Самообразование по теме «Развитие графомоторных навыков у детей подготовительного дошкольного возраста».
методическая разработка (подготовительная группа)

Волошина Инна Александровна

Самообразование по теме

«Развитие графомоторных навыков у детей подготовительного дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovoe_samoobr.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

                                                                                                   

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

                      Детский сад №;8 «Зоряночка»                                                                                                ______________С.Ю. Месикова

31 августа 2023г

Самообразование по теме

«Развитие графомоторных навыков у детей подготовительного дошкольного возраста».

Воспитатель:

Волошина И.А.

Ессентуки, 2023

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023

Предполагаемая дата окончания работы: май 2024

Цель: Развитие начальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, способствующих подготовки руки к письму.

Задачи:

 1. Развитие мелкой мускулатуры руки.

2. Получение навыка правильно держать карандаш, ручку.

3.Развить пальцы и кисти рук.

4.Научить проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы.

5.Подготовить руку к письму.

6.Уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления.

7. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:

- произвольного внимания;

- речи, памяти;

- логического мышления;

- зрительного и слухового восприятия.

8. Формировать и совершенствовать пространственные представления:

- ориентацию на листе;

- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

9. Формировать навыки учебной деятельности:

- умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

- контроль за собственными действиями.

Актуальность: Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

Русский педагог В.А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

-мелкую моторику пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движения);

-зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, выполнение заданий с условиями по выборы необходимых направлений)

-рисование (штриховка, обвести по контуру, срисовывание геометрических фигур, зарисовка деталей, предметов, дорисовывание рисунков с недостающими деталями)

Этапы реализации: 

  1. Подготовительный этап (сентябрь 1-2 неделя 2023г.)

- Составление плана по самообразованию, обоснование темы.

-Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.

-Подбор дидактического и иного материала, необходимого для реализации плана по самообразованию.

- Проведение входной диагностики.

  1. Этап реализации (октябрь – апрель)

- Реализация запланированных мероприятий с детьми и родителями

  1. Заключительный этап (апрель 3-4 недели 2023г.)

- Проведение итоговой диагностики.

- Обобщение опыта проделанной работы. Составление плана на следующий учебный год

Методы и формы работы:

Форма работы с детьми: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Предполагаемые итоги реализации:

Обобщение и распространение опыта.

К концу обучения предполагается развитие и совершенствование у детей:

-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);

-крупных движений и умения владеть своим телом;

-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);

-активной речи, словарного запаса; -мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

Основные вопросы, намеченные для изучения.

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.

3. Апробировать возможности использования подобранных методик.

Методическая работа:

-выбор и определение темы самообразования;

-планирование работы по теме самообразования;

-определение цели, задач;

-подбор методической литературы;

- работа с картотекой и видеотекой методического кабинета;

- изучение опыта педагогов на интернет сайтах;

-диагностика знаний и умений детей в данной области;

-изучение психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;

-знакомство, изучение, анализ литературы по теме самообразования;

-консультация со старшим воспитателем по выбранной теме.

Изучение методической литературы по данной проблеме:

  1. Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80-84.
  2. Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч.1. Псков, 1995
  3. Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
  4. Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005.
  5. Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма // Дошкольное воспитание, 1976. - №11- С. 77-78.
  6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд. 2007.

Перспективный план работы по теме самообразования

Месяц

Тема

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Диагностика.

 1.Составить перспективный план работы по самообразованию;

2.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования;

3. Проведение первичной диагностики детей в начале учебного года.

4. Анализ и оформление результатов диагностики.

Проведение диагностики с целью выявления у детей

уровня овладения

необходимых

навыков и умений

по разделу графомоторные навыки.

1.Упражнение «Выкладывание дома из геометрических фигур по словесной инструкции»

-развивать внимание, пространственное восприятие.

2.Разрезные картинки «Осенний калейдоскоп»

-развивать мышление, пространственное восприятие.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Октябрь

Создание предметно-развивающей среды в группе.

