Семинар-практикум для воспитателей «Народная кукла» (с презентацией)
консультация

Власова Ирина Николаевна

Цель: Повышать профессиональное мастерство педагогов.

Задачи:

1. Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.

2. Познакомить с разновидностями народной куклы.

3. Познакомить с технологией изготовления куклы Веснянка (тряпичная).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_narodnaya_kukla.docx22.99 КБ
Файл seminar_narodnaya_kukla.pptx879.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 107

Семинар-практикум

для воспитателей

«Народная кукла»

Подготовил воспитатель:

Власова И.Н.

Декабрь, 2019 год

Цель: Повышать профессиональное мастерство педагогов.

Задачи:

1. Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.

2. Познакомить с разновидностями народной куклы.

3. Познакомить с технологией изготовления куклы Веснянка (тряпичная).

Актуальность - "Воспитательный дух фольклора"

Воспитательный дух фольклора формирует внутренний мир, закладывает первые нравственные представления. Это особенно важно на современном этапе развития нашего общества, которое в начале третьего тысячелетия столкнулось с ситуацией разрушения идеологии духовности, нравственности, морали. Воспитательный дух фольклора закладывает нравственные представления, формирует внутренний мир подрастающего поколения. Невозможно воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну без знания народных традиций, своих корней и истории.

Что такое кукла?

Кукла - самая старинная и самая распространения игрушка.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Кукла передаёт в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Именно узнаваемость человеческих черт – ценность традиционной народной куклы. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Народные куклы позволяли в детских играх отображать мир взрослых. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т. д.

Традиционная народная кукла — один из самых загадочных символов России. Она - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов. И неотъемлемая часть русской культуры. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно. Их насчитывалось и хранилось десятками. K куклам относились бережно. Их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе. Хранили в специально отведённых корзинах, коробах, ящиках, сундуках. Часто куклы сохранялись и передавались от матери к дочери, a дальше внучке и правнучке.

Куклы изготавливали из подручных материалов: ткань и нити, трава и цветы, лыко и солома, шерсть или вата, дерево, глина и даже зола.

Непременным условием изготовления куклы была ее безликость.

Кукол бережно хранили, и никогда не выбрасывали.

(не переключать)

История возникновения народной игрушки:

Игрушка во все эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется личность ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако, каждая эпоха накладывала свой отпечаток на содержание игрушек, их внешний вид, и соответственно на сами игры.

Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. События жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т. д.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь.

Чтобы отделить кукол игровых от обрядовых, изготовленных для проведения различных магических действ, последним намеренно не изображали черты лица. По традиционным представлениям именно через рот, нос, глаза и уши духи вселяются в свои изображения. Отсутствие лица было знаком того, что кукла - вещь неодушевленная, а значит, безликая кукла не сможет быть двойником какого-либо человека и никто не причинит живому человеку зло через такую куклу. Она должна была принести ему благополучие, радость, здоровье.

При изготовлении куколки не пользуются ни ножницами, ни иглой, ни клеем. Кукла изготавливается только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания.

Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью – накликает всяческие напасти и беду.

Вещи из льняного холста хранятся буквально веками. Это свойство материала обеспечивало тряпичным куклам «долгую жизнь», что в старину считалось очень важным, ведь тогда было в обычае передавать их по наследству как залог счастливого материнства и семейного благополучия. Их хранили в семьях, передавая из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Молодые девушки после свадьбы приносили с собой в дом мужа целые корзины такого добра и продолжали играть с куклами вплоть до рождения первенца.

А пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка и старшие сестры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. Когда малышке исполнялось пять лет, и наступала пора самой сооружать кукол, тогда бабушка доставала из заветного сундука волшебных кукол, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Различные действия с куклой, предполагающие общение, диалог, стимулируют, в частности, развитие речевых навыков, а многократное обыгрывание знакомых ребенку ситуаций («кормление куклы», «кукла заболела», «пора спать») – простой и естественный путь закрепления приобретенного опыта.

Куклы жили в домах, становясь частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались в трудные моменты жизни, разговаривали, делились своими горестями и радостями.

По способу изготовления куклы делятся на крестушки, столбушки, закрутки, набивные куклы – мешочки.

Все народные куклы делятся на три группы:

обрядовые,

игровые,

обереги.

В каждом виде были подвиды.

Куклы - Обереги. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

Пеленашка — древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх.

Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.

Кукла-Зернушка, Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года

"День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год.

