность избираемых форм работы, базовые ценности педагога методов и средств воспитательной работы ценностям;
- Интеграция взаимодействия со всеми социальными партнерами жизнедеятельности (центр, семья, церковь, учреждения дополнительного образования и культуры).
Методическая разработка «Родные корни, новые ветви» предназначена для передачи опыта и помощи по организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В данной работе показана интеграция в общеобразовательную программу с православным компонентом, следующих программ:
- «Добрый мир» автор Шевченко Л.Л., которая направлена на духовно-нравственное воспитание детей на основе ценностей отечественной культуры: Труд людей (профессии): Знакомство с трудом и жизнью Святых; Забота о животных; Знакомство с производством; Уважение труда; Любовь к ближнему; Развить чувство ответственности; Экологическое воспитание; Любовь Господа Бога к нам, Благодарение Господа Бога за все.
- Нами разработанная дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей «Свет русских традиций», которая предназначена для закладывания зерна духовности и патриотического воспитания у детей. Основа Программы состоит из любови к Богу, родителям, ближнему, Родине, воспитание гордости за историю русского народа и на осуществление хозяйственной деятельности людей на земле.
Также в Методическую разработку был включён нами разработанный годовой проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольника на основе ценностей отечественной культуры», целью которого является: формирование у детей знаний о значении труда в духовно-нравственном воспитании, социокультурных норм, возрождение культурных ценностей и культурных традиций российского народа.
При формировании развития и передачи детям традиционных исторических ценностей русского народа и побуждение в детях любви к своей семье, земле и к своей Отчизне, мы опирались на Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”.
- Актуальность
Современное общество сталкивается с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В современных условиях, технологического прогресса и изменения традиционного уклада жизни важно сохранить исторические, культурные и духовные ценности, привить детям любовь к труду, уважение к своей семье, традициям и Родине.
Методическая разработка по организации духовно-нравственного воспитания «Родные корни, новые ветви» направлен на формирование у детей осознанного отношения к труду, развитие духовно-нравственных качеств, через изучение православных традиций, истории России и трудовой деятельности.
В наше непростое время специалисты, занимающиеся нравственным воспитанием детей дошкольного возраста, бьют тревогу. Многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что в их сознании постепенно размывается грань между добром и злом, а в школьные годы этот процесс только усиливается. Почему это происходит?
Одной из причин является то, что сейчас во многих современных семьях материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления ο доброте, великодушии, справедливости, патриотизме. Отмечен также высокий уровень детской агрессивности, вызванный общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Также стал актуальным вопрос труд во благо Отчизны – это честная и хорошая работа в любой сфере человеческой деятельности, когда человек трудится не только ради денег, но и ради того, чтобы его труд приносил пользу другим людям.
Среди этих и многих других причин есть еще одна серьезная причина – жизнь детей наполнена и даже переполнена самой разнообразной негативной информацией и зачастую смотрят жестокие мультфильмы и фильмы. И тогда у многих из ребят в душе вместо детских впечатлений, радости и удивления от соприкосновения с чудесами творения поселяется убогий и разрушительный мир.
Зачастую в воспитательном процессе, несмотря на все прилагаемые усилия педагогов, значительную роль играют общественные факторы и внешние. Среди проблем в сфере духовно – нравственного воспитания дошкольников сегодня выделяют такие как:
- Нестабильная психоэмоциональная атмосфера в некоторых семьях,
- Размытые нравственные ориентиры в обществе,
- Отсутствие интереса к народным традициям, промыслам, рукоделию,
- Агрессивное влияние средств массовой информации,
- Доступ детей к смартфонам, планшетам и другим электронным устройствам, подменяющим интерес к книгам и истинные ценности межличностного общения.
Задачами педагогов, являются решение вышеуказанных отрицательных факторов, следование образовательным стандартам, ориентирование подрастающего поколения на базовые национальные ценности, приобщение к русским народным традициям, соблюдение принципов духовно – нравственного воспитания.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Педагогическая целесообразность и практическое примените
При формировании развития и передачи детям традиционных исторических ценностей русского народа и побуждение в детях любви к своей семье, земле и к своей Отчизне, мы опирались на Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”.
Также актуальность Организации состоит в том, что современные городские дети мало знают о житии Святых. Духовно-нравственное воспитание основано на знаниях жизненного пути Святых: Иона Кронштадского, Серафим Вырицкий и Мария Гатчинская. Житие через смирение, любовь, труд. Труд прежде всего над, как работа над собой с заботой о ближних и любовь к ним.
При первичном мониторинге детей было выявлено, что большинство детей не знают имена святых, мало помогают родителям и не умеют ухаживать за меньшими нашими (животными) и помогать родным и близким. Таким образом мы подтверждаем актуальность нашей Организации.
В нашей работе мы покажем труд, как духовную составляющую, в жизни общества и каждого человека имеющую определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его будущее. Отечественная культура играет важную роль в нашей жизни. Оно обеспечивает нас пищей, одеждой и другими необходимыми ресурсами. Поэтому важно знать, сколько труда, профессиональных качеств и технологий заложены в процесс выращивания и производства продуктов.
Мы стараемся помогать нашим деткам понять, что такое доброта, честность и терпение. Стремимся воспитывать в них любовь к ближнему и заботу о слабых. Методическая разработка направлена на удовлетворение запросов в сфере образования православных родителей (законных представителей детей) и родителей, для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание в духе исторически сложившихся православных традиций является важнейшим компонентом образования.
Наша работа «Родные корни, новые ветви» была использована и апробирована в дошкольных организациях:
1.Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Сиверская гимназия»;
2.Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждение детский сад № 42 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Вышеуказанные дошкольные учреждения выразили: «Благодаря Организации наши воспитанники познакомились с семейными реликвиями, научились понимать значимость сохранения традиций и бережного отношения к культурному наследию. Важно отметить, что Методическая разработка может быть реализована в любом регионе России, поскольку она адаптирована под особенности национальной идентичности и позволяет интегрировать традиции разных народов. Педагоги отметили, что такая работа:
- Позволила систематизировать и интегрировать в образовательный процесс дополнительные программы, новые материалы, элементы духовно-нравственного воспитания, познания новых направлений, созданию эмоционально насыщенной и мотивирующей среды.
- Способствовала доброжелательной атмосферы в педагогическом коллективе и группе воспитанников» - тезис от рецензии заведующей МБОУ «Сиверская гимназия».
