«Развитие естественно-научной грамотности у дошкольников старшего возраста посредством мультимедийного пособия»
методическая разработка (подготовительная группа)

Ивакина Антонина Николаевна

Развитие естественно- научной грамотности способствует формированию функционально грамотной личности - человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_2024_tonya.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 п. Новоорск»

«Развитие естественно-научной грамотности у дошкольников старшего возраста посредством мультимедийного пособия»

Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»

Разработал: Ивакина

 Антонина Николаевна

Музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад №4

 п. Новоорск»

п. Новоорск, 2024г

Дата проведения: 12.03. 2024 г

Место проведения:

МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»

Время проведения: 9ч.30мин.

Участники: воспитатели,

 старшие воспитатели, музыкальные руководители

Программа семинара

 Приветственное слово участникам  семинара.

Маркина О.В. – методист  отдела образования администрации Новоорского района

    2.

    3.

Введение в тему семинара «Формирование у дошкольников функциональной грамотности» (Мартьянова М.В.-  старший воспитатель высшей категории.)

Распространение педагогического опыта: «Развитие естественно-научной грамотности по средствам мультимедийного пособия» (Ивакина А.Н.- музыкальный руководитель высшей категории)

       4.

Мастер-класс «Применение гексо-технологии для обучения дошкольников чтению» (Руппель Е.В.- воспитатель первой категории)

      5.

         

«Детский мастер-класс» как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации  «Развитие математических способностей с помощью ментальной арифметики» (Мартьянова М.В.- педагог-психолог)

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, 

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошёл».

                                                                     К.Е. Тимирязев

 Способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения научных явлений – это и есть естественно – научная грамотность.

Развитие естественно- научной грамотности способствует формированию функционально грамотной личности - человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки

Как же развивать такую грамотность в музыкальной деятельности?

Изучив опыт коллег, я поняла, что, к сожалению, тема эта недостаточно раскрыта.  Я стала искать различные методы и приёмы и решила, что развитию естественно- научной грамотности на музыкальных занятиях   лучше всего способствует экспериментальная деятельность со звуком. Когда ребенок слышит, видит, ставит вопросы и находит ответ, то все усваивается прочно и надолго. Именно эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их и сделать выводы.

Мне захотелось сделать процесс музыкального экспериментирования продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка. Я обратила внимание на развивающие современные мультфильмы и мне понравился мультик «Шишкин лес», который очень хорошо рассказывает детям о музыке. Там есть педагог «Тимур Мажорович и персонажи -  зверята, которые задают много интересных вопросов. Мне захотелось, чтобы с помощью персонажей дети  сами научились задавать вопросы,  находить  ответ и с помощью мультика узнать правы они или нет. Поэтому мною был разработан проект «Музыкальные эксперименты в Шишкиной школе», целью которого является  формирование у дошкольников естественно - научной грамотности в ходе опытно - экспериментальной музыкальной деятельности. 

  Для реализации проекта мною был создан интерактивный лэпбук. Это мультимедийное пособие, которое дает возможность совмещать практическую деятельность с показом демонстрационного материала. Наличие в пособии видеоматериала дает возможность понять сложные процессы и легче усвоить принцип их работы.

К главным особенностям мультимедийного пособия можно отнести:

 • целостное восприятие предлагаемого материала с учетом уровня знаний обучающегося; ( презентация создана  в виде книги с эффектом перелистывания);

• взаимодействие различного материала (текста, графики, аудио и видеофрагментов) подбирается материал по теме и с помощью гиперсылок прикрепляется к картинке. Сколько картинок мы поместили на страницу, столько можем прикрепить гиперсылок из видео и аудиофайлов).

 • простую и удобную навигацию; структурирование материала, возможность выбрать интересующую информацию, последовательность ее передачи (на каждой странице история одного героя. Собран материал для одного опыта, получается- одно разработанное занятие, Детям предлагается выбрать героя, историю которого они хотели бы послушать, решить его проблемы или найти ответы на поставленные вопросы)

Предлагаю пройти по страницам книги и познакомиться с ее героями( прелистыва

Например Тимур Мажорович знакомит дошкольников со звуками музыкальными и шумовыми и предлагает найти их вокруг, играет с в интерактивную игру

На следующей странице у Зубка не получается сыграть дружные красивые аккорды, он не понимает почему так происходит. Дети пытаются сыграть на инструменте несколько звуков и понимают, что одни аккорды звучат красиво, а другие резко, не дружно. Почему так происходит, им объяснит Тимур Мажорович, расскажет, что такое диссонанс и консонанс, предложит поиграть в игру «Сколько звуков звучит».

