Проект "Весна-красна идёт"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 г. Лысково
Проект
«Весна красна идёт»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Руководитель проекта: Позинова Н. В. музыкальный руководитель МБДОУ
детский сад №10
г. Лысково
2025год
Паспорт проекта:
Актуальность.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром тема природы издавна привлекала музыкантов. Ещё древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, человек начал размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Из глубочайшей древности поднимается к нам народное понимание года, отражённой в былинах, песнях, сказках, пословицах, загадках. К сожалению, скрытые возможности русских весенних праздников ныне далеко не исчерпаны, дети имеют недостаточный багаж знаний о музыке весны, песнях о весне, народных весенних обычаях, традициях. Приходиться с печалью и сожалением говорить, что народная культура в наши дни значительно подорвана. Вспомним слова великого русского педагога К. Р. Ушинского, который говорил, что воспитание, лишённое народных корней - бессильно.
Тема природы по-разному проявляется в стихах и музыкальных произведениях разных периодов, направлений. Природа дарила звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы, шуршании листвы. Для более эффективной работы по восприятию окружающего мира дошкольников был разработан проект «Весна красна идёт». Приобщить ребёнка к миру природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи данного проекта.
Гипотеза проекта:
Дети, познакомившись с поэтическим образом Весны и многообразием видов искусства, характеризующих её, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям творческих профессий. Будут осознавать себя причастными к музыкальному и художественному наследию.
Автор:
Музыкальный руководитель: Позинова Н. В.
Цель:
Через все виды музыкальной деятельности как можно подробнее раскрыть особенности весны, весенних праздников, формировать эстетический вкус и приобщать к миру природы. Показать возможности музыки в передаче картин природы. Расширить знания детей о природе. Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к художественным произведениям, уме6ние услышать и увидеть настроение, переданное в этих произведениях.
Задачи:
- Используя музыкальные произведения систематизировать знания детей о весне.
- Дать представление о П. И. Чайковском, А. Гречанинове как о композиторах, воспевающих красоту русской природы.
- Формировать умение воспринимать и сравнивать музыкальные произведения.
- Через игры-драматизации учить детей имитировать животных и птиц, подмечая наиболее характерные особенности.
- Передавать содержание музыкальных произведений, свои чувства и настроения в движениях и рисунках.
- Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Термин выполнения (сроки реализации проекта) – март, апрель.
Участники проекта:
- Дети старшей группы 5-6 лет.
- Музыкальный руководитель.
- Воспитатели старшей группы.
- Родители.
Необходимые материалы к проекту:
1.План проведения проекта «Весна красна идёт».
2. Организованная образовательная деятельность по теме «Весна»
3. Наглядный материал.
4. Консультация для родителей «Масленичная неделя», «Поговорим с ребёнком о весне вместе с музыкой».
5. Консультация для воспитателей по проведению праздника «Встреча весны», «Масленица».
7. Презентация «Звуки весны».
8. Авторская интерактивная игра «Музыкальные загадки».
Атрибуты: угощения для детей; презентация «Встреча Весны», костюмы для детей – Весна, солнечный лучик; костюм для взрослого – Леший.
Атрибуты для игр - аттракционов.
Технические средства обучения: музыкальный центр, DVD, фотоаппарат, мультимедийная установка, экран.
Предполагаемый продукт проекта:
Развлечение «Встреча Весны»; репетиции к развлечению; литературный и иллюстрированный материал по теме «Весна»; разработанные рекомендации для родителей «Классическая музыка дома»; выпуск стенгазеты «До-ми-солька».
Тип проекта:
по числу детей – групповой (принимали участие дети старшей группы);
по доминирующему методу – игровой, информационно-творческий;
по продолжительности – краткосрочный.
Ожидаемые результаты проекта:
- развивать у детей творческие способности, эмоциональность.
- накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой на музыкальных занятиях.
- учить понимать художественную выразительность музыки, особенности её языка.
- развивать словарь детей, побуждать к образным высказываниям о настроении в музыке.
- совершенствовать вокально-хоровые и танцевальные навыки.
- передавать эмоциональное состояние движениями, жестами, мимикой.
