Проект "Широкая Масленица" в старшей группе
проект (старшая группа)
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Усвоение народных культурных традиций не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 82 «Рябинка» г. Смоленска
Краткосрочный проект
« Широкая Масленица»
в старшей группе
Подготовила:
Петрова С.Г. воспитатель
Тема: «Широкая масленица»
Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта: конец февраля / начало марта
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).
Актуальность проекта:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Усвоение народных культурных традиций не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Цель:
- Повышение интереса к традициям русского народа.
- Создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица;
- воспитание любви и патриотизма к своей Родине.
Задачи:
- Для детей:
1.Формировать у детей гражданскую принадлежность.
2.Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
3. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях.
- Для педагогов:
1.Профессиональное самосовершенствование.
2.Создание информационной базы.
- Для родителей:
3.Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
Формы реализации проекта:
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей и родителей;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
• Изготовление стенгазеты «С масленицей»;
- Памятка и буклеты «Традиции празднования Масленицы в России»;
- Папка-передвижка «Масленица-проводы зимы».
Основной:
• Проведение тематического занятия;
• Художественно-творческая деятельность.
• Разучивание русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме.
• Прослушивание музыкальных композиций.
Заключительный:
• Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица»;
• Оформление и выпуск альбома рецептов «Блинная книга»;
Взаимодействие с родителями:
• Приготовление блинов для чаепития;
• Чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица».
Ожидаемый результат:
Дети:
• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Владеют знаниями масленичной кухни;
• Интересуется изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Педагоги накопление материала:
• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.
Родители:
• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.
Тематическое планирование
Понедельник «Встреча»
Тематическое занятие «Госпожа Масленица»
Разучивание Народная игра - забава «Ручеек»
Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины»
Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)
Просмотр мультфильмов видео - презентации : «Масленица»
Вторник «Заигрыш»
Изготовление «Масленичного солнышка»
Оформление альбома рецептов «Блинная книга»
Народная игра – забава «Перетягивание каната»
Хороводная игра «Едет Масленица»
Загадки о весне и зиме
Слушание песни «Ой, блины, мои блины»
Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»
Чтение русских народных сказок «Как весна зиму поборола»
Среда «Лакомка»
Беседа «Значение и символика блинов»
Чтение русских народных сказок «Маслена»
Слушание и разучивание песни «Ой, мои блины, блины»
Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»
Народная игра – забава «Блинная эстафета»
Чаепитие с блинами ( работа с родителями)
Четверг «Разгуляй»
Чтение масленичных закличек
Хороводная игра «Заинька, попляши»
Развлечение «Здравствуй, Масленица!»
Слушание песни «Как на Масленые недели»
Рисование «Масленица» ( чучело масленицы)
Народная игра - забава «Ручеёк»
Чтение русских народных сказок «Соломенная Масленица»
Пятница «Тёщины вечера»
Беседа: «Что мы узнали о Масленице»
Подготовка альбома рецептов «Блинная книга»
Исполнение русских народных песен
Народная игра - забава «Горелки»
Игры в «снежки», «Бояре»
Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины»
Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица», «Секрет Матрешки»
Развлечение на улице «Широкая Масленица»
- Приложение 1
Конспект занятия по изобразительной деятельности (Рисование сюжетное по замыслу) «Масленичные забавы»
Вид деятельности:
Рисование сюжетное по замыслу.
Тема: Масленичные забавы.
Интеграция образовательных областей:
Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье.
Программное содержание:
Закреплять представление о русских народных обычаях и обрядах; дать представление о том, что масленица - один из самых любимых народом и веселых праздников; воспитывать интерес и уважение к родной истории и народным традициям; учить рисовать по замыслу, проявляя творческую самостоятельность; закреплять умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм; развивать воображение, восприимчивость к происходящему.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», В.Сурикова «Взятие снежного городка», разучивание закличек и стихотворений о масленице.
Музыкальное сопровождение: Аудиозапись русских народных мелодий.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», иллюстрации с изображением зимних игр и спортивных развлечений; бумага формата A4; акварельные краски, гуашь, кисти , простой карандаш, стакан для воды, салфетки. Для разминки- блин, выполненный из желтого картона.
Ход занятия:
В начале занятия детям предлагается рассмотреть репродукции картин: В. Сурикова «Взятие снежного городка», Б. Кустодиева «Масленица», иллюстрации с изображением зимних игр, послушать стихотворение:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица – Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом – Всё покрыла серебром.
- Как вы думаете, ребята, что это? (Зимние месяцы, зима).
Правильно. Как вы догадались? На дворе зима.
Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение.
А последний праздник зимы - Масленица. Она бывает в конце февраля — начале марта и возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица — великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы.
Разминка. Упражнение «Горячий блин»
Становись в хоровод, (Дети становятся в круг, берутся за руки )
Символ Масленицы – это блин.(Воспитатель показывает блин( выполнен из желтого картона) 1 вариант: Под музыку надо передавать друг другу не уронив блин.