Разработанная Методическая разработка по организации духовно-нравственного воспитания может быть использована для:
- образовательных дошкольных учреждений;
- православных дошкольных образовательных организаций;
- семейных детских садов;
- воскресных школ;
- центров и клубов по духовно-нравственному воспитанию детей и педагогическому сопровождению родителей;
- православных групп на базе государственных и муниципальных дошкольных
- семейного воспитания.
- Новизна Методической разработки
Новизна Методической разработки заключается в интеграции духовно-нравственного воспитания с трудовым воспитанием на основе отечественной культуры. В отличие от традиционных программ, данная работа:
1. Соединяет православные ценности с трудовым воспитанием – через житие Святых показывает детям важность труда не только как физической деятельности, но и как духовного подвига.
2. Использует национальные традиции в воспитании – работа приобщает детей к ремеслам, растениеводству и животноводству, связывая это с православными праздниками и народными обычаями.
3. Формирует осознанное отношение к труду – дети не просто получают знания, а через практическую деятельность осознают его значимость для общества и личного развития.
4. Комплексно развивает личность ребенка – соединяет физическое, духовное, эстетическое и интеллектуальное развитие, делая обучение осмысленным и увлекательным.
Таким образом, Методическая разработка представляет собой сведения о рациональной организации образовательной деятельности, эффективных методов и формы взаимодействия, уникальную методическую модель, которая сочетает традиционные ценности, современные педагогические подходы и реальную практическую деятельность, направленную на формирование гармоничной личности.
Педагогическая целесообразность представленной работы обусловлена тем, что в основу нашей образовательной системы заложено трудовое воспитание, которое является важнейшим элементом формирования личности ребенка. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Бог наложил на человека труд не для наказания и мучения, но для вразумления и научения его». Мы используем трудовую деятельность в отечественной культуре как практический и познавательный инструмент, позволяющий детям не только понять значение труда, но и приобщиться к духовным истокам.
Воспитание в духе православных ценностей способствует формированию у детей следующих качеств:
- любви и уважения к родителям, заботы и смирения;
- любви к родине через знание и почитание ее культуры;
- благодарности Господу и понимания важности духовного развития;
- доброты и стремления к добродетели;
- любви к семье, ближним, родному краю и Отчизне;
- преданности русским народным традициям;
- уважения к труду и стремления к созидательной деятельности.
Представленная Организация направлен на создание благоприятной среды для всестороннего развития детей, их духовного становления и формирования ценностей, которые будут служить им прочной основой на протяжении всей жизни.
Возможность использования работы в практике других регионов: методические разработки Организации могут быть адаптированы и применены в дошкольных учреждениях по всей России. Программа интегрируется в федеральные образовательные стандарты (ФГОС ДО) и включает православный компонент.
- Система программных мероприятий для Организации духовно-нравственного воспитания в организации
Сроки реализации Организации | 2022-2023 гг. |
Участники | - Педагоги детского развивающего центра «Ключи Разумения» - Воспитанники - Родители воспитанников - Духовный попечитель ДРЦ «Ключ разумения» - отец Александр Асонов - Совет Ветеранов Войны Труда Вооруженных Сил и Правоохранительных Органов Гатчинского муниципального района и г. Гатчина Ленинградской области - Руководство АО «Гатчинское» - Псково-Печерский монастырь - Музыкальный руководитель, СПГБУ ДО «Санкт-Петербургская школа №34» - Преподаватели и ученики АНО ОУ «Школа имени Александра III» - Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию № 15" (п. Вырица) - ГБПОУ ЛО Гатчинский педагогический колледж имени К. Д. Ушинского - МБДОУ «Детский сад №24 комбинированного вида» |
Общеобразовательные программы | - Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО - Федеральная Общеобразовательная Программа (ФОП) |
Дополнительные программы | -Разработали дополнительную общеобразовательную программу «Свет русских традиций», -Православная программа «Добрый мир. Православная культура для малышей» в современной системе дошкольного образования» автор Л.Л. Шевченко, -Разработали дополнительную профессиональную общеобразовательную программу в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» |
Проектная деятельность | А) Проект «Сельское хозяйство, и мы» совместно с Акционерным обществом "Гатчинское", молочный комбинат п. Большие Колпаны; Б) Проект «Вместе весело читать» совместно с Детской библиотекой МБУ «ЦБС города Гатчины». Участие в тематических семинарах, детки являются активными абонентами библиотеки (1 раз в две недели меняем книги); В) Проект «Ветеран живет рядом» совместно с Советом Ветеранов Войны Труда Вооруженных Сил и Правоохранительных Органов Гатчинского муниципального района и г. Гатчина Ленинградской; Г) «Экологическое и духовно – нравственное развитие детей в рамках педагогического партнёрства между дошкольными учреждениями» совместно с Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением центром для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию № 15" (п. Вырица). (Телемосты, проведение совместных праздников, оформление подарков под праздники детьми и обмен подарками) Д) «Небесный заступник нашего края: святой преподобный Серафим Вырицкий» совместно с Школой имени императора Александра III. Е) Духовно-нравственный итоговый проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольника на основе ценностей отечественной культуры», совместно с вышеперечисленными социальными партнерами |
Ожидаемые результаты Организации |
|
- Механизм взаимодействия в организации духовно -нравственного воспитания в образовательной организации
Заключаются в:
- воспитании нравственных качеств воспитанников мы организовали работу с ветеранами, которые были детьми в Великую Отечественную войну города Гатчина: проводили для них праздники «Снятие блокады» и «День Победы» и совместные занятия по художественному творчеству (рисование «Вечный огонь»), выезжали с ними к памятникам Великой Отечественной Войны.
- познавательном развитии детей с наглядными и практическими методами в образовательном процессе. Мы использовании потенциал взаимодействия с социальным партнером молочным комбинатом АО «Гатчинское», создания условий для раскрытия и интеграции духовно-нравственного воспитания детей через знакомство с сельскохозяйственной отраслью с помощью экскурсий на ферму на транспортный двор;
- духовно-нравственном воспитании с взаимодействием русской православной церковью ведется с помощью окормления нашего центра духовным попечителем иереем Александром Асоновым. Служение духовного попечителя в детском православном садике – это особая особая благодарная и благодатная миссия, которая требует преданности и любви к детям, вере к Богу. Это необычайно важное и ответвлённое дело, ведь детский возраст – это время формирования личности и мировоззрения ребенка.
