Проект "Весна-красна идёт"
проект (старшая группа)

Позинова Наталья Васильевна

Проект "Весна-красна идёт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vesna_krasna_idyot.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение детский сад № 10 г. Лысково

Проект

«Весна красна идёт»

(для детей старшего дошкольного возраста)

                                                             Руководитель проекта: Позинова Н. В. музыкальный руководитель  МБДОУ

                                                                                 детский сад №10

                                                       

г. Лысково

2025год

Паспорт проекта:

Актуальность. 

   Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром тема природы издавна привлекала музыкантов. Ещё древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, человек начал размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Из глубочайшей древности поднимается к нам народное понимание года, отражённой в былинах, песнях, сказках, пословицах, загадках. К сожалению, скрытые возможности русских весенних праздников ныне далеко не исчерпаны, дети имеют недостаточный багаж знаний о музыке весны, песнях о весне, народных весенних обычаях, традициях. Приходиться с печалью и сожалением говорить, что народная культура в наши дни значительно подорвана. Вспомним слова великого русского педагога К. Р. Ушинского, который говорил, что воспитание, лишённое народных корней - бессильно.

 Тема природы по-разному проявляется в стихах и музыкальных произведениях разных периодов, направлений. Природа дарила звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы, шуршании листвы. Для более эффективной работы по восприятию окружающего мира дошкольников был разработан проект «Весна красна идёт». Приобщить ребёнка к миру природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи данного проекта.

Гипотеза проекта:

Дети, познакомившись с поэтическим образом Весны и многообразием видов искусства, характеризующих её, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям творческих профессий. Будут осознавать себя причастными к музыкальному и художественному наследию.

Автор:  

Музыкальный руководитель: Позинова Н. В.  

Цель:

Через все виды музыкальной деятельности как можно подробнее раскрыть особенности весны, весенних праздников, формировать эстетический вкус и приобщать к миру природы. Показать возможности музыки в передаче картин природы. Расширить знания детей о природе. Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к художественным произведениям, уме6ние услышать и увидеть настроение, переданное в этих произведениях.

Задачи:

  1. Используя музыкальные произведения систематизировать знания детей о весне.
  2. Дать представление о П. И. Чайковском, А. Гречанинове как о композиторах, воспевающих красоту русской природы.
  3. Формировать умение воспринимать и сравнивать музыкальные произведения.
  4. Через игры-драматизации учить детей имитировать животных и птиц, подмечая наиболее характерные особенности.
  5. Передавать содержание музыкальных произведений, свои чувства и настроения в движениях и рисунках.
  6. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Термин выполнения (сроки реализации проекта) – март, апрель.

Участники проекта:

- Дети старшей группы 5-6 лет.

- Музыкальный руководитель.

- Воспитатели старшей группы.

- Родители.

Необходимые материалы к проекту:

1.План проведения проекта «Весна красна идёт».

2. Организованная образовательная деятельность по теме «Весна»

3. Наглядный материал.

4. Консультация для родителей «Масленичная неделя», «Поговорим с ребёнком о весне вместе с музыкой».

5. Консультация для воспитателей по проведению праздника «Встреча весны», «Масленица».

7. Презентация «Звуки весны».

8. Авторская интерактивная игра «Музыкальные загадки».

Атрибуты:   угощения для детей; презентация «Встреча Весны», костюмы для детей – Весна, солнечный лучик; костюм для взрослого – Леший.

 Атрибуты для игр - аттракционов.

Технические средства обучения: музыкальный центр, DVD, фотоаппарат, мультимедийная установка, экран.

Предполагаемый продукт проекта:

Развлечение «Встреча Весны»; репетиции к развлечению; литературный и иллюстрированный материал по теме «Весна»; разработанные рекомендации для родителей «Классическая музыка дома»; выпуск стенгазеты «До-ми-солька».

Тип проекта:

по числу детей – групповой (принимали участие дети старшей группы);

по доминирующему методу – игровой, информационно-творческий;

по продолжительности – краткосрочный.

Ожидаемые результаты проекта:

- развивать у детей творческие способности, эмоциональность.

- накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой на музыкальных занятиях.

- учить понимать художественную выразительность музыки, особенности её языка.

- развивать словарь детей, побуждать к образным высказываниям о настроении в музыке.

