«Создания развивающей предметно - пространственной среды как условие всестороннего развития дошкольников»
презентация к уроку (старшая группа)

Патлина Ирина Александровна

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

СЛАЙД 2

ППРС  - это всестороннее развитие детей, оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению.   Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки-обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Предметно-развивающая среда соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  «Росинка»» п. Пионерский

Сообщение к педсовету

«Создания развивающей предметно - пространственной среды как условие всестороннего развития дошкольников»

Подготовила воспитатель:

Патлина И.А. – высшей квалификационной категории

Апрель, 2024г.

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

СЛАЙД 2

ППРС  - это всестороннее развитие детей, оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению.   Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки-обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Предметно-развивающая среда соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.

СЛАЙД 3

Требования ФГОС к  предметно - развивающей среде:    

- Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. 

- Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.     

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 СЛАЙД 4

Предметно – пространственная развивающая среда                                            должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1)социально-коммуникативная,
2)познавательная,
3)речевая,
4)художественно-эстетическая,
5) физическая.

СЛАЙД 5

Направление: Художественно — эстетическое развитие -  это всестороннее развитие ребенка, связано с умственным, эстетическим, физическим, творческим, коммуникативным, нравственным воспитанием. Цель центра направлена на формирование умения творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания обучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, на развитие ручной умелости и творчества .

  • В центре «Творческая мастерская» для развития детей можно подобрать различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре уместен материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.).
  • «Музыкально — театрализованный» центр — это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Центр представляется различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый), масками, атрибутами для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, масками.

 По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.

СЛАЙД 6

 Направление: Речевое развитие направлено на  формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

  • Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок.   В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.
  • В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

СЛАЙД 7

Направление: Познавательное развитие - предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; 

  • Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре может располагаться   наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы.  

СЛАЙД 8

 «Строительный» (конструктивный) центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Ребенок самостоятельно, при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр можно дополнить мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

В «Нравственно-патриотическом» центре -  как правило, помещается государственная символика родного города, и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. 

В данном центре размещены  разнообразные занимательные материалы для всестороннего развития ребенка,  чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

СЛАЙД 9

Направление: Социально-коммуникативное развитие направлена на  позитивную социализацию детей дошкольного возраста, игровой деятельности,  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства., соблюдая безопасность.

  • В центре «Сюжетно – ролевых игр» В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок- персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих). Данные центры следует укомплектовать уголком ряженья.

СЛАЙД 10

  • Центр  дидактических игр «Игротека» развивает  познавательные и умственные способности; развивает речь детей,  мелкую моторику;  мыслительные способности (планирование, анализ, обобщение и т.д.); социально-нравственные качества.

  • Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащается необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

СЛАЙД 11

Направление: Физическое развитие направлено на  двигательную  активность детей, развития физических качеств: гибкости, ловкости,   меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств, выполнение основных движений (бег, ходьба, прыжки), становление ценностей здорового образа жизни.

  • Центр «Маленькие спортсмены»  содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей.  Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.  

СЛАЙД 12

Дошкольный возраст - это то время, когда закладывается фундамент всей жизни человека. И если уделять внимание предметно-развивающей среде ребёнка через  условия всестороннего развития,   его сенсорной восприимчивости окружающего мира, это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной  личности.

Таким образом, умственное, эстетическое, творческое и физическое  развитие дополняют друг друга. Содержание центров, направленно на умственное развитие мотивируют ребенка воссоздать "точно такую же" картинку - другими словами нарисовать, слепить, сконструировать, посчитать, рассказать. 

Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений у ребенка, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

 

СЛАЙД 13

 

Практическая часть:

Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада.

Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно – образовательного процесса. Одно и то же оборудование ребёнок может использовать в различных центрах: Игра с кубиками в уголке конструирования, двигательной активности, речевого развития, сюжетно ролевой игры.

Предлагаются кубики с буквами:

  1. В центре речевого развития (составь слово – мама, назови, кто нарисован);
  2. Физического развития (перенеси кубик на другую сторону, попрыгав в обручи);
  3. В центре конструирования  (построить домик);
  4. Математический центр (посчитать кубики);
  5. Центр сюжетно ролевой игры - купить в магазине (предмета заместители - хлеб, молоко и т.д.)

СЛАЙД 14

Предлагаются  фрукты,  овощи которые, можно использовать в некоторых центах.

  1. В центре физического развития - (перенести с одной на другую сторону);
  2. Центр сюжетно ролевой игры – купить в магазине и обыграть в центре семьи;
  3. В речевом центре -  Д.И. «Опиши фрукт»;
  4. Математический центр Д.И. «Посчитай фрукт», «на какую геометрическую форму похоже»;
  5. Познавательное развитие - Д.И. «Во саду ли в огороде»;
  6. Музыкальный  центр - игра «Собери в  1 корзинку овощи во 2 корзинку фрукты»;
  7. Центр Маленькие художники -  Нарисуй, слепи -  фрукт, овощ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сообщение к педсовету « Создания развивающей предметно - пространственной среды как условие всестороннего развития дошкольников» Подготовила: Патлина И.А. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Росинка»» п. Пионерский

Слайд 2

Предметно-развивающая среда в группах Это всестороннее развитие детей, оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки-обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Предметно-развивающая среда соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.

