Рабочая программа кружка "В мире шахмат"
методическая разработка (старшая группа)

Патракова Светлана Георгиевна

«Шахматы- это не только спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперёд».
                            (В.В. Путин в послании участникам Чемпионата мира).

Игра в шахматы — очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_shahmaty_2024-25g.docx74.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

«Березовский район»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Оленёнок»

(МАДОУ ДС «Оленёнок»)

Утверждаю

Заведующий МАДОУ детский сад «Оленёнок»

___________Артеева Ю. А.

Рабочая программа кружка «В мире шахмат»

( направленности детей в старшей и подготовительной группе)

в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования

на 2024  - 2025 учебный год

Составители:

Патракова С.Г.

Саранпауль 2024 - 2025г.

Программа кружка «В мире шахмат» старшая - подготовительная группа

Пояснительная записка

«Шахматы- это не только спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперёд».
                            (В.В. Путин в послании участникам Чемпионата мира).

Игра в шахматы — очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность. Шахматы можно рассматривать не только как игру, вид спорта или проведение досуга, но и как искусство, науку, модель изучения личности, её психических функций.

Каждый человек, играющий в шахматы, находит в них для себя что-то особенное и притягательное, позволяющее каждый раз, окунувшись в захватывающий мир этой мудрой игры, испытывать радость от нахождения интересных вариантов и проведённых комбинаций. За шахматной доской разворачивается интеллектуальное и психологическое противоборство игроков, проявляется сила характеров и воля к победе, приносящей выигравшему, моральное удовлетворение.

                                    Актуальность программы:

Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер. Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова « Все мы одна семья»

 

     Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

Цель:        Реализация содержания образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад «Оленёнок» в соответствии с требованиями ФОП ДО и ФГОС ДО.

Задачи:        

•        обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;

•        приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;

•        создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

•        построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;

•        создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

•        охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

•        обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;  

•        обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;

•        достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы        1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников;

4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

6) сотрудничество ДОО с семьей;

7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

10) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Нормативно-правовые документы        •        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)

•        Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”»

•        Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся»

•        Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 № 71847)

•        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155 (с изм. на 08.11.2022);  

•        Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

•        Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

•        Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

•        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

•        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования по обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

•        Образовательная программа дошкольного образования;

•        Устав;

•        Локально-нормативные акты

Срок реализации рабочей программы        2024 - 2025 учебный год

(1 сентября 2024 – 31 августа 2025 года)

Отличительные особенности программы кружка «В мире шахмат»

Отличительной особенностью программы кружка «В мире шахмат» является то, что на занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей дошкольного возраста: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки, обучающиеся видеоигры. Дошкольники в игровой форме легко освоит навыки игры в шахматы.

Цель:

обучение детей старшего дошкольного возраста основным приёмам  игры  в шахматы.

Задачи:

1. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий.

2. Учить обыгрыванию простейших комбинаций.

3. Активизировать мыслительную деятельность. Развивать внимание, память.

4. Развивать интерес к игре шахматам.

Руководители  кружка:

Предмет работы: старшая - подготовительная группа детей дошкольного возраста

Объект работы:   

Новизна работы:  Программный материал, позволит выявить у детей интеллектуальные способности и устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом знания становиться деятельности самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение, при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1.Познавательное развитие - дети учатся ориентироваться на плоскости, располагать предметы правильном направлении, развивается кругозор, учатся думать, запоминать, сравнивать развитию памяти, обобщения, умения предвидеть результаты своей деятельности, делать выводы. Формирование умение вести точные расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, настойчивости и изобретательности, фантазии.

2.Речевое развитие - у детей формируется умение вести диалог с  воспитателем и детьми, речевая культура речи, пополнение словарного запаса дошкольников шахматных терминов.

3. Чтение художественной литературой -  у детей развивается интерес к художественной  литературе.