При встречах духовного попечителя с детками, проходят молитвы и погружение их в атмосферу духовности. Дети с интересом слушали истории о жизни святых и усваивают традиции православного христианства. Мы проводили разнообразные творческие занятия, где дети могут выразить свою фантазию и таланты. Рисование и лепка помогают детям раскрыть свое внутреннее мироощущение и улучшить мелкую моторику. Особое внимание уделяется формированию ценностей и нравственных качеств. Мы стараемся помогать нашим деткам понять, что такое доброта, честность и терпение на занятиях по изучению Закона Божьего. Стремимся воспитывать в них любовь к ближнему и заботу о слабых. Важной задачей духовника является формирование правильного образа мышления у детей, введение их в духовный мир радости, мира и добра. Духовный попечитель помогает детям понять и осознать значение церковной жизни.
- Также взаимодействие с православной церковью проходит с помощью Псково-Печерского монастыря. В наше время можно посетить любое заведение, не выезжая из группы, вот и мы идем в ногу со временем и виртуально посетили ферму Псково-Печерского монастыря и детки увидели, как монахи заботятся о братьях наших малых.
- Музыкальное развитие при взаимодействии с музыкальным руководителем, СПГБУ ДО «Санкт-Петербургская школа №34». Через приобщение к музыкальному искусству в ребенке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Музыкальный руководитель с детками, воспитателями и родителями организовывает тематические праздники, занятия по общеобразовательной программе с православным компонентом, которые прописаны в календарном плане и интегрирует дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
- Речевое развитие и приобщение к истокам русской народной культуры
осуществляется с помощью преподавателей и учеников АНО ОУ «Школа имени Александра III» при проведении совместных праздников «Капустник», «Рождество Христово», «Масленица» дети разучивают колядки, стихи, скороговорки, частушки, песни. Можем отметить, что при проведении выше перечисленных мероприятий у нас идет процесс преемственности и наставничества по идеям великого педагога К. Д. Ушинского, которые остаются актуальными и по сей день.
- Нравственное воспитание и речевое развитие осуществляется при взаимодействии с Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию № 15" (п. Вырица), через совместное проживание праздников и МБДОУ «Детский сад №24 комбинированного вида».
- Прохождение практики у студентов ГБПОУ ЛО Гатчинский педагогический колледж имени К. Д. Ушинского на нашей площадке, дает возможность показать, как ведется воспитательный и образовательный процесс с детками, и взаимодействие со всеми социальными партнерами
- Взаимодействие педагога с семьей как малой Церковью, укрепляет навыки христианского благочестия и добродетельной жизни и деятельное включение семьи в воспитательно-образовательный процесс детского православного развивающего центра.
При беседах с родителями о нашей Организации было выявлено:
1.Заинтересованность в выбранных тем.
2.Добрые воспоминания своего детства и помощь бабушке и дедушке на огороде или с уходом за домашними животными (проведение летних каникул в деревне)
3.Возможность оказания помощи (сопровождение во время экскурсии на ферму, в подготовке и проведение совместных мероприятий и праздников в русских народных традициях, в организации выставок, конкурсов, мастер-классов)
4. Проведения бесед в домашних условиях на темы, указанные в плане работ.
5. Возможность экспериментирования в домашних условиях. Тема: «Домашняя лаборатория. Эксперименты с молоком».
6. Рассматривание в домашних условиях фотографий родственников (связь поколений).
Схема 1. Механизм взаимодействия в организации духовно-нравственного воспитания в образовательной организации
Механизм взаимодействия в организации духовно-нравственного воспитания, который показан на Схеме 1, позволил нам увидеть взаимодействие с родителями и социальными партнерами, в следствии чего повысилась вовлеченность и погружение детей в наш проект, и позволило нам максимально приблизиться к выполнению поставленных нами целей и задач.
- Методология Организации
Цель организации: воспитание детей в духе православия, формирование нравственных чувств (чести, долга, милосердия, дружелюбия, позитивного отношения к людям), возрождение семейных ценностей и национально- культурных традиций.
Задачи:
Обучающие:
- приобщить воспитанников к русской национальной культуре;
- формировать у детей целостное мировосприятие через представление о мире как творении Божием;
- формировать понимание важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи между людьми разных профессий.
Развивающие:
- развивать речь через обогащение словарного запаса путем знакомства с православной и русской народной культурой;
- развивать выразительность речи через пересказы, инсценировки и чтение вслух;
- развивать вкус через знакомство с творчеством русской культуры.
Воспитывающие:
- заложить основы жизни в традициях и любви к Господу и родине;
- воспитывать уважение к старшим, желание помогать им;
- воспитывать всесторонне развитую личность.
- План реализации Организации
Организация разработан с учётом принципов развивающего обучения, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, а также направлена на развитие духовно-нравственных ценностей. Состояние духовно-нравственной атмосферы в группе и педагогическом коллективе, Эффективность взаимодействия образовательной организации с социальными партнерами, интеграции взаимодействия социальных партнеров.
I этап – подготовительный:
• Диагностика воспитанников и получение начальных результатов для реализации проектов в Организации (см. Приложение 7)
• повышение профессиональной компетентности педагогов в организации духовно-нравственной культуры в детском саду через реализацию православной программы «Добрый мир» (см. Приложение 3)
• изучение и обобщение педагогического опыта в области экологического воспитания в дошкольных учреждениях (обдумывание идеи Организации, сбор информации);
• консультации и беседы с духовным попечителем иереем Александром Асоновым;
• формирование организации сотрудничества с родителями, обсуждение тем, составление плана реализации Организации, распределение между родителями тем рисунков при оформлении выставок, консультация на тему «Подготовка родителей к работе», исследовательская деятельность см. Приложение 2;
• подбор художественного, дидактического и методического материала для детей;
• внедрение элементов программы дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»;
• налаживание контактов и подписание договора ос социальном сотрудничестве с Акционерным Обществом «Гатчинский»;
• налаживание контактов с Псково-Печерским монастырём (сельскохозяйственные угодья и коровник);
• известно, что основным видом деятельности детей является игра, поэтому знакомство детей с профессиями работников сельского хозяйства предполагается осуществлять через сюжетно-ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, имеется в виду преимущественно совместная сюжетно ролевая игра, результатом которой будет создание макета фермерского хозяйства.
• создание игрового дидактического пособие-макет «Труд на ферме. Забота о наших меньших»
• создание уголка «Наш огород» для посадки лука. Ухаживанием и наблюдением за ростом растений.
II этап - реализация:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие:
• Сюжетно-ролевая игра «Забота о домашних животных»
• Сюжетно-ролевая игра «Молочный магазин»
• Сюжетно-ролевая игра «Хлебный комбинат»
• Театрализованная деятельность по сказке «Репка»
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Занятия по реализации Православной программы «Добрый мир».
• Беседы: «Что вы знаете о труде?», «Что такое забота о младших наших братья?», «Что такое ответственность?», «Сколько труда затрачивается на изготовление хлеба?», «Помогаете ли вы родителям? Каким образом?», «Как трудились святые», и другие.
