Одаренные дети
материал

Райбо Наталья Александровна

 Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельност

В группе ДОУ может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов и,  как правило, успешен в учебной деятельности, знает больше, чем его сверстники. Приносит в детский сад новые книги и игрушки по интересующей его тематике, увлекательно пересказывает содержание книг и передач, придумывает необычные истории, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.

Одаренность бывает разная:

  • общая интеллектуальная одаренность
  • художественная
  • творческая
  • психомоторная

Одаренность ребенка может проявляться как в самом раннем возрасте, так и много позже, когда ребенок уже учится в школе. При этом если детская одаренность проявилась рано, то далеко не всегда она сохраняется и в дальнейшем: часто юные вундеркинды «выравниваются» и, становясь старше, перестают отличаться от сверстников.

Детская одаренность выявляется педагогами в процессе наблюдения за детьми, изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления с помощью тестов, анкетирования.

Как можно выявить одарённых детей в группе? Конечно, основной метод, который позволяет предположить высокий уровень развития у ребенка в разных областях - это наблюдение за детьми в различных видах деятельности.

Для выявления особенностей основных компонентов детской одарённости я использую следующие методики.

  • Методика «Последовательность картинок» применяется для оценки способностей ребёнка в области логического мышления.

Ребёнку для решения предлагаются три задачи (первая - вводная), в которой требуется выложить последовательность из 5 картинок с соблюдением причинно - следственных связей, изображённых на этих картинках.

  • Методика «Составь предложение из заданных слов». Ребенку предлагается составить предложение из слов или картинок на заданную тему.
  • Методика Елиса Пола Торренса «Дорисовывание фигур». Ребёнку предлагается последовательно 10 карточек, на каждой из которых изображена фигура неопределённой формы. Ребёнок должен дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась какая-нибудь картина. 
  • Методика «Вопросы к картинкам» (модифицированный вариант методики Е. Торренса) направлена на выявление познавательной активности. Детям последовательно показывают сюжетные картинки и просят их придумать вопросы, которые можно задать о том, что нарисовано на этих картинках. Методика позволяет выявить творческую инициативу, которая отражается в содержании вопросов.

 Следует помнить: как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Опыт работы  показывает, что при создании в детском саду и семье, где воспитывается одарённый ребёнок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства, ребёнок может пройти путь от первых появлений склонностей до яркого рассвета способностей и одарённостей.

Важным условием решения задач активизации потенциальных возможностей ребенка, является взаимодействие педагога и родителей.

Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующему направлению.

1.     Информационно-аналитическое

(реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей и предполагает решение педагогических задач: выявить интересы и предпочтения родителей; выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах воспитания и образования детей;  узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей).

Родителям воспитанников реагулярно пердоставляется информация о способностях и склонностях детей. Предлагаются различные варианты развития дошкольников вне образовательного учреждения, дети пробуют себя в различных кружках, секциях допольниетельного образования, участвуют в конкурсах.

2. Познавательное направление

(реализуется через консультации, тематические сообщения, открытые занятия, День открытых дверей, семинары-практикумы, семейные клубы). 

 Основной задачей в этом направлении является повышение компетентности родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста. Родители непосредственно участвующие в организации педагогического процесса, являются незаменимым партнером и помощником педагогу. Родители одаренных детей должны быть информированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. В своей педагогической деятеьности я широко использую проектную деятельность. Совместно с родителями воспитанников, в целях развития интерллектуального потенциала детей, были реализованы проекты «В гостях у сказки», «Природа и мы». 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»

 Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".

Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку  реализовать свои способности?...

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"

Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»

Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...