Парциальная образовательная программа "Веселый оркестр"
рабочая программа (старшая группа)
Программа нацелена на создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято: | Утверждаю: | |
на заседании педагогического совета МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск» | Заведующий МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск» | |
Протокол № 1 от 29.08.2023 | __________________О.А. Шамшиева | |
Приказ №___от 29.08.2023 | ||
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕЧТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Автор:
музыкальный руководитель
высшей категории
Ивакина А.Н.
п. Новоорск 2021-2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
Разделы программы | стр. |
1.Целевой раздел | |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы | 4 |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики развития детей старшего дошкольного возраста | 5 |
1.2. Планируемые результаты | 6 |
2. Содержательный раздел Программы | |
2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности | 5—11 |
2.2. Формы и методы реализации Программы | 12 |
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 12 |
2.4. особенности взаимодействия с социо-культурными институтами | 12 |
3. Организационный раздел | |
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы | 13 |
3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 14 |
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Весёлый оркестр» актуальна по нескольким причинам:
- Потребность в широком приобщении детей к музыкальной культуре. Игра на музыкальных инструментах совершенствует эстетическое восприятие и чувства ребёнка, развивает мышление, аналитические способности, фантазию и творческие способности.
- Решение современных задач образования, определённых в ФЗ «Об образовании в РФ» и требованиях ФГОС. Программа способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм.
- Вовлечение детей в сферу музыки. Музыкальные игрушки и инструменты вызывают у дошкольников большой интерес, помогают развитию их творческих способностей.
- Решение задачи патриотического воспитания. Программа знакомит детей с русскими народными музыкальными инструментами и игрой на них, что способствует воспитанию чувства патриотизма и уважения к российским традициям.
Таким образом, актуальность программы «Весёлый оркестр» связана с необходимостью развития музыкальных способностей детей, их социальной,
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
.Цель программы: создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития.
Задачи :
- Формировать у детей интерес к народной культуре русского народа, воспитывать национальную гордость, уважение к прошлому народа; развивать творческие способностей детей.
- Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
- Расширять музыкальный кругозор детей, через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами. Воспитывать интерес и любовь к музицированию.
- Вовлекать детей дошкольников в разные виды деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных инструментов – игрушек.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
- Принцип системности. Работу проводят не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года.
- Принцип учёта возрастных особенностей. Занятия, игры, наблюдения проводят с учётом возраста и окружающих условий.
- Принцип постепенности. Знания, которые сообщают детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются.
- Принцип интеграции. Тематика занятий по элементарному музицированию включается в тематику занятий других общеобразовательных областей, а также и другие виды самостоятельной деятельности детей.
- Принцип практического применения знаний. От детей добиваются не заучивания партий при музицировании, а творческого подхода к исполнению произведения.
- Принцип преемственности работы детского сада и семьи. Родители являются первыми воспитателями ребёнка и полноправными участниками педагогического процесса.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Предусматривает объединение различных видов детской деятельности вокруг единой темы при организации воспитательно-образовательного процесса.
1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики развития детей старшего дошкольного возраста
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Дети этого возраста проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность по сравнению с малышами. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определять, какая исполняется музыка : веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют /рояль, скрипка, баян/. Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.
Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация.
Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений /ходьба, бег, прыжки/ в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, упражнениях, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.
- Планируемые результаты
- У дошкольников сформирован интерес к народной культуре русского народа, уважение к прошлому народа; развиты творческие способности, тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазия и изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
- Расширен музыкальный кругозор детей, через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами. Развит устойчивый интерес и любовь к музицированию.
2. Содержательный раздел Программы |
2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности |
I квартал
Программное содержание | Репертуар | |
Слушание | Приобщать детей к национальной культуре на основе произведений народного музыкального искусства. Побуждать к сопереживанию в музыке: характеру, чувствам, переданным в ней, развитию музыкального образа. | «Я на горку шла» р.н.п. (в исполнении Л. Рюминой), «Во поле береза стояла» р.н.п. (ансамбль «Березка» |
