План по самообразованию на тему «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Рязанова Наталья Николаевна

План по самообразованию на тему: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: повышение уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста для дальнейшей подготовки руки к письму.

Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют огромное значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребёнку будет трудно овладеть письмом, писать он будет медленнее других и, скорее всего, не очень разборчиво и аккуратно. Может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям в целом.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления детей в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкоймоторики и координации движений руки, решают сразу две задачиво-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем в школьном обучении.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_plan_po_so_bez_literatury.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию
«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста для дальнейшей подготовки руки к письму.

Задачи:

- повышение собственного уровня знаний, путём изучения необходимой литературы;

-создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для дальнейшей подготовки детей к овладению письмом;

- ознакомление с инновационными методиками, технологиями;

- анализ психолого-педагогическую литературы по даннойпроблеме;

- изучение игровых технологий в развитии графомоторных навыков для детей5-7 лет;

- исследование эффективности использования игр и упражнений в процессе развития графомоторных навыков у детей 5-7 лет.

Актуальность: при поступлении ребёнка в школу, наряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребёнка и на его кисти – при обучении письму и математике, на уроках рисования и технологии.

Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют огромное значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребёнку будет трудно овладеть письмом, писать он будет медленнее других и, скорее всего, не очень разборчиво и аккуратно. Может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям в целом.

На современном этапе пристальное внимание в обучении и воспитании уделяется детской руке. Педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной моторики. «Рука – это щупальца мозга» (И. М. Сеченов). Рука – это единственный орган человека, где сконцентрирована вся жизненная энергия.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления детей в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкоймоторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка
, во-вторых, готовят его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем в школьном обучении.

Этапы реализации:

Подготовительный (сбор информации по проблеме)

- изучить и подобрать методический материал по данной теме;

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт по теме развития графомоторных навыков у детей 5-7 лет;

- изучить родительские запросы и их компетентность по данной теме через анкетирование;

- подобрать, изготовить наглядный, дидактический, раздаточный материал;

- подобрать и приобрести методическую литературу по данной проблеме;

- составить перспективно-тематический план работы по теме самообразования;

- разработать серию картотек и практических занятий по развитию мелкой моторики и формированию готовности руки к письму у детей 5-7 лет;

- подготовить презентации к изучаемому материалу для детей;

- разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

Организационно–диагностический

- организовать работу с детьми по развитию графомоторных навыков (согласно комплексно-тематического планирования) в непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной детской деятельности;

- организовать работу по развитию мелкой моторики в центрах активности;

- составить план работы с родителями по данному направлению;

- активизировать сотрудничество с родителями воспитанников.

Итоговый

- выявить успешность развития системы по подготовке руки к письму детей старшего дошкольного возраста;

- повышение компетентности в вопросе развития мелкой моторики, психологических особенностей развития детей, организации учебного процесса с детьми старшей и подготовительнойгрупп;

- самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе;

- результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые результаты (повторное анкетирование, мониторинг);

- публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования;

- обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о

проделанной работе).

Методы и формы работы:

Форма работы с детьми:

  • групповая,
  • индивидуальная.

Методы и приёмы работы с детьми:

  • словесные: беседа, объяснение, чтение стихов и загадок.
  • наглядные: работа по образцу (штриховка, зрительный и графический диктанты; показ иллюстраций, картинок, букв.
  • практические: массаж и самомассаж, пальчиковая гимнастика, самостоятельная работа детей в тетрадях (штриховка, пальчиковая гимнастика; физминутки.

Предполагаемые итоги реализации:

- повышение своей компетентности по теме «Формирование графомоторных навыкову детей старшего дошкольного возраста»;

- повышение интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к данной теме;

- внедрение в образовательный процесс инновационных технологий;

- разработка и внедрение дидактических игр, карточек, презентаций;

- создание педагогических разработок по теме;

- разработка методических рекомендаций и дидактических материалов в рамках реализуемой темы;

- участие в педагогических советах, вебинарах;

- обмен опытом с воспитателями на сайте;

- продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня по теме самообразования.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

- повышение профессиональной компетентности: расширение своих знаний, детальный анализ возникающих в работы проблем, педагогических и психологических ситуаций; умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;

- поиск эффективных, приоритетных приёмов и способов работы, развития и совершенствования навыков диагностической и исследовательской деятельности;

- развитие личных качеств, формирование гибкости мышления, раскрытие творческого потенциала;

- пополнение банка данных теоретического, практического, дидактического, материала для качественного сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

Методическая работа:

- изучение нормативно - правовых документов, научно-методической и специальной литературы;

- изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе дошкольного образования;

- посещение открытой непосредственно образовательной деятельности коллег с последующим их анализом;

- разработка программ, дидактического материала, методических пособий;

- участие в различных формах методической работы на различных уровнях;

- практическая апробация форм, средств, методов обучения и воспитания;

- анализ своей работы и её результатов.