4. Физическое развитие - Шахматная игра воспитывает морально-волевые качества: настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие, потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Активизирует мыслительную деятельность. Развитие ориентировки в пространстве. Развитие мелкой моторики рук, глазомера.

5.Художественно – эстетическое развитие - Развитие умения изображать шахматные фигуры, в рисовании, лепке, аппликации, придавая им образную выразительность. Развития умения сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину

 Материально -  техническое обеспечение.

  1. Шахматные столы-5шт
  2. Настольные шахматы разных размеров- 10шт
  3. Демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур-1шт
  4. Шахматные часы-5шт
  5. Шахматы напольные-1шт
  6. Наглядное пособие ( портреты выдающихся шахматистов)
  7. Электронные образовательные ресурсы ( обучающиеся презентации, видеоигра «Динозавры учат шахматам», и игровые шахматные программы)
  8. Компьютер-1шт
  9. Интерактивная доска-1шт
  10.  Альбом-10 шт
  11. Карандаши цветные-10шт
  12.  Акварельные краски-10шт

                            Форма организации:

 - непосредственно-организованная деятельность;

 -совместная деятельность;

 -самостоятельная деятельность.

                                       Методические приемы:

Наглядные: показ позиций и шахматных партий на демонстрационной доске Словесные: слушание, пояснение, объяснения, ситуативный разговор, беседа, рассказ.

 Практические: игровые, упражнения, метод опроса с выходом к доске.

Предполагаемые результаты:

1.Шахматное поле и основных понятии ( фигура, ход, диагональ, вертикаль, горизонталь);

 2. Приобретение практических навыков в шахматной игре.

К концу 1-го года обучения дошкольник  должен знать:

1.ориентироваться на шахматной доске

2. названия шахматных фигур;

3. правила игры в шахматы

К концу 1-го года обучения дошкольник  должен уметь:

1.правильно расставлять шахматные фигуры и играть каждой фигурой в отдельности;

2.правильно оценивать и разыгрывать простейшие ладейные и пешечные окончания;

3.создавать простейшие комбинации(ловушки);

Источники:

 1.Гришин В., «Малыши играют в шахматы»

 2. Гришин В. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт".  

 3. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.

 4.Сухин И. Приключения в Шахматной стране.

 5.Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет

Список детей

посещающих шахматную студию «В мире шахмат»

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Дисциплина

Возрастная группа

Количество детей

День недели и время проведения

Кружок интеллектуальное развитие «В мире шахмат»

Старшая – подготовительная группа

10

Вторник,

15:30 ч.

Учебный план кружка «Шахматы для дошколят»

Содержание

Старшая – подготовительная группа

от 5 до 7лет

Начало учебного года

1 октября 2024г.

Конец учебного года

30 апреля 2025г.

Продолжительность учебного года

28 недель

Продолжительность учебной недели

5 дней

Объём учебной нагрузки на неделю

1 занятие – 30 минут

Объём учебной нагрузки на месяц

4 занятия – 2 часа

Объём учебной нагрузки на год

30 занятий– 30 часов

Место проведения

Групповая комната

Календарно-тематическое планирование на 2024 – 2025 учебный год

Дата

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

01.10.2024

Знакомство с кружком. Игры- развлечения.

0,5

0,5

1

08.10.2024

Интеллектуально-развивающая игра «Страна шахматных  чудес». Развивающие игры. Вызвать заинтересованность детей к игре в шахматы

0,5

0,5

1

15.10.2024

«Шахматная доска» Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Рождение, история развития шахмат.

0,5

0,5

1

22.10.2024

 «Шахматные фигуры» Знакомство с шахматными фигурами. Уметь различать и называть.

0,5

0,5

1

29.10.2024

Знакомство с фигурой «Пешка -  Ни шагу назад!

Ввести понятие о значении пешки на шахматной доске

0,5

0,5

1

05.11.2024

 «Пешка и Ладья - маленькое войско».

Закрепить знания детей о действиях пешек и ладей и их взаимодействии в игре

0,5

0,5

1

12.11.2024

Знакомство с фигурой« Могущие слоны».

