"Тайны воображения"
рабочая программа

Димитрюк Наталья Владимировна

Программа кружковой деятельности ля детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Тайны воображения»

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, соответствует требованиям к программе дополнительного  образования с учетом учебного плана ДОУ.

Направленность – художественное  развитие.

Актуальность – на современном этапе развития общества и науки в отношении проблем детей с нарушениями речи особо остро встает вопрос о трудностях их социальной адаптации и интеграции, которые обусловлены и тяжестью речевой патологии, и влиянием микросреды, и наличием особенностей эмоционально-личностной и познавательной сфер, в частности воображения. Воображение – особая форма психики человека, стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.  

Согласно исследованиям зарубежных и отечественных психологов, в частности Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Т. Рибо и др., воображение играет большую роль в жизни и познавательной деятельности дошкольника. Это важный психический процесс, который помогает детям выражать свои чувства и представления о мире различными способами, управлять поведением, оригинально, свободно от стереотипов решать жизненные задачи, понимать множество первопричин различных ситуаций, предвидеть последствия поступков и решений. И в норме, и при отклонениях в развитии психики воображение способствует проявлению инициативности, творческому отношению к окружающей действительности, раскрытию личностного потенциала каждого ребенка.  

Старший дошкольник характеризуется активацией функции воображения. В начале воссоздающего, то есть позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы, а затем и творческого, благодаря которому создается принципиально новый образ. Этот период – сенситивный для формирования фантазии. Старшие дошкольники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – плод бурной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой так же является воображение. Несколько иначе процесс воображения развивается у детей с нарушениями речи. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.  

Театрализованная деятельность - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. А так же, знакомство с театром является отличным способом помочь детям с речевыми проблемами, уйдя от скучной монотонной работы, к удивительному миру игр и перевоплощений. Театрализованная деятельность не только поможет развить речь детей, но и сплотить детский коллектив, повысить уверенность и самооценку у детей.

Театрализованная деятельность помогает решить множество задач:

- стимулирует речь, развивает связную речь;

-развивает звуковую культуру речи;

- обогащает словарный запас;

- развивает мышление и воображение;

- развивает мелкую моторику, координацию движений.

Цель: Создание социальной ситуации развития для детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Развитие наглядно-образного мышления ребёнка, формирование способности к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых;
  1. Формирование способностей к словесному творчеству;
  2. Развитие речевых навыков;
  3. Развивать представления ребенка о себе, своих умениях.

Деятельность кружка рассчитана на период с октября 2024 г. по май 2025 г. Проводится два раза в месяц, во второй половине дня.

Планируемые результаты

  1. Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;                        
  2. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;                
  3. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;        
  4. У ребенка формируется правильное речевое дыхание;        
  5. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;        
  6. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, склонен наблюдать, экспериментировать.        
  7. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


Содержание образовательной деятельности

В течение учебного года, воспитанники познакомятся с некоторыми видами театра: театр теней, театр кукол (марионеток), варежковый театр, драматический театр. Будут задействованы в изготовлении театральных  атрибутов.  Станут участниками небольших театральных постановок.

Планирование деятельности кружка

Месяц

Тема

Программное содержание

1

Октябрь

 Воображение – что это?

Уточнить представление детей о воображении.

2

Октябрь

Знакомство с театром.

Познакомить детей с понятием «Театр», историей возникновения театра.

3

Октябрь

Актеры – кто это?

Познакомить детей с профессией актера. Какие бывают виды актерской деятельности (актер театра и кино, актер дубляжа, актер театра кукол, актер цирка)

4

Октябрь

Виды театра

Познакомить детей с  мировыми видами театр.

5

Ноябрь

Театр теней.

Знакомство с театром теней. Познакомить с необычными возможностями света и тени.

6

Ноябрь

Ширма театра теней.

С помощью экспериментальной деятельности выяснить, какая ширма необходима для театра теней (размеры, форма, материал)

7

Ноябрь

Световые эффекты

С помощью экспериментальной деятельности выяснить, любой ли источник света подходит для театра теней.

8

Ноябрь

Персонажи

Определить с детьми, какие фигуры и предметы могут служить персонажами для театра теней.

9

Декабрь

Тайны театра теней. Показ спектакля детям.

Показ спектакля детям.

10

Декабрь

Тайны рождения спектакля.

Обсудить с детьми, что необходимо для показа спектакля. Выбор сказки, изготовление ширмы, персонажей. Определение задач, распределение ролей.