• Показ презентаций: «Забота о братьях наших меньших», «Уважение к труду», «Хлеб его величество»
• Занятия по ознакомлению окружающей природой: «Забота об домашних животных и их детенышах», «Его величество хлеб!», «Уважение к труду и умение выращивать растения».
• Рассматривание картин из серии «Жатва», «Святой Сергий Радонежский в трудах», «Работа на ферме», «Наши помощники».
• Дидактические игры: «Труд через профессии», «Кто, о ком заботится?», «Что за инструменты?», «Как помогает Господь?», «Чудесный мешочек», «Помоги маме», «Кто, что ест?»
• Создание совместно с родителями музея «Музей молока» • Показ мультфильмов: «Жизнь Серафима Саровского», «Жизнь Сергия Радонежского», «Сказка про смоляного бычка», «Вершки и корешки», «Трое из Простоквашино», русских народных сказок «Репка», «На лугу», «Тень-тень-потетень».
• Экскурсии (в том числе виртуальные) в фермерские хозяйства Гатчинского района, на транспортный двор АО «Гатчинское», в коровник Псково-Печерского монастыря.
• Познавательно-исследовательская деятельность: «Домашняя лаборатория», «Выращивание лука», «Изготовление из молока кефира и творога в домашних условиях».
Образовательная область «Речевое развитие»
• Чтение художественной литературы по темам
• Пословицы и поговорки, загадки о труде, хлебе, Родине
• Заучивание стихотворений
Духовно-нравственное воспитание
• Беседы-занятия с духовным попечителем с детьми и родителями на темы согласно Календарному плану.
• Проживание праздника совместно с учениками школы имени императора Александра III - «Капустные посиделки» с русскими народными хороводами, знакомство с историей и практическими навыками квасить капусту. Видеоролик праздника выложено в социальные сети «В Контакт» https://vk.com/clips/detskiy_centr_gtn?z=clip-206966811_456239572.
• Проведение праздников совместно с родителями и духовным попечителем «Рождество Христово» и «Масленица», вертепное представление и мастер-класс по раскрашиванию пряников, а также проживание выше перечисленных праздников с детьми сиротами Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию № 15" (п. Вырица).
• Беседы о помощи друг другу, помощь родным и забота о ближнем
• Проведение семейных посиделок с духовным попечителем, родителями и детьми на тему «Светлая Пасха». Показ презентации «Светлая Пасха» и проведение мастер-класса по раскрашиванию яиц.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• Слушание и пение песен по темам
• Возможность само выражаться с помощью художественного творчества (рисование): «Хлеб его величество», «Урожай на столе», «Пшеничное поле», «Работа на ферме», «Моя семья», «Сельскохозяйственная техника». Раскраски: «Труд Серафима Саровского», «Детство Сергия Радонежского», «Помощь семье», «Хлебобулочные изделия» и другие.
• Лепка из солёного теста «Хлебобулочные изделия». Аппликации: «Мои братья меньшие – домашние животные».
• Педагоги совместно с детьми конструировали макет «Забота о братьях меньших - домашнее подворье»
• Проживание русских народных праздников: «Капустные посиделки», «Рождество Христово», «Масленица», «Светлая Пасха».
• Совместные творческие работы детей и родителей по созданию выставки «Что нам осень подарила», «Музей молока», «Дом в деревне» (макет).
• Проведение праздников для детей Великой Отечественной Войны «Снятие блокады» и «9 Мая», приобщение наших детей к истокам истории России.
Образовательная область «Физическое развитие»
• Подвижные игры «Собери урожай», «Наседка и цыплята», «Кролики», «Кто бросит дальше мешочек», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано»
• Хороводные игры «Каравай», «Заинька попляши», «Дударь»
• Развлечение «Зимние забавы».
• Практическое занятие «Домоводство» на тему: «Ремонт техники», «Изготовление пиццы»
Решение проблемных вопросов при реализации основного этапа:
Что такое труд? Что такое забота и ответственность за ближнего? Каких святых вы знаете, которые трудились? Какие профессии вы знаете? Какие профессии вы знаете в растениеводстве? Кто живёт на ферме? Почему надо беречь продукты? Что такое совместный труд?
III этап – заключительный:
• Диагностика воспитанников
• Демонстрация выставки продуктов проектов в Организации
• Подготовка презентации и видеофильма по итогам проектов и в целом в Организации
• Вручение наград участникам проектов
• Объявление благодарности родителям и детям
• Мониторинг результатов реализации Организации и формирование перспектив дальнейшего развития системы духовно-нравственного образования и воспитания. (см. Приложение7)
- Процесс реализации Организации
На начало работы над Организацией в центре числится более 9 основных сотрудников. С партнерами - участниками Организации были заключены договора и договоры о социальном партнерстве см. Наш духовный попечитель – иерей Александр Асонов имеет высшее образование: Санкт-Петербургская православная духовная академия, Богословие, АНО «Центр развития русской культуры и философии», преподаватель высшей школы в сфере «Преподавания религиоведения и теологии», Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, СПб, магистр «Религиоведение», Частное образовательное учреждение высшего образования «Русская христианская гуманитарная академия», по специальности «Теология».
Педагоги, участвующие в Организации, имеют высшее и профессиональное педагогическое образование и посещают церковь.
Налимова Н.А.- педагог-психолог, стаж работы более 25 лет. Образование: Педагогическое училище № 2, г. Красноярск «Воспитатель в дошкольных учреждениях», Красноярский государственный педагогический университет, «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии по специальности дошкольная педагогика и психология» .
Кузнецова М.А. воспитатель высшей категории - стаж работы более 25 лет. Образование: Переподготовка, СПб академия постдипломного педагогического образования по программе «Теория и методика обучения (дошкольное образование)» по квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста». Профессиональное образование «ПУ №43» по специальности «Пользователь ПК», курсы повышения квалификации «Интернет – технологии в деятельности учителя», ЛОИРО по курсу «Технологические основы ДПТ». Сайт педагога: https://nsportal.ru/kuznecova-marina-aleksandrovna
9. Эффективность взаимодействия образовательной организации с социальными партнерами
В участии Организации духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации принимало участие 9 социальных партнеров, которые с удовольствием выразили желание помочь нам в воспитании подрастающего поколения. Взаимодействие с социальными партнёрами показана на Схеме 2.
