Экологически познавательно-исследовательский проект: «Наш веселый огород на подоконнике»
проект (подготовительная группа)
Актуальность проекта:
В соответствии с ФГОС одной из приоритетных задач дошкольного образования является воспитание самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок к различным видам труда. Реализовать эти задачи возможно именно в процессе трудовой деятельности дошкольников.
С приходом тепла становится актуальной тема свежей зелени и натуральных овощей. Огород в детском саду – добрая традиция и прекрасное средство приобщения воспитанников к труду. Плюс ко всему собственноручно выращенные растения дарят незабываемые эмоции и мотивируют на дальнейшее единение с природой.
Цель проекта:
Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях,
воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Задачи проекта:
- Расширить знания детей о культурных растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания овощных культур в домашних условиях (томат, огурец, перец сладкий, лук, подсолнечник).
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, уборка сухих цветочков, пожелтевших листьев).
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развивать познавательные и творческие способности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 763.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Родничок»
Экологически познавательно-исследовательский проект:
«Наш веселый огород на подоконнике»
Группа общеразвивающей направленности от 6 до 8 лет №5 «Ягодка»
Абдалиева Саодат Олимовна, воспитатель
2023
Оглавление стр.
- Паспорт проекта 3
- Методическое обеспечение проекта 6
Приложение План реализации проекта 6-7
Приложение 1. Конспект беседы откуда берутся овощи 9
Приложение 2. Конспект беседы «Что необходимо растениям для роста и развития» 12
Приложение 3.Продуктивная деятельность детей фото отчет 16-21
Актуальность проекта:
В соответствии с ФГОС одной из приоритетных задач дошкольного образования является воспитание самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок к различным видам труда. Реализовать эти задачи возможно именно в процессе трудовой деятельности дошкольников.
С приходом тепла становится актуальной тема свежей зелени и натуральных овощей. Огород в детском саду – добрая традиция и прекрасное средство приобщения воспитанников к труду. Плюс ко всему собственноручно выращенные растения дарят незабываемые эмоции и мотивируют на дальнейшее единение с природой.
Цель проекта:
Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях,
воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Задачи проекта:
- Расширить знания детей о культурных растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания овощных культур в домашних условиях (томат, огурец, перец сладкий, лук, подсолнечник).
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, уборка сухих цветочков, пожелтевших листьев).
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развивать познавательные и творческие способности.
Паспорт проекта
Название проекта: «Наш веселый огород на подоконнике» Авторы проекта:
- Абдалиева Саодат Олимовна, воспитатель
- Пенжалиева Сабина Азиз-алиевна, воспитатель
Участники проекта:
- Воспитатели группы : Абдалиева С.О. Пенжалиева С.А.
- Дети подготовительной группы от 6до 8 лет
- родители (законные представители) воспитанников.
Тип проекта:
- - по методу – познавательно – исследовательский, творческий;
- - по содержанию – ребенок и природа;
- - по характеру контактов – внутри ДОУ
- - по количеству участников – групповой, дети 6-8 лет, их родители;
- - по продолжительности – среднесрочный (1 месяц).
-
Проектная идея:
Создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай лука, огурцов, томатов, выращенных самими дошкольниками.
Предполагаемый результат:
- Дети познакомятся с культурными растениями.
- С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
- Создание в группе огорода на подоконнике.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие (опытническая, исследовательская деятельность; труд в природе; наблюдения; дидактические игры
- Речевое развитие (чтение художественной литературы, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, фольклор, сюжетно ролевые игры
- Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликации, театрализация)
- Социально коммуникативное развитие (трудовое воспитание, труд в природе, ОБЖ)
- Физическое развитие (спортивные игры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика)
Этапы работы над проектом:
- этап – подготовительный
- этап – основной
- этап – заключительный
1 этап реализации проекта – подготовительный
- Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в “огороде на окне”, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2 этап реализации проекта – основной
- Рассматривание иллюстраций овощных культур. Беседы с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
- Дидактические, сюжетно ролевые игры с детьми. Цель: Расширение словарного запаса. Развитие игровой деятельности. Знакомство детей с разнообразием фруктов и овощей.
- Рассматривание семян через лупу, увеличительное стекло. Цель: Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.
- Творческое оформление подоконника. Совместное создание в группе огорода на подоконнике. Практическая деятельность: высадка семян лука, огурца, томата.
Цель: Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. Вызвать интерес к выращиванию овощных культур. Настроить детей на длительный уход за рассадой и наблюдение за её ростом.
- Экспериментальная деятельность. Цель: Выявить свойство земли. Определить роль солнца, воды, человека в жизни растений.
