Паспорт кабинета учителя-дефектолога
материал

Андрианова Елена Александровна

Паспорт кабинета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл паспорт кабинета31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Теремок»

                                                                                         

ПАСПОРТ

КОМПЛЕКСНОГО  МЕТОДИЧЕСКОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ

КАБИНЕТА  УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Андриановой Е.А.

                                                             

г. Удомля

Общие данные:

Фамилия, Имя, Отчество: Андрианова Елена Александровна

Занимаемая  должность: учитель-дефектолог

Образование: высшее, Шуйский Государственный Педагогический Университет, факультет педагогики и психологии, 2012 год.

Паспорт кабинета

Наименование ДОУ:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Теремок»

Контингент детей по состоянию здоровья:

дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Оснащение кабинета

Столы детские (парты) – 3  шт. 

Стулья детские – 9 шт.                      

Зеркало настенное – 1шт.

Стол письменный– 1шт.                                                 

Стулья взрослые - 1шт.                                                 

Шкафы для методической литературы и пособий – 3 шт.

Доска ученическая – 1шт.

ТСО – компьютер (1шт.)

Нормативно-правовая база

1.        Федеральный закон «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от  23.07.2013), текст с изменениями и дополнениями на 2014 год.

2.        Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование)» от 02.06.1999г.

3.        Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998 (в ред. от 20.07.2000,  от 22.08.2004, от 21.12.2004 № 179-ФЗ), с поправкой от  28.04.2009 № 71-ФЗ.

4.         О создании условий для получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья и детьми-инвалидами (Письмо МО РФ № АФ-150/06 от

18.04.2008 г.).

5.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011г. № 2151 «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

6.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

7.        Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях. СаНПиН 2.4.1.3049-13.

8.        Приказ МО РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным  программам - образовательным программам дошкольного образования». Зарегистрировано Минюстом РФ 26.09.2013 г. № 30038.

Документация учителя-дефектолога

Должностная инструкция учителя – дефектолога

АООП для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

АООП для детей с РАС

АООП для детей с тяжелыми нарушениями  речи

Рабочая программа учителя-дефектолога

Годовой план  работы учителя-дефектолога

Циклограмма рабочей недели учителя-дефектолога

График работы учителя – дефектолога

Список детей

Сетка занятий.

Индивидуальные образовательные маршруты детей

Табель учета посещаемости индивидуальных занятий

Журнал консультаций

Папка «Консультации для родителей».

Тетрадь взаимодействия педагогов

Отчет о работе учителя-дефектолога.

Паспорт кабинета

           

Программы и материалы, дополняющие программы.

1.        «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа  дошкольного образования  ( Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

2.   Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева  «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» - Москва «Просвещение» 2005г.

3.     Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2

Методическая литература - библиотека кабинета

Баряева Л.Б. Формирование элементарных математическиз представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). - Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, СОЮЗ, 2002.

Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками- Спб.; Каро, 2009, 255 с.

Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Яр., 1997.

Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М., 1984.

Борякова Н. Ю.  Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР.М., 1999.

Бунько А. Вокруг сказки: Система коррекц.-пед. работы над сказками с детьми с интеллектуал. недостаточностью. Дет. сад со всех сторон. – 2006. - N 20. – С. 14-32.

Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М., 1978.

Гаврилушкина О. П. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом // Дефектология.- 1987.- 5.- 48-53 с.

Екжанова Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.  Дефектология. - 2006. – N 6. - С. 3-14.

Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интелллекта.-2-е изд., М., Просвещение, 2005, 272с.

Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2009.- 175с.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении  дошкольников с отклонениями в развитии.- М.: Владос, 2001.- 220 с.

Кузнецова, Е. В. Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. – N 3. - С. 51-54.

Локтева, Е. В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР.

Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. – N 4. - С. 22-26. \

Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., 1983.

Сековец Л. В., Разумова Л. И.. Дюнина Н. Я.. Ситникова Г. П. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно-методическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.-301с.

Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр – М.; Владос, 2008. – 256 с.

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии – М.: Владос, 2001.- 184 с.

Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста – М; Владос, 2008. – 141 с.

Тихомирова Л. ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: академия развития, 1996.-192с.

Усова А.П. , Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного   развития и воспитания дошкольника.- В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965.

Харламова  Ю. Н. Формирование предметных действий у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями: из опыта работы. Коррекц. педагогика. - 2005. – N 5-6. - С. 42-46.

Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказка терапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2008. - 208с.- (Программа развития).

Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»- М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2

Наглядно-дидактический материал:

ПЕРЕЧЕНЬ  ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ:

-Разноцветные флажки, ленты, шары, кубики,  кирпичики, мешочки, мячи.

-Разнообразные матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).

-Пирамидки разного размера и разной конструкции.

-Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.

-Неваляшка.

-Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан, ксилофон, гармошка, труба и другие.

-записи различных звуков.

-Набор муляжей фруктов и овощей.

-Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек.

-Лото-вкладки.

-Коробки-вкладыши разных размеров.

-Машины и куклы разных размеров.

-Дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие).

-Наборы сыпучих материалов.

-Мозаика, шнуровка, пазлы,  приспособления для нанизывания предметов на шнур.

-Разрезные  и  парные картинки.

-Кубики.

-Тактильные коврики.

-Коробочки с запахами.

-«Чудесный мешочек».

