Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию
картотека (старшая группа)

Веселова Анна Николаевна

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

“Мой адрес…”

Цель: формировать умение и знание детей называть свой адрес, улицу (комплекс) города Санкт Петербург, номер дома, квартиры, этаж.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передает мяч ребенку и говорит: Я живу на … этаже, ребенок продолжает, называя свой этаж, и передает мяч соседу и т. д.

        “Наш детский сад”

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, 1,2 этажа, группы.

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.

“Поиски добрых слов.”

Цель: раскрыть на примерах значение слов (простите, извините), воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том. Как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова.

“Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений.”

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила поведения.

Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.

“Наша страна.”

Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Материал: иллюстрации города Москвы, карта мира, фотографии.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

“Малая Родина.”

Цель: выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях Санкт Петербурга

Материал: иллюстрации, фотографии города

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины. Вопрос-ответ.

“С какого дерева листок”

Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепит умения образовывать относительные прилагательные (береза-березовый, дуб-дубовый и т.д.)

Материал: картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и листьев

Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

“Зеленая аптека”

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края, о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав.

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах.

“Малая красная книга”

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц, нашего края занесенных в “Красную книгу.” Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.

Материал: “Малая красная книга”, составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них.

“Страны и народы”

Цель: расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Материал: глобус, карта мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

“Назови виды спорта”

Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков.

Ход игры: все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

“Моих родителей зовут…”

Цель: закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек и бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

“Вчера-сегодня”

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры: взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошедшего). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя- было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

“Почта”

Цель: закрепить знания детей о городах России

Материал: почтовые конверты, открытки

Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.

“Найти герб России, города Санкт-Петербург”

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, города, что они обозначают?

Материал: картинки с изображением разных гербов.

Ход игры: среди 4-6 предложенных найти нужный герб.

“Как я дома помогаю?”

Цель: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры: воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома.

“Благородные поступки”

Цель: воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей.  Формировать понимание того, что мы поступком называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

“Вежливые слова”

Цель: воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого ребенка, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры: воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картинки.

“Кто в какой стране живет?”

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс-ец

Материал: картинки и иллюстрации с разными странами мира и народом.

Ход игры: воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек, как его назовут (Китай-китаец Африка-африканец)

“Путешествие по планете Земля”

Цель: закрепить знания детей о том, что Земля- планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем-как к планете.

Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.

“Узнай по описанию”

Цель: закрепить знания детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением животных.

Ход игры: воспитатель описывает животное, дети отгадывают.

“У кого какой домик”

Цель: закрепить, знания детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жилье и неприкосновенность жилища.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.

Ход игры: Медведю – берлогу, белке – дупло, т.д.

“Флаг России”

Цель: способствовать закреплению знания флага своей странны, (города, республики), закрепить основные цвета флагов, что они обозначают.

Материал: полосы белого, синего, красного цвета.

Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

“Герб России”

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, Республики). Закрепить знания о том, что нарисовано на гербе, и что это обозначает?

Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей.

Ход игры: воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб в одно целое из частей картинки.

“Расскажи о своей семье”

Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию.

Игры которые можно использовать для воспитания нравственно - патриотических качеств у дошкольников....

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплек...

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию

подборка дидактических игр по нравственно-  патриотическому воспитанию...

"Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию"

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний.Предлагаемые игры и упражнения можно проводит...

Доклад на тему: Дидактические игры по патриотическому воспитанию Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.

У дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. И очень важно, чтобы она стала его первой «большой» родной и любимой Землёй.У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть св...