Пение | Закреплять и совершенствовать имеющиеся певческие навыки: - точность интонирования мелодии; - непринужденность, эмоциональность исполнения. | «Матрешки» р.н.п., «Как у наших у ворот» р.н.п., «Коровушка» р.н.п., «Сеяли девушки яровый хмель» р.н.п. |
Ритмическая тренировка | Упражнять детей в точной передаче ритма | Русские народные песни, потешки: «Андрей-воробей», «Тили бом», «Стоит дом», «Кукушечка» |
Игры с палочками | Развивать память, внимание | Игры: «Охота», «Мы играем как хотим», «Мои руки – ваши ноги» |
Игра на музыкальных инструментах | Познакомить с народными музыкальными инструментами: коробочки, колотушка, хлопушка, колокольчик, трещотка круговая, дудочка, свистулька. Учить играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм. Закрепить имеющиеся навыки игры на ложках и русских народных инструментах. | «Тень, тень потетень» р.н.п., «Бай качи» р.н.п, «Чики, чики, чикалочки»р.н.п., «Матрешки» р.н.п., «Как у наших у ворот» р.н.п., |
Музыкально-ритмические движения | Побуждать детей к выразительной передаче: характера музыки, игрового образа в развитии игры, танца (с музыкальными инструментами и без). Побуждать эмоционально изображать в движениях свое отношение к музыкальному образу, осознавая средства выразительности: темп, динамику, мимику, позу, осанку, движения. | С использованием русских народных инструментов («Матрешки» р.н.п., «Как у наших у ворот» р.н.п., «Полянка»). Игра «Карусель» |
II квартал
Программное содержание | Репертуар | |
Знакомство с народным промыслом: «Золотая хохлома», пение частушек о хохломе, знакомство с хохломскими ложками. | Народные мелодии (фонограмма) | |
Слушание | Развивать музыкальное восприятие средств музыкальной выразительности: темп, динамику, тембр. Средств внемузыкальной выразительности: манера исполнения, поза, мимика. Узнавать, называть музыкальный инструмент, на котором исполнено музыкальное произведение. | «Валенки» р.н.п.(в исполнении Л, Руслановой), «Смоленский гусачок» р.н.м. (оркестр русских народных инструментов) |
Пение | Учить выразительному исполнению песен народного репертуара: - выразительно выражать в песне настроение, характер, интонацию; - учить петь по подгруппам, цепочкой, с солистом. | «Во саду ли в огороде» р.н.п., «В сыром бору тропина» р.н.п., «Ах, ты зимушка-зима» р.н.п., частушки р.н.м., «Барашеньки крутороженьки» р.н.м. |
Ритмическая тренировка | Упражнять в точной передаче музыкальных фраз, несложных песенок (хлопками, шлепками, притопами, щелчками). | Русские народные песни, потешки: «Скок, скок, поскок», «Плачет киска», «Котенька коток», «Волны», «Козлик» |
Игры с палочками | Развивать ритмический слух, реагируя на смену ритма. | Игры: «Островок», «Филин», «Лягушонок», «Скачите палочки» |
Игра на музыкальных инструментах | Познакомить с приемами игры на двух ложках (держа ложки в одной руке): Удар ложкой о ладошку. Маятник. Мячики. Зеркальце. Выполнять несложный ритмический рисунок по тексту. Совершенствовать ранее выученные приемы игры на ложках и народных музыкальных инструментах | «Смоленский гусачок» р.н.м., «Ах, вы сени» р.н.м., «Частушки», «Барашеньки крутороженьки» р.н.м., колядки и масляничные песни |
Музыкально-ритмические движения | Учить выполнять движения под музыку в танце и игре непринужденно, пластично, весело, слаженно и ритмично. | С использованием музыкальных инструментов: («Шуточный танец с гармошкой» р.н.м., «Заинька, попляши» р.н.п., хоровод «Во саду ли в огороде»). Хоровод «Галя по садочку ходила» р.н.п. |
III квартал
Программное содержание | Репертуар | |
Слушание | Побуждать давать оценку и самостоятельно выражать свое отношение к прослушанной музыке. Передавать характер музыки ритмическими движениями, игрой на народных музыкальных инструментах. | «Коробушка» р.н.м., «Кадриль» р.н.м., «Лапти» р.н.п. (хор им. Пятницкого), «Красно-солнышко» муз. Аедоницкого (в исп. Г. Макеевой) |
Пение | Побуждать импровизировать в пении голосовые интонации для различных персонажей, игровых ситуаций. Формировать творческие проявления в поиске певческих интонаций. Побуждать к самостоятельному исполнению песен в повседневной жизни детского сада в семье. | «На зеленом лугу» р.н.п., «Тень, тень, потетень» р.н.п., «Ой, вставала я ранешенько» р.н.п., «А я по лугу» р.н.м. |
Ритмическая тренировка | Упражнять в точной передаче ритмического рисунка несложных песенок, а затем текстов (ложками, народными музыкальными инструментами). | «Где был, Иванушка» р.н.п., «Две лягушки» муз. Филиппенко, «Во саду ли, в огороде» р.н.п., «Во кузнице» р.н.п., «Я на горку шла» р.н.п., «Пойду ль, выйду ль, я» р.н.п. |
Игры с палочками | Развивать музыкальный и ритмический слух, координацию движений. | Игры: «Медвежата», «Неделя», «Сороконожки», «Где же, ручки», «Солнечные зайчики», «Ножки» |
Игра на музыкальных инструментах | Учить игре на ложках, четко передавая ритм, темп мелодии, соблюдая интервалы, выделяя сильную долю, последнюю фразу. Продолжать учить играть на народных и самодельных музыкальных инструментах. Познакомить с приемами игры на двух ложках: Круг. Коленочки. Плечики. Совершенствовать ранее выученные приемы игры, играть эмоционально, выразительно. | «Я на горку шла» р.н.п., «Во кузнице» р.н.п., «Солнечный круг», «А я по лугу» р.н.п., «Ой, вставала я ранешенько» р.н.п., «Веснянки» р.н.м. |
Музыкально-ритмические движения | Побуждать выразительно выполнять игровые танцевальные движения в играх, танцах, хороводах. Побуждать передавать в импровизациях музыкально-игровой образ на народных музыкальных инструментах. | С использованием народных и самодельных музыкальных инструментов: («Коробушка» р.н.п., танец «Завалинка», игра-пляска «Заинька, попляши» р.н.п., инсценировка «Как у наших у ворот» р.н.п., «Ворон» р.н.м., «Мы на луг ходили» р.н.п., «На зеленом лугу» р.н.п . |
