Парциальная образовательная программа "Веселый оркестр"
рабочая программа (старшая группа)

Ивакина Антонина Николаевна

 Программа нацелена на создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_veselyy_orkestr.docx41.83 КБ

Предварительный просмотр:

Принято:

Утверждаю:

на заседании  педагогического совета

МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»

Заведующий  МДОУ

 «Детский сад №4 п.Новоорск»

Протокол №  1 от 29.08.2023

__________________О.А. Шамшиева

Приказ №___от  29.08.2023

ПАРЦИАЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕЧТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ   РАЗВИТИЕ»

         

                                                                                 Автор:

музыкальный руководитель

   высшей  категории

Ивакина А.Н.

п. Новоорск 2021-2022г.

СОДЕРЖАНИЕ 

Разделы программы

стр.

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

3

     1.1.1. Цель и задачи реализации Программы

4

    1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

4

   1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики развития детей старшего  дошкольного возраста

5

1.2. Планируемые результаты  

6

2. Содержательный раздел Программы

2.1. Тематическое планирование  образовательной деятельности

5—11

2.2. Формы и методы реализации Программы

12

2.3. Особенности взаимодействия   с семьями   воспитанников

12

2.4. особенности взаимодействия с социо-культурными институтами

12

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы

13

3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

14

        1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Весёлый оркестр» актуальна по нескольким причинам:

  • Потребность в широком приобщении детей к музыкальной культуре. Игра на музыкальных инструментах совершенствует эстетическое восприятие и чувства ребёнка, развивает мышление, аналитические способности, фантазию и творческие способности. 
  • Решение современных задач образования, определённых в ФЗ «Об образовании в РФ» и требованиях ФГОС. Программа способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм. 
  • Вовлечение детей в сферу музыки. Музыкальные игрушки и инструменты вызывают у дошкольников большой интерес, помогают развитию их творческих способностей. 
  • Решение задачи патриотического воспитания. Программа знакомит детей с русскими народными музыкальными инструментами и игрой на них, что способствует воспитанию чувства патриотизма и уважения к российским традициям. 

Таким образом, актуальность программы «Весёлый оркестр» связана с необходимостью развития музыкальных способностей детей, их социальной,

1.1.1. Цель и задачи реализации Программы

 .Цель программы: создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития.

Задачи :

  • Формировать у детей интерес к народной культуре русского народа, воспитывать национальную гордость, уважение к прошлому народа; развивать творческие способностей детей.
  • Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
  • Расширять музыкальный кругозор детей, через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами. Воспитывать интерес и любовь к музицированию.
  • Вовлекать детей дошкольников в разные виды деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных инструментов – игрушек.

1.1.2.  Принципы и подходы к формированию Программы

  • Принцип системности. Работу проводят не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года. 
  • Принцип учёта возрастных особенностей. Занятия, игры, наблюдения проводят с учётом возраста и окружающих условий. 
  • Принцип постепенности. Знания, которые сообщают детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются. 
  • Принцип интеграции. Тематика занятий по элементарному музицированию включается в тематику занятий других общеобразовательных областей, а также и другие виды самостоятельной деятельности детей. 
  • Принцип практического применения знаний. От детей добиваются не заучивания партий при музицировании, а творческого подхода к исполнению произведения. 
  • Принцип преемственности работы детского сада и семьи. Родители являются первыми воспитателями ребёнка и полноправными участниками педагогического процесса. 
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Предусматривает объединение различных видов детской деятельности вокруг единой темы при организации воспитательно-образовательного процесса. 

   1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики развития детей старшего  дошкольного возраста

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет.  
Дети этого возраста проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность по сравнению с малышами. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определять, какая исполняется музыка : веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют /рояль, скрипка, баян/. Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.

Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация.

Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений /ходьба, бег, прыжки/ в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, упражнениях, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

  1. Планируемые результаты
  •  У дошкольников сформирован интерес к народной культуре русского народа, уважение к прошлому народа; развиты творческие способности, тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазия и изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
  • Расширен музыкальный кругозор детей, через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами. Развит устойчивый  интерес и любовь к музицированию.