2 вариант: Поделимся на 2 команды- Блины передают дети по кругу, друг другу , выигрывает кто быстрее передаст блин, не уронив.( Можно включить веселую народную музыку) .
Воспитатель предлагает детям нарисовать любимое занятие зимой, любимые зимние забавы.
Рисунок должен передавать настроение.
Самостоятельная работа воспитанников.
Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе.
Анализ работ, оформление выставки работ.
По окончанию работы проводится анализ рисунков. Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что они нарисовали.
- Приложение 2
Русская народная сказка "Как Весна Зиму поборола"
Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с берёзовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:
— Когда Весна придёт, когда Талица ударится и с гор снега скатятся, а по лужкам разольётся вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать-звать.
Ждёт Маша Весну тёплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, всё Морозы куёт; надокучила она всем, холодная, студёная, руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!
Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовёт Солнце:
Солнышко, Солнышко,
Красное вёдрышко,
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры!
Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:
— Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретило ли свою сестру?
Солнце говорит:
— Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. А Весна про то и не знает. Иди, красная девица, за мной, как увидишь перед собой лес зелен весь, там и ищи Весну. Зови её в свои края.
Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идёт. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес зелен весь. Ходила, ходила Маша по лесу, совсем заблудилась. Лесные комарики ей плечики искусали, сучки-крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капели голову смочили. Только присела Маша на пенёк отдохнуть, как видит — летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья для всякого зелья. Та лебедь была — Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает мелкие ручейки в быстрые речки. Стала тут Маша Весну кликать-звать, рассказывать:
— Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, всё Морозы куёт, холод-стужу напускает.
Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.
А Зима не уходит, Морозы куёт да посылает их наперёд Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнёт — там и заслон сметёт, другим махнёт — и сугробы тают. Морозы-то от Весны и бегут. Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли. Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко-далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там её Весна и замкнула ключом.
Так-то Весна Зиму поборола!
Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год тёплый, хлебородный.
Русская народная сказка: "О Маслёне"
Было это так давно, что мало кто и знает о том. Но всё же память народная обычай тот сохранила и почитать его велела с весельем да радостью - за терпение зимы длинной и холодов трескучих да за труды человеческие праведные.
На далеком Севере, в царстве белого снега да лазоревого льда народилась у Матушки Метелицы и Батюшки Солнца дочка. Долго думали Батюшка с Матушкой, как назвать своё дитятко. Смотрели на неё да любовались: круглолицая да румяная, глазоньки ясные, улыбка масляная – всё в Батюшку, а косы серебряные и нрав беспокойный – так это в Матушку. Думали, решали, да и назвали Маслёной, чтоб никому не в обиду.
Как росла девонька, незнамо- неведомо, какие тётки-няньки колыбель качали – то тайной за семью печатями осталось. Но только выросла Маслёна умницей да красавицей. Стало быть, по уму воспитывалась да под присмотром была.
Холили да лелеяли родители дочку любимую, но свидеться доводилось всё реже. Недосуг Солнцу с Метелицей, работы у них - хоть отбавляй. Как оставить землю без метелей зимних, да без тепла солнечного? Нельзя никак. Жизнь и судьба людская, они своим чередом, а Солнце с Метелицей - в сопровождении. Вот так и странствовали по миру они: то подсветить да подогреть, то остудить да замести снегом. Всякому своё дело.
Летели дни за днями, лето сменяла осень, а весна зиму. Выросла наша Маслёна. Скучала по Батюшке с Матушкой, как тут не скучать? Ждала их, родимых, гуляя по заснеженным просторам. Помогала добрая Маслёна в беде и немощи оказавшемуся человеку да зверю лесному, но от глаз посторонних хоронилась. А вот как всходило Солнце над снегами северными – приветливо улыбалась Маслёна – Батюшке, родимому кланялась. Ласкал он любимую дочку теплыми лучами, да словами родительскими – на радость Маслёне. От счастья и тепла солнечного снежинки в сугробах начинали таять, да только не водой становились, оборачивались не капельками, а камушками драгоценными. Сверкали да переливались радужными цветами драгоценные батюшкины подарки.
А случалось, ветерок северный капризный подует - весточку о Метелице неся. Торопилась-поспешала Матушка к доченьке своей любимой! Голубила, да обнимала-прижимала к себе дочку родненькую, слова материнские ласковые на ушко ей шептала, косы серебром прихорашивала, да щечки румянила. А то и обновкой порадует - шубку белоснежную пушистую на плечи набросит: «Расти, родная, живи да люби родителям и роду человеческому на радость!» Скажет, а сама, да и взметнется снежной порошею туда, где её зимняя непогода дожидается.
Вот тут-то среди сугробов снежных и встретился Маслёне кудрявый красавец молодец - Февраль.