Ввести понятие о значении и действиях слонов в игре

0,5

0,5

1

19.11.2024

« Ферзь - могучая фигура!»

Ввести понятия о ферзе. Закрепить знания детей о взаимодействии ферзя с другими фигурами.

0,5

0,5

1

26.11.2024

« Конь -  прыг, скок и вбок!». Ввести понятие о значении и действиях коней в игре.

0,5

0,5

1

03.12.2024

« Поход на три поля». Закрепить знания об особенностях коня и его взаимодействии с другими фигурами и пешками.. Развивать логическое мышление.

0,5

0,5

1

15.12.2024

«Король- шахмат» Познакомить детей с главной шахматной фигурой- король.

0,5

0,5

1

10.12.2024

« Шах и мат».

 учить детей, что шах – важное шахматное понятие. Закрепить знания детей о взаимодействии короля с другими фигурами и пешками.

0,5

0,5

1

17.12.2024

«Знакомство с компьютерными играми» Знакомство детей с компьютерными играми по шахматам. Развивать интерес к шахматной игре.

0,5

0,5

1

24.12.2024

Я - Ладья - Ввести понятие о значении и действиях коней в игре.

0,5

0,5

1

14.01.2025

«Рокировка» Познакомить детей с новым понятием «рокировка», «длинная», «короткая». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

0,5

0,5

21.01.2025

«Здоровые телом - сильные духом!»

Ввести понятие о прямой зависимости теоретической  шахматной подготовки от физкультуры и спорта.

0,5

0,5

1

28.01.2025

« Шахматная эстафета».

Закрепление полученных знаний.

0,5

0,5

1

04.02.2025

« Волшебный квадрат».

Ввести понятие об элементарных комбинациях.

0,5

0,5

1

11.02.2025

«Превращение Пешки»

Учить детей как можно пешку превратить в другую. Превращение пешки в ферзя.

0,5

0,5

1

18.02.2025

«Волшебный мир королевства»

Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

0,5

0,5

1

25.02.2025

«Шахматные игры и упражнения»

0,5

0,5

1

24.03.2025

«Шахматная партия»

Учить детей правильно расставлять фигуры в начальное положение

0,5

0,5

1

11.03.2025

«Шахматная партия»

Умение играть всеми фигурами из начального положения.

0,5

0,5

1

18.03.2025

Шахматная викторина « Ответь, как в сказке, сам, без подсказки».

0,5

0,5

1

25.03.2025

«Шахматная эстафета»

0,5

0,5

1

01.04.2025

«Шахматные игры и упражнения»

0,5

0,5

1

08.04.2025

Чтение сказки «Как Незнайка заболел шахматной горячкой»

0,5

0,5

1

15.04.2025

Чтение сказки «Сказка о том, как на Руси в шахматы играли» Развивать любознательность, воспитывать интерес, стремление изучать шахматную игру.

0,5

0,5

1

22.04.2025

«Шахматная партия»

Продолжать знакомить с правилами ведения шахматных партий. Показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.

0,5

0,5

1

29.04.2025

«Шахматный праздник»

Приучать детей активно участвовать в развлечениях в подготовке к праздникам.

0,5

0,5

1

Подведение итога работы за год.

15

15

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "В мире сказок" в соответствии с ФГОС ДО. Старшая группа.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящи...

Рабочая программа кружка "В мире оригами" для детей 5-6 лет.

Программа дополнительного образования «Оригами» является авторской программой художественно – эстетической направленности, созданной на основе методических пособий следующих авторов:...

рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "В мире красок"

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «В мире красок» представляет собой разработанную систему нетрадиционного рисования с детьми 6-7 лет в условиях детского сада....

Рабочая программа клуба «В мире шахмат»

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой....

Рабочая программа кружка для детей средней группы "Почемучки в волшебном мире мультипликации"

Создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников: знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего с...

Рабочая программа кружка "В мире природы", 2021 - 2022 гг.

Цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....