- совершенствовать вокально-хоровые и танцевальные навыки.

- передавать эмоциональное состояние движениями, жестами, мимикой.

Этапы работы над проектом:

1-й этап: подготовительный – постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

 - подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, сборники, интернет-ресурсы);

- подбор наглядного материала (презентация по данной теме);

- организация развивающей среды (подготовить костюмы для детей, внести в группу детские музыкальные инструменты).

2-й этап: основной

Виды музыкальной деятельности

задачи

репертуар

  1. Слушание.

а) упражнения для развития слуха и голоса.

  1. Пение.

а) песенное творчество.

  1. Музыкально-ритмические движения.

а) танцы, хороводы.

б) Игры.

В) Музыкально-игровое творчество.

  1. Музыкально-дидактические игры.

а) интерактивная игра

  1. Игра на детских музыкальных инструментах.

Самостоятельная музыкальная деятельность.

Работа с педагогами.

Работа с родителями.

Праздники.

Учить детей связывать средства музыкальной выразительности с содержанием музыки, вспомнить приметы весны, стихотворения о весне. Развивать умнение сравнивать произведения с одинаковыми названиями.

Развивать звуковысотный слух.

Побуждать к выразительному пению. Формировать умение петь естественно, непринужденнно, точно интонируя мелодию и ритмические особенности песен.

Совершенствовать песенное творчество.

Учить свободно ориентироваться в пространстве, меняя движения в соответствии со сменой частей музыки, выполнять перестроения.

Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений.

Развивать навыки инсценирования песен.

Учить самостоятельно подбирать движения для создания образа.

Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти.

Развивать музыкальные способности детей посредством всех видов музыкальной деятельности.

Учить играть на музыкальных инструментах, соблюдая ритмический рисунок произведения.

Рисование под музыку пейзажев весны. Играть на прогулке в разученные весенние подвижные игры.

Познакомить детей с произведениями о весне. Рассматривание репродукций на тему «Весна». Разработка сценария праздника, участие в празднике, изготовление атрибутов.

Организация выставки рисунков.

Рекомендации для родителей (папка).

Развивать эмоциональную отзывчивость детей.

«Весна», «Песня жаворонка», «Подснежник» А. Гречанинова; «Апрель» П. Чайковского.

«За окном звенят капели» распевка-календарик («Муз. рук.» №1/2011).

«Ручеёк» Н. Лукониной; «Весёлая песенка», «На дворе весна» Е. Гольцовой

Придумать песенку ласточки, воробья, скворца, вороны.

Хоровод «Весну звали, лето ждали».

Танец «Про весну» муз. Н. Насауленко.

«Капельки»

«Весенние цветы»; «Вальс цветущих деревьев» («Муз. палитра» №6/2004); танец «Роботы и звёздочки».

«Времена года».

«Музыкальные загадки».

«Вариации русских народных песен»;

«Дон-дон» р.н.песня.

«Весенние воды» Ф. Тютчев; «Жаворонок» В. Жуковский; «Звуки весны» И. Соколов-Микитов; «Дед Мазай и зайцы» Н. Некрасов.

«Поговорим с ребёнком о весне вместе с музыкой»

«Встреча весны».

3-й этап: заключительный – анализ результатов проекта.

Итоговое мероприятие проекта: Развлечение «Встреча весны».

Вывод: музыка обладает мощной силой, влияющей на развитие положительных эмоций ребёнка, помогает услышать природу, её голоса, осознать увиденное и услышанное. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других.

Источники:

  1. Михайлова М. А. А у наших у ворот развесёлый хороыод. Народные игры, праздники и развлечения/Художник В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2001. -224 с.: ил. – (Детский сад: лень за днём).
  2. «Музыкальный руководитель» 2010, №7.
  3. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2020, 224 с.
  4.  «Народные игры в детском саду», Л. А. Лялина, Москва 2008 г.

Приложение №1.

     Встреча весны.

Старшая группа.

♫ Дети под музыку забегают в зал.

Ведущий:

Мы собрались сегодня в зале,

Чтоб о весне начать рассказ.

Всю зиму долгую мы ждали

И очень рады ей сейчас.

Ребенок:

Зазвенели ручейки,
Распускаются цветы.
Всюду птичьи голоса.
Радуйтесь, пришла весна!