Слайд 3

Требования ФГОС к предметно - развивающей среде: 1 . Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. 2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Слайд 4

Предметно – пространственная развивающая среда должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: 1) социально-коммуникативная, 2) познавательная, 3) речевая, 4) художественно-эстетическая, 5) физическая.

Слайд 5

Художественно — эстетическое развитие это всестороннее развитие ребенка, связано с творческим , эстетическим , умственным , физическим , коммуникативным , нравственным воспитанием. Центр « Т ворческая мастерская» С младшего возраста Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует.

Слайд 6

4/24/2024 Речевое развитие направлено на формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Центр «Мир книги - Приходи, сказка! » На полках книг у нас не счесть Русских народов книги есть Воспитатели детям их читают, а дети героями себя представляют

Слайд 7

Познавательное развитие Центр «Математики» обеспечить успешное развитие их способностей и мышления посредством дидактических игр. ТОЧКА Пуст сегодня дворик наш, За окошком хмуро. Я взял фломастер, карандаш, Решил чертить фигуры. Передо мной бумаги лист, До чего ж он бел и чист. Фломастером ткнёшь посредине листочка И на листе получается ТОЧКА.

Слайд 8

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Центр «Строителя, конструктивный» Раз, два, три — сложи детали, Чтоб они машиной стали. Собери гараж. Потом Не забудь построить дом. Можно к самому порогу Проложить еще дорогу, Выбрать место для моста — То-то будет красота! Из конструктора такого Что ни сделай — все толково!

Слайд 9

Социально-коммуникативное развитие направлена на позитивную социализацию детей дошкольного возраста, игровой деятельности, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства., соблюдая безопасность. Центры сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская» «Кухня , дом» « Айболит»

Слайд 10

Центр дидактических игр «Игротека » развивает познавательные и умственные способности; развивает речь детей, мелкую моторику; мыслительные способности (планирование, анализ, обобщение и т.д.); социально-нравственные качества 4/24/2024 Здесь находятся игры которые развивают в детях мышление, память , воображение, мелкую моторику

Слайд 11

Центр двигательной активности «Маленькие спортсмены» Наши дети физкультуру просто обожают силу , дух ,мускулатуру в играх укрепляют ! Физическое развитие направлено на двигательную активность детей, развития физических качеств: гибкости, ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств, выполнение основных движений (бег, ходьба, прыжки), становление ценностей здорового образа жизни.

Слайд 12

Дошкольный возраст - это то время, когда закладывается фундамент всей жизни человека. И если уделять внимание предметно-развивающей среде ребёнка через условия всестороннего развития, его сенсорной восприимчивости окружающего мира, это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной личности.

Слайд 13

4/24/2024 Практическая часть: Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада. Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно – образовательного процесса. Одно и то же оборудование ребёнок может использовать в различных центрах: Игра с кубиками в уголке конструирования, двигательной активности, речевого развития, сюжетно ролевой игры. Предлагаются кубики с буквами: В центре речевого развития (составь слово – мама, назови, кто нарисован); Физического развития (перенеси кубик на другую сторону, попрыгав в обручи); В центре конструирования (построить домик); Математический центр (посчитать кубики); Центр сюжетно ролевой игры - купить в магазине (предмета заместители - хлеб, молоко и т.д.)

Слайд 14

4/24/2024 Предлагаются фрукты, овощи которые, можно использовать в некоторых центах. В центре физического развития - (перенести с одной на другую сторону); Центр сюжетно ролевой игры – купить в магазине и обыграть в центре семьи; В речевом центре - Д.И. «Опиши фрукт»; Математический центр Д.И. «Посчитай фрукт», «на какую геометрическую форму похоже»; Познавательное развитие - Д.И. «Во саду ли в огороде»; Музыкальный центр - игра «Собери в 1 корзинку овощи во 2 корзинку фрукты»; Центр Маленькие художники - Нарисуй, слепи - фрукт, овощ.

Слайд 15

4/24/2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Рекомендации к созданию развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию"

Буклет "Рекомендации к созданию развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию"...

«Развивающая предметно-пространственная среда как условие для развития самостоятельности и инициативности дошкольников»

Развивающая предметно- пространственная среда –определенное пространство, организационно оформленное  и предметно насыщенное, предназначенное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, о...

«Роль развивающей предметно – пространственной среды ДОО для всестороннего развития личности как средство реализации ФГОС ДО»

В связи с модернизацией системы образования, в России сейчас происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт подразумевает создание условий для индивидуа...

: «Создание развивающей предметно – пространственной среды для художественно – эстетического развития детей раннего возраста».

Художественно – эстетическое развитие – это целенаправленный процесс формирования творческой личности способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ц...

«Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на всестороннее развитие дошкольников»

В настоящее время в системе образования России, в том числе и дошкольном образовании, происходит множество перемен. Впервые дошкольное образование становится первой ступенью системы образования, вперв...

Инновационно-образовательный проект Тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и го...

«Создание Развивающей предметно-пространственной среды по формированию математической грамотности дошкольников». Рекомендации для педагогов.

laquo;Создание  Развивающей предметно-пространственной среды по формированию математической грамотности дошкольников».Рекомендации для педагогов....