Нейроигры как эффективное средство развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
методическая разработка

В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста. С самого раннего детства следует развивать межполушарные связи у ребенка, чем лучше они будут развиты, тем выше у детей будет интеллектуальное развитие, улучшатся когнитивные функции.  Важным помощником в решении этого вопроса являются нейропсихологические игры как универсальный инструмент в работе педагога для создания у детей новых нейронных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_regentova_t.b.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Нейроигры как эффективное средство

развития межполушарного взаимодействия

у детей дошкольного возраста.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования стремится к комплексному подходу в воспитании и обучении ребёнка, включая его интеллектуальное развитие. И это не случайно, ведь наш современный мир требует от людей не только профессиональных навыков, но и высокого уровня интеллектуального развития. Что такое интеллект? Какими качествами обладает интеллектуальный человек? Интеллектуально развитые люди обладают широким кругозором, они способны к аналитическому мышлению, умению решать сложные задачи и быстро усваивать, применяя на практике, новые знания. Согласитесь, каждый из нас мечтает видеть своих детей, воспитанников именно такими. Однажды в поисках новой темы для своего самообразования я наткнулась на одну замечательную статью «Психология детского интеллекта».  В этой статье говорилось о том, как работа мозга ребенка влияет на его интеллектуальные способности. Эта статья определила выбор моей темы самообразования – «Нейроигры как эффективное средство развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста».

Работая в детском саду, я нередко встречаюсь с детьми, которые невнимательны, не способны долго сосредоточиться на задании и выполнить то или иное упражнение. Оказывается, причина таких проблем у ребенка может быть напрямую связана с особенностями строения и функционирования его мозга.

Межполушарное взаимодействие - это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую целостную систему. Мозг человека состоит из двух полушарий и каждое из них выполняет свои особые функции. В частности, левое полушарие отвечает за логическое и аналитическое мышление, способности к языкам и математике, восприятие устной и письменной речи, контроль правой половины тела. А правое полушарие в свою очередь обрабатывает невербальную информацию, отвечает за пространственную ориентацию, музыкальные способности, воображение, творческую деятельность и контроль левой половины тела. Так вот, интеллект человека основан прежде всего на согласованной работе обоих полушарий. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, то тогда ведущее берет основную роль на себя, а функции другого блокируются. В результате у ребенка могут возникнуть ряд трудностей в воспитании и обучении. Признаки несформированности межполушарного развития:  

Особое значение межполушарному развитию, такие ученые как Александр Романович Лурия, Роджер Сперри, Карл Прибрам, придают возрастному периоду от 2 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа: зрительное, слуховое, кинетическое восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое. И поэтому своей педагогической находкой я считаю успешное адаптирование нейроигр и упражнений, направленных на развитие межполушарных связей, стимуляцию работы головного мозга ребенка.

Когда я начала работать по данной теме - применять нейроигры, заметила, что дети стали дольше удерживать свое внимание, лучше сосредотачиваться на каком-либо объекте.

Чтобы подружить оба полушария, я использую следующее увлекательное игровое оборудование:

  1. Межполушарные доски «Умнички». Они представляют собой различного вида лабиринты-узоры зеркального отражения. Необходимо пройти эти лабиринты с помощью специальных стилусов, действуя синхронно одновременно двумя руками. В результате слаженной работы обоих полушарий мозга между ними укрепляется нейронная связь. Для разнообразия данной игры, можно в дорожки лабиринтов вложить маленькие шарики. Тогда игра приобретет название «Прокати шарики по лабиринту: от начала до конца пути». Следует отметить, что все нейроигры я предлагаю детям по принципу «от простого к сложному». Сначала с игрой знакомится правая рука, затем левая, и только потом предлагается соединить две руки вместе. Но есть дети, которые стараются и могут сразу управлять в игре двумя руками.
  2.  Одно из самых любимых упражнений для детей – это прыжки на нейроскакалке. Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько движений одновременно, согласовывая их общим ритмом. При прыжках на нейроскакалках, я предлагаю детям такие игровые упражнения как «Кто дольше?», «Самый быстрый» и др.
  3. Одно из самых универсальных способов межполушарного развития – это рисование двумя руками на песке, в основном я использую манку. Ребенок рисует одновременно двумя руками, создавая простые симметричные зеркальные рисунки. При рисовании песком (крупой), дети задействуют всю кисть, пальцы, ладони, тыльные и боковые стороны, тем самым расширяя свой сенсорный опыт.
  4. Для синхронизации работы обоих полушарий мозга, тренировки мелкой моторики, хорошо применять нейродорожки и лабиринты. Их ещё называют пальчиковые дорожки.  Детям предлагается двумя пальчиками одновременно провести от начала линии до конца в указанном направлении. Можно использовать дополнительные задания-упражнения, например, предложить по очереди провести по дорожкам все пальчики: сначала большие на обеих руках, потом указательные и так далее. Или, например, пальчик левой руки установить в начало левой дорожки, а пальчик правой – в конец правой дорожки, затем начать двигать их по линиям. Так дети учатся выполнять разнотипные движения одновременно.
  5. Совершенствовать зрительно-моторную координацию у ребят, развивать их межполушарные связи помогает японская нейроигра Туми Иши. Представлена она деревянными кубиками, которые имеют неровные грани. Задача игры: построить одновременно двумя руками пирамиды (башенки). Несмотря на сложность, игра очень увлекает детей, определяет самого ловкого, усидчивого, старательного стратега.
  6. Улучшить когнитивные процессы у детей, их слуховую, зрительную память, концентрацию внимания помогают нейротренажеры «Кулак – ладошка», «Пять – два», «Ребро – ладонь» и др. Одновременно действуя двумя руками, эти тренажеры способствуют интеграции работы обоих полушарий мозга. Задания для обеих рук предлагаются как однотипные, так и разнотипные.

В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста. С самого раннего детства следует развивать межполушарные связи у ребенка, чем лучше они будут развиты, тем выше у детей будет интеллектуальное развитие, улучшатся когнитивные функции.  Важным помощником в решении этого вопроса являются нейропсихологические игры как универсальный инструмент в работе педагога для создания у детей новых нейронных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности межполушарного развития детей дошкольного возраста

Буклет для педагогов и родителей на тему: " Особенности межполушарного развития детей дошкольного возраста" даст представление о том, как происходит специализация полушарий головного мозга в...

Сборник «Нейропсихологические упражнения для активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»

Цель: активизация умственной деятельности детей дошкольного возраста, синхронизация межполушарного взаимодействия мозга, развитие произвольности и саморегуляции с помощью нейропсихологических упражнен...

Сборник «Нейропсихологические упражнения для активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»

Цель: активизация умственной деятельности детей дошкольного возраста, синхронизация межполушарного взаимодействия мозга, развитие произвольности и саморегуляции с помощью нейропсихологических упр...

«Нейропсихологические упражнения для активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»

laquo;Нейропсихологические упражнениядля активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»...

Буклет для родителей "Особенности межполушарного развития детей дошкольного возраста"

quot;Особенности межполушарного развития детей дошкольного возраста"...