Схема 2. Взаимодействие с социальными партнёрами
В рамках Организации мы организовали работу с детьми Великой Отечественной Войны (ветеранами), которые были детьми в Великую Отечественную войну города Гатчина: проводили для них праздники «Снятие блокады» и «День Победы» и совместные занятия по художественному творчеству (рисование «Вечный огонь»), выезжали с ними к памятникам Великой Отечественной Войны, посещали музей Красногвардейского укрепрайона, совместная пешая экскурсия "Улицы моего города", изготавливали подарки для участников СВО. (см. Приложение3 https://vk.com/wall-206966811)
Мы использовали потенциал взаимодействия с социальным партнером молочным комбинатом АО «Гатчинское», создания условий для раскрытия и интеграции духовно-нравственного воспитания детей через знакомство с сельскохозяйственной отраслью с помощью экскурсий на ферму, на транспортный двор.
Взаимодействие с русской православной церковью ведется с помощью окормления нашего центра духовным попечителем иереем Александром Асоновым. Служение духовного попечителя в детском православном садике – это особая благодарная и благодатная миссия, которая требует преданности и любви к детям, вере к Богу. Это необычайно важное и ответвлённое дело, ведь детский возраст – это время формирования личности и мировоззрения ребенка.
При встречах духовного попечителя с детьми, проходят молитвы и погружение их в атмосферу духовности. Дети с интересом слушали истории о жизни святых и усваивают традиции православного христианства. Мы проводили разнообразные творческие занятия, где дети могут выразить свою фантазию и таланты. Рисование и лепка помогают детям раскрыть свое внутреннее мироощущение и улучшить мелкую моторику. Особое внимание уделяется формированию ценностей и нравственных качеств. Мы стараемся помогать нашим деткам понять, что такое доброта, честность и терпение на занятиях по изучению Закона Божьего. Стремимся воспитывать в них любовь к ближнему и заботу о слабых. Важной задачей духовника является формирование правильного образа мышления у детей, введение их в духовный мир радости, мира и добра. Духовный попечитель помогает детям понять и осознать значение церковной жизни.
Также взаимодействие с православной церковью проходит с помощью Псково-Печерского монастыря. В наше время можно посетить любое заведение, не выезжая из группы, вот и мы идем в ногу со временем и виртуально посетили ферму Псково-Печерского монастыря и детки увидели, как монахи заботятся о братьях наших малых.
Музыкальное развитие при взаимодействии с музыкальным руководителем, СПГБУ ДО «Санкт-Петербургская школа №34». Через приобщение к музыкальному искусству в ребенке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Музыкальный руководитель с детками, воспитателями и родителями организовывает тематические праздники, занятия по общеобразовательной программе с православным компонентом и интегрирует дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»
Речевое развитие и приобщение к истокам русской народной культуры осуществляется с помощью преподавателей и учеников АНО ОУ «Школа имени Александра III» при проведении совместных праздников «Капустник», «Рождество Христово», «Масленица». Дети разучивают колядки, стихи, скороговорки, частушки, песни. Можем отметить, что при проведении выше перечисленных мероприятий у нас идет процесс преемственности и наставничества по идеям великого педагога К. Д. Ушинского, которые остаются актуальными и по сей день.
Нравственное воспитание и речевое развитие осуществляется при взаимодействии с Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию № 15" (п. Вырица), через совместное проживание праздников и МБДОУ «Детский сад №24 комбинированного вида».
Взаимодействие педагога с семьей как малой Церковью, укрепляет навыки христианского благочестия и добродетельной жизни и деятельное включение семьи в воспитательно-образовательный процесс детского православного развивающего центра.
При беседах с родителями о наших проектах было выявлено:
1. Заинтересованность в выбранных темах проектов.
2. Добрые воспоминания своего детства и помощь бабушке и дедушке на огороде или с уходом за домашними животными (проведение летних каникул в деревне)
3. Возможность оказания помощи в проектах (сопровождение во время экскурсии на ферму, в подготовке и проведение совместных мероприятий и праздников в русских народных традициях, в организации выставок, конкурсов, мастер-классов)
4. Проведения бесед в домашних условиях на темы, указанные в плане работ.
5. Возможность экспериментирования в домашних условиях. Тема: «Домашняя лаборатория. Эксперименты с молоком».
6. Рассматривание в домашних условиях фотографий родственников (связь поколений).
Взаимодействие с родителями и социальными партнерами позволили повысить вовлеченность и погружение детей в нашу работу, и позволило нам максимально приблизиться к выполнению поставленных нами целей и задач.
10. Состояние духовно-нравственной атмосферы в группе и педагогическом коллективе
Состояние духовно-нравственной атмосферы в группе и педагогическом коллективе центра мы постарались оценить по нескольким параметрам:
- Повышение компетентности педагогов. Для этого мы проводили различные мероприятия: педсоветы, консультации, семинары, мастер-классы, обучение.
- Создание развивающей среды. Для духовно-нравственного развития ребёнка мы старались жить в атмосфере любви, заботы, уважения, терпения, взаимопомощи между всеми людьми в центра: детьми, педагогами, обслуживающим персоналом.
- Приобщение детей к культуре своего народа. Обращение к отеческому наследию (проживание праздников), воспитывает уважение и гордость за землю, на которой живут дети.
- Взаимодействие с учреждениями и структурами, связанными с духовно-нравственным воспитанием. У нас тесная связь с представителями комитета образования города Гатчины, с которыми советуемся по организации образовательного процесса и Русской православной церковью в лице духовного попечителя иерея Александра Асонова и Гатчинской епархии.
В следствии наблюдения за детьми мы выявили, что у нас возникли некоторые показатели положительной духовно-нравственной атмосферы:
- Воспитанники начали понимать и имеют представления о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях.
- Дети подготовительной группы могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей.
- Воспитанники начали проявлять внимание, милосердие и отзывчивость по отношению к другим людям, оказывают помощь нуждающимся, заботятся о живом.
Так как мы планируем продолжать внедрять и насыщать нашу Организацию духовно-нравственного воспитания в организации, то мы запланировали в 2024-2025 гг. оценить состояния духовно-нравственной атмосферы в центре. Он нам поможет выявить недостатки в работе, установить их причины и наметить пути их устранения.
11.Методическое обеспечение Организации
Система образования в детском саду основана на духовно-нравственных и патриотических ценностях. Основная программа для всех групп составлена согласно Федеральной образовательной программой с православным компонентом ФГОС. Программа по развитию речи ведется по программе РКШ, по пятницам у нас проходят занятия по православной программе Л.Л. Шевченко «Добрый мир» с учебниками, тетрадями и методическим пособием для воспитателей. Методическое обеспечение Организации (см. Приложение №1 (файл).
12. Материально-техническое обеспечение
В здании нашего центра созданы необходимые условия для реализации Организации. Организован доступ педагогов к средствам ИКТ и Интернет-ресурсам.
