Игры по сенсорному развитию
картотека (младшая группа)

Юганова Анна Сергеевна

Важность сенсорного развития заключается в том, что оно помогает детям познавать окружающий мир, адаптироваться и формировать базовые навыки, необходимые для обучения.

Некоторые преимущества сенсорного развития:

·         Зрение помогает изучать формы, цвета и движения. 

·         Слух развивает речь и способствует общению с окружающими. 

·         Осязание положительно влияет на моторику и формирование чувства безопасности. 

·         Обоняние и вкус играют главную роль в познании окружающего мира и эмоциональном развитии.

Особенно важно сенсорное развитие в раннем детстве. Именно в этот период формируется основа для развития речи, внимания, памяти, мышления и социальных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_sensornomu_razvitiyu.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

 «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

 «Что в сундучках»

В сундуках насыпаны желуди и манка, дети по заданию взрослого пытаются найти среди них заданный предмет.

 «Волшебные очки»

Ребенку на глаза одеваются специальные тканевые очки, в них ребенок определяет на ощупь разные предметы или геометрические фигуры, которые спрятаны в специальных домиках (деревянное пособие).

 «Замочки»

Деревянное пособие с дверцами на которых установлены разные задвижки и замки, ребенку, чтобы найти заданный предмет необходимо открыть замок. Варианты игры с этим пособием могут быть разные.

 Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Из каких фигур состоит машина?»

Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

 «Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

 «Прыгают ножки по кочкам»

Ребенку предлагают по сигналу (зрительному или словесному) перепрыгивать с фигуры на фигуру, которые разложены на полу.

 «Строители»

Ребенку предлагается доска из ковролина и разные геометрические фигуры на липучках. Ребенок на доске делает постройки из фигур по образцу взрослого и по желанию.

 

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины:

«Самая длинная, самая короткая»

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Варианты:

— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

«Пирамидки»

Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

«Матрешки»

Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.

 «Разноцветные кружки»

Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.

Варианты:

- собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.

 

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

«Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

Варианты:

— выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

 «Собери гирлянду»

Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных деревянных кружков в соответствии с образцом.

 «Цветные домики»

Ребенку дается пособие изготовленное из бутылок – домики разного цвета, открывая крышку высыпаются мелкие предметы, затем ребенок должен все игрушки по цвету разложить в свой домик.

«Ножки по дорожкам»:

В кабинете разложены шнурки разных цветов, ребенку показывают карточку с определенным цветом, малыш должен найти дорожку такого же цвета и пройти по ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста. Примерные развивающие игры по сенсорному развитию для малышей от 7 месяцев до года»

В данном материале представлены разнообразные игры по сенсорному развитию детей, что, безусловно,  будет интересен педагогам групп раннего возраста и родителям детей младенческого возраста....

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Консультация для родителей 2-младшей группы. "Сенсорное развитие детей 3-4 лет". Игры для сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие ребёнка- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и других....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности.  Рассмотрим некоторые игры и игрушки для сенсорного развития....