- Опыт – наблюдение за всходами и ростом овощных культур. Труд в природе. Совместный с детьми уход за огородом на подоконнике: полив, рыхление земли, уборка пожелтевших листьев, сухих цветочков. Цель: Формировать умение детей замечать изменения, которые происходят в процессе роста и созревания овощных культур. Формировать умение ухаживать за растениями.
- Наш урожай! Цель: Уборка и употребление выращенных на подоконнике овощных плодов томата, огурца, перца сладкого, зелени лука. Цель: Формировать интерес к результату своего труда.
- Художественно – эстетическое развитие: аппликации, лепка, рисование. Цель: Развивать эстетическое восприятие, детское творчество.
Заключительный этап реализации проекта
- В группе разбили огород на подоконнике. Приобрели необходимое оборудование: контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, землю, семена (огурцов, томатов, петрушки, сладкого перца), луковицы, Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Завели календарь наблюдений за ростом лука.
- Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
- Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты.
- Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках.
- В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки.
- Рассматривали иллюстрации, картины.
- Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
- Подведение итогов реализации проекта.
- Фотовыставка «Чудо на окне». Цель: Отразить результаты проектной деятельности родителям.
Продукт проекта:
- Конспекты непосредственно образовательной деятельности.
- Фотоотчет реализация проекта.
- Сбор урожая.
Используемая литература для педагогов:
- Русские народные сказки.
- "Добро пожаловать в экологию". Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста О.А. Воронкевич.
- Методическое пособие для педагогов ДОУ Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2001.
- Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. М.: Мозаика- Синтез, 2005.
- этап – подготовительный
Практическая часть проекта: Оформление «огорода на подоконнике»
Для реализации проекта «Огород на подоконнике» выбрано окно в группе, наиболее удобное для свободного доступа детей, для наблюдения за растительным миром в любое время. Подоконник оформлен тематическими картинками. Для закрепления знаний о необходимости воды и света в жизни растений, на окне расположены рисунки солнца и облака с дождем. Дополнительно данные рисунки служат теневым занавесом от прямых лучей солнца и защищают листву овощных культур от сгорания. Устройство и оформление окна в группе соответствует всем правилам техники безопасности и позволяет выращивать на нем культурные растения в течении всего года.
Оборудование для реализации проекта «Огород на подоконнике»
Для реализации проекта «Огород на подоконнике» использовалось следующее оборудование: Маленькие лейки, клеенка, фартуки, увеличительная лупа, совочки, грабли, маленькие контейнеры с землей для исследовательской деятельности. Для наглядности и определения вида овощной культуры изготовлены таблички с картинкой и названием овоща, а так же датой посадки.
Подготовка к высадке овощных культур, высадка огорода на подоконнике
Совместная работа с детьми посадка семян в землю. Цель: формирование у детей элементарных знаний о выращивании домашних растений, развитие познавательных интересов. В результате опытнической и исследовательской деятельности по высадке овощных культур получены следующие результаты: У детей сформировалось понятие о том, что некоторые семена необходимо замачивать перед высадкой. В ходе наблюдений за замоченными семенами у детей расширились представления о том, что вода, свет, уход - необходимы для роста растений. Дети приобрели навыки высадки семян в землю, наблюдения и ухода за растениями. В ходе работы по высадке овощных культур у детей формировался познавательный интерес, мыслительная деятельность, трудовые навыки.
- этап – основной
План реализации проекта «Огород на подоконнике» | |
Вид деятельности | Срок |
Работа с детьми
| 1 неделя |
Фиксация изменения в альбоме наблюдений | 2 неделя |
«Уход за овощными культурами»
| |
| |
| 3 неделя |
| 4 неделя |
Работа с родителями | |
| в течение периода |
- этап – заключительный
- Подведение итогов реализации проекта.
- Монтаж короткометражного видеоколлажа «Наш веселый огород».
- Фотовыставка «Чудо на окне». Цель: Отразить результаты проектной деятельности родителям.
Совместная деятельность с детьми
Коммуникация
- Развивающие игры на развитие речи:
- “Один - много”. “Скажи ласково”.
- “Узнай по описанию”. “Измени словечко”. “Скажи наоборот”. “Объясни словечко”. “Подскажи словечко”. “Чудесный мешочек”.
- “Культурные и дикорастущие” “Во саду ли, в огороде”
- “Найди отличия”
- Познавательно-исследовательская деятельность
- Разновидность семян.
- Посадка семян на рассаду.
- Опыт-наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
- Беседа - строение растений.
- Беседа - рост рассады в тени и на солнце.