Перспективный план работы по теме самообразования

Сентябрь

Работа воспитателя

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.

2. Составить перспективный план работы по самообразованию.

3. Провести диагностику детей в начале учебного года.

4. Анализ результатов проведённой диагностики.

Работа с детьми

1. Массаж пальцев (перекатывание по столу карандаша по очереди двумя руками в такт стихотворению «Здравствуй осень»).

2. Пальчиковая гимнастика«Пять человечков».

3. Игры на развитие 3-х пальцев.

4. Работа с карандашом (закрашивание) «Овощи - фрукты», «Грибы».

5. Штриховка «Наклонные линии».

6. «Осенний дождь» (изображение прямых, наклонных линий, раскрашивание тучки в пределах контура).

7. Работа с карточками «Рисовалки-повторялки».

Работа с родителями

1. Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет».

2. Консультация «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?».

3. Буклет «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук».

4. Индивидуальная беседа «Организация свободной деятельности дома».

Октябрь

Работа воспитателя

1. Создать необходимую предметно-развивающую среду (приобрести игры и пособия для развития мелкой моторики).

2. Изучить литературу «Правила при подготовке руки к письму».

3. Создание игротеки, (игр и пособий) по развитию мелкой моторики.

4. Методическая разработка для развития графомоторных навыков у детей 5-7 лет.

Работа с детьми

1. Самомассаж пальцев рук.

2. Пальчиковая гимнастика«В гости».

3. Игры со счётными палочками (выкладывание изображений по предложенному образцу).

4. «Весёлый карандаш» (работа с трафаретами, дорисовка).

5. Штриховка «Диагональ».

6. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

7. Выполнение графических упражнений.

Работа с родителями

1. Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет».

2. Памятка «Графические навыки».

3. Папка – передвижка «Первые шаги в освоении письма».

4. Индивидуальная беседа: «Воспитание внимательности».

Ноябрь

Работа воспитателя

1. Составить картотеку пальчиковых игр.

2. Разработать и апробировать комплекс занятий по развитию мелкой моторики дошкольников.

3. Подбор дидактического материала.

4. Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

Работа с детьми

1. Самомассаж подушечек пальцев рук.

2. Пальчиковая гимнастика «Замок».

3. Игра «Переход» (выкладывание перехода из палочек, учитывая расстояние между ними).

4. Рисование по контуру.

5. Штриховка «Полуовалы»

6. Упражнение «Ладонь-кулак».

7. Обводка по точкам.

Работа с родителями

1. Консультация «Мелкая моторика в психофизическом развитии детей 5-7 лет».

2. Индивидуальные беседы о том, как ребёнок держит карандаш и ручку.

3. Буклет «Играя - готовим руку к рисованию и письму».

Декабрь

Работа воспитателя

1. Составить сборник консультаций для родителей.

2. Изучить инновационные педагогические технологии.

3. Работа с интернет-ресурсами.

Работа с детьми

1. Самомассаж рук шишками.

2. Пальчиковая гимнастика «Пришла зима».

3. Игра «Красивая снежинка» (мозаика).

4. Упражнение «Дорисуй недостающие детали».

5. Упражнение «Зайка-Козочка-Колечко».

6. Штриховка «Красивые узоры».

7. Зрительный диктант.

Работа с родителями

1. Консультация «Развитие графических навыков у детей 5-7 лет».

2. Индивидуальные рекомендации для родителей по воспитанию усидчивости, терпения, настойчивости.

3. Тренинг «Дома играем - пальчики развиваем».

4. Папка – передвижка«Гимнастика для рук».

Январь

Работа воспитателя

1. Подбор методического материала по темам.

2. Работа над созданием методических папок.

3. Создание альбома «Графические узоры».

4. Консультация для педагогов «Игровой самомассаж руки, как средство подготовки руки ребёнка к рисованию и письму».

Работа с детьми

1. Самомассаж кистей и пальцев рук.

2. Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пришли гулять».

3. «Разрезные картинки» (по памяти).

4. «Весёлый карандаш» (лабиринты, волшебные узоры).

5. Штриховка «Ломаные линии».

6. Зрительный диктант со счётными палочками.

7. Упражнение «Выгладим платочек» (сминание листа бумаги двумя руками, а затем разглаживание его всеми пальцами).

Работа с родителями

1. Консультация: «Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка».

2. Пополнение развивающей среды в группе материалами по развитию мелкой моторики у детей.

3. Папка - передвижка «Что необходимо ребёнку для успешного развития графомоторных навыков?».

4. Индивидуальные консультации.

Февраль

Работа воспитателя

1. Открытое занятие для коллег с последующим их анализом.