Этапы работы над проектом:
1-й этап: подготовительный – постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, сборники, интернет-ресурсы);
- подбор наглядного материала (презентация по данной теме);
- организация развивающей среды (подготовить костюмы для детей, внести в группу детские музыкальные инструменты).
2-й этап: основной
Виды музыкальной деятельности | задачи | репертуар |
а) упражнения для развития слуха и голоса.
а) песенное творчество.
а) танцы, хороводы. б) Игры. В) Музыкально-игровое творчество.
а) интерактивная игра
Самостоятельная музыкальная деятельность. Работа с педагогами. Работа с родителями. Праздники. | Учить детей связывать средства музыкальной выразительности с содержанием музыки, вспомнить приметы весны, стихотворения о весне. Развивать умнение сравнивать произведения с одинаковыми названиями. Развивать звуковысотный слух. Побуждать к выразительному пению. Формировать умение петь естественно, непринужденнно, точно интонируя мелодию и ритмические особенности песен. Совершенствовать песенное творчество. Учить свободно ориентироваться в пространстве, меняя движения в соответствии со сменой частей музыки, выполнять перестроения. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений. Развивать навыки инсценирования песен. Учить самостоятельно подбирать движения для создания образа. Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти. Развивать музыкальные способности детей посредством всех видов музыкальной деятельности. Учить играть на музыкальных инструментах, соблюдая ритмический рисунок произведения. Рисование под музыку пейзажев весны. Играть на прогулке в разученные весенние подвижные игры. Познакомить детей с произведениями о весне. Рассматривание репродукций на тему «Весна». Разработка сценария праздника, участие в празднике, изготовление атрибутов. Организация выставки рисунков. Рекомендации для родителей (папка). Развивать эмоциональную отзывчивость детей. | «Весна», «Песня жаворонка», «Подснежник» А. Гречанинова; «Апрель» П. Чайковского. «За окном звенят капели» распевка-календарик («Муз. рук.» №1/2011). «Ручеёк» Н. Лукониной; «Весёлая песенка», «На дворе весна» Е. Гольцовой Придумать песенку ласточки, воробья, скворца, вороны. Хоровод «Весну звали, лето ждали». Танец «Про весну» муз. Н. Насауленко. «Капельки» «Весенние цветы»; «Вальс цветущих деревьев» («Муз. палитра» №6/2004); танец «Роботы и звёздочки». «Времена года». «Музыкальные загадки». «Вариации русских народных песен»; «Дон-дон» р.н.песня. «Весенние воды» Ф. Тютчев; «Жаворонок» В. Жуковский; «Звуки весны» И. Соколов-Микитов; «Дед Мазай и зайцы» Н. Некрасов. «Поговорим с ребёнком о весне вместе с музыкой» «Встреча весны». |
3-й этап: заключительный – анализ результатов проекта.
Итоговое мероприятие проекта: Развлечение «Встреча весны».
Вывод: музыка обладает мощной силой, влияющей на развитие положительных эмоций ребёнка, помогает услышать природу, её голоса, осознать увиденное и услышанное. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других.
Источники:
- Михайлова М. А. А у наших у ворот развесёлый хороыод. Народные игры, праздники и развлечения/Художник В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2001. -224 с.: ил. – (Детский сад: лень за днём).
- «Музыкальный руководитель» 2010, №7.
- Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2020, 224 с.
- «Народные игры в детском саду», Л. А. Лялина, Москва 2008 г.
Приложение №1.
Встреча весны.
Старшая группа.
♫ Дети под музыку забегают в зал.
Ведущий:
Мы собрались сегодня в зале,
Чтоб о весне начать рассказ.
Всю зиму долгую мы ждали
И очень рады ей сейчас.
Ребенок:
Зазвенели ручейки,
Распускаются цветы.
Всюду птичьи голоса.
Радуйтесь, пришла весна!
Ребенок:
Мы сегодня рано встали,
Нам сегодня не до сна.
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!
Ребенок:
Ждем весны давным-давно,
А ты бродишь где-то.
Без тебя ведь не придет
Солнечное лето.
Воспитатель находит письмо. Рассматривает его.
Ведущий: Ребята, посмотрите, что это такое? Да это же письмо пришло!