11

Декабрь

Подготовка к показу.

Репетиция сказки

12

Декабрь

Показ сказки в группе

Сказка.

13

Январь

Чудесные предметы.

Создание образов из подручных предметов, меняя их вид на планшете.

14

Январь

Театр кукол

Знакомство с театром кукол. История возникновения, виды театральных кукол.

15

Январь

Марионетка

Приемы и техники изготовления марионеток.

16

Январь

Моя кукла -марионетка

Изготовление кукол-марионеток. Совместная деятельность родителей и детей.

17

Февраль

Тайны оживших кукол

Знакомства с разными способами управление марионетками.

18

Февраль

«Сбежавшая кукла»

Подготовка персонажей к показу сценки, распределение ролей.

19

Февраль

Готовим сказку

Репетиция

20

Февраль

Наши ожившие куклы

Показ сказки «Сбежавшая кукла»

21

Март

Театр в ладошках

Знакомство с варежковым театром

22

Март

Ожившие варежки

Изготовление персонажей разных сказок из варежек и перчаток.

23

Март

Герои нашей сказки

Изготовления персонажей сказки дома с родителями.

24

Март

Чтение отрывка сказки Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»

Чтение отрывка произведения, с использованием кукол из варежек.

25

Апрель

Драматический театр.

Знакомство драматическим театром. История возникновения, особенности.

26

Апрель

«Космические приключения Вити и Маши»

Просмотр детской постановки

27

Апрель

Мы помним! Мы гордимся!

Подготовка к выступлению ко Дню Победы. Выбор сценки, распределение ролей.

28

Апрель

Мы Помним! Мы гордимся!

Репетиция сценки

29

Май

День Победы!

Сценка, посвященная Дню Победы с участием детей.

30

Май

Театр пантомимы

Знакомство с театром пантомимы. История, особенности.

31

Май

Игра «Крокодил»

Игра с детьми. Учить детей без слов объяснять загаданное слово.

32

Май

Театральная постановка «Доктор Айболит»

Постановка отрывка сказки с использование всех изученных видов театра.

Мониторинг проводится два раза в год (октябрь, апрель), на основе анализа характеристик одарённых детей психологи Дж.Рензулли и Р.Хартман.  Творческий потенциал ребёнка оцениваются  по следующим параметрам:

1.​ Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

2.​ Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;

3.​ Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво, энергично отстаивает его;

4.​ Обладает богатой фантазией, воображением;

5.​ Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;

6. Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;

7.​ Не боится отличаться от других;

Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов. Где 0 –точно нет, 1- скорее нет, чем да, 2 – скорее да, чем нет, 3 – точно да.

По итогам мониторинга определяется уровень развития творческих способностей ребенка: низкий – от 0 до 6 баллов; средний – от 7 до 14 баллов; высокий – от 15 до 21 балла.

Материально-техническая база

  1. Ноутбук
  2. Театральная ширма
  3. Ширма настольного театра
  4. Куклы
  5. Подборка детских произведений и театральных постановок
  6. Творческие наборы (бумага, цветной картон, ножницы, клей, кисти, краски и т.д.)
  7. Источники света (проектор, лампы, фонарики).

Литература:

  1. Дьяченко О. М. — Развитие воображения дошкольников. М., 1996.
  2. Ильина, М. В. Развитие вербального воображения / М. В. Ильина. — Пособие для педагогов детских учреждений. — Минск: Харвест: М., 2005.
  3. Меерович М. И., Шрагина Л. Технология творческого мышления / М. И. Меерович, Л. Шрагина. — Минск: Харвест: М.: АСТ, 2000.
  4. Субботина Л. Ю. / Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Консультация для родителей "Воображение. Методы и приемы изобразительной деятельности, позволяющие развивать воображение."

Статья посвящена процессам развития воображения ребенка , и участию родителей в развитии  данных процессов....

Статья "Воображение.Особенности развития творческого воображения у дошкольников"

В статье рассмотрены современные представления о воображении в психологии и педагогике, особенности развития творческого воображения у дошкольников....

Читательская конференция для педагогов «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» Достоевский

Читательская конференция для педагогов, посвящённая дню рождения  Ф. Достоевского  (по произведению «Мужик Марей»)...

Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»»

Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»» разработана на основе ФГОС общеобразовательной программы дошкольного образ...

Развитие воображения в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижаетс...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ТАЙНА ТРЕТЬЕЙ ПЛАНЕТЫ»

занятие с презентацией, во время которого играя с детьми мы способствуем развитию их воображения...