Графический диктант
статья (старшая, подготовительная группа)
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ- ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
«Рука- вышедший наружу мозг. Э.Кант»
Научить ребенка ориентироваться на тетрадном листе, вырабатывая при этом почерк и аккуратность, а самое главное, научить его писать – очень сложно.
Графические диктанты, проводимые в интересной, игровой форме имеют возможность поспособствовать развитию всего выше перечисленного.
Ученые, изучая деятельность детского мозга, отметили большое стимулирующее значение функций руки. Доказано, что уровень развития речи детей способствует уровню сформированности тонких движений тонких движений пальцев рук.
Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности при овладении графическими навыками, и это значительно осложняет начальный этап их обучения в школе, у них отмечаются специфические особенности формирования графо-моторных навыков, такие как- недостаточная регуляция мышечного тонуса, низкий уровень развития координаций движения руки, нарушение зрительно- пространственной ориентировки, плохая ориентировка на листе бумаги, трудности в воспроизведении различных фигур и линий.
Одним из средств развития графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР является рисование фигур. Это отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное занятие, результаты которого скажутся на умение красиво писать и логически мыслить.
Как мы проводим наши графические диктанты?
Мы берем тетрадь в клетку и простой карандаш. На листе бумаги ставится точка и от этой точки дается задание. Рисовать нужно по клеточкам.
Например, одна клеточка вниз, одна клеточка –вправо; одна вверх, одна – влево. Должен получится квадратик. Это самый простой пример графического диктанта.
Перед написанием диктанта мы с ребятами обязательно повторяем, где находится лево, а где право, где верх и низ, где у тетради левый край, где –правый.
Если у детей ( помладше) проблемы со счетом- нужно помочь отсчитать клеточки в тетради.
В заданиях используются следующие обозначения: количество обозначаемых клеток обозначаются цифрой, а направление- стрелкой.
При выполнении диктанта мы с ребятами обязательно соблюдаем некоторые правила:
- Когда начинаю диктовать- никаких других слов кроме как направления и количества клеток, не произношу;
- Не повторяю одно и тоже направление дважды;
- Диктант пишется в тишине;
- Если ребенок сбился, то он кладет карандаш и дожидается, пока педагог не закончит диктовать. Только после этого мы выясняем, где ребенок ошибся и исправляем.
Обязательно нужно поговорить о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фото, рисунки, схематические изображения.
Графические диктанты - это схематические изображения. В конце занятия ребят нужно обязательно похвалить, чтобы не отбить желание заниматься дальше. Получившиеся рисунки можно раскрасить, заштриховать прямыми и косыми линиями.
Задания должны быть подобраны от простого к сложному. Начинать надо с самых простых и постепенно переходить к более сложным. Продолжительность одного занятия не должна привышать: У 5-летних детей-10-15 минут; 5-6 лет-15-20 минут; 6-7 лет-20-25 минут. Но если ребенок увлекся, не стоит его останавливать и прерывать занятие.
Графический диктант является одним из самых результативных методов развития пространственного воображения ребенка. И это не только весело, но и полезно. Ведь при этом:
- Координируется работа полушарий головного мозга;
- Ребенок тренирует мелкую моторику и подготавливает руку к письму;
- Развивает внимание, ориентацию в пространстве- а свободное ориентирование в пространстве- это залог успешного усвоения учебного материала;
- Развивает координацию, умение слушать;
- Логику;
- Абстрактное мышление;
- Закрепление счетных навыков;
- Учиться различать право и лево, привыкает работать в разных направлениях;
- Привыкает к карандашу и тетради.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1 вариант: Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить такой же рисунок в тетради в клетку.
2 вариант: Взрослый диктует с указанием числа клеточек и их направления( Вправо, влево, вверх, вниз. Ребенок выполняет работу на слух.
Графические диктанты могут быть дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой.
В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, четкую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.
Используемые источники: В.Шехтман, педагог-методист, автор учебных пособий;
Е.Н. Рахманова « Графические диктанты для дошкольников». Пособие для педагогов и родителей.М.Гуманитарное издание, Центр Владос, 2008г.;
Е.Б.Яскевич « Графический диктант как средство формирования графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста». Maam. ru ( статья); и другие источники.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая методика "Графический диктант"
Предоставляется описание методики на определение школьной готовности дошкольников, бланк ответов, протокол, образец....

графические диктанты
Графические диктантыНе отрывая руки, сделай рисунок по следующему описанию, начиная от поставленной точки. Убедившись, что фигуры выполнены правильно, можно предложить построить такие же фигуры в зерк...

Практическое пособие "Графические диктанты"
Пособие преднозначено для детей дошкольного возраста подготовительной группы...

графический диктант (рисование по клеточкам) тема: "Корова"
графический диктант - рисование по клеточкам на тему : "Корова"...

Графомоторные упражнения для детей дошкольного возраста. Графические диктанты.
Формирование глазомера, зрительной памяти; развитие воображения; развитие зрительного и кенестетического восприятия, зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений...


