Паспорт кабинета учителя-дефектолога
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Теремок»
ПАСПОРТ
КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КАБИНЕТА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Андриановой Е.А.
г. Удомля
Общие данные:
Фамилия, Имя, Отчество: Андрианова Елена Александровна
Занимаемая должность: учитель-дефектолог
Образование: высшее, Шуйский Государственный Педагогический Университет, факультет педагогики и психологии, 2012 год.
Паспорт кабинета
Наименование ДОУ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Теремок»
Контингент детей по состоянию здоровья:
дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Оснащение кабинета
Столы детские (парты) – 3 шт.
Стулья детские – 9 шт.
Зеркало настенное – 1шт.
Стол письменный– 1шт.
Стулья взрослые - 1шт.
Шкафы для методической литературы и пособий – 3 шт.
Доска ученическая – 1шт.
ТСО – компьютер (1шт.)
Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013), текст с изменениями и дополнениями на 2014 год.
2. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование)» от 02.06.1999г.
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998 (в ред. от 20.07.2000, от 22.08.2004, от 21.12.2004 № 179-ФЗ), с поправкой от 28.04.2009 № 71-ФЗ.
4. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами (Письмо МО РФ № АФ-150/06 от
18.04.2008 г.).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011г. № 2151 «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях. СаНПиН 2.4.1.3049-13.
8. Приказ МО РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Зарегистрировано Минюстом РФ 26.09.2013 г. № 30038.
Документация учителя-дефектолога
Должностная инструкция учителя – дефектолога
АООП для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
АООП для детей с РАС
АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа учителя-дефектолога
Годовой план работы учителя-дефектолога
Циклограмма рабочей недели учителя-дефектолога
График работы учителя – дефектолога
Список детей
Сетка занятий.
Индивидуальные образовательные маршруты детей
Табель учета посещаемости индивидуальных занятий
Журнал консультаций
Папка «Консультации для родителей».
Тетрадь взаимодействия педагогов
Отчет о работе учителя-дефектолога.
Паспорт кабинета
Программы и материалы, дополняющие программы.
1. «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ( Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
2. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» - Москва «Просвещение» 2005г.
3. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2
Методическая литература - библиотека кабинета
Баряева Л.Б. Формирование элементарных математическиз представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). - Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, СОЮЗ, 2002.
Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками- Спб.; Каро, 2009, 255 с.
Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Яр., 1997.
Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М., 1984.
Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР.М., 1999.
Бунько А. Вокруг сказки: Система коррекц.-пед. работы над сказками с детьми с интеллектуал. недостаточностью. Дет. сад со всех сторон. – 2006. - N 20. – С. 14-32.
Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М., 1978.
Гаврилушкина О. П. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом // Дефектология.- 1987.- 5.- 48-53 с.
Екжанова Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Дефектология. - 2006. – N 6. - С. 3-14.
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интелллекта.-2-е изд., М., Просвещение, 2005, 272с.
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2009.- 175с.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.- М.: Владос, 2001.- 220 с.
Кузнецова, Е. В. Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. – N 3. - С. 51-54.
Локтева, Е. В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР.
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. – N 4. - С. 22-26. \
Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., 1983.
Сековец Л. В., Разумова Л. И.. Дюнина Н. Я.. Ситникова Г. П. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно-методическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.-301с.
Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр – М.; Владос, 2008. – 256 с.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии – М.: Владос, 2001.- 184 с.
Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста – М; Владос, 2008. – 141 с.
Тихомирова Л. ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: академия развития, 1996.-192с.
Усова А.П. , Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.- В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965.
Харламова Ю. Н. Формирование предметных действий у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями: из опыта работы. Коррекц. педагогика. - 2005. – N 5-6. - С. 42-46.
Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказка терапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2008. - 208с.- (Программа развития).
Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»- М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2
Наглядно-дидактический материал:
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ:
-Разноцветные флажки, ленты, шары, кубики, кирпичики, мешочки, мячи.
-Разнообразные матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).
-Пирамидки разного размера и разной конструкции.
-Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.
-Неваляшка.
-Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан, ксилофон, гармошка, труба и другие.
-записи различных звуков.
-Набор муляжей фруктов и овощей.
-Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек.
-Лото-вкладки.
-Коробки-вкладыши разных размеров.
-Машины и куклы разных размеров.
-Дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие).
-Наборы сыпучих материалов.
-Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.
-Разрезные и парные картинки.
-Кубики.
-Тактильные коврики.
-Коробочки с запахами.
