Наблюдение за деревьями и кустарниками
материал (старшая группа)

Селиванова Маргарита Валерьяновна

формирование у детей дошкольного возраста элементарных экологических представлений, воспитание бережного отношения к природе (деревьям и кустарникам) и любви к своей планете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.gr_.progulka_4.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка "Наблюдения за деревьями и кустарниками!"

Цель: формирование у детей дошкольного возраста элементарных экологических представлений, воспитание бережного отношения к природе (деревьям и кустарникам) и любви к своей планете.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с праздником "День Земли" и его значением.

Расширить знания детей о деревьях и кустарниках.

Познакомить с элементарными правилами поведения в природе.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление, речь, умение выражать свои мысли и чувства.

 Воспитательные:

 Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о ней.

 Формировать чувство ответственности за свои поступки по отношению к окружающей среде.

Материалы и оборудование:

 Глобус или изображение планеты Земля.

 Картинки с изображением загрязнения окружающей среды (мусор, дым из труб, вырубка леса).

Контейнеры для раздельного сбора мусора (макет).

Ход ООД:

В: Дети! Сегодня у нас необычный день. Какой сегодня день, вы узнаете, отгадав загадку

 Загадка: Голубой шарик, на котором мы живем. (Земля)

В: Правильно, это Земля!  22 апреля, во всем мире отмечают День Земли. Это праздник нашей планеты, нашего общего дома!

 Эмоциональный настрой: Предложить детям взяться за руки, улыбнуться друг другу и пожелать нашей планете здоровья и красоты. 

Все вместе в кругу:

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

 Показать детям глобус или изображение Земли.

 В: Ребята, посмотрите, какая красивая наша планета! Что означает голубой цвет на глобусе?

 Д: Океаны, моря, реки.

 В: Что означает зеленый цвет?

 Д: Леса, равнины горы, поля.

В: Правильно, а что растет в лесу.

Д: Деревья, кустарники, цветы….

А сейчас внимательно оглядитесь вокруг: какие зелёные друзья растут на участке детского сада?

Д: Деревья, кустарники и другие растения.

В: Кто может сказать, какие деревья растут на участке?

Д: На нашем участке растут береза, клён, ива, калина, рябина, ирга.

Воспитатель: А по каким признакам вы смогли определить название деревьев?

Д: У всех деревьев разная форма листа и цвет коры.

В: Правильно.

В: Дети, давайте, сейчас пройдемся по экологической тропе.

Послушайте стихотворение:

«Стоит красавица на поляне

В зеленой кофточке и белом сарафане».

О каком дереве идет речь?...

 -Как вы думаете, какое главное отличие березы от других деревьев?

Дети указывают на белый ствол.

-Действительно, береза- единственное дерево на планете с белым стволом.

-Посмотрите внимательно, а ствол полностью белый?

Д: нет, на нем есть черные черточки.

В: Эти черные черточки называют «чечевички». Оказывается, это «нос» березы, через который дерево дышит.

-Ребята, как вы думаете, какую пользу приносит береза человеку?

Дети дают варианты ответов.

В: Да, она дает нам вкусный, богатый витаминами сок. Из почек и листьев делают целебные отвары и косметические средства. А отваром из листьев девушки в давние времена   ополаскивали волосы после мытья, чтобы они были блестящими и шелковистыми. Из древесины березы делают красивую мебель, а из бересты умельцы-мастера создают красивые поделки, игрушки

-Ребята, скажите, раз березка так радует нас и приносит столько пользы, мы должны беречь ее?

Д: да.

В: Правильно, особенно при сборе березового сока.

-Как вы думаете, в какое время года собирают березовый сок?

Дети называют времена года.

В: Сок собирают ранней весной. В это время внутри дерева скапливается много сока. И, чтобы не навредить березе, нужно знать и соблюдать правила сбора.

Надрез обязательно надо замазать глиной или специальным садовым варом, похожим на пластилин.

Дети, послушайте сейчас я вам загадаю загадку, вы попробуете ее отгадать

На ветках плоские комочки.

В них дремлют плоские листочки.

Что это за комочки (ответы детей)

-Правильно ребята, это почки. Где почки находятся (на деревьях) Какого цвета почка? Что появляется из почек (листья) (внимательно выслушивает ответы детей и побуждает ответить полным предложением)

В: Появились листочки. Повтори, Клим. Какие листочки появились на дереве, Милана?  Появились зеленые листочки.

 А какие по размеру зеленые листочки появились на дереве, Амелия? Появились зеленые и маленькие листочки.