(Рассматривает конверт).Интересно, от кого оно? Сейчас прочитаем.
(Читает): «Дорогие ребята, приглашаю вас на полянку в мой весенний лес, чтобы вместе встретить праздник. Дорогу вам укажет солнечный лучик. Весна.»
Как интересно! Ребята, хотите отправиться к Весне на праздник? Только как же мы найдём дорогу? Где этот солнечный лучик?
В зал под музыку вбегает солнечный лучик.
Лучик: Здравствуйте, а вот и я! С днём весенним вас друзья!
Ведущий: Здравствуй, солнечный лучик! Спасибо, что ты такой весёлый и добрый. Весна пригласила нас к себе в весенний лес на праздник, но мы не знаем, как найти дорогу. Может, ты нам поможешь?
Лучик: Я скачу по белу свету, мне скакать, светить не лень.
Там, где я – там ночи нету, там, где я – там ясный день!
Освещаю, согреваю, с каждым листиком дружу
И хорошую погоду за собою приношу.
С вами я готов пойти,
Чтобы помочь весну найти.
♫ Дети исполняют песню «Солнечный лучик» («Скачет по полям с небом пополам…». (Приложение в папке). Лучик танцует под эту песню. На повтор припева дети идут по залу друг за другом за Солнечным лучиком.
♫ Звучит щебет птиц.
Ведущий: Ребята, посмотрите, вот мы и на весеннем лугу! Ярко светит солнышко, на деревьях появились первые листочки. Птицы щебечут! Вам нравится здесь?
Ребенок:
Нет зимы, пришла весна!
Значит, танцевать пора!
Вот проснулся лес и луг,
Заплясали все вокруг!
♫ Дети исполняют хоровод «Весну звали, лето ждали»(фонограмма).
Ведущий: Весело и привольно на свежем воздухе! Но где же наша хозяюшка-Весна, что-то её не видно?
Ой, слышу, идёт сюда кто-то, уж не она ли?
♫ В зал входит Леший.
Леший: Эх, сколько гостей нежданных в мой лес пожаловало!
Все сюда приходят, шумят, тишину нарушают! А чего ходить, чего шуметь! Вас сюда никто не звал!
Ведущий: Здравствуйте! Как это нас никто не звал? Нас сама Весна-Красна на праздник пригласила!
Леший: Ишь, Весну они ждут! А чего тут веселиться-то? Чего радоваться? То ли дело зимой хорошо:
Лежи себе на печи,
Грей спину об кирпичи!
А весной: вставай, иди, землю паши, сажай. Огород капай с утра до ночи!. Эх! ничего вы, люди, не понимаете!
Ведущий: А вы, собственно, кто такой?
Леший: Как, кто такой? Разве вы меня не узнали? Я – Леший, охранник леса!
Лес от чужаков охраняю,
За чистотой слежу,
Порядок везде навожу!
Любите вы, люди, в лесу мусорить, а убирать-то за вами кто будет?
А уж летом начинается у нас, у Леших, горячая пора: едут люди в лес, грибы, ягоды рвут, а после себя оставляют одни бумажки да стекляшки! Тьфу!
Ведущий: Ребята, разве мы с вами такие? Леший, наши ребята знают, как надо себя в лесу вести. Они бумажки не бросают, и не мусорят в лесу!
Леший: А это мы сейчас и проверим! Если вы делаете так, говорите: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если так делать нельзя, тогда молчите.
- Кто шагает утром рано
На весеннюю поляну?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
- Кто в лесу шумит, кричит,
Так, что голова болит?
Дети: …………..
- Кто с лукошком в лес пойдёт
И грибочков наберёт?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
- Кто цветочки с корнем рвёт,
После – выбросит, сомнёт?
Дети: …………….
- Кто же ландыши охапкой
Нарывает без оглядки?
Чтоб домой их унести,
Не давая им расти?
Дети: …………….
- Кто всегда природе друг,
Любит речку, лес и луг?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
- Кто бумажки, мусор, склянки
Оставляет на полянке?
Дети: ……………..
- Кто природе помогает,
Мусор в город забирает?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
- Любит кто из ребятишек,
И девчонок, и мальчишек
Сам кормушки мастерить,
Чтобы птиц зимой кормить?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Ведущий: Леший, прошли мы твои испытания?
