Игры по сенсорному развитию
картотека (младшая группа)
Важность сенсорного развития заключается в том, что оно помогает детям познавать окружающий мир, адаптироваться и формировать базовые навыки, необходимые для обучения.
Некоторые преимущества сенсорного развития:
· Зрение помогает изучать формы, цвета и движения.
· Слух развивает речь и способствует общению с окружающими.
· Осязание положительно влияет на моторику и формирование чувства безопасности.
· Обоняние и вкус играют главную роль в познании окружающего мира и эмоциональном развитии.
Особенно важно сенсорное развитие в раннем детстве. Именно в этот период формируется основа для развития речи, внимания, памяти, мышления и социальных навыков
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Игры на развитие тактильных ощущений:
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Что в сундучках»
В сундуках насыпаны желуди и манка, дети по заданию взрослого пытаются найти среди них заданный предмет.
«Волшебные очки»
Ребенку на глаза одеваются специальные тканевые очки, в них ребенок определяет на ощупь разные предметы или геометрические фигуры, которые спрятаны в специальных домиках (деревянное пособие).
«Замочки»
Деревянное пособие с дверцами на которых установлены разные задвижки и замки, ребенку, чтобы найти заданный предмет необходимо открыть замок. Варианты игры с этим пособием могут быть разные.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
«Из каких фигур состоит машина?»
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Найди предмет такой же формы»
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
«Прыгают ножки по кочкам»
Ребенку предлагают по сигналу (зрительному или словесному) перепрыгивать с фигуры на фигуру, которые разложены на полу.
«Строители»
Ребенку предлагается доска из ковролина и разные геометрические фигуры на липучках. Ребенок на доске делает постройки из фигур по образцу взрослого и по желанию.
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины:
«Самая длинная, самая короткая»
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты:
— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
«Пирамидки»
Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.
«Матрешки»
Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.
«Разноцветные кружки»
Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.
Варианты:
- собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:
«Какого цвета предмет?»
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.
Варианты:
— выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
«Собери гирлянду»
Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных деревянных кружков в соответствии с образцом.
«Цветные домики»
Ребенку дается пособие изготовленное из бутылок – домики разного цвета, открывая крышку высыпаются мелкие предметы, затем ребенок должен все игрушки по цвету разложить в свой домик.
«Ножки по дорожкам»:
В кабинете разложены шнурки разных цветов, ребенку показывают карточку с определенным цветом, малыш должен найти дорожку такого же цвета и пройти по ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста. Примерные развивающие игры по сенсорному развитию для малышей от 7 месяцев до года»
В данном материале представлены разнообразные игры по сенсорному развитию детей, что, безусловно, будет интересен педагогам групп раннего возраста и родителям детей младенческого возраста....

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей
Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Консультация для родителей 2-младшей группы. "Сенсорное развитие детей 3-4 лет". Игры для сенсорного развития детей.
Сенсорное развитие ребёнка- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и других....
Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей
Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей
Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...
Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей
Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Рассмотрим некоторые игры и игрушки для сенсорного развития....