2. Содержательный раздел Программы

2.1. Тематическое планирование  образовательной деятельности

I квартал

Программное содержание

Репертуар

Слушание

Приобщать детей к национальной культуре на основе произведений народного музыкального искусства.

Побуждать к сопереживанию в музыке: характеру, чувствам, переданным в ней, развитию музыкального образа.

«Я на горку шла» р.н.п. (в исполнении Л. Рюминой), «Во поле береза стояла» р.н.п. (ансамбль «Березка»

Пение

Закреплять и совершенствовать имеющиеся певческие навыки:

- точность интонирования мелодии;

- непринужденность, эмоциональность исполнения.

 «Матрешки» р.н.п., «Как у наших у ворот» р.н.п., «Коровушка» р.н.п., «Сеяли девушки яровый хмель» р.н.п.

Ритмическая тренировка

Упражнять детей в точной передаче ритма

Русские народные песни, потешки: «Андрей-воробей», «Тили бом», «Стоит дом», «Кукушечка»

Игры с палочками

Развивать память, внимание

Игры: «Охота», «Мы играем как хотим», «Мои руки – ваши ноги»

Игра на музыкальных инструментах

Познакомить с народными музыкальными инструментами: коробочки, колотушка, хлопушка, колокольчик, трещотка круговая, дудочка, свистулька.

Учить играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм.

Закрепить имеющиеся навыки игры на ложках и русских народных инструментах.

«Тень, тень потетень» р.н.п., «Бай качи» р.н.п, «Чики, чики, чикалочки»р.н.п., «Матрешки» р.н.п., «Как у наших у ворот» р.н.п.,

Музыкально-ритмические движения

Побуждать детей к выразительной передаче: характера музыки, игрового образа в развитии игры, танца (с музыкальными инструментами и без).

Побуждать эмоционально изображать в движениях свое отношение к музыкальному образу, осознавая средства выразительности: темп, динамику, мимику, позу, осанку, движения.

С использованием русских народных инструментов («Матрешки» р.н.п., «Как у наших у ворот» р.н.п., «Полянка»).

Игра «Карусель»

II квартал

Программное содержание

Репертуар

Знакомство с народным промыслом: «Золотая хохлома», пение частушек о хохломе, знакомство с хохломскими ложками.

Народные мелодии (фонограмма)

Слушание

Развивать музыкальное восприятие средств музыкальной выразительности: темп, динамику, тембр.

Средств внемузыкальной выразительности: манера исполнения, поза, мимика.

Узнавать, называть музыкальный инструмент, на котором исполнено музыкальное произведение.

«Валенки» р.н.п.(в исполнении Л, Руслановой), «Смоленский гусачок» р.н.м. (оркестр русских народных инструментов)

Пение

Учить выразительному исполнению песен народного репертуара:

- выразительно выражать в песне настроение, характер, интонацию;

- учить петь по подгруппам, цепочкой, с солистом.

«Во саду ли в огороде» р.н.п., «В сыром бору тропина» р.н.п., «Ах, ты зимушка-зима» р.н.п., частушки р.н.м., «Барашеньки крутороженьки» р.н.м.

Ритмическая тренировка

Упражнять в точной передаче музыкальных фраз, несложных песенок (хлопками, шлепками, притопами, щелчками).

Русские народные песни, потешки: «Скок, скок, поскок», «Плачет киска», «Котенька коток», «Волны», «Козлик»

Игры с палочками

Развивать ритмический слух, реагируя на смену ритма.

Игры: «Островок», «Филин», «Лягушонок», «Скачите палочки»

Игра на музыкальных инструментах

Познакомить с приемами игры на двух ложках (держа ложки в одной руке):

Удар ложкой о ладошку.

Маятник.

Мячики.

Зеркальце.

Выполнять несложный ритмический рисунок по тексту.

