Консультации для родителей по духовно-нравственному воспитанию.
консультация (подготовительная группа)

Панова Татьяна Николаевна

Консультация для родителей -"Как знакомить дошкольников с историей России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Консультация для родителей

      «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России»

О важности приобщения ребенка к историческим событиям нашей России, народа, написано много. Приобщая дошкольников к истории России, педагог пробуждает у них интерес к родной стране, воспитывает гордость за ее достижения, победы, уважение к традициям прошлого. Знакомство с прошлым родной страны, позволяет развивать у детей интерес к жизни и достижениям предков, уважение к культуре своего и других народов.

Рассказывая детям о героях родной страны, воспитатель обращает внимание на их нравственные качества, позволившие добиться результата, несмотря на все подстерегающие трудности.Знакомство с историей родной страны позволяет сформировать у детей пространственно- временные представления. Но именно особенности восприятия времени дошкольниками затрудняют понимание исторических фактов.Ребенок не может воспринять прошлое родной страны не  иначе, чем через воспоминания родных, знакомство с историческими реликвиями, предметами старины, а позже – через фильмы, картины, книги. Интерес детей к событиям военного прошлого России поддерживается хранящимися в семьях реликвиями: медалями и орденами, письмами, фотографиями. Бабушки и дедушки некоторых детей пережили военные события и рассказали об этом своим внукам, поэтому события прошлого не просто поняты, но и прочувствованы дошкольниками.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе каждого ребенка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания, поэтому, патриотическое воспитание дошкольников направлено в первую очередь на воспитание любви к семье и родному краю, стране, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.

Для развития интереса к прошлому родной страны в группе мы создали развивающий центр «Моя страна» Уголок этот создан для самостоятельной и совместной с детьми деятельности. Разместили небольшие предметы быта, народные игрушки, фотографии «Наш город Щелково».Альбомы: «Ремесла России» «Матрешки» т.д. Рассматривая книги и альбомы, дошкольники знакомятся с особенностями жизни России в разные исторические периоды, раскрашивают рисунки изделий по мотивам народных промыслов, рисуют схемы военных сражений и так далее. В группе есть мини-музей народной игрушки, где представлены предметы декоративно- прикладного творчества, а так же тряпичные куклы и куклы-обереги

Используем широко все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

 

Исходя из актуальности этого направления, вся планируемая и проводимая работа направлена на решение основных задач патриотического воспитания дошкольников:

- создание предметно-развивающей среды патриотической направленности;

- организация разнообразной совместной и самостоятельной деятельности детей, способствующей формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:

- к родному дому, семье, детскому саду;

- к истории и природе родного края, города, страны;

-к культурному наследию своего народа;

- к героическому прошлому России.

Я осуществляю работу с детьми и сотрудничество с родителями по всем основным направлениям нравственно-патриотического воспитания, используя учебно-методический комплекс парциальной образовательной программе дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Дорогою добра» под редакцией Л.В.Коламийченко .

Блочно-тематический план программы позволяет обеспечивать  постепенное обогащение знаний детей об объектах социального мира в процессе его  исторического развития.

Программа реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) по разделам:

-«Человек среди людей»;

- «Человек в истории»;

-« Человек в культуре»;

- «Человек в своем крае»

В каждый раздел входит несколько блоков. Содержание раздела «Человек в своем крае» выступает вариативной частью программы и разрабатывается в соответствии с историческими краеведческими, национальными и этническими особенностями регионов.

Единство и целостность воспитательного процесса, установление преемственности между направлениями, задачами, содержанием и методами патриотического воспитания. Всё это в совокупности, приносит положительный результат,в воспитании патриотизма у дошкольников.

Важно:

- хорошее знание исторических событий значимыми взрослыми (педагогами, родными дошкольников) и их эмоциональное отношение к ним;

- знакомство с историческими событиями на основе конкретных фактов, доступных пониманию дошкольников;

- использование наглядности, максимально вводящей ребёнка в ситуацию конкретного исторического события.

Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, определить содержание работы, включить в нее культурно-исторические, духовно-нравственные и других компоненты об истории и богатейших традициях Отечества. Для этого используется целый комплекс методов и приемов, которые бы стимулировали детский интерес, мыслительную активность, эмоциональное восприятие.

Работа по ознакомлению детей с историей строится на принципах интеграции. Интегрированная деятельность помогает воспитателям дать детям знания из разных образовательных областей и реализовать творческие возможности детей.

 используются такие формы работы, как:

- интегрированная образовательная деятельность;

- беседы;

- целевые прогулки в библиотеку;

чтение художественной литературы;

- оформление тематических выставок;

продуктивная деятельность;

- рассматривание фотографий и иллюстраций, вырезок из журналов, плакатов, открыток, репродукций, картин (сопровождается объяснением и рассказом воспитателя).

-игры – путешествия: путешествие в прошлое предметов (игровая технология Дыбиной), путешествие по реке времени (Коротковой Н.А). Технологии, направленные на освоение временных отношений, представление об историческом времени- от прошлого к настоящему; развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность событий.К игре-путешествию готовится наглядный материал, на который может опираться детская фантазия. В ходе игры дети рассуждают о том, что они якобы увидели, оказавшись в прошлом, отвечают на вопросы педагога, сами задают вопросы друг другу.

- игры- экскурсии и игры -экспедиции.

Для закрепления и расширения представления детей о прошлом России можно с помощью дидактических игр: «Собери воина в поход», «Чем знаменит?», «Вчера и сегодня».

В результате работы по ознакомлению дошкольников с историческими событиями России, с выдающимися людьми в нашей истории, у детей формируются нравственные идеалы, которые являются благодатной почвой для формирования любви к своему Отечеству. Работа по духовно- нравственному, патриотическому воспитанию является опорой дальнейшего формирования человека как гражданина, сына своего Отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, ее культуре, достижениям, традициям.

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника.

Тема:«Нравственное воспитание детей младшего возраста»...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями»

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей  «Борьба с дурными наклонностями»...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию/2019

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию 2019 г....

Консультации для родителей по духовно нравственному воспитанию

Консультации для родителей по духовно нравственному воспитанию...