Продолжать оформлять картотеку дидактических игр уголок игры, наглядно-дидактический материал по развитию графомоторных навыков

  1.Упражнение «Обведи по контуру и раскрась две одинаковых березки»

-совершенствовать умение обводить по контуру, аккуратно раскрашивать.

2.Оригами «Подарок для друга»

-развивать мелкую моторику.

3.Упражнение «Заштрихуй все дома в ряду разными способами»

-развивать графические умения.

4. Упражнение «Ладонь- кулак»

-развитие межполушарного взаимодействия

Анкетирование родителей на тему «Формирование графомоторных навыков»

Ноябрь

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Работа над созданием методических папок.

1.Упражнение «Заштрихуй шарики» у ребят разными способами

-развивать мелкую моторику, графические умения

2.Упражнение «Найди и раскрась буквы: РОССИЯ»

-развивать графические умения

3.Упражнение «Взрослые и дети» -развивать умение выгибать из проволоки геометрические формы, собирать из них фигуры человека

4.Упражнение «Бусы для мамы: назови ласковое слово для мамы- надень бусинку»

-развивать словарный запас, мелкую моторику, точность движения.

Буклет-рекомендация для родителей "Развиваем правильно графические навыки ребёнка"

Декабрь

Знакомство с литературой по данной тематике.

Изучение теории обучения детей графических диктантов.

1.Упражнение «Дорисуй машину и кубики, выполни штриховку по образцу»

-развивать графические умения

2.Упражнение «Выложи контур санок цветными шнурками»

-развивать тактильные ощущения, мелкую моторику

3.Упражнение «Фонарики для елочки»

-закреплять умение рисовать кружки и длинные вертикальные линии

4.Упражнение «Обведи контур елочки без отрыва карандаша от листа»

 -развивать графические умения

Рекомендации для родителей «Формирование графических навыков у дошкольников»

Январь

Работа с методической литературой по заданной теме.

Пополнение картотек загадок; пальчиковой гимнастики.

1.Д/И «Четвертый лишний»

-закреплять знание детьми диких животных.

2.Упражнение «Помоги птичке подлететь к кормушке»

-формировать умение обводить зигзагообразные линии, не отрывая карандаш от листа бумаги

3.Упражнение «Выкладывание из мозаики санок»

-развивать зрительно- пространственное восприятие, мелкую моторику

Консультация для родителей на тему: "Пальчиковая гимнастика её роль в формировании техники письма"»

Февраль

Оформление уголка группы

 Пополнение личной страницы на сайте http://dohcolonoc.ru;

1.Рисование на морской гальке

-развивать тактильные ощущения, творческое воображение

2.Упражнение «Дорисуй нужную фигуру и заштрихуй»

-развивать логическое мышление, графические умения

3.Упражнение «Корабль»

-формировать умение выкладывать контур корабля на геометрическом планшете

4.Упражнение «Подбери второй сапог для мамы и заштрихуй»

-развивать внимание, графические умения

Папка – передвижка «Варианты игр с нетрадиционными материалами»

-показать возможности использования нетрадиционного материала в развитии мелкой моторики детей 6 -7лет

Март

Подбор материала по темам.

«Формирования графо моторного навыка у старших дошкольников          посредством кинезиологических упражнений»

1.Упражнение «Дорисуй половинку Матрешки и раскрась»

-развивать умение дорисовывать симметричные рисунки

2.Упражнение «Реши примеры и раскрась цветы по номерам»

-развивать графические умения;

-закреплять знание цветов

3.Конструирование «Животные из синельной проволоки»

-развивать конструктивные умения, мелкую моторику

4.Упражнение «Раскрась предметы на заданную букву»

-закреплять графические умения.

Папка- передвижка «Графические диктанты: от простого к сложному»

-вовлечь родителей в воспительно- образовательный процесс

Апрель

Обмен опытом по проблеме.

