Родительские чтения. Детский эгоизм
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Городские родительские чтения
«Как любить ребенка»
Детский эгоизм. Как его преодолеть?
Руководитель:
Морозова Мария Игоревна
воспитатель I квалификационной категории
г.Дзержинск 2025г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Основная аналитическая часть ……………………………………………4
1.1 Что такое «Эгоизм»………………………………………………………….......4
1.2 Причины детского эгоизма и его классификация...............................................4
1.3 Проявление детского эгоизма …………………………………………………..5
1.4 Проявление эгоизма в нашей семье, есть или нет вот в чем вопрос?………...5
Глава 2 Практическое изучение вопроса ………………………………………….8
2.1 Анализ проведенного анкетирования ………………………………………….8
Выводы и рекомендации ……………………………………………………………9
Список литературы ………………………………………………………………...10
Приложения…………………………………………………………………………11
Введение
Обычно с первых дней жизни дети привыкают, что они находятся в центре внимания. Ребёнку во всём помогают: кормят, одевают, водят на прогулку, ухаживают за ним. Когда малыш плачет, никого это не оставляет равнодушным: все бегут на помощь, пытаются понять, в чём причина недовольства. Часто случается так, что по мере того, как ребёнок растёт, родители уже реагируют на его плач вовсе не потому, чтобы удовлетворить природные потребности малыша, а всего лишь его прихоти. Таким образом, мы отбиваем у ребёнка желание учиться делать что-либо самостоятельно. Как происходит, что из всеми любимого улыбающегося крохи частенько вырастает избалованный ленивый ребёнок – эгоист?
В качестве гипотезы выступило предположение о том, что эгоизм у детей характеризуется направленностью личности на себя, равнодушием к другим, эгоцентризмом и находится на среднем и высоком уровне.
Цель настоящего исследования заключается в выявлении особенностей проявления эгоизма и как его можно преодолеть.
Актуальность
Взрослые, которые сами следуют идеям приоритета личных интересов и преобладания материальных ценностей над духовными, сетуют на возрастающую степень эгоизма и безнравственности детей и подростков, и собственным примером не только не способствуют уменьшению эгоцентрических тенденций в личностном развитии детей, но и, напротив, способствуют их усилению. Более того, признавая факт чрезмерной увлечённости современных детей СМИ и падения интереса к литературе, как источнику положительных жизненных установок, негативного воздействия СМИ на современных детей, взрослые не используют конструктивные возможности использования контента СМИ и художественной литературы в воспитательной работе с детьми.
Глава 1. Основная аналитическая часть
- Что такое «Эгоизм»
Эгоизм – это психологический феномен, который следует рассматривать в контексте изучения нравственной стороны личности. По мнению Б.Т. Лихачева, нравственность является сложным социально - психологическим образованием, формирующимся из интеллектуально - эмоциональных взглядов и убеждений, которые контролируют мотивационно - потребностную сферу личности, включающую в себя: интересы, направленность, ценностные ориентации, образ жизни человека и его нравственный облик в целом. Нравственность выступает в качестве состояния внутреннего мира, детерминирующего поступки и поведение человека.
Сам термин «эгоизм» происходит от латинского слова «ego», буквально обозначающего местоимение «Я». В английском языке к слову «egoism» существует синоним «selfishness», производное от «self», опять- таки, обозначающее «Я». Таким образом, понятие «эгоизм» как качество личности предполагает направленность на себя, свое «Я».
С точки зрения этики, эгоизм является врожденным свойством, впоследствии формирующим базовое эгоистическое мировоззрение человека, доминирующей обязанностью в отношении себя которого значимыми мотивами являются лишь собственные интересы, стремление к личному благополучию, поглощающее всяческие другие побуждения, ограничивая их в рамках собственного «Я».
- Причины детского эгоизма и его классификация
Основными причинами детского эгоизма является неправильное воспитание ребенка в семье, где родители
- проявляют собственническое отношение к ребенку, не давая ему реализовать себя как личность;
- применяют стиль в воспитании чрезмерной опеки, ограничивая ребенка в самостоятельности и автономии и потакая всем его желаниям;
- применяют стиль в воспитании гипоопеки, давая ребенку полную свободу действий и лишая его знаний о нравственных основах поведения;
- проявляют эгоистическое поведение в разных жизненных сферах, формируя тем самым эгоистическую модель поведения у ребенка;
- проявляют недостаток внимания к формированию у ребенка базовых навыков социального общения и взаимодействия с другими людьми.
