"Тайны воображения"
рабочая программа
Программа кружковой деятельности ля детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Тайны воображения»
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, соответствует требованиям к программе дополнительного образования с учетом учебного плана ДОУ.
Направленность – художественное развитие.
Актуальность – на современном этапе развития общества и науки в отношении проблем детей с нарушениями речи особо остро встает вопрос о трудностях их социальной адаптации и интеграции, которые обусловлены и тяжестью речевой патологии, и влиянием микросреды, и наличием особенностей эмоционально-личностной и познавательной сфер, в частности воображения. Воображение – особая форма психики человека, стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Согласно исследованиям зарубежных и отечественных психологов, в частности Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Т. Рибо и др., воображение играет большую роль в жизни и познавательной деятельности дошкольника. Это важный психический процесс, который помогает детям выражать свои чувства и представления о мире различными способами, управлять поведением, оригинально, свободно от стереотипов решать жизненные задачи, понимать множество первопричин различных ситуаций, предвидеть последствия поступков и решений. И в норме, и при отклонениях в развитии психики воображение способствует проявлению инициативности, творческому отношению к окружающей действительности, раскрытию личностного потенциала каждого ребенка.
Старший дошкольник характеризуется активацией функции воображения. В начале воссоздающего, то есть позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы, а затем и творческого, благодаря которому создается принципиально новый образ. Этот период – сенситивный для формирования фантазии. Старшие дошкольники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – плод бурной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой так же является воображение. Несколько иначе процесс воображения развивается у детей с нарушениями речи. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.
Театрализованная деятельность - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. А так же, знакомство с театром является отличным способом помочь детям с речевыми проблемами, уйдя от скучной монотонной работы, к удивительному миру игр и перевоплощений. Театрализованная деятельность не только поможет развить речь детей, но и сплотить детский коллектив, повысить уверенность и самооценку у детей.
Театрализованная деятельность помогает решить множество задач:
- стимулирует речь, развивает связную речь;
-развивает звуковую культуру речи;
- обогащает словарный запас;
- развивает мышление и воображение;
- развивает мелкую моторику, координацию движений.
Цель: Создание социальной ситуации развития для детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Задачи:
- Развитие наглядно-образного мышления ребёнка, формирование способности к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых;
- Формирование способностей к словесному творчеству;
- Развитие речевых навыков;
- Развивать представления ребенка о себе, своих умениях.
Деятельность кружка рассчитана на период с октября 2024 г. по май 2025 г. Проводится два раза в месяц, во второй половине дня.
Планируемые результаты
- Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
- Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
- У ребенка формируется правильное речевое дыхание;
- У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
- Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, склонен наблюдать, экспериментировать.
- Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Содержание образовательной деятельности
В течение учебного года, воспитанники познакомятся с некоторыми видами театра: театр теней, театр кукол (марионеток), варежковый театр, драматический театр. Будут задействованы в изготовлении театральных атрибутов. Станут участниками небольших театральных постановок.
Планирование деятельности кружка
№ | Месяц | Тема | Программное содержание |
1 | Октябрь | Воображение – что это? | Уточнить представление детей о воображении. |
2 | Октябрь | Знакомство с театром. | Познакомить детей с понятием «Театр», историей возникновения театра. |
3 | Октябрь | Актеры – кто это? | Познакомить детей с профессией актера. Какие бывают виды актерской деятельности (актер театра и кино, актер дубляжа, актер театра кукол, актер цирка) |
4 | Октябрь | Виды театра | Познакомить детей с мировыми видами театр. |
5 | Ноябрь | Театр теней. | Знакомство с театром теней. Познакомить с необычными возможностями света и тени. |
6 | Ноябрь | Ширма театра теней. | С помощью экспериментальной деятельности выяснить, какая ширма необходима для театра теней (размеры, форма, материал) |
7 | Ноябрь | Световые эффекты | С помощью экспериментальной деятельности выяснить, любой ли источник света подходит для театра теней. |
8 | Ноябрь | Персонажи | Определить с детьми, какие фигуры и предметы могут служить персонажами для театра теней. |