Материально-техническое обеспечение используются в контексте с комплексно-тематического планированием и для обеспечения тематики непосредственно образовательной деятельности, совместной, самостоятельной деятельности и в ходе режимных моментов.( Приложение №2 (файл).
13. Инновационность образовательного процесса в Организации
Организация «Родные корни, новые ветви» - это процесс улучшения и внедрения в систему образовательной деятельности ДРЦ новых путей в духовно-нравственном воспитании через приобщение к отечественной культуре: труд, забота, любовь к семье, к своей земле и Отчизне. Таким образом через освоение нововведений мы достигаем поставленных целей и задач. Данная технология, является совокупностью различных приемов, которые применяются в нашей работе.
Педагоги нашего центра использовали в работе с социальными партнерами, детьми и их родителями современные образовательные технологии, такие как: технологии проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии; технологии исследовательской деятельности; развивающие технологии; информационно-коммуникационные технологии; игровые технологии.
Инновации связаны с духовными потребностями человека, политическими и социальными преобразованиями, новыми явлениями общественной и духовной жизни.
На смену традиционным методам приходят инновационные и продуктивные, они направлены на развитие творческих способностей, самовыражение. Один из методов является – лэпбук. Универсальное пособие, которое является помощником наших проектов в Организации и самостоятельной деятельности наших детей. Он объединил обучение и воспитание в целостный образовательный процесс и дал педагогу построить деятельность на основе индивидуальных способностей и особенностей каждого ребенка. Мы изготовили лэпбуки: «Телесный труд доставляет сердцу чистоту. Растениеводство», «Забота о ближнем. Животноводство».(см. Приложение 4, 5)
14 Продукты Организации
В ходе работы были созданы следующие продукты деятельности педагогов и воспитанников:
1. Лэпбуки: «Телесный труд доставляет сердцу чистоту» (растениеводство), «Преподобный Сергий Радонежский», «Забота о наших меньших» (животноводство).
2. Альбомы рисунков по темам: «Его величество хлеб»», «Наши меньшие друзья», «Наша Победа».
3. Презентации по указанным темам: «Любовь к труду и своей земле», «Забота о братьях наших меньших», «Уважение к труду (профессии)», «Рождество Христово», «Капуста», «Светлая Пасха», «Житие Серафима Саровского», «Житие Серафима Вырицкого».
4. Сценарии праздников: «Капустник», «Рождество Христово», «Светлая Пасха» «Масленица», «День снятия блокады», «День Победы».
5. Познавательно-экспериментальный уголок «Музей молока»
6. Практический продукт «Мой огород» (посадка лука, гороха)
7. Театрализация сказки «Репка»
8. Педагоги стали интересоваться житием святых земли русской.
15. Результативность организации
духовно-нравственного воспитания. Вывод
Включение дошкольников в деятельность продуманно таким образом, чтобы осознавалась и укреплялась связь поколений, и история русского народа в отечественной культуре, как неотъемлемая часть истории и культуры города, района и всей большой нашей страны России. Таким образом, наша Организация способствовал не только изучению данной отрасли, но и пониманию окружающей действительности, формирует самосознание и экологического воспитания.
Значимый вклад в духовно-нравственное воспитание детей в проектах Организации, внес духовный попечитель, отец Александр Асонов, который помог детям развить первоначальное чувство ответственности за свои поступки и соблюдение морально-этических норм, а также заложил зерно быть терпимыми и доброжелательными, заинтересовал детей к познанию и изучению библейских историй и потребность молиться и искать помощи у Бога.
Интеграция Организации с разными программами явилась очень важной, так как позволила расширить кругозор воспитанников, вывести познавательную деятельность за пределы детского сада и помогла педагогам превратить работу над Организацией в систему, которая объединила знания в единое целое, на основе чего у детей сформировалось целостное восприятие мира.
Творческий опыт помог детям выразить свои чувства и у них проявилось самовыражение. После окончания Организации и проведения мониторинга были выявлены следующие результаты:
У воспитанников:
- Расширено умение детей размышлять на духовно-нравственные темы на основе прочитанного материала.
- Сформированы начальные навыки элементарного экспериментирования, направленные на выявление свойств объектов, расширен общий кругозор ребенка в предметных областях
- Расширены представление детей о мире как творении Божием, о событиях и значении православных и русских народных праздников, через проживание этих праздников в детском центре
- Заложено зерно понимания о труде людей, через профессии в отечественной культуре
- После проведения виртуальной экскурсии в монастырь, дети увидели в монастыре труд и заботу о братьях наших меньших в монастырской жизни
- В самостоятельной деятельности мальчики стали больше играть тракторами и сельскохозяйственной техникой, а девочки – готовить на детской кухне выпечку, поливать лук и заниматься домашними делами. Придумывать и играть в игры, связанные с семьей
- Уважение труда: с удовольствием вызываются быть дежурными
- Забота о ближнем: дети стали помогать друг другу одеваться при выходе на прогулку
- Экологическое воспитание: воспитанники перестали ломать деревья и кусты на детской площадке
- Уважение к хлебу и к продуктам: дети стали все съедать за обедом и не баловаться с хлебом
- Практическое: применяют полученные знания и умения при посадке растений
- Побуждение детей к самостоятельному элементарному сельхоз труду (по отзывам родителей: дети вызывались поливать растения на дачных участках)
- Пополнение словарного запаса детей названиями профессий работников сельского хозяйства.
- Закреплены навыки коллективной работы, через игровые занятия, художественное творчество и ручной труд.
У педагогов:
- Воспитатели стали сплочение в проведении праздников, занятий и других мероприятий.
- Приобщились к духовно-нравственному воспитанию и прекрасно владеют православной программой «Добрый мир» Шевченко Л.Л.
- Общение с духовным попечителем взрастило первые ростки приобщение церкви
- Общение с родителями привело к более тесному контакту и обсуждений тем по духовно-нравственному воспитанию наших детей.
У родителей:
- Совместно с ребенком заинтересованность в темах, общие рассуждения беседы
- Проведение экспериментов в домашних условиях с детьми, а также делиться опытом между родителями, в том числе в социальных сетях.
- При экскурсиях на ферму, совместно с детьми проживали познавательную радость от увиденного;
- Помощь родителей при организации и проведения русских народных православных праздников приобщила их к расширению знаний об духовно-нравственной стороне праздника, так как, выступает наш духовный попечитель.
- Вовлеченность родителей в проекты в Организации, привело к тому, что родители проявляли инициативу и вносили новые идеи.