Изучение опыта работы коллег через Интернет-ресурсы. Упражнения и игры на формирование графомоторных навыков

1.Упражнение «Найди на картинке и раскрась буквы РАКЕТА»

-развивать внимание, зрительное восприятие

2.Упражнение «Узоры на платочках»

-закреплять умение рисовать узоры из овалов, прямых, ломаных линий, ромбов.

3.Упражнение «Петрушкин костюм»

-практиковать в рисовании симметричных изображений.

4.Упражнение «Раскраски - путаницы»

-развивать мышление детей, графические умения

Консультация на тему: "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников"

Май

Самоанализ по изучаемым темам.

Диагностика на конец учебного года.

1.Проведение итоговой диагностики, анализ, оформление результатов диагностики.

2.Провести самоанализ и самооценку работы по самообразованию;

3.Обобщить результаты самообразования, написать отчет.

1.Пластилинография «Подводная лодка»

-закреплять умение рисовать пластилином.

2.Пластилинография «Выкладывание жгутиками контуров музыкальных инструментов»

-развивать мелкую моторику

3.Упражнение «Определи с закрытыми глазами букву по тактильному трафарету

-развивать тактильные ощущения.

 Изготовление папки передвижки. Формирование графических навыков у дошкольников

Методическая литература:

  1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет.) -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003. — 120с.
  2. Голубь В.Т. Графические диктанты : Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2008. – 144 с.
  3. Жукова О. С. Мои самые первые прописи.-М.:АСТ, 2018
  4. Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. — М.: Генезис, 2010 — 32 с.
  5. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1.-М.:Владос, 2019.-с.112
  6. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 2.-М.:Владос, 2019.-с.111
  7. Лопатина Л.В., Логинова Е.А., Липакова В.И. Готовимся к овладению письмом. Дидактическое пособие для развития зрительно- пространственных функций и графомоторных навыков у детей. -Спб.:Корона-Век, 2018.32с.
  8. Моисеева Л.Г. Готовим руку к письму. –М.: Речь, 2004-80с.
  9. Новикова Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей.- М.: Гном, 2009-40с.
  10. Новоторцева Н.В. Обучение письму в детском саду.-М.: Академия развития, 2012 -160 с.

Анкетирование

«Формирование графомоторных навыков у детей 6-7 лет»

1.Считаете ли Вы необходимым, формирование графомоторных навыков у детей в детском саду?____________________________________________________

2.Что входит в понятие «графомоторные навыки»?______________________

3. Имеете ли Вы какую- либо информацию о том, какие игры, игрушки, пособия помогают развивать графомоторные навыки?_______________________

4. Знаете ли Вы пальчиковые упражнения, игры? Как часто применяете в игре с детьми?________________________________________________________

5. Любит ли Ваш ребёнок играть с мелкими:

а) игрушками,

б) деталями,

в) природным материалом,

г) бросовым материалом (крышки, катушки)

6. Часто ли Ваш ребёнок рисует дома?_______________________________

7. Что ребёнок чаще использует при рисовании: ручку,

карандаш цветной, простой, фломастеры, краски, мелки?

8. Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к раскраскам, штриховкам, «обводилкам», лабиринтам?___________________________

9. Какие варианты заданий на развитие графических умений вы предлагаете

ребенку?_________________________________________________________

10. Отметьте, какой рукой правой, левой, обеими, Ваш ребёнок предпочитает действовать (есть, держать карандаш)?________

11. Обращаете ли Вы внимание на положение ребёнка во время рисования: (осанка, положение  листа,  захват  карандаша)?____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Статья на тему: "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

Консультация для родителей на тему "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующ...

Консультация для родителей и педагогов ДОУ на тему :"Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста"

Данная консультация поможет педагогам ДОУ и родителям в совершенствовании графомоторного навыка у детей с 4 лет до 7 лет. Так как письмо является сложным навыком, включающий выполнение  тонких ко...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»...

План профессионального самообразования по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовка детей к обучению в школе путем формирования графомоторного навыка, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач моей педагогической деятельност...