С лисичкой Веснушкой дети познакомятся с большим колоколом, разгадают отчего зависит высота звука, самостоятельно поиграв на различных колокольчиках, услышат как звучат большие колокола, посмотрят, как обучают игре на колоколах.

Кот Коксик расскажет, что кроме музыкального слуха у людей бывает слух цветной. Предложит детям прослушать музыку и нарисовать ее.

А вот проблему Енота Енотыча мы попробуем решить вместе с вами.

Мастер класс с педагогами «Музыкальные бокалы»

Как же дети решили проблему мышки Шуни, мы сейчас увидим на видео 

Видеоролик «Где прячется эхо?»

 Мультимедийное пособие   могут использовать  как музыкальные руководители так и родители, педагоги в самостоятельной деятельности.

Таким образом, формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников является одним из важнейших компонентов образовательной деятельности в нашей работе с детьми. В процессе этой деятельности у воспитанников развиваются компетенции, необходимые при дальнейшем обучении в школе. Мы учим их работать в команде, креативно мыслить, быть инициативными и находить нестандартные решения. А в работе воспитателей появляется возможность к использованию новых технологий и методов, повышаются профессиональные компетенции.

Мастер -  класс

Енот Енотыч постоянно занят делом. И вот, когда в очередной раз устав от работы, он решил отдохнуть и попить водички, к нему прилетела птичка. И рассказала интересную историю недавно она пролетела мимо одного дома и услышала красивую мелодию, но она не смогла угадать, на каком инструменте она исполнена.

Вам интересно, какую мелодию услышала птичка? Давайте послушаем её вместе.             Слушают.

Давайте попробуем угадать, какой инструмент звучит?

Енот Енотыч сказал птичке, что совсем недавно он смотрел интересный мультик и там рассказывали о необычных музыкальных инструментах. Хотите с ними познакомиться? Тогда давайте посмотрим вместе.

Посмотрите, у меня есть такие бокалы, давайте попробуем поиграть на них. Что мы должны сделать, чтобы появился звук?

Енот Енотыч рассказал птичке, что на бокалах играют профессиональные музыканты в концертных залах, хотите посмотреть.

Видео на стакане.

А также  игру музыкантов можно услышать на улице

(нажимаем на ящик с инструментами).

Посмотрите, у меня есть еще бокалы. Как еще мы можем извечь  из них звук (постучать) давайте постучим. Звук везде одинаковый или разнвй?.

А теперь давайте нальем в один бокал воды и постучим.

Звук в бокалах одинаковый?

А если я в бокал налью воды побольше то произойдет?

А теперь послушайте, в каком бокале звук выше?

А то нужно сделать , чтобы звук постепенно повышался?

(каждый раз наливать воды немного больше)

Давайте это сделаем.

А теперь я предлагаю вам самим быть музыкантами и сыграть и спеть попевочку Я шагаю вверх, я шагаю вниз.

Какие мы с вами можем сделать вывод?

Играть на бокале можно, проводя по нему мокрым пальцем и ударать палочкой.

Высота звук зависит от количества воды в бокале, чес меньше воды, тем звук выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Представление опыта работы  в образовательном процессе  по  развитию логико-математических представлений у дошкольников 5-6 лет посредством  игрового набора «Дары Фрёбеля&raq...

Методическая разработка: «Цикл дидактических игр и упражнений, направленных на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством многофункционального пособия «Бизиборд»

Методическая разработка представляет из себя цикл дидактических игр и упражнений, направленных на развитие сенсорных способностей у детей посредством многофункционального пособия «Бизиборд»...

Отчет по теме самообразования:  «Формирование финансовой грамотности дошкольников старшего возраста посредством экономического воспитания»

Данный методический материал будет полезен воспитателям, решившим взять себе  тему самообразования "Формирование финансовой грамотности дошкольников старшего возраста посредством экономическ...

Развитие творческих и словесных способностей дошкольников старшего возраста посредством стихосложения

Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать, мастерить требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда целесообразно...

"Развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста посредством игровых приёмов"

В статье раскрывается понятие коммуникативных способностей и описываются активные средства и методы развития коммуникативных навыков....

Развитие творческих и словесных способностей дошкольников старшего возраста посредством стихосложения

Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать, мастерить требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда целесообразно...