- Родители заметили, что стали больше общаться с детьми в домашних условиях
- Информированность о необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир профессии.
В представленной Организации были выполнены поставленные цель и задачи. Заложено зерно духовно-нравственных ценностей, любви к земле, городу и своей Отчизны, произошло понимание ценностей продуктов и бережное отношение к ним. При привлечении родителей в организацию и проведения мероприятий мы увидели, что родители изменились: стали приходить на беседы к духовному попечителю, у них увеличилось общение с детьми на улице и в домашних условиях (новые темы для обсуждения мероприятий). Тесное взаимодействие с родителями повысило вовлеченность и погружение детей и их родителей позволило нам максимально приблизиться к выполнению поставленных нами целей и задач нашей Организации.
Результативность образовательного процесса, показана в презентации (см. Приложение 8)
16. Информирование Организации
В рамках подведения итогов Организации, была подготовлена презентация и видеоролик, которые были показаны на педсовете и родительском собрании. Видеоролик выложен в социальную сеть «ВКонтакте» https://vk.com/detskiy_centr_gtn., а также на педагогическом портале NS https://nsportal.ru/node/6504395
17. Методические рекомендации для воспитателей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения
В рамках современной педагогики возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главной задачей здесь является развитие интереса у ребенка к народному творчеству связанным с родным краем, некоторым историческим событиям, декоративно-прикладному искусству, важно, чтобы заинтересованность сохранялась с раннего детства и до школьных лет. Поэтому так важна организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в семье, детском саду, тем более, что современные молодые родители, как правило, недостаточно знакомы с национальными традициями духовного воспитания. Дошкольное образовательное учреждение, при наличии определенных условий может возродить основы традиционного духовного воспитания детей. Для того чтобы начать работу в области духовно-нравственного воспитания необходимо соблюдение таких условий:
- Обеспечение программно-методической и художественной литературой;
- Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса;
- Профессиональная подготовка воспитателей.
Предметно-развивающая среда должна создаваться согласно возрастным особенностям воспитанников. В дошкольном учреждении должна быть библиотека с доброй и поучительной художественной литературой или посещение детской библиотеки, которая находится вблизи с учреждением, красочные книги с русскими народными сказками. Нужно организовывать встречи с духовным попечителем и определить план работы с темы на заданный период. В каждой возрастной группе стоит организовать уголок, с элементами русских народных костюмов, шапочки для инсценировок сказок, кукольные театры.
Приоритеты создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении:
1.Окружающие предметы должны быть национальными, так как это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они являются частью великого русского народа.
2. Составление уголка «Житие святых земли русской», в котором для детей будет литература, раскраски, стихи и журналы детской православной литературы.
3.Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о нравственных категориях.
4.Большое место в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
5.Нужно знакомить детей с народной декоративной росписью, потому что она увлекает ребят и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству. Вопросы духовно-нравственного воспитания включаются в занятия по образовательной программе, в перспективный и календарный планы (в виде интегрированных занятий или во время бесед с дошкольниками в повседневной жизни).
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении, является проведение сезонных и православных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осень к нам пришла», «Покрова Богородицы»; зимой — «Новый год», «Рождество», «День снятия Блокады», «Защитники Отечества»; весной — «Масленица»; «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Театрализация постановок жития «Георгия Победоносца», «Ксении Блаженной», «Сергия Радонежского», и других святых.
Игровая деятельность выступает важным средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Игры, направленные на духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Важным элементом в нашей работе остается сказкотерапия.
Воспитание, которое мы даем в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой пользы, если родители не будут стараться поддерживать и участвовать в мероприятиях совместно с детьми и социальными партнерами. Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что в работе с семьей необходимо уделять много внимания. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям осознать, что, прежде всего, именно в семье родители должны показывать пример своим поведением: заботы друг о друге, любви к ближнему, к Богу и своей Отчизне.
С мероприятия с родителями:
- лекторий для родителей с участием священника;
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
- проведение и проживание совместных с родителями праздников, театральных постановок;
- изготовление и подготовка материала, декораций к праздникам (пополнение театральной студии новыми куклами, реквизитом и т.д.);
- круглые столы с педагогами;
- консультации с духовным попечителем;
- выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей;
- обмен опытом по духовному воспитанию в семье;
- выставки семейных работ к праздникам, создание плакатов, лэпбуков;
- индивидуальное собеседование с педагогом, духовным попечителем.
Цель работы педагогов детского сада с родителями – просветительная работа, познакомить родителей с православной культурой и историей, рассказать про заповеди Божьи, пробудить к ней интерес, в соответствии с планом работы духовного попечителя смотрите Приложение.?
Мы представили методические рекомендации для педагогов, по организации духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной организации, потому что, работа по развитию духовно-нравственного и патриотического начала в детях сложна, многогранна и требует от воспитателя безграничной любви к детям, терпимости, радости в увиденные маленькие результаты, взаимопонимания с родителями, молитв у Господа Бога за детей и родителей, который посещают ваше учреждение. Мы закладываем в детей семена, которые взрастут в детских душах, для творения добра, мира и смирения.
18. Итоговый вывод на методическую разработку
«Родные корни, новые ветви» от нашего духовника
Итоговые выводы духовного попечителя отца Александра Асонова.
Служение духовного попечителя в детском православном садике - это особая благодатная и благородная миссия, которая требует преданности и любви к детям, вере и Богу. Это необычайно важное и ответственное дело, ведь детский возраст - это время формирования личности и мировоззрения ребенка.
Детский православный садик - это та образовательная среда, где формируются начальные основы веры и духовные ценности. Несомненно духовник играет одну из ключевых ролей в этом процессе, помогая детям развивать веру, духовность и моральные принципы. Совершая служение духовного попечителя, осознаешь, что священник должен быть примером для подражания, заботиться о каждом ребенке и помогать им развивать свое внутреннее мироощущение.
Когда мы встречаемся с детками, то мы вместе молимся и погружаемся в атмосферу духовности. Дети с интересом слушают истории о жизни святых и усваивают традиции православного христианства. Мы проводим разнообразные творческие занятия, где дети могут выразить свою фантазию и таланты. Рисование и лепка помогают детям раскрыть свое внутреннее мироощущение и улучшить мелкую моторику.
Особое внимание уделяется формированию ценностей и нравственных качеств. Мы стараемся помогать нашим деткам понять, что такое доброта, честность и терпение. Стремимся воспитывать в них любовь к ближнему и заботу о слабых.
Важной задачей духовника является формирование правильного образа мышления у детей, введение их в духовный мир радости, мира и добра. Он должен учить истинным ценностям, например, бороться с эгоизмом, развивать собственные духовные активности, любить ближних и помогать нуждающимся.