9 | Декабрь | Тайны театра теней. Показ спектакля детям. | Показ спектакля детям. |
10 | Декабрь | Тайны рождения спектакля. | Обсудить с детьми, что необходимо для показа спектакля. Выбор сказки, изготовление ширмы, персонажей. Определение задач, распределение ролей. |
11 | Декабрь | Подготовка к показу. | Репетиция сказки |
12 | Декабрь | Показ сказки в группе | Сказка. |
13 | Январь | Чудесные предметы. | Создание образов из подручных предметов, меняя их вид на планшете. |
14 | Январь | Театр кукол | Знакомство с театром кукол. История возникновения, виды театральных кукол. |
15 | Январь | Марионетка | Приемы и техники изготовления марионеток. |
16 | Январь | Моя кукла -марионетка | Изготовление кукол-марионеток. Совместная деятельность родителей и детей. |
17 | Февраль | Тайны оживших кукол | Знакомства с разными способами управление марионетками. |
18 | Февраль | «Сбежавшая кукла» | Подготовка персонажей к показу сценки, распределение ролей. |
19 | Февраль | Готовим сказку | Репетиция |
20 | Февраль | Наши ожившие куклы | Показ сказки «Сбежавшая кукла» |
21 | Март | Театр в ладошках | Знакомство с варежковым театром |
22 | Март | Ожившие варежки | Изготовление персонажей разных сказок из варежек и перчаток. |
23 | Март | Герои нашей сказки | Изготовления персонажей сказки дома с родителями. |
24 | Март | Чтение отрывка сказки Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» | Чтение отрывка произведения, с использованием кукол из варежек. |
25 | Апрель | Драматический театр. | Знакомство драматическим театром. История возникновения, особенности. |
26 | Апрель | «Космические приключения Вити и Маши» | Просмотр детской постановки |
27 | Апрель | Мы помним! Мы гордимся! | Подготовка к выступлению ко Дню Победы. Выбор сценки, распределение ролей. |
28 | Апрель | Мы Помним! Мы гордимся! | Репетиция сценки |
29 | Май | День Победы! | Сценка, посвященная Дню Победы с участием детей. |
30 | Май | Театр пантомимы | Знакомство с театром пантомимы. История, особенности. |
31 | Май | Игра «Крокодил» | Игра с детьми. Учить детей без слов объяснять загаданное слово. |
32 | Май | Театральная постановка «Доктор Айболит» | Постановка отрывка сказки с использование всех изученных видов театра. |
Мониторинг проводится два раза в год (октябрь, апрель), на основе анализа характеристик одарённых детей психологи Дж.Рензулли и Р.Хартман. Творческий потенциал ребёнка оцениваются по следующим параметрам:
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;
3. Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво, энергично отстаивает его;
4. Обладает богатой фантазией, воображением;
5. Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;
6. Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;
7. Не боится отличаться от других;
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов. Где 0 –точно нет, 1- скорее нет, чем да, 2 – скорее да, чем нет, 3 – точно да.
По итогам мониторинга определяется уровень развития творческих способностей ребенка: низкий – от 0 до 6 баллов; средний – от 7 до 14 баллов; высокий – от 15 до 21 балла.
Материально-техническая база
- Ноутбук
- Театральная ширма
- Ширма настольного театра
- Куклы
- Подборка детских произведений и театральных постановок
- Творческие наборы (бумага, цветной картон, ножницы, клей, кисти, краски и т.д.)
- Источники света (проектор, лампы, фонарики).
Литература:
- Дьяченко О. М. — Развитие воображения дошкольников. М., 1996.
- Ильина, М. В. Развитие вербального воображения / М. В. Ильина. — Пособие для педагогов детских учреждений. — Минск: Харвест: М., 2005.
- Меерович М. И., Шрагина Л. Технология творческого мышления / М. И. Меерович, Л. Шрагина. — Минск: Харвест: М.: АСТ, 2000.
- Субботина Л. Ю. / Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности
Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Консультация для родителей "Воображение. Методы и приемы изобразительной деятельности, позволяющие развивать воображение."
Статья посвящена процессам развития воображения ребенка , и участию родителей в развитии данных процессов....

Статья "Воображение.Особенности развития творческого воображения у дошкольников"
В статье рассмотрены современные представления о воображении в психологии и педагогике, особенности развития творческого воображения у дошкольников....

Читательская конференция для педагогов «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» Достоевский
Читательская конференция для педагогов, посвящённая дню рождения Ф. Достоевского (по произведению «Мужик Марей»)...

Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»»
Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»» разработана на основе ФГОС общеобразовательной программы дошкольного образ...
Развитие воображения в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижаетс...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ТАЙНА ТРЕТЬЕЙ ПЛАНЕТЫ»
занятие с презентацией, во время которого играя с детьми мы способствуем развитию их воображения...
