Картотека сюжетно - ролевых игр для детей раннего и дошкольного возраста на основе программы «Детство».
картотека

Зайцева Светлана Баламирзовна

Картотека сюжетно -  ролевых игр для детей раннего и дошкольного возраста на основе программы «Детство».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx85.82 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека сюжетно -  ролевых игр

для детей раннего и дошкольного возраста

на основе программы «Детство».

Ранний дошкольный возраст 2-3 года

№ п/п/

Название игры

Цель игры

Краткое содержание

Ожидаемый результат

1

«Собираемся на прогулку»

Развивать у детей умение подбирать одежду по сезону, учить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщённые понятия «одежда»«обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

В гости к детям приходит кукла, которую они учат правильно одеваться и обуваться по сезону. После идут гулять с куклой. После прогулки в правильной последовательности раздеваются сами и раздевают куклу.

Воспитывать культуру общения со взрослыми и детьми, обращаясь к ним за помощью: говорить «волшебные слова» приятным тоном, способствовать преодолению застенчивости и скованности, воспитывать аккуратность.

2

«Кукла Маша ходит»

Продолжать учить ребенка играть с куклой, радоваться встрече с ней. Закреплять знакомые игровые действия, помогать сопровождать их речью, показать новые игровые действия с куклой.

Рекомендуется начать совместную деятельность с подвижной игры с речевым сопровождением: «Большие ноги идут по дороге», - взрослый и ребенок движутся по кругу или в прямом направлении, произнося слова «Топ, топ, топ» вместе и делая большие шаги. «Маленькие ножки идут по дорожке», - продолжает взрослый и делает вместе с ребенком маленькие шажки, произносят: «топ, топ, топ...» «В ямку - бух!» - приседают, «падают» в ямку. «Как мы упали? Бух! Бух! Сидим в ямке, слышим, кто-то поет: а-а-а-а. Кто это поет? Правильно, Маша поет! Как поет Маша? Позовем ее, пусть поможет выбраться из ямки!» - зовут Машу. Она приходит, помогает - протягивает ручки (вместе со взрослым). «Маша, а ты умеешь ходить? Покажи! (имя ребенка), попроси Машу идти». Маша идет маленькими ножками: топ, топ, топ. Как идет Маша? Топ-топ. Повторяем вместе и самостоятельно. «Бух! Упала! Как упала Маша? Уа, уа, плачет Маша! Как плачет Маша? Не плачь, не плачь!» - взрослый гладит по голове куклу, прижимает к себе, предлагает пожалеть куклу так же. «Не плачь, Маша, мы с тобой поиграем еще раз!» - заканчивает игру взрослый.

3

«Уложим куклу Машу спать»

Познакомиться с предметами одежды; закрепить последовательность одевания и раздевания куклы. Воспитывать доброжелательность, умение оказывать помощь окружающим. Прививать культуру общения.

Воспитатель приносит в группу куклу. Кукла «здоровается» с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, кукла очень ласковая, добрая и воспитанная девочка. Но она очень устала, долго гуляла на улице, помогала другим ребятам и ей очень хочется отдохнуть. Дети предлагают ей отдохнуть, показывают красивую кроватку. Воспитатель обращает внимание на ласковое произношение слов. Но Маша еще маленькая, не умеет самостоятельно раздеваться, и воспитатель предлагает детям помочь ей в этом. Воспитатель обращает внимание на последовательность раздевания, аккуратного складывания вещей на стульчик, уточняет название одежды. Дети желают кукле «Спокойного сна!», а вечером «Спокойной ночи!». Воспитатель обращает внимание на то, что когда кто-то спит, играть и разговаривать надо тихо, чтобы не разбудить спящего.

Различает и называет игрушки. Общается в диалоге с взрослым, отвечает на вопросы. Слушает доступные по содержанию стихотворения. Здоровается по напоминанию взрослого.

4

«Построим домик для Мишки»

Показать детям новые игровые действия с мишкой и кубиками. Учить подражать действиям взрослого. Закреплять интерес к игре. Учить обыгрывать заданную ситуацию.

Воспитатель обращает внимание детей на чей-то плачь: «Слышите, ребятки, кто-то плачет? Кто это?» Показывает детям мишку. «Кто это, посмотрите. (мишка) Что случилось с тобой, мишка? У мишки ребятки нет домика. Ему очень грустно. Вам жалко мишку?» Предлагает пожалеть мишку. «Давайте поможем мишке. Построим ему домик». Показывает детям кубики и предлагает построить домик. Дети вместе с воспитателем делают простую постройку.

Выполнить все игровые задания без ошибок.

5

«Научим куклу Машу раздеваться после прогулки»

Учить раздевать куклу в правильной последовательности. Продолжать учить помогать близким, заботиться о них.

Воспитатель говорит: «Маша вернулась с прогулки. Сейчас я помогу ей раздеться. Помогайте ребятки Маше раздеваться. Развязали Машеньке шарфик полосатенький. Куда надо положить шарфик? (на полку в шкаф). Правильно. А сейчас, что мы поможем Маше? (шубу) Куда мы повесим шубу? (в шкаф). Что мы еще не сняли? (сапожки) Куда мы поставим сапожки? (в шкаф) Снимем с ножки новые сапожки. Что еще надо снять? (колготки). Куда надо положить колготки? (на полочку в шкаф). Все, разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? Забыли надеть сандалики!

Помочь детям запомнить названия предметов одежды, цвета, последовательность раздевания после прогулки; воспитывать бережное отношение к одежде; развивать внимание, речь, мелкую и общую моторику; учить классифицировать и группировать предметы по цвету.

