Песочные подносы
материал (средняя группа)
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это является прекрасным средством для развития и саморазвития дошкольника. Игры с песком оказывают позитивное влияние на эмоциональное состояние детей, на развитие образного мышления, тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; ориентировки в пространстве; сенсорно – моторного восприятия. А самое главное ребёнок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому, мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Она даёт неограниченные возможности, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна - не что иное, как проекция внутреннего мира ребёнка.
Песок приятен на ощупь, легок в обращении. Кроме развития творческих способностей и пространственного мышления, песочная анимация положительно сказывается и на здоровье ребенка, развивая моторику его пальцев и снимая напряжение, избавляя ребенка от стрессов и поднимая настроение. Рисование песком успешно используется для коррекции поведения у гиперактивных и очень возбудимых детей, приводя их к внутренней гармонии. Освоить игры с песком могут даже совсем малыши, создавая на одной поверхности бесчисленное множество рисунков., дополняя их дополнительными предметами – природным и бросовым материалом.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Каковы же преимущества?
1. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
2. В песочнице развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».
3. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
4. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
5. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.
Так, на основании выделенных характеристиках песка пришла идея создать игровой кейс «Песочные подносы». Песочные подносы представляют собой деревянный ящик. Его размеры: 30*20 см, глубина 5 см. Данные размеры были установлены не просто так. На наш взгляд, именно это пространство комфортно для восприятия глаз, т.е. весь "песочный мир" видно одним взглядом, не перемещая глаз.
Для изготовления песочниц мы использовали экологически-безопасный материал – фанеру. Для скрепления песочных ящиков нам понабились саморезы, после скрепления использовали безопасный лак по дереву на
водной основе. Почему мы выбрали именно фанеру, потому что это практичный, легкий в использовании материал. Ребенку не составит труда самостоятельно взять поднос и перенести его в любое место.
Для того, чтобы осуществлять задуманный игровой сюжет ребенком, решить проблемные ситуации, созданные педагогом, самостоятельно организовать творческую деятельность, для этого мы наполнили игровой кейс дополнительными предметами и материалами, а именно природный и бросовый материал.
Имеется несколько вариантов игр с песочными подносами
Например, « Минутка свободного рисования»
Позволяйте в конце любой игры в песочнице просто порисовать, как захочется. Суть игры - в создании собственного мира. Попросите ребенка создать именно такой мир, каким бы он хотел его видеть – свой индивидуальный. Пусть ребенок населяет его, кем захочет, строит, что захочет, использует любые материалы. Главное – это результат «строительства» и история ребенка про его мир.
Конечно, идеальный вариант – если детей хотя бы двое, все-таки в коллективной игре дети раскрываются охотнее, демонстрируя общие интересы в строительстве, четко обрисовывая границы — или же вовсе моделируя войны и сражения. В любом случае, плюсов немало – и ребенка не оторвать от игры, узнать о ребенке много нового.
Кроме того, это создание собственного мира и его истории сильно развивает воображение и речь, мелкую моторику, фантазию и творческое начало.
Также это и организованная игра с фигурками животных
Это упражнение делается на мокром песке. Взрослый просит ребенка помочь ему построить домик для разных животных. Например: бегемотик хочет жить только в квадратном домике, а жираф - в прямоугольном, зайчонок - в круглом и так далее. Теперь взрослый говорит: "Помоги мне расселить жителей по их домам. Пусть вот здесь живет бегемотик (ребенок в этот момент выбирает пасечки нужной формы и строит домик из песка), а вот тут живет зайчик (ребенок строит следующий домик), ну а здесь мы поселим жирафа. Задание можно усложнять, вводя все большее количество предметов.
Индивидуальная работа с одним ребенком (интеграция с другими образовательными областями)
Например: дидактическое упражнение «Дорисуй фигуру»
Что нам необходимо для данного упражнения? например: геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, разного цвета и разной величины. Обращаю внимание воспитанников на геометрические фигуры, можно задавать уточняющие вопросы:
-Что за геометрическая фигура у тебя в руке?
-Какого цвета?
-Посмотри, на какие предметы в группе похожа эта фигура?
-Если соединить Евину и твою фигуру, что получится?
Далее можно предложить ребенку дорисовать фигуру
Направленность игровых упражнений может быть разная, все зависит от того, какую игровую задачу вы преследуете.
Возможность воспроизведения использования игрового кейса «Песочные подносы» предоставляется педагогам, работающих с детьми дошкольного возраста в том числе и узкими специалистами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.12 КБ | |
| 873.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Уриковский детский сад комбинированного вида»
664531, Иркутская обл., Иркутский р-н., с. Урик, ул. Бр. Ченских, д.1 «А»
Телефон: 8 (3952) 495 – 469, e-mail: doyrik@mail.ru
II Всероссийский конкурс Воспитатели России:
«Развивающие игры и пособия. Стартап»
Игровой кейс
«Песочные подносы»
Воспитатели:
Шифанова Татьяна Дмитриевна
Тарасенко Татьяна Николаевна
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это является прекрасным средством для развития и саморазвития дошкольника. Игры с песком оказывают позитивное влияние на эмоциональное состояние детей, на развитие образного мышления, тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; ориентировки в пространстве; сенсорно – моторного восприятия. А самое главное ребёнок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому, мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Она даёт неограниченные возможности, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна - не что иное, как проекция внутреннего мира ребёнка.
