Рекомендации для педагогов ДОУ
методическая разработка (старшая группа)
КАК СФОРМИРОВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОФЕССИЕЙ
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАК СФОРМИРОВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОФЕССИЕЙ
Процесс формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста необходимо осуществлять через организацию наблюдения, через развитие осознанного положительного отношения к разнообразным видам трудовой деятельности, через воспитание уважения к труду других людей и к своему труду. Нужно соблюдать определенную последовательность, систематичность и постепенность в организации процесса ознакомления с профессией.
На первоначальном этапе в сознании детей важно сформировать понятие «профессия» для того, чтобы они понимали, что это ежедневная общественно-полезная деятельность, которой нужно обучаться и что у каждого профессионала своего дела есть определенные инструменты.
Знания детей о профессии должны включать следующие компоненты: название профессии (кто учит детей, кто продает продукты), место работы (где работает учитель, продавец); орудия труда (с помощью чего, чем работают учитель, продавец), трудовые действия (что делает учитель, продавец), результаты труда (каков результата работы учителя, продавца), польза труда для общества (для чего учитель учит детей, кому продает продукты продавец). Работу по расширению представлений старших дошкольников о профессиях можно организовать в игровой форме с помощью кубика Блума, на гранях которого размещаются перечисленные выше компоненты, сформулированные в виде вопросов. Использование данной технологии позволяет развивать познавательный интерес детей к профессиям и значительно расширяет границы их кругозора о трудовой деятельности взрослых.
Положительное отношение к труду можно сформировать у воспитанников в процессе их непосредственного участия в трудовой деятельности. Поэтому важно привлекать детей к выполнению посильных трудовых обязанностей в течение дня, и процесс этот должен быть систематическим, чтобы маленькие помощники испытывали положительные чувства от выполняемых действий в трудовом процессе и смогли увидеть реальные результаты своего труда. Труд не должен быть для них наказанием или тяжелой ношей, дети должны трудиться с удовольствием, проявляя собственное желание и инициативу. Часто в детском саду устраивают субботники, на которые приглашают родителей дошкольников. Предлагаем, в качестве эксперимента, организовать совместный субботник с детьми.
Знакомство с профессиями эффективно проводить в форме экскурсий, так как детям предоставляется невероятная возможность сопоставить имеющуюся информацию и представления с реальными условиями в естественной среде. Во время проведения экскурсий особая роль отводится ее эмоциональной стороне. Важно не просто познакомить детей с той или иной профессией, а вызвать заинтересованность и положительные чувства, такие как восхищение, удивление, сочувствие, сопереживание, радость, а также желание попробовать себя, оказать помощь.
Действенным способом вызвать у детей положительные эмоции к труду взрослых является приглашение в детский сад представителя определенной профессии. Сначала можно приглашать сотрудников детского сада, близких членов семьи детей, а затем незнакомых ребятам людей – представителей различных профессий города. Главное, чтобы приглашенный рассказчик любил свое дело и мог «зажечь огоньки» в глазах детей. Только в этом случае живой разговор и диалог вызовет неподдельный интерес и познавательную активность у воспитанников. Также можно организовать проведение различных мастер-классов, которые профессионалы проведут в рамках знакомства с особенностями своей деятельности, например, мастер-классы «Работа официанта в кафе», «Работа кондитера: украшаем пряник», «Работа пожарного: тренировка».
Организация таких встреч способствует знакомству детей с многообразием профессиональной деятельности взрослых.
Таким образом, использование разнообразных форм в процессе ознакомления старших дошкольников с профессиями, способствует формированию положительного отношения к трудовой деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нужняк Е.М. Ознакомление детей с профессиями взрослых как способ формирования позитивных установок к труду / Е.М. Нужняк [Электронный ресурс] // www.pedm.ru: [сайт]. – URL: https://www.pedm.ru/categories/3/articles/1762 (дата обращения: 04.04.2025).
- Кулакова Е.С. Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества / Е.С. Кулакова [Электронный ресурс] // www.defectologiya.pro: [сайт]. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/formirovanie_u_detej_doshkolnogo_vozrasta_pozitivnyix_ustanovok_k_razlichnyim_vidam_truda_i_tvorchestva/ (дата обращения: 04.04.2025).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"
В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Рекомендации для педагогов «Совершенствование компонентов профессиональной речи педагога – это залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ»
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...
Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»
Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»...
Методические рекомендации для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Методические рекомендации для педагогов...