Младший дошкольный воздаст 3-4 года

1

«Едем в детский сад на машине»

Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Воспитатель сообщает, что сегодня они отправляются в детский сад на машине и нам нужно проехать по людным улицам, а для этого нужно знать правила (не въезжать в дома, не сбивать пешеходов, аккуратно ездить по дорогам, не сбивая встречные машины и т. д.). Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия, подсказывая, следит за ходом игры.

у детей сформировать начальные представления о различных видах городского транспорта, правилах безопасного поведения на улице, стимулировать развитие игровой деятельности и игрового взаимодействия, интереса к окружающему миру в процессе игры

2

«Детский сад для цыплят»

Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Дети, цыплята тоже хотят ходить в детский сад, но у них нет детского сада. Давайте им поможем! Выбирают из детей воспитателя и няню. Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей.

Играть в команде, выполнять команды

3

«Помоги Мише собрать игрушки в детском саду»

  Ориентирование в группе, активизация диалоговой речи детей, умение играть небольшими группами.

Воспитатель говорит детям, что Миша в своём детском саду разбросал все игрушки и теперь плачет, потому что не помнит где что лежало. Давайте ему поможем. Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей.

Продолжать приучать детей к труду. Привить чувство к чистоте и порядку

4

 «Делаем причёску кукле Кате»

Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.

Воспитатель сообщает: «Кукла Катя собирается на бал и ей нужна очень красивая причёска, поэтому она пришла в ваш салон к самому лучшему мастеру». Выбирает из детей мастера. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

Знакомим детей с профессией парикмахер

5

«Зайка - почтальон»

Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

 Воспитатель сообщает, что Зайка сегодня почтальон, и он разносит почту, а если вы хотите отправить письмо или посылку, то Зайка доставит её по назначению. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

Продолжаем знакомить детей с профессиями

Средняя группа4-5 лет

1

«Кукла»

Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуры поведения во время еды. Закрепление знаний о названиях одежды. Закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

Подготовка к игре начинается с рассматривания картины «Игра с куклой». Дети сидят за двумя-тремя сдвинутыми в линию столами, лицом к воспитателю. Рассматривают картину, называют то, что видят («Купают куклу», «Девочка купает», «Смывает с куколки мыло», «Мальчик держит полотенце, чтобы вытереть куклу»).

После этого воспитатель обращается к детям: «Перед вами картинки (лежат изображением вниз), переверните их. Посмотрите на свои картинки и скажите, у кого ванночка, у кого мыло? у кого колготки?..» Ребенок, нашедший нужную картинку, кладет ее около большой картины.

Вот и помогли мы девочке в белом фартуке. Все приготовили для того, чтобы выкупать куклу».

Педагог предлагает вниманию детей рассказ по этой картине: «Решили дети выкупать куклу. Принесли табуретку, поставили на нее ванночку, налили в ванночку теплой воды. Рядом, на красную скамеечку, положили зеленую губку и мыло. Раздели куклу. Одежду ее аккуратно разложили на большом стуле, а малюсенькие синие ботиночки поставили под стул. «Сейчас, сейчас, потерпи еще немножко, — уговаривает куклу девочка в белом фартуке. — Смою с тебя мыло, а потом сухо-насухо вытру. Видишь, Илюша рядом стоит, большое белое полотенце в руках держит...».

Воспитатель может использовать различные варианты игр с куклами.

1. Формирование коммуникативных навыков.
2. Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.

2

«Строим дом»

Познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения.

«Мишка строит дом». Плотник осматривает стульчик и чинит его.

Строители ждут машину с грузом.

«Привезите пожалуйста нам новые кирпичи»,

«Когда крановщик поднимет крышу?»,

«Когда построят новый дом?»,

«Где ваш инструмент?».

3

«Семья»

Формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

развертывание детьми условных действий с игрушкой, предметом-заместителем; связывание 2-3 игровых действий в цепочку; умение продолжать действие, начатое партнером.

4

«Парикмахерская»

Познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

Стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Обогатить знания детей о труде парикмахера, воспитывать уважение к труду парикмахера.

Активизация словаря: парикмахер, ножницы, расческа, прическа, фен, стрижка, стрижет, челка, администратор, щипцы, клиент.

5

«Магазин»

Научитьдетей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

- формирование и развитие ролевого поведения у дошкольников;

- совершенствование и расширение игровых умений;

- обогащение и расширение представлений у детей об окружающем по теме: «Магазин», о культуре взаимодействия с окружающими;

- развитие диалогической речи (наличие умения составлять диалоги в соответствии с принятой ролью);

- формирование культуры позитивного поведения;

- совершенствование навыков партнерского взаимодействия в парах.

Старшая группа 5-6 лет

1

«Детский сад»

Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

Перед началом игры воспитатель проводит предварительную работу. Вместе с ребятами посещают медицинский кабинет, кухню, прачечную, зал ритмики, кабинет заведующей и беседуют с медицинской сестрой и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе.

После этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает знания, полученные на экскурсии. Затем с детьми можно поиграть в игру «Режим дня», тем самым, наметив план игры. Также с детьми можно прочитать рассказы и стихи о детском саде и приготовить необходимые атрибуты к игре: инструменты для доктора, кукольную посуду и т. д. Далее воспитатель может предложить детям, поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло должного интереса к игре, педагог может выступить в игре, как равноправный партнер, выполняя, главную или второстепенную роль, косвенно, влияя на изменение, игровой среды, он может вести коррекцию игровых отношений. К примеру, он может предложить детям следующие роли: «врач», «медицинская сестра», «воспитатель», «заведующая», «музыкальный работник», «помощник воспитателя», «повар». Когда все роли будут распределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с куклами, потом посадить их завтракать». «Няне нужно быстро сходить на кухню и принести завтрак». «После завтрака надо идти на осмотр к врачу». После завтрака «врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривают «детей», каждому дают рекомендации. Один ребенок заболел и «воспитательнице» нужно позвонить по телефону родителям: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада». После медицинского осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное занятие» и т. д. По ходу игры воспитатель следит за правильным развитием сюжета, сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новые роли.