Ребенок:

Мы сегодня рано встали,
Нам сегодня не до сна.
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!

Ребенок:

 Ждем весны давным-давно,
А ты бродишь где-то.
Без тебя ведь не придет
Солнечное лето.

Воспитатель находит письмо. Рассматривает его.

Ведущий: Ребята, посмотрите, что это такое? Да это же письмо пришло!

(Рассматривает конверт).Интересно, от кого оно? Сейчас прочитаем.

(Читает): «Дорогие ребята, приглашаю вас на полянку в мой весенний лес, чтобы вместе встретить праздник. Дорогу вам укажет солнечный лучик. Весна.»

Как интересно! Ребята, хотите отправиться  к Весне на праздник? Только как же мы найдём дорогу? Где этот солнечный лучик?

В зал под музыку вбегает солнечный лучик.

Лучик: Здравствуйте, а вот и я! С днём весенним вас друзья!

Ведущий: Здравствуй, солнечный лучик! Спасибо, что ты такой весёлый и  добрый. Весна пригласила нас к себе в весенний лес на праздник, но мы не знаем, как  найти дорогу. Может, ты нам поможешь?

Лучик:        Я скачу по белу свету, мне скакать, светить не лень.

                      Там, где я – там ночи нету, там, где я – там ясный день!

                      Освещаю, согреваю, с каждым листиком дружу

                      И хорошую погоду за собою приношу.

С вами я готов пойти,

Чтобы помочь весну найти.

Дети исполняют песню «Солнечный лучик» («Скачет по полям с небом пополам…». (Приложение в папке). Лучик танцует под эту песню. На повтор припева дети идут по залу друг за другом за Солнечным лучиком.

♫ Звучит щебет птиц.

Ведущий: Ребята, посмотрите, вот мы и на весеннем лугу! Ярко светит солнышко, на деревьях появились первые листочки. Птицы щебечут! Вам нравится здесь?

Ребенок:

Нет зимы, пришла весна!
Значит, танцевать пора!
Вот проснулся лес и луг,
Заплясали все вокруг!

♫ Дети исполняют хоровод «Весну звали, лето ждали»(фонограмма).

Ведущий: Весело и привольно на свежем воздухе! Но где же наша хозяюшка-Весна, что-то её не видно?

Ой, слышу, идёт сюда кто-то, уж не она ли?

♫ В зал входит Леший.

Леший: Эх, сколько гостей нежданных в мой лес пожаловало!

Все сюда приходят, шумят, тишину нарушают! А чего ходить, чего шуметь! Вас сюда никто не звал!

Ведущий: Здравствуйте! Как это нас никто не звал? Нас сама Весна-Красна на праздник пригласила!

Леший: Ишь, Весну они ждут! А чего тут веселиться-то? Чего радоваться? То ли дело зимой хорошо:

Лежи себе на печи,

Грей спину об кирпичи!

А весной: вставай, иди, землю паши, сажай. Огород капай с утра до ночи!. Эх! ничего вы, люди, не понимаете!

Ведущий: А вы, собственно, кто такой?

Леший: Как, кто такой? Разве вы меня не узнали? Я – Леший, охранник леса!

Лес от чужаков охраняю,

За чистотой слежу,

Порядок везде навожу!

Любите вы, люди, в лесу мусорить, а убирать-то за вами кто будет?

А уж летом начинается у нас, у Леших, горячая пора: едут люди в лес, грибы, ягоды рвут, а после себя оставляют одни бумажки да стекляшки! Тьфу!

Ведущий: Ребята, разве мы с вами такие? Леший, наши ребята знают, как надо себя в лесу вести. Они бумажки не бросают, и не мусорят в лесу!

Леший: А это мы сейчас и проверим! Если вы делаете так, говорите: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если так делать нельзя, тогда молчите.

- Кто шагает утром рано

На весеннюю поляну?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

 - Кто в лесу шумит, кричит,

Так, что голова болит?

Дети: …………..

 - Кто с лукошком в лес пойдёт

И грибочков наберёт?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

 - Кто цветочки с корнем рвёт,

После – выбросит, сомнёт?

Дети: …………….

 - Кто же ландыши охапкой

Нарывает без оглядки?

Чтоб домой их унести,

Не давая им расти?

Дети: …………….