Так или иначе, все люди в какой-то степени являются эгоистами, анализ литературных источников позволил выделить классификацию различных видов и форм проявления эгоизма
- В зависимости от сфер распространения, эгоизм бывает индивидуальный, семейный, коллективный, профессиональный.
- Исходя из гендерных различий выделяют женский и мужской эгоизм.
- В зависимости от возрастных характеристик, эгоизм может быть детским, подростковым, юношеским, взрослым, старческим.
- По степени открытости проявления эгоизм проявляется в активной (открытой) или пассивной (закрытой форме).
- Проявление детского эгоизма
Маленькое, беззащитное и такое любимое чадо — ну как же можно его не баловать, запрещать делать то и это, не купить ему понравившуюся игрушку? А ведь такое отношение к детям — первый шаг к тому, что в семье вырастет эгоист.
В жизни малышей бывает период, когда они говорят: «Я, я, я… Я прыгаю выше всех. Я рисую лучше всех. Я самый смелый». В этом возрасте — это природная потребность показать свои силы, проявить желание что-то сделать. Родителей всегда глубоко трогают таланты и достижения малыша. Они стремятся всем рассказать, какой у них замечательный ребёнок, как он быстро развивается, как ловко у него всё выходит. Однако часто мама и папа не замечают (или не стремятся заметить), что так они способствуют появлению у ребенка сосредоточенности только на себе. Чрезмерные похвалы и восхищения не несут пользу ребёнку, а только воспитывают его себялюбивым.
Проявления эгоизма бывают и в таких случаях, когда родители стараются исполнить все капризы ребёнка: «У нас не было счастливого детства, пусть будет у него!» Если по мере взросления ребёнка потакания его капризам не уменьшаются, то ребёнок растёт эгоистичным потребителем и манипулятором. У взрослого чада требования увеличиваются, и он будет использовать разнообразные методы достижения цели, например, чтобы снова купили новый смартфон, планшет, ноутбук, модное платье или просто дали денег. Так ребёнок превращается в вымогателя, который попросту издевается над родителями, меньше всего думая об их возможностях. Такие дети не ценят родителей, не стараются понять их чувства и ожидания. Дочь или сын привыкли думать, как бы им всё время было хорошо. Не предприняв вовремя меры, родители увидят, как их дети стали жестокими, хладнокровными, жадными.
Бывают случаи, когда эгоизм ребёнка развивается в форме эгоцентризма: непринятие другой точки зрения, сосредоточенность на своих желаниях, отказ от понимания других людей. Дети, воспитанные в таких традициях, неспособны не адекватно передавать информацию, ни общаться, ни понимать мотивацию собеседников. Поверьте, что войти во взрослую жизнь с таким набором качеств будет вовсе не просто. Такие детей ждёт много неудач, разочарований и сложностей в общении.
Ещё эгоизм может проявляться в виде инфантилизма (незрелость в развитии, сохранение черт, присущих очень маленьким детям). Такие дети воспринимают заботу, как должное. Ребёнку в голову не придёт, что можно самому заботиться о ком-то. Такие дети не умеют и не хотят принимать решения. Обычно они не могут обходиться без родителей всю жизнь, до старости нуждаясь в опеке.
- Проявление эгоизма в нашей семье, есть или нет вот в чем вопрос?
Так случилось в жизненных обстоятельствах, что я ращу дочь одна. Если проводить аналогию с семьей, в которой росла я вместе с братом, то можно с уверенностью сказать, что каждый из нас с ним вырос достойным человеком без грамма эгоизма. На примере, как нас воспитывали наши родители, я стараюсь прививать дочери лучшее качества, чтобы избежать «зарождение» зерен эгоизма.
В первую очередь – дисциплина, т.к эгоизм зачастую начинает проявляться от лени и безволия. Иногда приходилось заставлять делать то, чего делать совсем не хочется. Убирать игрушки, мыть руки, самостоятельно есть, делать уроки. Постепенно дисциплина вошла в привычку. Важно проявлять настойчивость и не опускать руки.