Развивать умение использовать предметы – заместители. Дать детям понятие значимости труда работников детского сада.

2

«Супермаркет»

Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

Бабушка (воспитатель) говорит о том, что в доме недостаточно продуктов и просит сходить в магазин. Мама с папой решают пойти за покупками всей семьей — взять с собой малыша в коляске. Бабушка просит покупать только полезные продукты, чтобы не навредить здоровью. Придя в магазин, мама с папой просят продавца дать им овощи, фрукты, молочные продукты (называют каждый), рассчитываются, получают сдачу, складывают продукты в сумку и коляску и возвращаются домой. Бабушка просматривает продукты и просит маму приготовить обед, а папу — погулять с малышом, так как сама она устала и хочет прилечь. Далее игра развивается по привычному для детей сюжету.

Сюжетно–ролевая игра «Супермаркет» поможет детям развить фантазию, воображение. Формирует навыки играть в коллективе. Воспитывает уважение к работникам магазинов и супермаркетов.

3

«Строительство»

Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Овладение детьми различными приемами конструирования, формирование устойчивого интереса к конструктивной деятельности

4

«Ателье. Дом мод»

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения. Развивать диалогическую речь детей.

Выбор и обсуждение модели с модельером, подбор материала;

Закройщики снимают мерки, делают выкройку; приемщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения заказа;

Швея выполняет заказ, проводит примерку изделия;

Заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении;

Кассир получает деньги за выполненный заказ;

Может действовать служба доставки.

Формировать умение детей в ходе игры выполнять усвоенные нормы и правила поведения в совместной деятельности – умение общаться друг с другом, в деликатной форме выражать несогласие с предложением партнёра по игре, его действиями;

формировать дружеские, коллективные взаимоотношения.

5

«Почта»

Продолжать формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий. Расширять у детей представления о труде работников почты. Развивать воображение, мышление, речь; умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры.

Ситуация «Отправка писем»

Дети подготавливают письма: рисуют друг другу рисунки и запечатывают в склеенные ими конверты. Вырезают и приклеивают на конверты распечатанные картинки и цифры, соответствующие картинкам и номерам их шкафчиков в раздевалке. Готовые конверты с письмами опускали в почтовый ящик в группе.                                                                                                  

Сюжет «Выемка писем»

Работники почты, получив указание начальника почты, производят выемку писем и передают в отдел сортировки.

Сюжет «Сортировщики"

Сортировщики раскладывают письма, газеты, журналы. Начальник почты следит за выполнением работы.

Сюжет «Почтальоны»

 Уточняем представления об обязанностях почтальона. Почтальоны доставляют корреспонденцию по адресу.

- Расширить представления детей о профессии почтальона.
- Продолжать формировать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре  ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
- Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие. Активизировать и расширять словарный запас.

Подготовительная группа 6-7 лет

1

«Дом, семья»

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы, «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей, «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях, «Наш выходной день», «Прогулка в лес», «Семейный обед» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью игровых модулей, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.

Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.

Развивать интерес к игре.

Развивать диалогическую речь.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

2

«Школа»

Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы, завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк, правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.

Дети должны знать правила поведения в школе, познакомиться с режимом дня школьника,усвоить и овладеть навыками школьных терминов, развить положительную и образовательную ступеньку к самостоятельной взрослой жизни.

Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи по игре «Школа»

Возникновение и решение ситуаций - отношений между учителем и учениками.

Ролевое общение, короткий диалог,монолог.

Победить в детях тревожность и волнение перед школой.

3

«Поликлиника»

Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т. д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

повышение уровня развития сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

4

«Скорая помощь»

Вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т. д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.

- у детей сформируются умения играть по собственному замыслу;

- дети научатся   ролевому взаимодействию, коммуникативным навыкам;

- дети получат знания о специализациях медицинских работников;

- обогатится словарный запас детей;

- приобретенные знания и навыки помогут детям осознать значение ЗОЖ;

5

«Ветеринарная лечебница»

Вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т. д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.

Дети узнают профессию ветеринарного врача, его работу с больными животными, научатся вести диалог вназначенной им роли, научатся правильно излагать проблему, подбиратьнужные атрибуты для конкретной болезни;обогащение и расширение словарного запаса;получение элементарных знаний о профессии ветеринарного врача;проявление умения устанавливать и регулировать контакты в игре.

Приложение 2

Картотека театрализованных игр

Пальчиковый театр

для детей раннего и дошкольного возраста

на основе программы «Детство».

Ранний дошкольный возраст 2-3 года

№ п/п/

Название игры

Цель игры

Краткое содержание

Ожидаемый результат

1

«Курочка Ряба»

Развитие творческих способностей у детей посредствам театрализованных игр.

Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, дослушать воспитателем отдельных слов и фраз.

Дети достают из «Чудесного мешочка» персонажей сказки

 (в нужный момент), воспитатель рассказывает и показывает сказку.

Побуждает детей повторять несложные фразы сказки.

Вызвать эмоциональный отклик у детей.

2

«Колобок»

Развитие творческих способностей у детей посредствам театрализованных игр.

Закреплять в речи названия животных и их признаков; расширять активный словарь: круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый и т. д.

Дети достают из «Чудесного мешочка» персонажей сказки

 (в нужный момент), воспитатель рассказывает и показывает сказку.

Побуждает детей повторять несложные фразы сказки.