 - Кто всегда природе друг,

Любит речку, лес и луг?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

 - Кто бумажки, мусор, склянки

Оставляет на полянке?

Дети: ……………..

 - Кто природе помогает,

Мусор в город забирает?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

 - Любит кто из ребятишек,

И девчонок, и мальчишек

Сам кормушки мастерить,

Чтобы птиц зимой кормить?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Ведущий: Леший, прошли мы твои испытания?

Теперь ты понял, что у нас добрые, воспитанные ребята?

Леший: Подождите, не торопитесь! Есть у меня для вас загадка.

Её вы ни за что не отгадаете!

- Бегу я, как по лесенке

По камешкам звеня

Издалека по песенке

Узнаете меня.

В голубенькой рубашке

Бегу по дну овражка.  (Ручеёк.)

Дети отвечают.

Ведущая:

Мы с ребятами даже знаем, что ручеек состоит из множества капелек, сейчас мы тебе Леший покажем, как они соединяются и образуют ручеёк, а потом и речку.

Проводится музыкальная игра «Капельки»:

Все свободно двигаются по залу, не задевая друг друга, на сигнал капелька увеличилась - уже двигаются по двое, на очередной сигнал по трое… цепочка.
1.Капли весело играли, Звонко прыгали, скакали – бежим по одному
Проигрыш
2. Ну-ка, капли не зевайте.
Быстро парами вставайте – бежим парами
Проигрыш
3. Вдруг раздался страшный гром, Капли! Тройками встаем! – бежим тройками
Проигрыш
4. Наши капли разбежались – бежим четверками
И четверками собрались. Так из капелек воды
Появились ручейки.
Проигрыш
5. Ручейки объединяйтесь! – делаем один общий круг.
Речкой быстрой превращайтесь!)

А еще мы знаем песню про ручеёк!

Дети исполняют песню «Ручеёк» Н. Лукониной.

Леший: Хорошая песня! Красиво поёте! Но вот на словах-то вы все хорошие! Хочу вас проверить, какие вы на деле! Сумеете порядок в лесу навести? Вот сколько мусора туристы после себя оставили!

Ведущий: Ребята, поможем Лешему? Предлагаю вам разделиться на две команды.

♫ Проводится игра «Кто быстрее соберёт мусор».

Леший: Ой, как чисто в лесу стало! Молодцы, ребята! Спасибо вам большое! Так уж и быть, оставайтесь в моём лесу сколько хотите, гуляйте и веселитесь!

Ведущий: Ребята, а нам не до веселья. Весны-то так и нет! Уж не случилось ли чего?

Лучик: Беда с Весной приключилась! Злая Баба Яга её в подснежник превратила!

Леший: Что за беда! Что за напасть! Так и лето ведь может пропасть!

Ведущий: А можно ли Весну расколдовать?

Лучик: Нужно подснежнику музыку сыграть!

Ведущий: Ребята, Весне мы сможем помочь?

Ответы детей.

Что ж, инструменты надо взять,

Музыку скорей сыграть.

♫ Дети исполняют оркестр «Вариации на русские народные темы».

Под музыку входит Весна.

Весна: Здравствуйте, ребята!

Прихожу я за зимой,

Солнце я веду с собой!

Приношу тепло, цветы,

Щебет птиц, писк мошкары.

Всё проснётся ото сна,

Если я пришла – Весна!

Как я рада вас видеть! Что случилось? Неужели я так долго спала?

Леший: Ах, Весна, ты ж ничего не знала!

Ведь Баб Яга тебя заколдовала!

Это ребята тебя спасли.

Весна: Спасибо, ребята, вам большое!

Что ж, будем праздник начинать,

Веселиться, петь, плясать!

Ребенок:

Сегодня праздник солнца и весны.

Нет праздника чудесней!

Давайте встретим праздник мы

Веселой звонкой песней!

♫ Дети исполняют песню «На дворе весна» Е. Гольцовой (Приложение)

Весна: Спасибо, ребята, за песню! Мне было очень интересно!

Ведущий:

Будем праздник продолжать

И стихи Весне читать.

Стихи:

Ребёнок:

Небо ярко засияло,

Землю солнышко пригрело!

Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей,

Ручейки в лесу поют

И подснежники цветут.

Пробудилось все от сна -

Это к нам пришла Весна.