Песок приятен на ощупь, легок в обращении. Кроме развития творческих способностей и пространственного мышления, песочная анимация положительно сказывается и на здоровье ребенка, развивая моторику его пальцев и снимая напряжение, избавляя ребенка от стрессов и поднимая настроение. Рисование песком успешно используется для коррекции поведения у гиперактивных и очень возбудимых детей, приводя их к внутренней гармонии. Освоить игры с песком могут даже совсем малыши, создавая на одной поверхности бесчисленное множество рисунков., дополняя их дополнительными предметами – природным и бросовым материалом.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Каковы же преимущества?
1. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
2. В песочнице развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».
3. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
4. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
5. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.
Так, на основании выделенных характеристиках песка пришла идея создать игровой кейс «Песочные подносы». Песочные подносы представляют собой деревянный ящик. Его размеры: 30*20 см, глубина 5 см. Данные размеры были установлены не просто так. На наш взгляд, именно это пространство комфортно для восприятия глаз, т.е. весь "песочный мир" видно одним взглядом, не перемещая глаз.
Для изготовления песочниц мы использовали экологически-безопасный материал – фанеру. Для скрепления песочных ящиков нам понабились саморезы, после скрепления использовали безопасный лак по дереву на
водной основе. Почему мы выбрали именно фанеру, потому что это практичный, легкий в использовании материал. Ребенку не составит труда самостоятельно взять поднос и перенести его в любое место.
Для того, чтобы осуществлять задуманный игровой сюжет ребенком, решить проблемные ситуации, созданные педагогом, самостоятельно организовать творческую деятельность, для этого мы наполнили игровой кейс дополнительными предметами и материалами, а именно природный и бросовый материал.
Имеется несколько вариантов игр с песочными подносами
Например, « Минутка свободного рисования»
Позволяйте в конце любой игры в песочнице просто порисовать, как захочется. Суть игры - в создании собственного мира. Попросите ребенка создать именно такой мир, каким бы он хотел его видеть – свой индивидуальный. Пусть ребенок населяет его, кем захочет, строит, что захочет, использует любые материалы. Главное – это результат «строительства» и история ребенка про его мир.
Конечно, идеальный вариант – если детей хотя бы двое, все-таки в коллективной игре дети раскрываются охотнее, демонстрируя общие интересы в строительстве, четко обрисовывая границы — или же вовсе моделируя войны и сражения. В любом случае, плюсов немало – и ребенка не оторвать от игры, узнать о ребенке много нового.
Кроме того, это создание собственного мира и его истории сильно развивает воображение и речь, мелкую моторику, фантазию и творческое начало.
Также это и организованная игра с фигурками животных
Это упражнение делается на мокром песке. Взрослый просит ребенка помочь ему построить домик для разных животных. Например: бегемотик хочет жить только в квадратном домике, а жираф - в прямоугольном, зайчонок - в круглом и так далее. Теперь взрослый говорит: "Помоги мне расселить жителей по их домам. Пусть вот здесь живет бегемотик (ребенок в этот момент выбирает пасечки нужной формы и строит домик из песка), а вот тут живет зайчик (ребенок строит следующий домик), ну а здесь мы поселим жирафа. Задание можно усложнять, вводя все большее количество предметов.
Индивидуальная работа с одним ребенком (интеграция с другими образовательными областями)
Например: дидактическое упражнение «Дорисуй фигуру»
Что нам необходимо для данного упражнения? например: геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, разного цвета и разной величины. Обращаю внимание воспитанников на геометрические фигуры, можно задавать уточняющие вопросы:
-Что за геометрическая фигура у тебя в руке?
-Какого цвета?
-Посмотри, на какие предметы в группе похожа эта фигура?
-Если соединить Евину и твою фигуру, что получится?
Далее можно предложить ребенку дорисовать фигуру
Направленность игровых упражнений может быть разная, все зависит от того, какую игровую задачу вы преследуете.
Возможность воспроизведения использования игрового кейса «Песочные подносы» предоставляется педагогам, работающих с детьми дошкольного возраста в том числе и узкими специалистами.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Аппликация" "Овощи лежат на круглом подносе"
ЦЕЛЬ. Знакомить детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру пальцами,называя ее (круглый помидор,овальный огурец и др.). Учить приемам наклеивания (намазывать клеем обра...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Роспись подноса, используя элементы хохломской росписи"
Как дети учились расписывать поднос, используя элементы хохломской росписи....

«Поднос с песком, как средство диагностики, коррекции и развития»
Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, можно использовать игры с песком в процессе специальных ...
Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с помощью диадного песочного подноса
Краткое описание инновационной технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций между участниками педагогического процесса в парах с помощью диадного (двойного) песочного подноса. Модификация...
Конспект НОД по народно-прикладному искусству на тему: Композиция из цветов (Роспись подноса жостовской росписи)
Учить составлять узор жостовской росписи...

Жостовские подносы.
Трудоемкая роспись Жостова упрощена для дошкольников и приносит много радости детям. Потому, что кажется сложно, а на самом деле просто!Хороший подарок мамочке на праздник!...