При повторной игре можно игрушки оставить в руках у детей и предложить им самим стать героями сказки, и сыграть роль своего персонажа

3

«Теремок»

Развитие творческих способностей у детей посредствам театрализованных игр.

В-ль. Ребята давайте сегодня поиграем в театр и покажем сказку «Теремок». А кто герои сказки? (ответы). Кто будет мышкой? Самостоятельное распределение ролей. А теперь надо построить теремок. Всё готово, начинаем наш спектакль.

В-ль. Стоит в поле теремок. Он не низок не высок. Вот по полю мышка бежит, увидела теремок и стучит.

Слова героев. (все друг за другом).

В-ль.

Дружно жили не тужили

Печку в домике топили

Мишка домик развалил

Чуть друзей не раздавил

Звери плачут и грустят.

Медведь.

Друзья не переживайте давайте вместе построим новый теремок.

В-ль.

Стоит в поле теремок

Очень, очень он высок

Без веселья здесь нельзя,

В теремке живут друзья.

Вот и сказки конец, а кто слушал и смотрел вам понравилось.

При повторной игре можно игрушки оставить в руках у детей и предложить им самим стать героями сказки, и сыграть роль своего персонажа

4

«Репка»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности. Помочь детям изобразить своего героя.

Игра проходит на огороде. Дед посадил репку. Она выросла. Дед сам не может вытащить и позвал на помощь бабку, внучку, собачку Жучку, кошку Мурку и мышку. Все дружно вытащили и скушали репку.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя

5

«Три медведя»

Совершенствовать артистические навыки детей.

Учить детей действовать ладошкой, передавая эмоции героя.

Маша идет в лес за грибами и ягодами. В лесу девочка заблудилась. Увидела дом, зашла в него. Поела, посидела на стульях, прошла в спальню и легла спать. Приходят медведи, находят Машу. Маша просыпается и испугавшись, убегает.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя

Младший дошкольный воздаст 3-4 года

1

«Теремок»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Игровая задача для детей: Учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя.

Игра проходит в лесу. Стоит дом. Приходит в него мышка - норушка, лягушка - квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка - сестричка, серый волк – зубами щелк. Приходит медведь – всех раздавишь, просится пожить с ними. Но мишка в дом не входит. Лезет на крышу и дом разваливается. Жильцы спасаются и решают новый дом строить – большой. Строят вместе медведем. Помещаются все и живут дружно.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя.

2

«Репка»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности. Помочь детям изобразить своего героя.

Игра проходит на огороде. Дед посадил репку. Она выросла. Дед сам не может вытащить и позвал на помощь бабку, внучку, собачку Жучку, кошку Мурку и мышку. Все дружно вытащили и скушали репку.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя.

3

«Колобок»

Развивать умение следить за своими действиями и действиями других детей.

Создать эмоционально – положительный климат в коллективе.

Игра начинается в доме. Бабушка испекла колобок. Он покатился в лес. Там встретил зайца, волка, медведя и от всех он укатился. Одна лиса его обманула и съела.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя

4

«Курочка Ряба»

Расширять словарный запас

 Развивать наглядное мышление

Игра проходит в доме у бабушки и дедушки. Снесла курочка яйцо простое. Мышка нечаянно разбила яйцо. Дед с бабой расстроились. Курочка снесла им яйцо золотое.

Инсценировка русской народной сказки «Курочка ряба»

5

«Волк и семеро козлят»

Расширять словарный запас

 Развивать наглядное мышление

Игра проходит в доме у козы с козлятами. Волк обманом попал в дом к козлятам.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя

Средняя группа 4-5 лет

1

«Колобок»

Развивать умение согласовывать действия с другими детьми 

Игра начинается в доме. Бабушка испекла колобок. Он покатился в лес. Там встретил зайца, волка, медведя и от всех он укатился. Одна лиса его обманула и съела.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя   

2

«Три медведя»

Развивать дикцию, интонацию.                                                          

Развивать коммуникативные навыки 

Играет 4 детей и взрослый – ведущий. Дети определяют очередность действий своих героев. Взрослый начинает со слов автора. Маша заходит в дом медведей, кушает и ложится спать. Приходят медведи, находят Машу. Она, испугавшись, убегает.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя

3

«Теремок»

Развивать связную речь;

Расширить словарный запас детей.

Игра проходит в лесу. Стоит дом. Приходит в него мышка - норушка, лягушка - квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка - сестричка, серый волк – зубами щелк. Приходит медведь – всех раздавишь, просится пожить с ними. Но мишка в дом не входит. Лезет на крышу и дом разваливается. Жильцы спасаются и решают новый дом строить – большой. Строят вместе медведем. Помещаются все и живут дружно.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя

4

«Лиса, заяц и петух»

Развивать понимание эмоциональных состояний.          

Развивать умения звукоподражания своим героям.

Игра начинается в лесу зимой. Стоят 2 избы: ледяная и лубяная.                       В ледяной живет лиса, а в лубяной живет заяц. Весной ледяная изба растаяла. Лиса выгоняет зайца из лубяной избушки и поселяется сама в ней. Заплакав, заяц жалуется собаке, медведю, быку. Они не смогли выгнать лису. А петух с косой выгоняет лису. Заяц и петух стали дружно жить.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя

5

«Репка»

Развивать наглядное мышление

Игровая задача для детей: Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.

Игра проходит на огороде. Дед посадил репку. Она выросла. Дед сам не может вытащить и позвал на помощь бабку, внучку, собачку Жучку, кошку Мурку и мышку. Все дружно вытащили и скушали репку.

Инсценировка сказки

Старшая группа 5-6 лет

1

«Лиса и кувшин»

Учить детей исполнять средства выразительности мимикой и интонацией

Расширять словарный запас детей.