В: Как это здорово! (эмоционально радостно)

 Ребята, а давайте деревьям покажем, как дует теплый, весенний ветер! (эмоционально)

 Игровое упражнение: «Деревья в лесу"

 Ветер дует нам в лицо (махи руками в лицо)

 Закачалось деревцо (наклоны в стороны)

 Ветер тише, тише, тише (приседания)

 Деревья выше, выше (встать на носочки, тянуться руками вверх).

     Проблемная ситуация .

Ребята, посмотрите, почему здесь так грязно? Кто виноват? (Обсудить с детьми причины загрязнения: мусор (бумага, металл, пластиковые бутылки, ветки).

Дворник Алексей Павлович забыл свой контейнер  с мусором, давайте мы сейчас рассортируем мусор по контейнерам , чтобы его можно было переработать и сделать новые вещи.

 И поможем нашей планете?" (Выслушать предложения детей).

 (макеты контейнеров для раздельного сбора мусора).

Объяснить, какие виды отходов относятся к каждой категории (пластик, дерево, бумага, металл).

 Познакомить с правилами поведения в природе:

 Не мусорить.

 Не ломать ветки деревьев и кустарников.

 Не рвать охапками цветы.

 Не разорять гнезда птиц.

 Не разорять муравейники

 Бережно относиться к воде и воздуху.

Хочу вам прочитать стихотворение

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если вместе я и ты,

Если все сорвём цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Один человек оставляет в лесу след. Сотня – тропу. Тысяча – пустыню. Помните об этих правилах и не нарушайте их никогда.

Показать картинки с изображением загрязнения окружающей среды (мусор, дым из труб, вырубка леса).

Дети, давайте, сейчас с вами еще пройдемся по экологической тропе.

 А это кустарник, калина обыкновенная.

Калина – неприхотливый кустарник. Не боится ни морозной зимы, ни летнего

зноя, но любит расти по берегам ручьев  и озер, где ей всегда хватает влаги.

Целительные свойства калины заключены в ее плодах, коре, цветках.

Куст калины – ветвистый кустарник с серовато- бурой корой.

Листья калины неровные, с зубчиками по краям, темно- зеленые сверху, снизу более светлые. Показ иллюстрации

В мае - июне калина зацветает. Цветы собраны в пышные зонтичные соцветия. Так называют их потому, что соцветия по форме напоминают раскрытый зонтик. У каждого цветка калины пять лепестков. Показ иллюстрации

Дважды в году калина бывает наряднее своих соседок - начале июня и осенью Показ иллюстрации.

Ягоды калины, ярко-красные, округлые, с плоской косточкой внутри.  У калины отходит от корня много стволов, нет главного ствола, поэтому относится к  кустарникам.

Что общего у деревьев и кустарников? (Они растения, у них есть листья, корни, они растут в земле).

 Чем они отличаются? (Количеством стволов, высотой).

 Для чего нужны деревья и кустарники? (Они дают кислород, очищают воздух, дают пищу и укрытие животным, используются для строительства и изготовления мебели).

 Рефлексия:

 Наше путешествие подходит к концу.

 Давайте вспомним, где мы сегодня с вами побывали?

 Ребята, что нового вы узнали сегодня?

 Что вам больше всего понравилось?

 Для чего нужны деревья?

 Чем отличается кустарник от дерева?

 Что мы можем сделать, чтобы помочь нашей планете ЗЕМЛЯ?

Подведение итогов: Сегодня мы с вами узнали о замечательном празднике – Дне Земли. Мы поняли, что наша планета – это наш общий дом, и мы должны беречь и заботиться о нем. Каждый из вас может внести свой вклад в защиту природы: не мусорить, сажать деревья, экономить воду и электроэнергию.

Подарок планете: Предложить детям всем вместе сказать: "Мы любим тебя, наша планета Земля! Мы будем беречь тебя!"

А теперь похвалим себя, мы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки «Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками»

Конспект прогулки «Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками»...

Наблюдение за деревьями и кустарниками в подготовительной группе

Наблюдение за деревьями и кустарниками в подготовительной группе...

Наблюдение на прогулке "Деревья и кустарники нашего участка"

Дети старшей группы отправильись в путешествие по учатску детского сада! В этом путешествии ребята получают возможность проявлять большую активность, любознательность, самостоятельность и инициативу в...

Конспект проведения прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за деревьями и кустарниками»

Цель:Закреплять знания об изменениях в природе.Развивать способность наблюдать за живой природой.Формировать представление о том, что любое дерево и кустарник – живое существо.Формировать познав...

Конспект прогулки Наблюдение за деревьями и кустарниками под снегом

Цель: Создание условий для закрепления  знаний о деревьях; учить различать виды деревьев; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство между собой, характерные признаки....

наблюдение за деревьями и кустарниками летом в старшей группе

наблюдение за деревьями и кустарниками летом в старшей группе...