Совершенствовать ранее выученные приемы игры на ложках и народных музыкальных инструментах

«Смоленский гусачок» р.н.м., «Ах, вы сени» р.н.м., «Частушки», «Барашеньки крутороженьки» р.н.м., колядки и масляничные песни

Музыкально-ритмические движения

Учить выполнять движения под музыку в танце и игре непринужденно, пластично, весело, слаженно и ритмично.

С использованием музыкальных инструментов: («Шуточный танец с гармошкой» р.н.м., «Заинька, попляши» р.н.п., хоровод «Во саду ли в огороде»).

Хоровод «Галя по садочку ходила» р.н.п.

III квартал

Программное содержание

Репертуар

Слушание

Побуждать давать оценку и самостоятельно выражать свое отношение к прослушанной музыке.

Передавать характер музыки ритмическими движениями, игрой на народных музыкальных инструментах.

«Коробушка» р.н.м., «Кадриль» р.н.м., «Лапти» р.н.п. (хор им. Пятницкого), «Красно-солнышко» муз. Аедоницкого (в исп. Г. Макеевой)

Пение

Побуждать импровизировать в пении голосовые интонации для различных персонажей, игровых ситуаций.

Формировать творческие проявления в поиске певческих интонаций.

Побуждать к самостоятельному исполнению песен в повседневной жизни детского сада в семье.

«На зеленом лугу» р.н.п., «Тень, тень, потетень» р.н.п., «Ой, вставала я ранешенько» р.н.п., «А я по лугу» р.н.м.

Ритмическая тренировка

Упражнять в точной передаче ритмического рисунка несложных песенок, а затем текстов (ложками, народными музыкальными инструментами).

«Где был, Иванушка» р.н.п., «Две лягушки» муз. Филиппенко, «Во саду ли, в огороде» р.н.п., «Во кузнице» р.н.п., «Я на горку шла» р.н.п., «Пойду ль, выйду ль, я» р.н.п.

Игры с палочками

Развивать музыкальный и ритмический слух, координацию движений.

Игры: «Медвежата», «Неделя», «Сороконожки», «Где же, ручки», «Солнечные зайчики», «Ножки»

Игра на музыкальных инструментах

Учить игре на ложках, четко передавая ритм, темп мелодии, соблюдая интервалы, выделяя сильную долю, последнюю фразу.

Продолжать учить играть на народных и самодельных музыкальных инструментах.

Познакомить с приемами игры на двух ложках:

Круг.

Коленочки.

Плечики.

Совершенствовать ранее выученные приемы игры, играть эмоционально, выразительно.

«Я на горку шла» р.н.п., «Во кузнице» р.н.п., «Солнечный круг», «А я по лугу» р.н.п., «Ой, вставала я ранешенько» р.н.п., «Веснянки» р.н.м.

Музыкально-ритмические движения

Побуждать выразительно выполнять игровые танцевальные движения в играх, танцах, хороводах.

Побуждать передавать в импровизациях музыкально-игровой образ на народных музыкальных инструментах.

С использованием народных и самодельных музыкальных инструментов: («Коробушка» р.н.п., танец «Завалинка», игра-пляска

«Заинька, попляши» р.н.п., инсценировка  «Как у наших у ворот» р.н.п., «Ворон» р.н.м., «Мы на луг ходили» р.н.п., «На зеленом лугу» р.н.п

.

2.2. Формы и методы реализации Программы

Формы реализации программы:

  • Практические занятия. На них происходит разбор произведений, отрабатываются приёмы и навыки ансамблевой и оркестровой игры. 
  • Репетиционно-концертные занятия. Предполагают подготовку и публичное представление отдельных концертных номеров. 
  • Игровые занятия. Включают дидактические игры на развитие музыкального слуха, восприятия и творческого потенциала. 
  • Индивидуальные занятия. Помогают сосредоточить внимание на особенностях и специфике конкретной партии, а также глубже разобраться в исполнительских возможностях каждого ребёнка. 

Методы, используемые в программе.