Действие сказки начинается со слов автора. Лиса находит кувшин и засунув голову в кувшин кушает из него. Съев содержимое, лиса не могла сама достать голову из кувшина. Она долго уговаривала отдать голову. А потом решила его утопить и сама вместе с ним ушла под воду.

Инсценировка сказки

2

«Заяц-хваста»

Развивать интерес к сценическому искусству.

Игра начинается в лесу. Заяц хвастается перед другими зайцами, что он никого не боится. Узнала об этом ворона. Ворона пристыдила и попросила, чтобы он больше не хвастался. Заяц обещает больше не хвастать. Один раз собаки напали на ворону. Заяц спасает ворону. Ворона хвалит его и говорит, что он храбрец.

Инсценировка сказки

3

«Лиса и кувшин»

Учить детей исполнять средства выразительности мимикой и интонацией

 Действие сказки начинается со слов автора. Лиса находит кувшин и засунув голову в кувшин кушает из него. Съев содержимое, лиса не могла сама достать голову из кувшина. Она долго уговаривала отдать голову. А потом решила его утопить и сама вместе с ним ушла под воду.

Инсценировка сказки

4

«Крылатый, мохнатый и масляный»

Развивать творческие способности детей.

Развивать внимание и образную память.

 Действие сказки начинается в доме, потом действие продолжается в лесу и заканчивается снова в доме у главных героев.

Инсценировка сказки

5

«Снегурушка»

Способствовать развитию творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа своего героя.

Тренировать память, наблюдательность.

Игра начинается около дома. Снегурушка уходит в лес с подружками. Там отстает от подружек, а дорогу домой найти не может. Она залезает на дерево и плачет. Подходит медведь и предлагает отвести ее домой. Снегурушка с ним не идет. Потом приходит волк. И с ним девочка отказывается идти. А лисе она поверила. Лиса довела Снегурушку домой. Дед с бабой поблагодарили лису и подарили ей подарок.

Инсценировка сказки

Подготовительная группа 6-7 лет

1

«Снежный колобок»

(сказка на новый лад)

Учить детей выразительно действовать в соответствии с музыкальным сопровождением

Расширять словарный запас и развивать память.

Действие начинается со встречи колобка и лисы. Далее снежный колобок встречается с зайцем, медведем, волком, котом. С последней колобок встречается с девочкой Машей, которая мирит всех зверей.

Инсценировка сказки

2

«Гадкий утенок»

Формировать опыт социальных навыков через театральную деятельность;

Действие игры начинается: утка сидит в гнезде на яйцах. Далее утята вылупляются из яйца. А из одного появляется утенок, непохожий на других. Все на пруду над ним смеются и называют гадким утенком. Осенью все улетают на юг, а он остается. Его спасает охотник и на зиму берет. А весной, гадкий утенок, превращается в красивого лебедя. Его не узнают мама утка и брат с сестрой.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

3

«Красная шапочка»

 Развивать способность анализировать поступки сказочных героев.

Игра начинается около дома. Мама отправляет Красную Шапочку к бабушке с пирожками. Девочка в лесу встречает волка. Волк отправляет Красную Шапочку по длинной дороге, а сам идет к бабушке по короткой дороге. Волк приходит к бабушке, глотает бабушку, надевает ее одежду и ложится под одеяло на кровать. Красная Шапочка не узнала в бабушке волка. Волк съел и девочку. Мимо шли охотники, они распороли волку живот и освободили бабушку и Красную Шапочку

Совершенствовать образные исполнительские умения

4

«Серебряное копытце»

Учить детей искать выразительные средства для создания образа своего героя.

Игровая задача для детей: Развитие образной памяти, речи. Закрепление понятий на, за, над, перед.

Игра начинается в деревне. Девочка Даренка знакомится с дедом Кокованей. Они уходят в лес. Дед охотится, Даренка убирает по дому. Один раз Кокованя ушел за продуктами, а Даренка с кошкой остались дома. Ночью около дома скакал козел, а из-под копыт у него летели драгоценные камни. Утром они вместе с дедом искали драгоценные камни. Серебряное Копытце еще несколько раз приходил.

Овладение навыками счета через инсценировку сказки

5

«Кот в сапогах»

Развивать отчетливое произношение, согласованность диалога персонажей.

Игра начинается с того, как младшему брату достается в наследство кот. Кот берет мешок, надевает сапоги и уходит на охоту. С охоты приносит подарки королю от своего хозяин маркизе де Карабаса. Потом на реке кот обманывает короля, что хозяин тонет. Его спасают слуги короля. Король вместе с маркизом и принцессой едут ко дворцу людоеда. Кот бежит перед каретой и предупреждает, чтобы говорили, что все владения маркиза де Карабаса. В замке обманывает людоеда. Тот превращается в мышь и кот съедает его. В замке король выдает свою дочь – принцессу за маркиза де Карабаса.

Развивать умение согласовывать действия с другими детьми.

Приложение 3

Картотека театрализованных игр

Настольный театр

для детей раннего и дошкольного возраста

на основе программы «Детство».

Ранний дошкольный возраст 2-3 года

№ п/п/

Название игры

Цель игры

Краткое содержание

Ожидаемый результат

1

«Курочка Ряба»

Развитие творческих способностей у детей посредствам театрализованных игр.

Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, дослушать воспитателем отдельных слов и фраз.

Дети достают из «Чудесного мешочка» персонажей сказки

 (в нужный момент), воспитатель рассказывает и показывает сказку.

Побуждает детей повторять несложные фразы сказки.

При повторной игре можно игрушки оставить в руках у детей и предложить им самим стать героями сказки, и сыграть роль своего персонажа

 (с помощью воспитателя).

Вызвать эмоциональный отклик у детей.