- Беседа -установление связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
- Чтение художественной литературы, рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
- Чтение детям:
- Д. Родари “Чипполино” Г. Сапгир “Садовник”
- Н. Носов “Огородники”, “Огурцы” Потешки об овощах
- Е. Благинина “Приходите в огород” В. Волина “Наша грядка”
- Е. Надёжкина “Огуречное семечко”
- Г. Юдина “Сказка о том, как овощи воевали” Сказки “Репка”, “Пых”, “Вершки и корешки”.
- Стихотворение В. Коркина “Что растет на нашей грядке?”. Отгадывание загадок об овощах.
Приложение 1
Беседа: «Откуда берутся овощи?»
Цель: Сформировать представление о садово-огородных культурах.
Задачи: Уточнять и закреплять знания детей об овощах, их свойствах и качествах; как выращиваются; какую пользу приносят человеку. Воспитывать любознательность, интерес к природе, самостоятельность при выполнении заданий.
Материал: корзинка с овощами, материал игры «Во саду ли в огороде», загадки об овощах, контейнеры с землей, семена, опрыскиватель.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, когда я утром пришла в группу, увидела на столе эту коробочку. Вы не знаете, что в ней? (ответы детей).
Воспитатель: Хотите узнать?
Воспитатель достает из коробочки загадки
Воспитатель: Ребята, да это же загадки. Давайте, отгадаем. ( на каждую отгаданную загадку воспитатель кладет в корзину овощ.)
Загадки об овощах:
-Красна девица сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь)
-Сто одежек - Все без застежек. (Капуста)
-Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец)
-Голова на ножке, в голове горошки. (Горох и фасоль)
-Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
-Растут на грядке зеленые ветки,
А на них - красные детки. (Помидоры)
-Этот овощ тыкве брат — Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок Между грядок... (Кабачок)
-Голова, а сверху ус.
Нет, не сладок он на вкус.
Прибежали со всех ног
Мы к обеду рвать... (Чеснок)
-На арбуз похожая — Тоже толстокожая.
К платью желтому привыкла, Греется на солнце... (Тыква)
Воспитатель: Молодцы, загадки отгадали и в корзине у нас появились… Как можно назвать одним словом? Правильно, овощи!
Овощи — основная еда, без которой человеку не обойтись! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.
Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и морковки, колечки лука, листья сельдерея, петрушки и укропа.
Еще больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.
Овощи — настоящая кладовая витаминов, минеральных солей и других полезных веществ, необходимых человеку.
Многие овощи хорошо хранятся и кормят нас круглый год. Другие можно и зимой выращивать в теплицах и парниках. Некоторые овощи, такие как лук, чеснок, редька, баклажан, перец, обладают целебными свойствами и способны предупреждать и излечивать болезни.
Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используются на корм скоту. Из овощей получают крахмал (картофель), сахар (сахарная свекла) и другие нужные людям продукты.
- А откуда берутся овощи? (варианты ответов детей)
- Правильно! Их выращивают в огороде, на грядке.
Воспитатель: Сегодня мы с вами создадим свой маленький «огород», только он будет на подоконнике.
Кто из вас знает, что нам нужно для того, чтобы получился огород? (варианты ответов детей).
- Нам понадобятся контейнеры с землей, семена растений, вода.
( Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоят контейнеры с землей, лежат семена.)
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в исследователей, посмотрите, перед вами на тарелочках лежат семена, они одинаковые?
(ответы детей).
- Правильно, все семена разные. У нас есть семена огурца, лука, укропа, салата и цветов. Семена лука выглядят в виде маленькой луковички.
А теперь потрогайте пальчиками землю. Какая она? (ответы детей) Она мягкая, рыхлая, влажная.
А теперь мы посеем семена в контейнеры с землей. Семена должны лежать на одинаковом расстоянии друг от друга. Теперь немножко засыплем их землей.
Луковицы посадим в землю на одинаковом расстоянии.
Как вы думаете, мы все сделали, чтобы наши семена росли? ( ответы детей)
Нужно полить.
И будем наблюдать, что же будет с ними происходить.
- Ребята, скажите, чем мы сейчас занимались?
- Сажали семена овощей и зелени.
- Какие овощные культуры вы знаете?
- Какие полезные свойства овощей вы знаете?
- Откуда берутся овощи?
- Ответы детей.
Приложение 2 Беседа: «Что необходимо растениям для роста и развития»
Цель: обобщение, выявление необходимых условий для роста и развития растений. Задачи: опытным путем подтвердить условия роста и развития растений;
развивать способность наблюдать, строить предположения, делать умозаключения, умение работать сообща;
воспитывать у детей чувство товарищества, заботливое отношение к природе. Ход беседы:
Воспитатель: - Ребята, мы посадили семена овощей на нашем маленьком огороде, а теперь я вам расскажу, что необходимо растениям для их роста.