Духовник в детском православном садике также должен помогать детям понять и осознать значение церковной жизни. Он призван проводить с ними богослужения, вводить в мир истинных ценностей, объяснять сакральное значение каждого деяния и слова. Благодаря этому дети будут понимать значение таинств и осознавать их глубокий смысл.
Еще одна важная роль духовника - помочь детям развить чувство ответственности за свои поступки и соблюдение морально-этических норм. Он должен научить детей быть терпимыми и доброжелательными, учить их правильному истолкованию библейских истории, развивать у них потребность молиться и искать помощи у Бога. При этом важно отметить, что духовник должен учить детей нематериальным добродетелям, поощрять развитие души, культуры и взаимопонимания.
19. Распространение опыта
Данная работа и его результаты можно использовать в практике других регионах России, так как проблема ценности труда человека, забота о семье, любовь к своей семье и Отчизне - всегда и везде важна для воспитания нравственных качеств: ответственности гражданина России не зависимо в каком регионе мы живем.
В Организации был представлен проект «Духовно-нравственное воспитание на основе культурных ценностей» на Х конференции Рождественских образовательных чтений Гатчинской епархии Русской православной церкви «Православие и отечественная культура: потери и приобщение минувшего, образ будущего. Выступление с докладом: «Опыт работы по преемственности дошкольника и общего образования в областях духовно-нравственного и патриотического воспитания. Приобщение детей к русской народной культуре».
Был проведен круглый стол на тему: Обмен опытом работы с особыми детьми. Методы и приёмы». Участники Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию № 15" (п. Вырица) и ДПРЦ «Ключ Разумения»
Программа была апробирована в СП Дошкольное отделение"Центр развития ребёнка" МБОУ "Сиверская гимназия" (гп Сиверский, Гатчинский район), отзыв педагогов см. Приложение
Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждение детский сад № 42 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
19. Нормативная база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации"
2. СанПин СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».
3.Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”
4.Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" II. Целевой раздел Федеральной программы. П. 14.1
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"). Раздел 3. Развитие человеческого потенциала. (п.5 Развитие культуры и средств массовой информации)
6. Указ Президента от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Раздел 2. Правительству Российской Федерации. П. 5. п.Б.5.12
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
9. Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации.
10 Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
20. Используемая литература
- Беседа с дошкольниками о профессиях. Попова Т.В., 2005г.
- Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. Потапова Т.В.- М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64с.
- Все профессии нужны все профессии важны // Ребенок в детском саду. Бутылкина Г. - 2004. - №1. - С. 64.
- Введение дошкольника в мир профессий: учебно.- Методическое пособие. Кондрашов В.П. – Балашов: Николаев, 2004.
- Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. / Николаева С. Н. М.: Просвещение, 2002. — 144 с.
- Вы любите проекты? // Данюкова А. Обруч. - 2001. - №4.- с.11-13.
- Дополнительные образовательные программы детско-родительских клубов / А.В. Тимощук, З.Н. Кюрджиева, С.С. Головань. – Тимашевск, 2021.
- «Добрый мир. Православная культура для малышей» // Методическое пособие для педагогов, специалистов системы дошкольного образования. Шевченко Л.Л. - Москва. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. С. 368.
- Кем мне стать? Шалаева Г.П. – М.: АСТ, 2010.
- Методическая литература под редакцией Л.Г. Горького и Т. Бондаренко.
- Мир агропрофессий будущего: дополнительная образовательная программа / А.В. Тимощук, Е.Я. Кибец, Ю.В. Бурлетова. – Тимашевск, 2021.
- Мы из блокады: Стихи. Воспоминания. Молчанов А.В. СПб.2007.
- Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
- ОБЖ для дошкольников Т.П. Гарнилеева,
- Ознакомление с природой сдетском саду Соломенникова О. А.
- Организация проектной деятельности в ДОУ. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. - М.: УЦ «Перспектива», 2013. - 104 с.
- Природа и ребенок. / Шаехова Р.К. - Казань, 2002 г.
- Программа «Наш дом - природа»: блок занятий «Я и природа» / Рыжова Н. А. - М.: ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005. - 192 с.
- Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. / Ашиков В. И., Ашикова С. Г. - М., 2007.
- Профессии, какие они? Шорыгина Т.А. Издательство ГНОМ и Д, 2010.
- Развитие речи в детском саду Г.А. Кошлева,2009 г
- Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями. Шаламова Е.И. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
- Родной край Жуковская Р.И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А.
- Формирование представления о труде взрослых // Логинова В., Мишарина Л. Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10.- С. 56-63.
- Учимся, говорим, играем Г.И Сергеенко, 2006г.
- Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Савенков А.И. Дошкольное воспитание.– 2000.– № 2.– С.8-17.
- Экологическое воспитание в детском саду. / Рыжова Н.А. - М.: Карапуз, 2000.
Интернет- ресурсы
- http://cycycsca.blogspot.com/p/blog-page_08.html Дошкольный мир: Федеральные государственные требования к предметно-развивающей среде.
- https://www.1urok.ru/categories/19/articles/64928 Ознакомление дошкольников с сельским хозяйством.
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/05/06/pedagogicheskiy-proekt-detyam-o-selskom-hozyaystve - образовательная социальная сеть
- https://infourok.ru/razvitie-predstavlenij-starshih-doshkolnikov-o-selskohozyajstvennom-trude-sredstvami-detskoj-literatury-5273648.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация духовно -нравственного воспитания в рамках образовательной организации». Проект: "Возвращение к истокам"
Духовно- нравственное воспитание наиболее актуально в наше время....
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольной образовательной организаций на основе национальных традиций коми народа в рамках реализации регионального компонента в ДОУ с учетом ФГОС ДО»
Духовно - нравственное воспитание в детском саду – основа возрождения отечественной культуры. Это понятие включает в себя духовность ...

Положение о конкурсе " Лучшая методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»
Положение о конкурсе " Лучшая методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» среди педагогов ДОУ....

Доклад «Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
laquo;Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» из опыта работы...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством использования доброжелательных технологий
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных кач...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Данная работа содержит краткую информацию по организации работы в духовно-нравственном направлении и примерное тематическое планирование для подготовительной группы, которое может быть образцом для на...

Удостоверение о повышении квалификации "Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях в контексте ФГОС ДО", 29.12.2021
Удостоверение о повышении квалификации "Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях в контексте ФГОС ДО", 29.12.2021...

















































