СТАТЬЯ НА ТЕМУ "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья
Семья и дошкольное образовательное учреждение – это два важных института развития детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Новые задачи, встающие сегодня перед дошкольным образовательным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения. В статье рассматриваются принципы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями в вопросах воспитания дошкольников, формы работы с родителями. В частности, описаны традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Семья и дошкольное образовательное учреждение – это два важных института развития детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Новые задачи, встающие сегодня перед дошкольным образовательным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения. В статье рассматриваются принципы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями в вопросах воспитания дошкольников, формы работы с родителями. В частности, описаны традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников.
Ключевые слова: взаимодействие с семьей, воспитание дошкольников, принципы взаимодействия, сотрудничество, формы взаимодействия.
Детский сад и семья должны стремиться к построению единого пространства, которое будет способствовать гармоничному развитию ребенка. В последнее время система дошкольного образования претерпела значительные изменения, требующие новой интерпретации ряда аспектов. Введенный в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования акцентирует внимание на необходимости четкого понимания структуры и содержания компетенций всех участников образовательного процесса — педагогов, детей и родителей (законных представителей) как равноправных партнеров.
В рамках дошкольного образования особое место занимает компетентность родителей, формирующаяся через интеграцию личного опыта, теоретических знаний, практических навыков и значимых личностных качеств. Эти факторы определяют их готовность к выполнению образовательных, воспитательных и развивающих функций, а также к продуктивному взаимодействию в рамках системы дошкольного образования.
Ключевым аспектом в связке «семья и детский сад» является концепция «открытости» образовательного учреждения. Эффективное общение между педагогами и родителями, касающееся как проблемных ситуаций, так и положительных моментов, успешных шагов и сложных вопросов, невозможно без понятия «открытости».
Взаимоотношения между детским садом и семьей всегда были в центре внимания специалистов. В современном контексте педагог, работающий с дошкольниками, наряду с родителями, становится важной фигурой в жизни ребенка, поэтому его способность устанавливать отношения с семьями непосредственно влияет на успешное формирование личности воспитанника. Новизна этих отношений определяется принципами «сотрудничества» и «взаимодействия».
Сотрудничество представляет собой совместную деятельность, в которой никто не имеет привилегии указывать, контролировать или оценивать действия других. Взаимодействие, в свою очередь, является способом организации этой совместной деятельности, основанной на социальной перцепции и коммуникации.
Основная задача взаимодействия между дошкольным образовательным учреждением и семьей заключается в создании доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединяя их в единую команду. Это включает в себя воспитание потребности делиться своими проблемами и совместно находить решения в процессе общения.
Принципы, лежащие в основе взаимодействия педагога и семьи для создания единого пространства развития ребенка, включают:
Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание между семьей и детским садом достигается через согласование воспитательных целей и задач, а также позиций обеих сторон, основанных на единстве, уважении и требованиях к ребенку, а также распределении обязанностей и ответственности.
Гуманный подход. Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и семьей должны основываться на гуманности и толерантности, что подразумевает признание достоинства и свободы личности, а также терпимость к мнению других.
Открытость. Современные социальные изменения требуют от воспитателей открытости по отношению к семьям воспитанников. Такой подход будет эффективным, если провозглашаемые ценности станут общими для всех участников педагогического процесса, объединяя их социальный, интеллектуальный и культурный опыт.
Индивидуальный подход. Каждая семья уникальна, и важно учитывать эти различия при взаимодействии.
Эффективность форм взаимодействия. Современные реалии требуют пересмотра традиционных подходов и создания системы взаимодействия с родителями. Эффективность форм зависит от способности выявлять ключевые проблемы сторон, привлекать к ним внимание и находить приемлемые решения, учитывая региональные, культурно-исторические и социально-экономические условия.
Обратная связь. Она необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания и деятельности ДОУ. Родители хотят знать, учитываются ли их мнения и как воспитатели реагируют на их замечания и предложения. Воспитатели, в свою очередь, должны понимать, как родители воспринимают их советы и рекомендации.
Поэтапность реализации. Содержание взаимодействия между ДОУ и семьей должно основываться на поэтапности, которая выделяет социальные аспекты и интегрирует их с индивидуальными сферами.
Содержание взаимодействия с родителями реализуется через множество разнообразных форм, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные способы общения между педагогами и семьями дошкольников.
Как подчеркивает О.Л. Зверева, традиционные формы общения можно классифицировать на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции и «Круглые столы». Групповые родительские собрания представляют собой эффективный способ работы воспитателей с родителями, позволяя организованно ознакомить их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Индивидуальные формы взаимодействия включают педагогические беседы с родителями, которые являются одной из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель таких бесед — обмен мнениями по различным вопросам, при этом активное участие принимают как воспитатель, так и родители.
Тематические консультации организуются для того, чтобы ответить на все интересующие родителей вопросы. Они могут проводиться как воспитателями, так и специалистами по различным темам, таким как развитие музыкальных способностей у детей, охрана психического здоровья или обучение грамоте. Консультации схожи с беседами, но отличаются тем, что в них организатор ведет диалог.
Отдельную категорию составляют наглядно-информационные методы, которые помогают родителям ознакомиться с условиями, задачами и методами воспитания детей. Эти методы способствуют преодолению поверхностного восприятия роли детского сада и оказывают практическую помощь семьям. К ним относятся записи бесед с детьми на магнитофон, видеофрагменты различных видов деятельности, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы и папки-передвижки.
Существуют различные нетрадиционные подходы к организации взаимодействия с родителями, которые можно выделить следующим образом:
Досуговые мероприятия. Основная цель этих форм — создание эмоциональной связи между педагогами, родителями и детьми. К таким мероприятиям относятся совместные досуги и праздники, такие как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам» и «Лучший папа». Также сюда можно отнести участие родителей и детей в выставках и мастер-классах.
Познавательные мероприятия. Эти формы направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями дошкольников, а также на формирование у них практических навыков воспитания. К ним относятся семинары-практикумы, педагогические брифинги, «педагогическая гостиная», а также проведение собраний и консультаций в нестандартной форме, например, в виде игры «Педагогическое поле чудес», устных педагогических журналов и создания библиотек для родителей. Также могут проводиться заседания клубов для родителей.
Наглядно-информационные формы. Эти методы включают информационно-ознакомительные и информационно-просветительские мероприятия, целью которых является ознакомление родителей с работой дошкольного образовательного учреждения и особенностями воспитания детей. Они помогают родителям получить знания о воспитании и развитии детей. К таким формам относятся информационные проекты для родителей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности, выпуск газет и организация мини-библиотек.
Эти нетрадиционные формы сотрудничества с семьями могут оказаться особенно эффективными, если акцентировать внимание на педагогическом содержании мероприятий, а не только на их развлекательной составляющей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей: "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Статья для родителей....

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам воспитания детей дошкольного возраста.
Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — все это зар...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — все это зар...

Буклеты для родителей по вопросам воспитания детей дошкольного возраста
ответы на вопросы воспитания детей дошкольного возраста:- - Ребенок все время в гаджете:КАК ОТВЛЕЧЬ- «УЧИМ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНО»-Детская ложь: КАК СПРАВИТЬСЯ- &l...

Статья "Эффективное взаимодействие воспитателей и родителей: главный секрет успеха в вопросах воспитания детей дошкольного возраста"
Из опыта работы воспитателя детского сада. В котором представлены наиболее удачные пути взаимодействия с родителями детей, способы повышения мотивации к совместному творчеству с детьми, жизни детского...
Статья для родителей "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном мире"
quot;Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном мире"...

Статья "Взаимодействие с родителями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста"
laquo;Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом,...