Кукла — веник помогала хозяйке "вымести сор из избы". Конечно, это был не материальный мусор, а сор, из-за которого происходили ссоры, разлад в доме.

Кукла Веснянка — славянский оберег, символизирующий красоту и жизнь. Куклу дарили близким людям в начале весны. Считалось, что она приносит своему владельцу здоровье и удачу.

Куклы-лихорадки. Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.

Обрядовые- Куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Славянские обряды являются важнейшей и неотъемлемой частью большинства традиционных народных праздников. Обряды и ритуалы также приурочены к важнейшим событиям происходящим в жизни людей, таким как свадьбы, новоселья, сбор урожая и т. д.

Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства.

В Крещенские дни делали куклу Крестец, ставили её у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой.

Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали к Вербному воскресению, обязательно из красного лоскута.

. В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины.

. На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. Кукла "Купавка".

Десятиручка -кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось.

Игровые куклы Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо обращаться – неприятностей не миновать. Играли не только девочки и подростки, но и девушки на выданье. Девушки приносили своих кукол на посиделки, в гости, в поле.

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.

Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики.

Узелковая кукла — самая подходящая первая кукла для младенца, однако при всей своей простоте годится практически для любого возраста.

Слайд 2.

Правила изготовления кукол-оберегов

1. Выполняется оберег исключительно по желанию и от чистого сердца. Заставить или попросить кого-то создать для себя оберег, нельзя.

2. Нельзя делать оберег для себя, но можно для любого близкого человека. Обереги, наделенные самой мощной силой, выполняются кровными родственниками — родителями, детьми, братьями и сестрами.

3. Куколки-берегини делаются с белым лицом – для того, чтобы через эту куколку нельзя было перенести злые мысли и поступки на её владельца или владелицу.

4. Куклы-берегини делаются без применения иголок, ножниц, ножей, клея и так далее, чтобы тем самым не нанести вред тем, чьё здоровье и блага будут они потом хранить.

5. Если в процессе работы над куколкой что-то не ладится - нитка не там оборвётся вдруг, или никак ровно не получается расправить какую-нибудь складку - значит нужно сказать: "несчастье на куколку придёт, а меня (или имя того, кому делался оберег) обойдёт".

Воспитатель: Мы поговорили о куклах – оберегах, их назначении, правилах изготовления. А теперь мы предлагаем вам, смастерить куклу – Желанницу. (Веснянку)

Слайд 3-6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Русская народная кукла Практикум

Слайд 2

Правила изготовления кукол-оберегов 1. Выполняется оберег исключительно по желанию и от чистого сердца. Заставить или попросить кого-то создать для себя оберег, нельзя. 2. Нельзя делать оберег для себя, но можно для любого близкого человека. Обереги, наделенные самой мощной силой, выполняются кровными родственниками — родителями, детьми, братьями и сестрами. 3. Куколки-берегини делаются с белым лицом – для того, чтобы через эту куколку нельзя было перенести злые мысли и поступки на её владельца или владелицу. 4. Куклы-берегини делаются без применения иголок, ножниц, ножей, клея и так далее, чтобы тем самым не нанести вред тем, чьё здоровье и блага будут они потом хранить. 5. Если в процессе работы над куколкой что-то не ладится - нитка не там оборвётся вдруг, или никак ровно не получается расправить какую-нибудь складку - значит нужно сказать: "несчастье на куколку придёт, а меня (или имя того, кому делался оберег) обойдёт".

Слайд 3

Кукла-веснянка Кукла Веснянка — славянский оберег, символизирующий красоту и жизнь. Куклу дарили близким людям в начале весны. Считалось, что она приносит своему владельцу здоровье и удачу.

Слайд 4

Схема изготовления куклы «Веснянка»

Слайд 6

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Дидактическая кукла "Влад" - презентация проекта

Цель:1. Активизировать познавательную деятельность;2. Вызывать интерес к окружающей жизни,3. Развивать мелкую моторику, сенсорное воспитание детейДидактическая кукла в младшем дошкольном возрасте явля...

Мастер класс для воспитателей «Народная кукла – средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных ма...

Конспект по развитию речи по теме: «Поиграем с куклой Таней».Презентация.

Цель: повысить речевую активностьЗадачи: - формировать у детей первичные представления о строении человека;- совершенствовать умения сравнивать человека и куклу;- находить сходства и различия;- обогащ...

Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)

Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)...

Консультация для воспитателей «Народная кукла в мире современных детей»

Интерес к народным ремеслам в современном мире все возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость ее заполнить. Наше сегод...