  • Словесный метод. Включает познавательные беседы об инструментах, рассказ о способах звукоизвлечения и характерных особенностях инструментов, о композиторах разучиваемых произведений. 
  • Наглядный метод. Предполагает показ инструментов шумового оркестра, видеофильмов и презентаций, портретов композиторов. 
  • Слуховой метод. Заключается в слушании музыкальных произведений. 
  • Практический метод. Включает разучивание партий, исследование особенностей инструментов (техника исполнения, тембр). 
  • Игровой метод. Включает музыкально-дидактические игры, творческие игры. 
  • Методика «цветных нот», «цветных схем» и ритмических карточек. Это способ познакомить детей с миром звуков и ритма.  
  • Метод побуждения к сопереживанию. Предполагает эмоциональную отзывчивость на музыкальный материал и картины русских художников. 
  • Метод поисковых ситуаций. Побуждает детей к творческой и практической деятельности. 

2.3. Особенности взаимодействия   с семьями   воспитанников

  • Знакомство с семьёй. Встречи-знакомства, анкетирование семей. 
  • Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте. 
  • Совместная деятельность. Привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов, семейных праздников, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. 
  • Семинары-практикумы. Например, «Домашний оркестр музыкальных инструментов», «Самодельные музыкальные инструменты», «Организация домашней фонотеки» и другие. 

Работа с родителями строится на таких принципах, как единое понимание педагогом и родителями целей и задач воспитания и обучения детей, партнёрство в воспитании и обучении, уважение и доверие к ребёнку и другие. 

2.4. Особенности взаимодействия с социо-культурными институтами

Сотрудничество с социальными партнёрами: с детской школой искусств (ДШИ), СДК . Такие взаимодействия могут проявляться в форме концертов, вечеров музыки, встреч в музыкальной гостиной.

  1. Организационный раздел

 3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы

Материально-техническое обеспечение программы «Весёлый оркестр» включает следующее оборудование и материалы:

  • Музыкальный зал. В нём есть фортепиано, детские стулья и столы, столики для музыкальных инструментов. 
  • Компьютер, проектор и экран. Также используются магнитная доска, доска для рисования, мелки и карандаши. 
  • Таблицы и карточки. Например, «Ритмические схемы», «Звуки высокие и низкие», «Музыкальные инструменты», «Портреты композиторов». 
  • Подбор музыки для слушания.  
  • Цветные нотки, нотный стан, цветные стикеры.  
  • Фонотека, аудиотека, видеотека и картотека музыкальных игр и распевок.  
  • Детские музыкальные инструменты. Среди них — металлофоны, диатонические колокольчики, инструменты для шумового оркестра.  
  • Музыкально-дидактические игры.

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

  • Оборудование: музыкальные инструменты, стулья,  методический фонд.  
  • Технические средства обучения: музыкальный центр, фонохрестоматия, записи произведений и программ исполнителей, видеоматериал.  

Наглядно-дидактические пособия: картотека пальчиковых и речевых дидактических игр, иллюстрации, картинки, ритмическое лото (мультимедийное изображение).  

Для расширения кругозора детей о русском фольклоре и народной культуре предусмотрены организация фотовыставок и просмотр видеоматериала о народной музыкальной культуре и искусстве.  

Также в программе используется методика «цветных нот», «цветных схем» и ритмических карточек, как доступный и интересный способ знакомства детей с миром звуков и ритма. 

Список литературы

  1. Бублей С. «Детский оркестр». — Л., «Музыка», 1989. 
  2. Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». — М., «Просвещение», 1990. 
  3. Меркулова Л. Р. «Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование». — М., Гуманитарный издательский центр «Владо
  4. Тютюнникова Т. Э. «Шумовой оркестр снаружи и изнутри». — Журнал «Музыкальная палитра», №6, 2006. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...

Парциальная образовательная программа патриотической направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Музей боевой славы».

Авторская разработка образовательной программы по реализации патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении....

Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне».

Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель  программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2016г. и парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культур

Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание обр...

Статья «Организация ранней профориентации старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выя...

Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне»

Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель  программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...

Парциальная образовательная программа патриотической направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Музей боевой славы»

Авторская разработка образовательной программы по реализации патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении....