Развитие творческих и словесных способностей дошкольников старшего возраста посредством стихосложения
методическая разработка по развитию речи

Пискунович Елена Николаевна

Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать, мастерить требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, мимикой, игровой ситуацией, наглядностью).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Развитие творческих и словесных способностей дошкольников старшего возраста посредством стихосложения»

Красноярский край , г.Сосновоборск

МАДОУ ДСКН №7

Воспитатель: Пискунович Елена Николаевна

Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать, мастерить требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, мимикой, игровой ситуацией, наглядностью).

Ребенок не рождается фантазером. Его способности основываются на развитии воображения. Ни в какой другой области воображение не имеет такого значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна ни одна творческая деятельность. Следовательно, для изобразительной деятельности необходимо развивать у детей:

во-первых, эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов);

во-вторых, образное мышление (можно выделить наглядно — действенное, наглядно-образное, логическое мышления);

в-третьих, воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов;

в-четвертых, эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности — важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания;

в-пятых; мелкую моторику рук.

Актуальность: Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка , высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) дают нам широкий спектр для выбора методов работы с детьми. Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Развитие художественных способностей и развитие устной речи использование речи как инструмента для выражения своих мыслей чувств желания необходимы для детей в их дальнейшем развитии. Очень часто в старшем дошкольном возрасте мы видим разделение детей на тех, кто может долго и с интересом рисовать, разукрашивать и тех, кто может много и без умолку, что то рассказывать, придумывать, фантазировать. Согласно программе ФГОС каждая образовательная область основана на какой-либо детской деятельности и направлена на её развитие. В своем проекте я хотела интегрировать области и создать для детей такую образовательную среду, которая бы активизировала связную речь, коммуникацию детей и формировала творческие способности. Деятельность ребенка вывести на новый уровень соединить развитие речи, коммуникацию, умения сочинять рассказывать ,рифмовать.
Цель: Развитие у детей творческих способностей и речи посредством сочинения стихов в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Найти, собрать в сборник дидактические игры способствующие развитию умения детей рассказывать и сочинять.
2. Составить план мероприятий, разработать конспекты занятий, направленных на развитие таких творческих способностей детей как рисование, оригами, творческое рассказывание, сочинение.
3. Формировать у детей восприятие книги как художественного произведения.
4. Создать развивающую среду в группе детского сада способствующую развитию речи, творческих способностей детей в различных видах детской деятельности.
5. Расширять знания детей о создании книг, иллюстраций советских авторах, художниках иллюстраторах.
6. Изготовить с детьми собственные книги.
7. Учить детей, опираясь на полученный опыт, сочинять собственные произведения;
8. Презентовать опыт работы.

Для реализации проекта необходимо пройти несколько подготовительных этапов , а именно

ЭТАП 1

Создание книжного уголка
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. Здесь мы устраивали тематические выставки. Такие как :оригами для детей, авторы - художники, в мире сказок, истории о детях, русские народные сказки, моя любимая книга.
Наполнение нашего книжного уголка:
Книги различных жанров и различные по размеру «Народные сказки», «Стихи», «Авторские сказки», «Энциклопедии, фотографии авторов. Картинки, иллюстрации со сказочными героями.

Создание уголка игр-драматизаций.
Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого мы начали оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Музыкальные инструменты и предметы Педагоги вместе с воспитанниками, родителями готовили костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям.
Атрибуты к играм подбирали так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы игры-драматизации по знакомым сказкам.

Создание центра художественного творчества
Наиболее полно изобразительное творчество детей проявляется в детском саду в рисовании, лепке, аппликации современные тенденции приводят нас к большому выбору разных материалов и техник, с которыми мы можем знакомить детей старшей группы.
Карандаши, краски, пластилин, соленое тесто, раскраски, предметы народного творчества, репродукции картин, цветная бумага для оригами, картон, ножницы, клей, декоративные украшения и имеются трафареты, шаблоны, штампики, которые позволяют детям самим создавать, строить симметричные изображения разными способами, экспериментировать с формой и цветом, вызывают желание детей освоить различные техники изображения.
В течении всего проекта среда пополнялась различными материалами и предметами творчества

Этап 2

Использование дидактических игр на занятиях и в свободной деятельности с детьми направленных на развитие речи.

Доктор педагогических наук Бондаренко А.Г. рассматривала дидактическую игру как ценное средство воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний .

Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включала речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре, мы заканчивали игры разыгрыванием фантов, награждением победителей. Дидактические игры приведенные в приложении помогут сформировать детям грамотную речь при регулярном ежедневном использовании игр в режимных моментах и на занятиях.

Игра дошкольников:
- побуждает детей к общению друг с другом;
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;

ЭТАП 3

Обучающие мероприятия, направленные на развитие интереса к сочинению самостоятельных сказок.

Итак, в первую очередь мною были поставлены следующие задачи:

  • дать детям знания о стихотворении;
  • научить воспринимать стихотворное произведение;
  • научить сочинительству стихов.

На основе поставленных задач были выделены три основных этапа работы:

Ознакомительный, этап восприятия и этап сочинительства.

Основными приёмами обучения детей являлись:

  • чтение стихов
  • рассматривание и обсуждение внешнего вида и характера героев стихов с использованием иллюстраций, книжек – раскрасок
  • сравнение героев по их роли в стихотворении .
  • Активно использовала в своей работе игры и игровые упражнения:
  • Подобрать синонимы (антонимы) к словам, рифму к обозначающим чертам характера персонажа, сюжета.
  • Взрослый называет слово,а ребенок рифму к этому слову.
  • Взрослый называет действие, а ребёнок – черту характера персонажа.
  • Изобразить персонажей и их действия с помощью схем.

Акцент делается на то, чтобы научить детей воспринимать стихотворное произведение, наделять героев стихотворения эпитетами и выражениями, выделять средства выразительности в стихотворении.

По итогам работы удалось выявить положительные моменты, которые показали, что сказки дают большой спектр для развития познавательного интереса у детей, творческого воображения, логического мышления, психических процессов.

Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребенка главное – чтобы ребенок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны взрослых (воспитателей и родителей), научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего возраста посредством игры на детских музыкальных инструментах в условиях ДОУ

Экспериментальная работа ставит своей целью развитие творческих и музыкальных способностей детей, а так же возможность доставить им удовольствие от соприкосновения с музыкой...

Формирование творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Формирование творческой личности – одна из важных педагогических задач.Решение этой задачи должно начинаться уже в дошкольном возрасте.Воспитанники находятся на том этапе становления личности, когда б...

Выступление на педсовете «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги»

Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольн...

Проект «Мультипликация, как средство развития творческих и технических способностей детей старшего дошкольного возраста»

Мультипликация в образовательном процессе, как универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.- Ознакомление детей с правилами  работы...