2

«Колобок»

Развитие творческих способностей у детей посредствам театрализованных игр.

Закреплять в речи названия животных и их признаков; расширять активный словарь: круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый и т. д.

При повторной игре можно игрушки оставить в руках у детей и предложить им самим стать героями сказки, и сыграть роль своего персонажа

 (с помощью воспитателя).

Вызвать эмоциональный отклик у детей.

3

«Теремок»

Развитие творческих способностей у детей посредствам театрализованных игр.

Дети достают из «Чудесного мешочка» персонажей сказки

 (в нужный момент), воспитатель рассказывает и показывает сказку.

Побуждает детей повторять несложные фразы сказки.

При повторной игре можно игрушки оставить в руках у детей и предложить им самим стать героями сказки, и сыграть роль своего персонажа

 (с помощью воспитателя).

Вызвать эмоциональный отклик у детей.

4

«Репка»

Развитие творческих способностей у детей посредствам театрализованных игр.

Дети достают из «Чудесного мешочка» персонажей сказки

 (в нужный момент), воспитатель рассказывает и показывает сказку.

Побуждает детей повторять несложные фразы сказки.

При повторной игре можно игрушки оставить в руках у детей и предложить им самим стать героями сказки, и сыграть роль своего персонажа

 (с помощью воспитателя).

Вызвать эмоциональный отклик у детей.

5

«Три медведя»

 Развитие творческих способностей у детей посредствам театрализованных игр.

Дети достают из «Чудесного мешочка» персонажей сказки

 (в нужный момент), воспитатель рассказывает и показывает сказку.

Побуждает детей повторять несложные фразы сказки.

При повторной игре можно игрушки оставить в руках у детей и предложить им самим стать героями сказки, и сыграть роль своего персонажа

 (с помощью воспитателя).

Вызвать эмоциональный отклик у детей.

Вторая младшая группа 3-4 года

1

«Теремок»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Игра проходит в лесу. Стоит дом. Приходит в него мышка - норушка, лягушка - квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка - сестричка, серый волк – зубами щелк. Приходит медведь – всех раздавишь, просится пожить с ними. Но мишка в дом не входит. Лезет на крышу и дом разваливается. Жильцы спасаются и решают новый дом строить – большой. Строят вместе медведем. Помещаются все и живут дружно.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя

2

«Репка»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности. Помочь детям изобразить своего героя.

Игра проходит на огороде. Дед посадил репку. Она выросла. Дед сам не может вытащить и позвал на помощь бабку, внучку, собачку Жучку, кошку Мурку и мышку. Все дружно вытащили и скушали репку.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя

3

«Колобок»

Создать эмоционально – положительный климат в коллективе.

Игра начинается в доме. Бабушка испекла колобок. Он покатился в лес. Там встретил зайца, волка, медведя и от всех он укатился. Одна лиса его обманула и съела.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя

4

«Курочка Ряба»

Развивать наглядное мышление

Игра проходит в доме у бабушки и дедушки. Снесла курочка яйцо простое. Мышка нечаянно разбила яйцо. Дед с бабой расстроились. Курочка снесла им яйцо золотое.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя

5

«Три медведя»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности. Помочь детям изобразить своего героя.

Маша идет в лес за грибами и ягодами. В лесу девочка заблудилась. Увидела дом, зашла в него. Поела, посидела на стульях, прошла в спальню и легла спать. Приходят медведи, находят Машу. Маша просыпается и испугавшись, убегает.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя

Средняя группа 4-5 лет

1

«Репка»

Развивать наглядное мышление

Игра проходит на огороде. Дед посадил репку. Она выросла. Дед сам не может вытащить и позвал на помощь бабку, внучку, собачку Жучку, кошку Мурку и мышку. Все дружно вытащили и скушали репку.

Инсценировка сказки

2

«Три медведя»

Развивать дикцию, интонацию

Взрослый начинает со слов автора. Маша заходит в дом медведей, кушает и ложится спать. Приходят медведи, находят Машу. Она, испугавшись, убегает.

инсценировка сказки

3

«Колобок»

Побуждать детей к активному участию

Игра начинается в доме. Бабушка испекла колобок. Он покатился в лес. Там встретил зайца, волка, медведя и от всех он укатился. Одна лиса его обманула и съела.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя

4

«Лиса, заяц и петух»

Развивать понимание эмоциональных состояний.

Игра начинается в лесу зимой. Стоят 2 избы: ледяная и лубяная. В ледяной живет лиса, а в лубяной живет заяц. Весной ледяная изба растаяла. Лиса выгоняет зайца из лубяной избушки и поселяется сама в ней. Заплакав, заяц жалуется собаке, медведю, быку. Они не смогли выгнать лису. А петух с косой выгоняет лису. Заяц и петух стали дружно жить.

инсценировка сказки

5

«Теремок»

Развивать связную речь детей

Игра проходит в лесу. Стоит дом. Приходит в него мышка - норушка, лягушка - квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка - сестричка, серый волк – зубами щелк. Приходит медведь – всех раздавишь, просится пожить с ними. Но мишка в дом не входит. Лезет на крышу и дом разваливается. Жильцы спасаются и решают новый дом строить – большой. Строят вместе медведем. Помещаются все и живут дружно.

инсценировка сказки

Старшая группа 5-6 лет

1

«Лиса, заяц и петух»

Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

Игра начинается в лесу зимой. Стоят 2 избы: ледяная и лубяная. В ледяной живет лиса, а в лубяной живет заяц. Весной ледяная изба растаяла. Лиса выгоняет зайца из лубяной избушки и поселяется сама в ней. Заплакав, заяц жалуется собаке, медведю, быку. Они не смогли выгнать лису. А петух с косой выгоняет лису. Заяц и петух стали дружно жить.