2.2. Формы и методы реализации Программы
Формы реализации программы:
- Практические занятия. На них происходит разбор произведений, отрабатываются приёмы и навыки ансамблевой и оркестровой игры.
- Репетиционно-концертные занятия. Предполагают подготовку и публичное представление отдельных концертных номеров.
- Игровые занятия. Включают дидактические игры на развитие музыкального слуха, восприятия и творческого потенциала.
- Индивидуальные занятия. Помогают сосредоточить внимание на особенностях и специфике конкретной партии, а также глубже разобраться в исполнительских возможностях каждого ребёнка.
Методы, используемые в программе.
- Словесный метод. Включает познавательные беседы об инструментах, рассказ о способах звукоизвлечения и характерных особенностях инструментов, о композиторах разучиваемых произведений.
- Наглядный метод. Предполагает показ инструментов шумового оркестра, видеофильмов и презентаций, портретов композиторов.
- Слуховой метод. Заключается в слушании музыкальных произведений.
- Практический метод. Включает разучивание партий, исследование особенностей инструментов (техника исполнения, тембр).
- Игровой метод. Включает музыкально-дидактические игры, творческие игры.
- Методика «цветных нот», «цветных схем» и ритмических карточек. Это способ познакомить детей с миром звуков и ритма.
- Метод побуждения к сопереживанию. Предполагает эмоциональную отзывчивость на музыкальный материал и картины русских художников.
- Метод поисковых ситуаций. Побуждает детей к творческой и практической деятельности.
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
- Знакомство с семьёй. Встречи-знакомства, анкетирование семей.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
- Совместная деятельность. Привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов, семейных праздников, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
- Семинары-практикумы. Например, «Домашний оркестр музыкальных инструментов», «Самодельные музыкальные инструменты», «Организация домашней фонотеки» и другие.
Работа с родителями строится на таких принципах, как единое понимание педагогом и родителями целей и задач воспитания и обучения детей, партнёрство в воспитании и обучении, уважение и доверие к ребёнку и другие.
2.4. Особенности взаимодействия с социо-культурными институтами
Сотрудничество с социальными партнёрами: с детской школой искусств (ДШИ), СДК . Такие взаимодействия могут проявляться в форме концертов, вечеров музыки, встреч в музыкальной гостиной.
- Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы
Материально-техническое обеспечение программы «Весёлый оркестр» включает следующее оборудование и материалы:
- Музыкальный зал. В нём есть фортепиано, детские стулья и столы, столики для музыкальных инструментов.
- Компьютер, проектор и экран. Также используются магнитная доска, доска для рисования, мелки и карандаши.
- Таблицы и карточки. Например, «Ритмические схемы», «Звуки высокие и низкие», «Музыкальные инструменты», «Портреты композиторов».
- Подбор музыки для слушания.
- Цветные нотки, нотный стан, цветные стикеры.
- Фонотека, аудиотека, видеотека и картотека музыкальных игр и распевок.
- Детские музыкальные инструменты. Среди них — металлофоны, диатонические колокольчики, инструменты для шумового оркестра.
- Музыкально-дидактические игры.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
- Оборудование: музыкальные инструменты, стулья, методический фонд.
- Технические средства обучения: музыкальный центр, фонохрестоматия, записи произведений и программ исполнителей, видеоматериал.
Наглядно-дидактические пособия: картотека пальчиковых и речевых дидактических игр, иллюстрации, картинки, ритмическое лото (мультимедийное изображение).
Для расширения кругозора детей о русском фольклоре и народной культуре предусмотрены организация фотовыставок и просмотр видеоматериала о народной музыкальной культуре и искусстве.
Также в программе используется методика «цветных нот», «цветных схем» и ритмических карточек, как доступный и интересный способ знакомства детей с миром звуков и ритма.
Список литературы
- Бублей С. «Детский оркестр». — Л., «Музыка», 1989.
- Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». — М., «Просвещение», 1990.
- Меркулова Л. Р. «Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование». — М., Гуманитарный издательский центр «Владо
- Тютюнникова Т. Э. «Шумовой оркестр снаружи и изнутри». — Журнал «Музыкальная палитра», №6, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»
Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...

Парциальная образовательная программа патриотической направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Музей боевой славы».
Авторская разработка образовательной программы по реализации патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении....

Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне».
Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2016г. и парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культур
Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание обр...

Статья «Организация ранней профориентации старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выя...

Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне»
Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...

Парциальная образовательная программа патриотической направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Музей боевой славы»
Авторская разработка образовательной программы по реализации патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении....