2. Подбор загадок, задач-шуток, занимательных вопросов для занятий и для совместной деятельности воспитателя и детей.

3. Подготовить мастер-класс для педагогов «Игры для развития мелкой моторики рук».

4. Оформление картотеки«Кинезиологические упражнения».

Работа с детьми

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук (катание ребристого карандаша между ладоней).

2. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».

3. Игра «Отгадай загадку – выложи отгадку».

4. Упражнение «Дорисуй картинку».

5. Штриховка «Вертикальные линии».

6. Упражнение «Клубочек с сюрпризом» (размотать и смотать клубок, внутри его находится мелкая игрушка).

7. Зрительный диктант.

Работа с родителями

1. Консультация «Пальчиковая гимнастика с карандашами».

2. Рекомендации «Готовим руку ребёнка к письму».

3. Памятка «Весёлые прописи».

4. Выставка образцов для штриховки (разнообразие тематики штриховки и её видов).

Март

Работа воспитателя

1. Познакомить коллег с новинками методической литературы по теме самообразования.

2. Провести мастер-класс для педагогов «Игры для развития мелкой моторики рук».

3. Подобрать систему штриховок, способствующих развитию навыков письма.

4. Организовать для родителей просмотр занятия с элементами штрихования.

Работа с детьми

1. Самомассаж рук (мячом ёжиком).

2. Пальчиковая гимнастика «Мамы всякие нужны».

3. Игра «Дорожка домой» (выкладывание гороха на подготовленную дощечку с размазанным пластилином).

4. Обводка по точкам «Цветы для мамы».

5. Упражнение «Раскрась цветы по условию».

6. Штриховка «Горизонтальные линии».

7. Графический диктант.

Работа с родителями

1. Конкурс «Сделаем дидактическое пособие по развитию мелкой моторики вместе с детьми».

2. Семинар-практикум «Давайте вместе поиграем!».

3. Беседа «Штриховка и её значение для письма».

4. Индивидуальные консультации.

Апрель

Работа воспитателя

1. Обновление уголков (информационных стендов) занимательными упражнениями.

2. Создание альбома для детей с заданиями «Работа по точкам».

3. Систематизация знаний по изучаемой теме.

4. Размещение материала на сайте.

Работа с детьми

1. Самомассаж рук (орешками).

2. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

3. Игра «Чудесный мешочек».

4. Обведи предметы разным цветом.

5. Штриховка «Волнистые линии».

6. Упражнение «Солнце-забор-камень».

7. Графический диктант.

Работа с родителями

1. Консультация «Влияние мелкой моторики на организм».

2. Консультация «Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики у ребенка дома»

3. Индивидуальная консультация «Правильная осанка у ребёнка: советы родителям».

Май

Работа воспитателя

1. Проведение итоговой диагностики детей по данной теме.

2. Анализ проведённой диагностики.

3. Самоанализ и самооценка работы по самообразованию.

4. Выступление на педсовете (обмен опытом)

тема: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Работа с детьми

1. Самомассаж пальцев рук карандашами.

2. Пальчиковая гимнастика «Волшебники».

3. Игра «Горошки» (большим и указательными пальцами брать горошины одну за другой и удерживать их в руке, набрав целую горсть).

4. Упражнение «Соедини точки» (обвести по пунктиру изображение и раскрасить).

5. Штриховка «Разные направления».

6. Упражнение «Сложи лист» (выкладывание листа, разрезанного на 6 частей).

7. Графический диктант.

Работа с родителями

1. Круглый стол «Поговорим. Определим. Обсудим».

2. Отчет о проделанной работе, выступление на родительском собрании.

3. Буклет «15заданий на лето».

4. Индивидуальные консультации.

Методическая литература:

1. Алифанова Е. А., ЕгороваН. Е. Точки, линии, фигуры. М., 2001г.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Гаврилина С. Е. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г. Косина Е. М. Гимнастика для пальчиков. М.: «Олма-Пресс», 2001.

4. Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму. // Дошкольное воспитание № 2 2008.

5. Новинская О. Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. СПб.: Сова, 2006г.

6. «Развиваем мелкую моторику», Ткаченко Т. А. - М. Эксмо, 2007г.

7. «Подготовка дошкольников к обучению письму», С. О. Филиппова, Детство-Пресс, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему «Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  систематизировать  работу по формированию социальных норм и правил поведения  у детей старшего возраста....

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...

План по самообразованию на тему "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В работе описаны актуальность, цель, задачи и план работы с методической литературой, с детьми, со специалистами и с родителями....

Статья на тему: "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

План профессионального самообразования по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовка детей к обучению в школе путем формирования графомоторного навыка, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач моей педагогической деятельност...

Самообразование по теме «Развитие графомоторных навыков у детей подготовительного дошкольного возраста».

Самообразование по теме«Развитие графомоторных навыков у детей подготовительного дошкольного возраста»....