инсценировка сказки

2

«Заяц –хваста»

Развивать интерес к сценическому искусству

Игра начинается в лесу. Заяц хвастается перед другими зайцами, что он никого не боится. Узнала об этом ворона. Ворона пристыдила и попросила, чтобы он больше не хвастался. Заяц обещает больше не хвастать. Один раз собаки напали на ворону. Заяц спасает ворону. Ворона хвалит его и говорит, что он храбрец

инсценировка сказки

3

«Лиса и кувшин»

 Учить детей исполнять средства выразительности мимикой и интонацией

Действие сказки начинается со слов автора. Лиса находит кувшин и засунув голову в кувшин кушает из него. Съев содержимое, лиса не могла сама достать голову из кувшина. Она долго уговаривала отдать голову. А потом решила его утопить и сама вместе с ним ушла под воду.

инсценировка сказки

4

«Крылатый, мохнатый и масляный»

 Развивать творческие способности детей.

Действие сказки начинается в доме, потом действие продолжается в лесу и заканчивается снова в доме у главных героев

инсценировка сказки

5

«Теремок»

Развивать вербальную и пантомимическую выразительность; активизировать речь, развивать речевую выразительность

Детям предлагается выбрать героя сказки, которого они хотят озвучивать; вспомнить последовательность действий. Воспитатель обращает внимание ребенка на особенности выбранного персонажа. Воспитатель предлагает превратиться в сказочных зверей и начать сказку. Воспитатель ведет основную линию сюжета, дети озвучивают персонажей. По завершении представления педагог благодарит детей за интересную инсценировку; у зрителей интересуется, кто из персонажей им больше понравился, почему.

инсценировка сказки

Подготовительная группа 6-7 лет

1

«Снегурушка»

Способствовать развитию творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа своего героя

Игра начинается около дома. Снегурушка уходит в лес с подружками. Там отстает от подружек, а дорогу домой найти не может. Она залезает на дерево и плачет. Подходит медведь и предлагает отвести ее домой. Снегурушка с ним не идет. Потом приходит волк. И с ним девочка отказывается идти. А лисе она поверила. Лиса довела Снегурушку домой. Дед с бабой поблагодарили лису и подарили ей подарок

инсценировка сказки

2

«У страха глаза велики»

Упражнять в координации речи и движения

Игра начинается с того, как пошли бабушка, внучка, курочка, мышка за водой. Идут обратно через огород, а там яблонька росла. Под яблоней заяц сидел. Подул ветер, одно яблоко упало на лоб зайцу. Он испугался и покатился под ноги водоносам. Они тоже испугались, бросили ведра и убежали домой. Бабушка подумала, что на нее напал медведь. Внучка подумала, что на нее напал страшный волк; курочка – лиса, мышка – котище усатый. Заяц подумал, что за ним неслись 4 охотника и все с собаками

инсценировка сказки

3

«Серебряное копытце»

Учить детей искать выразительные средства для создания образа своего героя.

Игровая задача для детей: Развитие образной памяти, речи. Закрепление понятий на, за, над, перед.

Игра начинается в деревне. Девочка Даренка знакомится с дедом Кокованей. Они уходят в лес. Дед охотится, Даренка убирает по дому. Один раз Кокованя ушел за продуктами, а Даренка с кошкой остались дома. Ночью около дома скакал козел, а из-под копыт у него летели драгоценные камни. Утром они вместе с дедом искали драгоценные камни. Серебряное Копытце еще несколько раз приходил.

Овладение навыками счета через инсценировку сказки

4

«Кот в сапогах»

Развивать отчетливое произношение, согласованность диалога персонажей.

Игра начинается с того, как младшему брату достается в наследство кот. Кот берет мешок, надевает сапоги и уходит на охоту. С охоты приносит подарки королю от своего хозяин маркизе де Карабаса. Потом на реке кот обманывает короля, что хозяин тонет. Его спасают слуги короля. Король вместе с маркизом и принцессой едут ко дворцу людоеда. Кот бежит перед каретой и предупреждает, чтобы говорили, что все владения маркиза де Карабаса. В замке обманывает людоеда. Тот превращается в мышь и кот съедает его. В замке король выдает свою дочь – принцессу за маркиза де Карабаса.

Развивать умение согласовывать действия с другими детьми.

5

«Кот в сапогах»

Развивать отчетливое произношение, согласованность диалога персонажей

Игра начинается с того, как младшему брату достается в наследство кот. Кот берет мешок, надевает сапоги и уходит на охоту. С охоты приносит подарки королю от своего хозяин маркизе де Карабаса. Потом на реке кот обманывает короля, что хозяин тонет. Его спасают слуги короля. Король вместе с маркизом и принцессой едут ко дворцу людоеда. Кот бежит перед каретой и предупреждает, чтобы говорили, что все владения маркиза де Карабаса. В замке обманывает людоеда. Тот превращается в мышь и кот съедает его. В замке король выдает свою дочь – принцессу за маркиза де Карабаса

инсценировка сказки

Приложение 4

Картотека театрализованных игр

Игры – драматизации для детей раннего и дошкольного возраста

на основе программы «Детство».

Ранний дошкольный возраст 2-3 года

№ п/п/

Название игры

Цель игры

Краткое содержание

Ожидаемый результат

1

«Колобок»

Формировать у детей живой интерес к театральной игре, побуждать к двигательной импровизации.