Теперь ты понял, что у нас добрые, воспитанные ребята?
Леший: Подождите, не торопитесь! Есть у меня для вас загадка.
Её вы ни за что не отгадаете!
- Бегу я, как по лесенке
По камешкам звеня
Издалека по песенке
Узнаете меня.
В голубенькой рубашке
Бегу по дну овражка. (Ручеёк.)
Дети отвечают.
Ведущая:
Мы с ребятами даже знаем, что ручеек состоит из множества капелек, сейчас мы тебе Леший покажем, как они соединяются и образуют ручеёк, а потом и речку.
♫ Проводится музыкальная игра «Капельки»:
Все свободно двигаются по залу, не задевая друг друга, на сигнал капелька увеличилась - уже двигаются по двое, на очередной сигнал по трое… цепочка.
1.Капли весело играли, Звонко прыгали, скакали – бежим по одному
Проигрыш
2. Ну-ка, капли не зевайте.
Быстро парами вставайте – бежим парами
Проигрыш
3. Вдруг раздался страшный гром, Капли! Тройками встаем! – бежим тройками
Проигрыш
4. Наши капли разбежались – бежим четверками
И четверками собрались. Так из капелек воды
Появились ручейки.
Проигрыш
5. Ручейки объединяйтесь! – делаем один общий круг.
Речкой быстрой превращайтесь!)
А еще мы знаем песню про ручеёк!
♫ Дети исполняют песню «Ручеёк» Н. Лукониной.
Леший: Хорошая песня! Красиво поёте! Но вот на словах-то вы все хорошие! Хочу вас проверить, какие вы на деле! Сумеете порядок в лесу навести? Вот сколько мусора туристы после себя оставили!
Ведущий: Ребята, поможем Лешему? Предлагаю вам разделиться на две команды.
♫ Проводится игра «Кто быстрее соберёт мусор».
Леший: Ой, как чисто в лесу стало! Молодцы, ребята! Спасибо вам большое! Так уж и быть, оставайтесь в моём лесу сколько хотите, гуляйте и веселитесь!
Ведущий: Ребята, а нам не до веселья. Весны-то так и нет! Уж не случилось ли чего?
Лучик: Беда с Весной приключилась! Злая Баба Яга её в подснежник превратила!
Леший: Что за беда! Что за напасть! Так и лето ведь может пропасть!
Ведущий: А можно ли Весну расколдовать?
Лучик: Нужно подснежнику музыку сыграть!
Ведущий: Ребята, Весне мы сможем помочь?
Ответы детей.
Что ж, инструменты надо взять,
Музыку скорей сыграть.
♫ Дети исполняют оркестр «Вариации на русские народные темы».
Под музыку входит Весна.
Весна: Здравствуйте, ребята!
Прихожу я за зимой,
Солнце я веду с собой!
Приношу тепло, цветы,
Щебет птиц, писк мошкары.
Всё проснётся ото сна,
Если я пришла – Весна!
Как я рада вас видеть! Что случилось? Неужели я так долго спала?
Леший: Ах, Весна, ты ж ничего не знала!
Ведь Баб Яга тебя заколдовала!
Это ребята тебя спасли.
Весна: Спасибо, ребята, вам большое!
Что ж, будем праздник начинать,
Веселиться, петь, плясать!
Ребенок:
Сегодня праздник солнца и весны.
Нет праздника чудесней!
Давайте встретим праздник мы
Веселой звонкой песней!
♫ Дети исполняют песню «На дворе весна» Е. Гольцовой (Приложение)
Весна: Спасибо, ребята, за песню! Мне было очень интересно!
Ведущий:
Будем праздник продолжать
И стихи Весне читать.
Стихи:
Ребёнок:
Небо ярко засияло,
Землю солнышко пригрело!
Из-за гор, из-за морей
Мчатся стаи журавлей,
Ручейки в лесу поют
И подснежники цветут.
Пробудилось все от сна -
Это к нам пришла Весна.
Н. Найдёнова
Ребёнок:
Весна с улыбкой шлёт привет
Проснувшейся природе;
Всё после зимних бурь и бед
Вздохнуло на свободе.