Следующее чему я учу свою дочь – волевое воздействие. Я как родитель обязана научиться говорить «нет». Как бы тяжело это не казалось. Проявляя слабоволие и податливость, родители теряют уважение своего чада. Конечно, впадать в крайности тоже не нужно. Уместно проявлять волю только в принципиально важных случаях. Покупать или нет что-либо, делать ли так, как хочет ребенок и пр. Но совершенно не стоит отказывать в том, что важно для жизни или удовлетворения важных потребностей. В пище, безопасности и т. д.
Адекватная оценка способностей и личности. Я считаю, что нельзя перехваливать, но и не хвалить тоже запрещено. Важно найти золотую середину.
Я не показываю дочери, что отдаю ей последнее. Это может вызвать неадекватную реакцию. Ребенок рассудит: раз ради меня идут на такие жертвы, видимо я очень важный. Раз я такой важный, все должны делать то же самое.
Я стараюсь как можно чаще общаться с дочкой. Причем так, чтобы выводить на полноценный разговор. Задаю вопросы, которые не предполагают односложного ответа. Интересуюсь жизнью ребенка, принимаю активное участие в беседе. Стараюсь избегать негатива, принижения других людей.
- Как преодолеть эгоизм?
Советы родителям, как перевоспитать ребёнка и не допустить проявления эгоизма:
- Собственным примером с раннего детства приучать ребенка к проявлению заботы и внимания.
- По отношению к ребенку должно происходить тоже самое, человеческое внимание, безусловная любовь, искреннее участие в его интересах и жизни.
- Обсуждайте с ребенком не только его личные дела, но и дела его друзей.
- Постепенно помогайте ему становиться максимально самостоятельным, поощряя его достижения и результаты.
- Верьте в него всегда, когда он «бросает вызов» самому себе. Не мешайте ему верить в себя и свои силы.
- Никогда и ни при каких обстоятельствах не выясняйте отношения с близкими в присутствии ребенка! Это для вас должно стать законом.
- Постарайтесь для ребенка стать примером неэгоистичного отношения ко внешнему миру – не возмущайтесь, не осуждайте, спокойно и мудро реагируйте на людей и происходящее. Помните, до 7 лет он полностью вас копирует.
- Поощряйте ребенка, когда он радуется за людей, когда проявляет заботу и внимание к людям и животным.
И самый важный совет – следите за своим поведением и работайте над собой в первую очередь, тогда ваш малыш будет расти гармонично, в любви и правильном внимании.
Глава 2 Практическое изучение вопроса
2.1 Анализ проведенного анкетирования
Для подтверждения своей гипотезы я предложила своим друзьям и знакомым, у которых есть дети, пройти небольшой тест (Приложение 1). В анкете приняли участие 30 человек, сводные данные по опросу можно наблюдать в Приложении 1.
Проанализировав результаты анкетирования можно сделать вывод, многие родители стремятся узнать своего ребенка как можно лучше, вырастить из него достойного человека и личность.
Как часто наши дети – эгоисты.
До мыслей, чувств других им дела нет.
Родитель будет белый и пушистый,
Коль денег даст и сварит им обед…
«Дети-эгоисты»
Выводы и рекомендации
Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть чрезмерные эгоистические проявления как можно раньше, не допустив их становления в мировоззрении, ценностной ориентации, направленности и качестве личности. В нормальных условиях естественный детский эгоцентризм изживается как раз к первому «юбилею» — 10-летию. И что примечательно: большинство родителей готовы позволить ребенку самостоятельное (не свободное!) передвижение, скажем, из дома в школу и обратно (в ближайший магазин, к приятелю, живущему на соседней улице), как раз по достижении чадом именно этого возраста. Что вполне оправдано с точки зрения психологии, ведь умение изменить угол зрения и в прямом, и в переносном смысле, критически необходимо на современных дорогах.
Старайтесь воспитать ребёнка в традициях добра, бескорыстия, щедрости, и вы увидите, как ему будет легко продвигаться по жизни. Такие дети ценят своих родителей, благодарят их впоследствии за хорошее воспитание и заботятся о них на склоне их лет.