Закрепить и расширить знания детей о диких животных и их повадках; развивать эмоциональность, образность восприятия музыки через движения.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение прийти на помощь

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

2

«Репка»

Формировать у детей живой интерес к театральной игре, побуждать к двигательной импровизации. Закрепить и расширить знания детей о диких животных и их повадках; развивать эмоциональность, образность восприятия музыки через движения. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение прийти на помощь.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

3

«Цыпленок»

Учить понимать содержание сказки,

Учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени; побуждать к повторению услышанного; самостоятельную речь,

Воспитывать интерес к игре-драматизации.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

4

«Теремок»

Формировать у детей интерес к играм – драматизациям. Способствовать

формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и

имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные

состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности –

мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой,

машет руками и т. д.)

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

5

«Сказка о глупом мышонке»

создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста уважительного отношения к маме посредством знакомства детей с творчеством С.Я. Маршака.

Создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста уважительного отношения к маме посредством знакомства детей с творчеством С.Я. Маршака.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

Вторая младшая группа 3-4 года

1

«Репка»

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

2

«Колобок»

Развитие речи детей с помощью театрализации русской народной сказки «Колобок»

Формировать у детей живой интерес к театральной игре, побуждать к двигательной импровизации.

Закрепить и расширить знания.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

3

«Рукавичка»

Участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей.

Уметь изображать повадки животных. Знать кто как кричит.

Воспитывать дружеские отношения, уметь действовать согласовано. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности, вызвать эмоциональный отклик, желание участвовать в играх-драматизациях.

Развивать диалогическую речь детей.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

4

«Теремок»

Формировать представление о культуре народного творчества, учить раскрывать характер главных героев, осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев сказки

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

5

«Цыпленок»

Формировать у детей живой интерес к театральной игре, побуждать к двигательной импровизации. Закрепить и расширить знания детей о домашних птицах и их повадках; развивать эмоциональность, образность восприятия музыки через движения. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение прийти на помощь.

Учить понимать содержание сказки,

Учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени; побуждать к повторению услышанного; самостоятельную речь,

Воспитывать интерес к игре-драматизации.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

Средняя группа 4-5 лет

1

«Заюшкина избушка»

Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение

отчётливо и внятно произносить слова, развивать интонационную

выразительность.

Продолжать формировать умение детей передавать образ героев сказки.

 Развивать память, слуховое и зрительное внимание, воображение, образное

мышление.

Воспитывать доброжелательное взаимоотношение, как с детьми, так и со

взрослыми.

Воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру через сказку.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

2

«Теремок»

Учить детей брать на себя роль, выполнять движения в соответствие с

ролью.

Формировать у детей живой интерес к театральной игре,

Побуждать к двигательной импровизации. Закрепить и расширить знания

детей о животных и их повадках;

Развивать эмоциональность, образность восприятия музыки через

движения. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение прийти на

помощь.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

3

«Жихарка»

Развивать у детей артистические способности, создать психологический

комфорт. Умение понимать детей содержание сказки.

Учить понимать содержание сказки, поведение героев;

Учить передавать движения героев, их диалог;

Воспитывать интерес к игре.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

4

«Гуси-лебеди»

Развивать у детей артистические способности, создать психологический

комфорт. Умение понимать детей содержание сказки.

Развивать речь, мышление, память.

Последовательно выполнять события, координировать свои действия с

действиями партнера,

Воспроизводить образы через пластику тела, жесты, голос, мимику,

ориентироваться на «сцене».

Формировать интерес к театрализованным играм.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

5

«Кот, петух и лиса»

Развитие речи детей через драматизацию игр, сказку, умение соотносить

движения с речью, учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию

полными предложениями, слушать ответы других детей. Воспитание чувства

сопереживания.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

Старшая группа 5-6 лет

1

«Веселый старичок – Лесовичок»

Учить пользоваться разными интонациями.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

2

«Зеркало»

Развивать монологическую речь.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Показать как пользуются зеркалом люди.

3

«Телефон»

Развивать фантазию, диалогическую речь.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Научиться культурно разговаривать по телефону.

4

«Сугроб»

Развивать выразительность мимики и жестов.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка по тексту.

5

«Утренний туалет»

Развивать воображение, выразительность жестов.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка по тексту.

Подготовительная группа 6-7 лет

1

«Репка»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности. Помочь детям изобразить своего героя.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

2

«Теремок»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

3

«Заюшкина избушка»

Формировать у детей интерес к играм - драматизациям.

Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение

отчётливо и внятно произносить слова, развивать интонационную

выразительность.

Продолжать формировать умение детей передавать образ героев сказки.

· Развивать память, слуховое и зрительное внимание, воображение, образное

мышление.

Воспитывать доброжелательное взаимоотношение, как с детьми, так и со

взрослыми.

Воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру

через сказку.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

4

«Жихарка»

Развивать у детей артистические способности, создать психологический

комфорт. Умение понимать детей содержание сказки.

Учить понимать содержание сказки, поведение героев;

Учить передавать движения героев, их диалог;

Воспитывать интерес к игре.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.

5

«Гуси-лебеди»

Развивать у детей артистические способности, создать психологический

комфорт. Умение понимать детей содержание сказки.

Развивать речь, мышление, память.

Последовательно выполнять события, координировать свои действия с

действиями партнера,

Воспроизводить образы через пластику тела, жесты, голос, мимику,

ориентироваться на «сцене».

Формировать интерес к театрализованным играм.

Сценарий игры – драматизации по сказке

Инсценировка сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей раннего возраста

Картотека примерных сюжетно-ролевых игр для детей раннего возраста....

Картотека сюжетно -ролевых игр для детей раннего возраста

Помощь при проведении сюжетно-ролевых игр в детском саду......

Картотека "Сюжетно-ролевые игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Картотека "Сюжетно-ролевые игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста"...

Картотека сюжетно - ролевых игр для детей раннего возраста

Картотека сюжетно - ролевых игр для детей раннего возраста...