Бессильно зляся и ворча,
Зима, старуха злая,
Бежит, от жаркого луча
Под солнышком сгорая.
Весна: Спасибо за прекрасные стихи!
Ведущий: Наш весёлый праздник продолжается,
Слышу танец начинается!
♫ Дети исполняют танец «Про весну» муз. С Насауленко
Весна: Ах, спасибо вам, дорогие ребята! За то, что пели, играли, стихи читали, да плясали, есть у меня для вас подарок – цветы необычные! Вы цветочки разбирайте, угощенья получайте!
Ведущий: Спасибо тебе Весна, спасибо тебе, Леший!
Леший: С праздником вас, ребята!
Желаю вам быть здоровыми и берегите природу!
Весна: В путь далёкий нам пора.
До свидания, друзья!
Ведущий: А я желаю вам улыбок, веселья, хорошего настроения, мирного неба и солнца над головой! На этом наш праздник окончен!
Приложение №2.
МБДОУ детский сад №10
Консультация для родителей на тему:
«Поговорим с ребенком о весне вместе с музыкой»
Подготовила музыкальный руководитель Позинова Н.В.
Уважаемые родители!
Каждое время года нас радует по- своему. Весна дарит нам обновление природы. Приходит время радоваться солнышку, капели, первым цветам. Кто из нас не любит весну? Весна вдохновляла поэтов и композиторов на написание гениальных произведений. Как же изобразили весну великие композиторы? Давайте познакомим детей с этими произведениями. В пьесе П. Чайковского «Подснежник» музыка рассказывает нам о весне, об апрельском, нежном подснежнике. А в пьесе «Весною» С. Майкапар описывает приветливую, светлую, радостную весну, где слышится пение птиц, как звенит капель, бегут ручейки. В пьесе с похожим названием норвежского композитора Э. Грига мы слышим разные настроения, рождённые картинками весенней природы: музыка то нежная, волшебная, то грозная, мощная, взволнованная. Кажется, что всё вокруг бурно и пышно расцветает.
Можно привести ещё множество примеров, как композиторы с помощью музыки изображали картину весны.
Сколько звуков, похожих на голоса природы, услышит ребенок? Дети заинтересуются не только музыкой, но и автором, который написал это произведение. И может быть, этот интерес останется с ним на всю жизнь.
Народ славил весну в музыке очень давно. Веснянка - обрядовая песня. Пели ее, чтобы весна приходила быстрее. Считалось, что магия песни приближало тепло, прилет птиц, давало красоту цветения. В наше время дети с удовольствием поют веснянки.
Общение с природой через музыку способствует избавлению от стресса, делает эмоциональную жизнь ребенка богаче, происходит всестороннее развитие психики, обогащение новыми впечатлениями, развиваются творческие способности.
Музыка - высшее в мире искусство.
Произведения, рекомендуемые для слушания с детьми дома:
А. Вивальди «Весна» (1 часть «Март»); Н. Римский-Корсаков " Снегурочка"; С. Рахманинов "Весенние воды"; Д. Кабалевский "Весна"; П. Чайковский «Подснежник»; «Весною» С. Майкапар; Э Григ «Весною».
Используемая литература:
О.П. Радынова. Музыкальные шедевры: Природа и музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».
ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Весна идёт — весне дорогу"
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....

Сценарий родительской конференции в ДОУ «Ваш ребёнок идёт в школу»
Предлагаемый материал поможет организовать родительскую встречу по актуальным вопросам подготовки детей к школьному обучению, с участием учителей начальных классов и психолога школы, инспектора ГИБДД,...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Почему идёт снег?"
Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире-важнейшие черты детского поведения. Предлагаемое занятие развивает мышление, логику, тво...
Красная шапочка идёт в гости.
Конспект составлен по методике В.Д.Шадрикова по обучению детей ПДД....

Стихотворение "Снег идёт, снег идёт"
Презентация стихотворения для дошкольников с нарушением слуха....

А снег идёт, а снег идёт. Вот так мы любим отдыхать: и снег покидать и с горки покататься.
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"19344628","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1040","width":"780"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"1898092...