Верхний слой земли, в котором растут все растения, плодородный и называется «почва». Он формировался многие сотни лет и содержит все, что необходимо растениям для жизни: воду и воздух, минеральные соли и перегной. Корни растений вбирают воду с растворенными в ней минеральными солями. А кислород нужен им для дыхания. Перегной образуется из перегнивших листьев, стеблей и корней растений. Микробы, живущие в почве, превращают его в минеральные соли.
В почве обитают и земляные черви, и кроты, и землеройки, и личинки насекомых.
Черви, кроты, землеройки — друзья и помощники садовода и огородника: они рыхлят почву, измельчают и перемешивают остатки растений, уничтожают вредных насекомых. Через ходы, прорытые ими в земле, к корешкам растений поступают влага и воздух.
Послушайте стихотворение. Помощник крот
Как-то раз весною крот Посетил наш огород.
Он проверил клумбы, грядки
Особенно хорошо растут овощи там, где им хватает и влаги и солнечного света. Поэтому огороды нередко разбивают на берегах рек, озер, прудов — и из этих водоемов берут воду для полива гряд. Послушайте стихотворение.
Добрая реченька В летнюю погоду
Теплым ясным вечером Поит огороды
Маленькая реченька. Замер тополь чутко, Ива серебрится.
Реченька-голубка,
Дай ведро водицы! Где вились уклейки И резвились днем, Ведрами и лейками Воды мы наберем. Трогает верхушки Тонкий луч заката,
Мы польем петрушку, Огурцы, томаты.
Скоро сумрак ляжет На зерцало вод,
И «спасибо» скажет Речке огород!
Воспитатель: Ребята, расскажите теперь мне, что вы запомнили? Что нужно растениям для их роста?
( ответы детей)
Чтобы наш огород рос, мы с вами должны ухаживать за ним. Корням растений нужен воздух, значит нужно рыхлить почву. Поливать растения, опрыскивать листья, удалять сорняки.
Теперь вы знаете что нужно делать, чтобы наши растения росли. И будете ухаживать за ними правильно.
ОО Художественно эстетическое развитие /Рисование Конспект занятия по рисованию «Вырос лук на подоконнике»
Цель: продолжать учить детей сочетать в рисунке традиционную технику рисования кистью, передавать характереные особенности.
Задачи:
Образовательная: Закрепить представление о внешнем виде луковицы. Развивающая: развивать интерес к изобразительной деятельности
Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе с красками.
Материал: 1/2 альбомного листа белого цвета, акварельные краски, кисточки,стаканчики-непроливайки,клеенка,лук, выращенный в группе на подоконнике.
Ход работы: Посадить с детьми лук в баночку и наблюдать за его ростом- выяснить,какие условия, необходимы для его роста:свет,вода. Отметить рост луковицы по сравнению с прошлым наблюдением.
Предложить детям зарисовать выросшие луковицы. "Кисточкой рисуем горшочек коричневой краской, передаем его форму, закрашиваем его, в горшочке изображаем луковицы круглой формы желтого цвета,тонкими линиями от луковицы вверх рисуем длинные зеленые перья лука". Перед началом работы провести с детьми физминутку. Предложить начать работу,оказывать помощь при затруднении, напомнить об аккуратности при работе с красками.
"В банку мы воды налили, Лук пузатый посадили.
Он на банке,как на троне, В новой зубчатой короне. Только вот одна беда-
Очень мокнет борода!" (Ю. Симбирская)
По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:
- Дети познакомились с культурными растениями.
- У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
- В группе был создан огород на подоконнике.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
- Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический познавательно-исследовательский семейный проект «Деревья наши друзья» для детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта:Формировать у детей представления о деревьях, как о живых объектах природы. Развивать познавательные и творческие способности детей младшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отн...

Проект познавательно – исследовательский в старшей группе №3 «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ».
Цель:Расширять представления детей об окружающем мире. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Формировать положительное отношение к труду.Зад...

Познавательно - исследовательская деятельность в младшей группе "Огород на подоконнике"
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый челове...

Экологически познавательно-исследовательский проект: «Наш веселый огород на подоконнике»
Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на ...

Экологический познавательно - исследовательский творческий проект во второй младшей группе «Трудолюбивые муравьи»
Весна! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки во дети...

Познавательно-исследовательский проект "Веселый огород на подоконнике"
Формирование у детей интереса к опытно-исследовательской деятельности по выпращиванию растений и овощей в комнатных условиях....

Краткосрочный проект "Наш веселый огород на подоконнике"
Вид проекта: познавательно-исследовательский.Продолжительность: 1 месяц (март - апрель)Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.Актуальность темы «Рас...