Список литературы
- Ахромеева Л. Эгоистичность и причины ее возникновения / Л. Ахромеева // Дошкольное воспитание, 2000. – № 2.
- Булденко С.В. Изучение изменения выраженности эгоцентризма в детском возрасте в рамках теории Ж. Пиаже / С.В. Булденко, Т.Г. Волкова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – №16 (1).
- Ильин Е.П. Психология помощи: альтруизм, эгоизм, эмпатия / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013.
- Лаверычева И.Г. Альтруизм и эгоизм как основа нравственной определенности / И.Г. Лаверычева // Вестник СПБГУ. Серия: Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. – 2008. – №1.
- Муздыбаев К. Эгоизм личности / К. Муздыбаев // Психологический журнал. – 2014. – № 2.
- Омельчанко Е.В. Эгоизм: врожденное или приобретенное? / Е.В. Омельчанко, Р.В. Ершова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2015. – №3.
- Путляева Л. Ваш ребенок – эгоист? / Л. Путляева // Начальная школа. – 2008. – № 11.
- Тухужева Л.А. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского / Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова // Вопросы науки и образования. – 2018. – №26.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для родителей «Наш ребенок»
Цель: определить уровень нравственного поведения ребенка в представлении его родителей (дисциплинированность, чуткость, трудолюбие, скромность, принципиальность, самокритичность, ответственность).
I. Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли он выполняет поручения родителей? (отметьте один ответ)
1. Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание.
2. Часто непослушен и неисполнителен.
3. Не всегда исполнителен и послушен.
4. Всегда исполнителен и послушен.
II. Какого поведение ребенка дома? (отметьте один ответ)
1. Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т.д.
2. Часто ведет себя плохо и на замечания не реагирует.
3. Не всегда ведет себя плохо. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.
4. Всегда ведет себя хорошо.
III. Насколько чутко и отзывчиво относится ребенок к родителям и близким? (отметьте один ответ)
1. Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.
2. Часто проявляет грубость, черствость, эгоизм.
3. Не всегда отзывчив и заботлив.
4. Отзывчивый, заботливый, добрый.
IV. Насколько ребенок трудолюбив? (отметьте один ответ)
1. Постоянно уклоняется от труда, очень ленив.
2. Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.
3. Не всегда помогает, делает лишь то, что поручают.
4. Любит труд, постоянно помогает старшим.
V. Насколько воспитаны простота и скромность у ребенка в отношении с родными и близкими? (отметьте один ответ)
1. Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.
2. Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.
3. Иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.
4. Всегда прост и скромен.
VI. Проявляется ли у ребенка критичность по отношению к другим лицам? (отметьте один ответ)
1. Некритичен, подстраивается к мнению других членов семьи и товарищей.
2. Очень редко высказывает свое мнение, критические суждения.
3. Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.
4. Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично
VII. Проявляет ли самокритичность? (отметьте один ответ)
1. С обидой принимает критику членов семьи, на замечания грубит.
2. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи.
3. Не всегда самокритичен исправляется после критических замечаний.
4. Самокритичен, уважает критику других челнов семьи, стремится учесть критические замечания.
VIII. Как относится к домашним заданиям?
1. Проявляет безответственное отношение к домашнему заданию, требует постоянного контроля.
2. Не всегда добросовестно готовит домашние задания.
3. Ответственно и добросовестно готовит домашние задания.
Обработка полученных данных. Просуммируйте номера ответов (для каждого) и полученную сумму разделите на 10. Степень проявления нравственных качеств в поведении в представлении их родителей оценивается по следующей шкале:
от 1 до 1,5 – по мнению родителей, указанные качества не проявляются;
от 1,5 до 2,5 – по мнению родителей, качества проявляются слабо;
от 3,5 до 4 – по мнению родителей, качества проявляются ярко.
Результаты анкетирования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЙ ЭГОИЗМ
Дети - цветы жизни, любой ребенок, воспитывающийся в адекватной семье, является смыслом жизни своих родителей. Своему чаду мы стараемся дать все самое лучшее: не только то, что зовется материальными б...

Проблема детского эгоизма.
В данной презентации представлены основные аспекты и пути решения такой психологической проблемы, как детский эгоизм....