-«Чудесный мешочек».
-Объёмные формы;
-Плоскостные фигуры;
- дидактическая игра «Бусы»;
- дидактическая игра «Заплатка»;
- дидактическая игра «Сравни и подбери»;
- дидактическая игра «Форма и цвет»;
- дидактическая игра «Чудесный мешочек»;
- дидактическая игра «Четвертый лишний»;
- дидактическая игра «Что лишнее»;
- дидактическая игра «Цветные коврики»;
- дидактическая игра «Фигуры и счет»;
- объемные мячи (пластмассовые, резиновые, мячи с шипами);
- трафареты, шаблоны;
- штриховки;
- материал для лепки, аппликации, рисования;
- наборы из геометрических фигур;
- «озорные прищепки»;
- песочный световой стол.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ:
-Сюжетные игрушки.
-Набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда-
молоток, гаечный ключ, отвёртка.
-Неваляшки.
-Заводные игрушки.
-Колокольчики, погремушки.
-Тазы, банки.
-Пластмассовые игрушки.
-Пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них.
-Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
-Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.
-Игровой набор Дары Фрёбеля
-Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ МАТЕМАТИКИ:
-Набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы.
-Прозрачные ёмкости.
-Посуда.
-Формы для песка.
-Геометрические фигуры, объёмные формы.
-Счётные палочки, полоски разной длины.
-Мелкий счётный материал.
-Плоские предметы.
-Карточки с изображением разных предметов и разного количества.
-Наборы цифр до 10.
-Различные варианты настольных игр на соотнесение по цвету, форме, величине и количеству.
- Рабочие тетради и альбомы.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ:
-Детские книги.
-Картинки с изображением различных предметов и ситуаций.
-Иллюстрации разных времён года и частей суток.
-Картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт»,
«Дикие и домашние животные и птицы», « Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам занятий
-Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей
-Различные варианты настольных игр для развития речи.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ИГРЫ:
-Настольный театр по сказкам.
-Настольная ширма.
-маски
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ:
-Деревянный строительный материал.
-Пластмассовые конструкторы.
-Наборы мозаики.
-Сборно-разборные игрушки.
-Графические схемы построек.
Диагностический материал
-Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников
-пирамидка
-«досочки Сегена»
-матрешка
-кубики
-счетные палочки
-цветные карандаши (фломастеры)
-сюжетные картинки (простой сюжет)
-бумага, карандаш
-10 предметных картинок
-игрушки
-предметные картинки
-сюжетные картинки, сюжетные ряды (2 карт.)
-игры для соотнесения по цвету и форме
-разрезные картинки (2-6 частей)
-сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (3-4 ч.)
-игра «Времена года»
-конструктор
-сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (4-5 ч.)
-предметные картинки (сложная слоговая структура слов)
Измерительные приборы
- Весы – 1
- Настольные часы - 1
- Песочные часы – 1
Коррекционные технологии, используемые
в педагогическом процессе
1. Игротерапия – технология воздействия на психику ребёнка с целью устранения болезненных проявлений и их предупреждение, развитие адекватного отношения к себе и окружающей среде
2. Сказкотерапия – технология интегративной деятельностью в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Элементы сказкотерапии:
- облачение занятия сказочным сюжетом,
- использование отрывков из сказок,
- введение в занятие сказочного героя,
- сочинение сказок.
Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).
3. Психогимнастика – курс специальных занятий, этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка с учётом влияния на различные типы индивидуальных особенностей двигательной сферы детей (Е.М. Мастюкова).
4. Песочная терапия
В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно, поэтому пришла в голову идея перенесения части учебного материала на песок. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно дефектологические задачи: мощно развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Используя песочную терапию, я учу детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям; обучающиеся чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке; более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.
5. Цветотерапия
Включение в практику методику выбора цвета позволило быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.
Широко используются в своей работе рисунки, т.к. рисование - один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал, преодолеть нарушение.
6. Музыкотерапия
Часто использую музыкальное сопровождение в ходе занятия целью, которого, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений. Использую музыкальные классические произведения во время выполнения самостоятельных работ, когда исключается речевое общение.
Перспективный план оборудования и оснащения кабинета
Изготовить новый материал для развития памяти, внимания, речи, мелкой моторики, дыхания, дополнить картинный раздаточный материал по лексическим темам.
Учитель дефектолог
Андрианова Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт кабинета учителя-дефектолога детского сада
Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. ...

Паспорт кабинета учителя-дефектолога.
Дан подробный анализ кабинета учителя-дефектолога, работающего со слабослышащими детьми....

Паспорт кабинета учителя-дефектолога
Паспорт кабинета учителя-дефектолога содержит: общие сведения о кабинете учителя-дефектолога, график работы, перечень мебели и оборудования, перечень учебно-методических и наглядных пособий и дидактич...

Паспорт кабинета учителя-дефектолога
Коррекционные задачи работы с детьми с нарушением зрения:- формирование навыков социально-адаптивного поведения, которое позволяет быть адекватным и самостоятельным в разных бытовых и простейших...

Паспорт кабинета учителя-дефектолога
Приложение к паспорту комплексного методического обеспечения кабинета учителя-дефектолога...