Не углядела его Маслёна, а то схоронилась бы. Изумился да удивился Февраль: «Как стройна да красива эта северная Дива!» А чем больше глядел на неё добрый молодец, тем чаще сердце его колотилось, а душа добротой наполнялась. И думалось так ему: «Коли позову эту девицу к людям - она их улыбкой доброй согреет. Повеселеют тогда люди, весну дожидаясь." Недолго думая, пригласил Февраль Маслёну в гости.
Согласилась Маслёна, будто ожидала этого! Людям же такое условие поставила: зимней Метелице спасибо говорить, Солнцу кланяться, да про неё саму не забывать. На том они и порешили…
Явилась Маслёна к людям, только не в облике девицы-красавицы, а в образе бабы деревенской – краснощёкой, дородной. Нарядна так, что глаз не отвесть! Сама же весела да смешлива, задорная да щедрая.
Обрадовался народ деревенский: «Ай-да, веселиться!»
Целую неделю люди с Маслёной гуляли, вкусно ели да песни пели, играли да женихов-невест приглядывали. И так весело им было, что не заметили, как Зима в дорогу засобиралась, а дверь Весна постучалась.
…С тех пор давних так и повелось - Февраль Маслёну встречает, да и к людям провожает. А в память о том завели обычай - целую неделю веселья да гуляний Масленицей назвали. Обещание, данное Маслёне - выполняли: блины пекли - Солнцу кланялись. Блин круглый да золотистый – Солнцу благодарность, а вкусом масляным – о доброй и весёлой Маслёне память. Заканчивали праздничную неделю «Проводами зимы» да «Прощенным воскресеньем». Зиме и Метелице народ «спасибо» говорил, прощенья просил. Масленицу провожали до следующего года!
Так оно было. Так есть. Так и дальше будет! Вот такая она – Масленица.
Русская народная сказка: "Соломенная Масленица"
Жили – были старик и старуха. Понравилось им на Масленой неделе гулять да веселиться, пирогами и блинами объедаться, лакомиться. Не хочется поститься. Надумали они свою Масленицу сделать и еще недельку-другую попировать.
Вот старик из соломы Масленицу сделал, лапти ей на ноги сплел. Старуха ее в рогожку обрядила, заплела косу длинную, трёхаршинную, платок на голову повязала. Масленица получилась – тоненькая, высоконькая, голова с лукошко, глаза — что плашки, нос картошкой. Радуются старик и старуха – гуляй теперь и веселись хоть до Духа.
Посадили они Масленицу за стол. Старик говорит:
- Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь блинок!
А старуха:
- Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь пирожок.
Масленица сидит, молчит. Старик ей губы сметаной мажет, старуха в рот блин толкает. Вдруг Масленица ожила, зашевелилась, открыла рот, взяла со стола и поглотала все блины и пироги. Испугались старик и старуха: старик в погреб залез, а старуха в клеть спряталась.
Ходит Масленица – пожируха, пустое брюхо по избе, ищет, чем попотчеваться: щи повыхлебала, масло полизала, сало пожевала. Видит: в печи каша в чугуне преет. Полезла Масленица в печь и на огонь рукавом попала. Пыхнула солома и сгорела.
Вернулись старик и старуха, поглядели, а у печи лишь горсточка угольков лежит. Не стало Масленицы. Загоревали старик и старуха, затянули кручинную песню:
Ай, Масленица – Обманщица.
До поста довела, сама удрала.
Блины. Т.Д. Нуждина
Круглый румяный блин похож на солнце. Так думали и наши далекие предки – древние славяне.
Весной, после длинных зимних ночей, солнце все дольше оставалось на небе, согревало и веселило. Древние славяне радовались наступающему теплу и пекли угощение богу Яриле – яркому доброму солнышку. Они верили, что щедрый Ярила вновь пошлет им обильный урожай. Осенью они соберут зерна, размелют их мелко и опять всю зимнюю долгую пору будут есть кашу и хлеб.
А весной из остатков муки испекут горячие, красные, как солнце, блины и вновь выйдут на улицу угощать Ярилу и просить у него доброго урожая.
В старину блины называли «млины» – «испеченные из мелкого, размолотого зерна».
И сейчас существует обычай печь блины весной, на Масленицу. Как в древности в праздник Ярилы, весну встречают, зиму провожают. Название Масленицы тоже от блинов пошло – блины щедро маслом политы, масленые, поэтому Масленица.
Праздник продолжался целую неделю. Все ходили друг к другу в гости и угощались блинами.
Хороши блины не только в Масленицу. Тонкие, поджаристые, со сметаной и вареньем – что может быть вкуснее горячих блинов, испеченных мамой или бабушкой в воскресенье, когда вся семья дома и никто никуда не торопится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Масленица" старшая группа
В сценарии включены песни, танцы и игры для детей старшей группы...
Авторский проект на тему "Масленица" старшая группа
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста....

Календарное планирование . Тема недели "Масленица" старшая группа.
Календарное планирование . Тема недели "Масленица" старшая группа. в помощь воспитателю....