Н. Найдёнова

Ребёнок:

Весна с улыбкой шлёт привет

Проснувшейся природе;

Всё после зимних бурь и бед

Вздохнуло на свободе.

Бессильно зляся и ворча,

Зима, старуха злая,

Бежит, от жаркого луча

Под солнышком сгорая.

Весна: Спасибо за прекрасные стихи!

Ведущий: Наш весёлый праздник продолжается,
Слышу танец начинается!

♫ Дети исполняют танец «Про весну» муз. С Насауленко

Весна: Ах, спасибо вам, дорогие ребята! За то, что пели, играли, стихи читали, да плясали, есть у меня для вас подарок – цветы необычные! Вы цветочки разбирайте, угощенья получайте!

Ведущий: Спасибо тебе Весна, спасибо тебе, Леший!

Леший: С праздником вас, ребята!

Желаю вам быть здоровыми и берегите природу!

Весна: В путь далёкий нам пора.

До свидания, друзья!

Ведущий: А я желаю вам улыбок, веселья, хорошего настроения, мирного неба и солнца над головой! На этом наш праздник окончен!

Приложение №2.

МБДОУ детский сад №10

Консультация для родителей на тему:

«Поговорим с ребенком о весне вместе с музыкой»

Подготовила музыкальный руководитель Позинова Н.В.

Уважаемые родители!

Каждое время года нас радует по- своему. Весна дарит нам обновление природы. Приходит время радоваться солнышку, капели, первым цветам. Кто из нас не любит весну? Весна вдохновляла поэтов и композиторов на написание гениальных произведений. Как же изобразили весну великие композиторы? Давайте познакомим детей с этими произведениями. В пьесе П. Чайковского «Подснежник» музыка рассказывает нам о весне, об апрельском, нежном подснежнике. А в пьесе «Весною» С. Майкапар описывает приветливую, светлую, радостную весну, где слышится пение птиц, как звенит капель, бегут ручейки. В пьесе с похожим названием норвежского композитора Э. Грига мы слышим разные настроения, рождённые картинками весенней природы: музыка то нежная, волшебная, то грозная, мощная, взволнованная. Кажется, что всё вокруг бурно и пышно расцветает.

Можно привести ещё множество примеров, как композиторы с помощью музыки изображали картину весны.

 Сколько звуков, похожих на голоса природы, услышит ребенок? Дети заинтересуются не только музыкой, но и автором, который написал это произведение. И может быть, этот интерес останется с ним на всю жизнь.

Народ славил весну в музыке очень давно. Веснянка - обрядовая песня. Пели ее, чтобы весна приходила быстрее. Считалось, что магия песни приближало тепло, прилет птиц, давало красоту цветения. В наше время дети с удовольствием поют веснянки. 

Общение с природой через музыку способствует избавлению от стресса,  делает эмоциональную жизнь ребенка богаче, происходит всестороннее развитие психики, обогащение новыми впечатлениями, развиваются творческие способности.

 Музыка - высшее в мире искусство.

Произведения, рекомендуемые для слушания с детьми дома:

А. Вивальди «Весна» (1 часть «Март»);  Н. Римский-Корсаков " Снегурочка"; С.  Рахманинов "Весенние воды"; Д.  Кабалевский "Весна";  П. Чайковский «Подснежник»; «Весною» С. Майкапар; Э Григ «Весною».

Используемая литература:

О.П. Радынова. Музыкальные шедевры: Природа и музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».

ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Весна идёт — весне дорогу"

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....

Сценарий родительской конференции в ДОУ «Ваш ребёнок идёт в школу»

Предлагаемый материал поможет организовать родительскую встречу по актуальным вопросам подготовки детей к школьному обучению, с участием учителей начальных классов и психолога школы, инспектора ГИБДД,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Почему идёт снег?"

Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире-важнейшие черты детского поведения. Предлагаемое занятие развивает мышление, логику, тво...

Красная шапочка идёт в гости.

Конспект составлен по методике В.Д.Шадрикова по обучению детей ПДД....

Стихотворение "Снег идёт, снег идёт"

Презентация стихотворения  для дошкольников с нарушением слуха....

А снег идёт, а снег идёт. Вот так мы любим отдыхать: и снег покидать и с горки покататься.

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"19344628","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1040","width":"780"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"1898092...