-Объёмные формы;

-Плоскостные фигуры;

- дидактическая игра «Бусы»;

- дидактическая игра «Заплатка»;

- дидактическая игра «Сравни и подбери»;

- дидактическая игра «Форма и цвет»;

- дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

- дидактическая игра «Четвертый лишний»;

- дидактическая игра «Что лишнее»;

- дидактическая игра «Цветные коврики»;

- дидактическая игра «Фигуры и счет»;

- объемные мячи (пластмассовые, резиновые, мячи с шипами);

- трафареты, шаблоны;

- штриховки;

- материал для лепки, аппликации, рисования;

- наборы из геометрических фигур;

- «озорные прищепки»;

- песочный световой стол.

ПЕРЕЧЕНЬ  ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ:

-Сюжетные игрушки.

-Набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда-

молоток, гаечный ключ, отвёртка.

-Неваляшки.

-Заводные игрушки.

-Колокольчики, погремушки.

-Тазы, банки.

-Пластмассовые игрушки.

-Пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них.

-Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

-Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.

-Игровой набор Дары Фрёбеля

-Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

ПЕРЕЧЕНЬ  ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ МАТЕМАТИКИ:

-Набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы.

-Прозрачные ёмкости.

-Посуда.

-Формы для песка.

-Геометрические фигуры, объёмные формы.

-Счётные палочки, полоски разной длины.

-Мелкий счётный материал.

-Плоские предметы.

-Карточки с изображением разных предметов и разного количества.

-Наборы цифр до 10.

-Различные варианты настольных игр на соотнесение по цвету, форме, величине и количеству.

- Рабочие тетради и альбомы.

ПЕРЕЧЕНЬ  ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ:

-Детские книги.

-Картинки с изображением различных предметов и ситуаций.

-Иллюстрации разных времён года и частей суток.

-Картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт»,

«Дикие и домашние животные и птицы», « Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам  занятий

-Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей

-Различные варианты настольных игр для развития речи.

ПЕРЕЧЕНЬ  ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ИГРЫ:

-Настольный театр по сказкам.

-Настольная ширма.

-маски

ПЕРЕЧЕНЬ  ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ:

-Деревянный строительный материал.

-Пластмассовые конструкторы.

-Наборы  мозаики.

-Сборно-разборные игрушки.

-Графические схемы построек.

Диагностический материал

-Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников

-пирамидка

-«досочки Сегена»

-матрешка

-кубики

-счетные палочки

-цветные карандаши (фломастеры)

-сюжетные картинки (простой сюжет)

-бумага, карандаш

-10 предметных картинок

-игрушки

-предметные картинки

-сюжетные картинки, сюжетные ряды (2 карт.)

-игры для соотнесения по цвету и форме

-разрезные  картинки (2-6 частей)

-сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (3-4 ч.)

-игра «Времена года»

-конструктор

-сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (4-5 ч.)

-предметные картинки (сложная слоговая структура слов)

Измерительные приборы

-  Весы – 1

-  Настольные часы - 1

-  Песочные часы – 1    

Коррекционные технологии, используемые

в педагогическом процессе

1. Игротерапия – технология воздействия на психику ребёнка с целью устранения болезненных проявлений и их предупреждение, развитие адекватного отношения к себе и окружающей среде

2. Сказкотерапия – технология интегративной деятельностью в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Элементы сказкотерапии:

  1. облачение занятия сказочным сюжетом,
  2. использование отрывков из сказок,  
  3. введение в занятие сказочного героя,  
  4. сочинение сказок.

      Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).

3. Психогимнастика – курс специальных занятий, этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка с учётом влияния на различные типы индивидуальных особенностей двигательной сферы детей (Е.М. Мастюкова).

 4.   Песочная терапия 

В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно, поэтому пришла в голову идея перенесения части учебного материала на песок. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно дефектологические задачи: мощно развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Используя песочную терапию, я учу детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям; обучающиеся чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке; более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

5. Цветотерапия

Включение в практику методику выбора цвета позволило быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.

      Широко используются в своей работе рисунки, т.к. рисование  - один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал, преодолеть нарушение.

6. Музыкотерапия

Часто использую музыкальное сопровождение в ходе занятия целью, которого, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений. Использую музыкальные классические произведения во время выполнения самостоятельных работ, когда исключается речевое общение. 

     

Перспективный план оборудования и оснащения кабинета

Изготовить новый материал для развития памяти, внимания, речи, мелкой моторики, дыхания,  дополнить картинный раздаточный материал по лексическим темам.

Учитель дефектолог

Андрианова Е.А.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт кабинета учителя-дефектолога детского сада

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. ...

Паспорт кабинета учителя-дефектолога.

Дан подробный анализ кабинета учителя-дефектолога, работающего со слабослышащими детьми....

Паспорт кабинета учителя - дефектолога.

паспорт кабинета учителя - дефектолога....

Паспорт кабинета учителя-дефектолога

Паспорт кабинета учителя-дефектолога содержит: общие сведения о кабинете учителя-дефектолога, график работы, перечень мебели и оборудования, перечень учебно-методических и наглядных пособий и дидактич...

Паспорт кабинета учителя-дефектолога

Коррекционные задачи работы с детьми с нарушением зрения:-  формирование навыков социально-адаптивного поведения, которое позволяет быть адекватным и самостоятельным в разных бытовых и простейших...

Паспорт кабинета учителя-дефектолога

Оснащение кабинета учителя-дефектолога...

Паспорт кабинета учителя-дефектолога

Приложение к паспорту комплексного методического обеспечения кабинета учителя-дефектолога...