Развивающая предметно – пространственная среда во 2 младшей группе.
методическая разработка (младшая группа)

Волочек Екатерина Андреевна

Описание предметно – пространственной среды 2 младшей группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda.docx303.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно – пространственная среда во 2 младшей группе «Ласточка» в соответствии с ФГОС ДО

В развивающей предметно – пространственной среде 2 младшей группы «Ласточка» отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

  • коммуникативно-личностное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Пространство групповой комнаты организовано в виде уголков:

  • уголок творчества;
  • математический уголок;
  • уголок для сюжетно-ролевых игр;
  • логопедический уголок (речевой);
  • патриотический уголок;
  • книжный уголок;
  • музыкальный уголок;
  • физкультурно-оздоровительный уголок;
  • уголок для театрализованных игр;
  • уголок конструктивной деятельности;

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

  1. Уголок безопасности.

Одной из важных функций уголка безопасности является воспитание у школьников чувства ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. 

В нём размещаются правила и рекомендации, которые помогают детям ориентироваться в опасных ситуациях. 

Уголок помогает детям не только ознакомиться с правилами, но и запомнить их, а главное — освоить правильные алгоритмы действий в экстренных ситуациях.

В уголке имеются игры для детей до 3-4 лет довольно крупные и готовые к использованию.

  • Дидактический материал;
  • дидактические игры;
  • дорожные знаки;
  • макет дороги;
  • материал по ОБЖ и ПДД;
  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры;
  • настольно-печатные игры;
  • машины разных размеров;
  • дорого в виде конструктора.

  1. Уголок творчества.

К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация. Для того чтобы каждый ребенок в возрасте с 3 до 4 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование:

  • кисточки с разным ворсом и разной величины;
  • листы;
  • трафареты, раскраски, клеёнки;
  • цветные карандаши, восковые мелки, краски, пластилин, ножницы с закругленными концами*, клей*, салфетки для аппликации;
  • материалы для рисования в нетрадиционной техники (ватные палочки и диски и др.), (*в недоступном для детей месте);
  • природный материал для творчества (сухие листья, семена, скорлупа и др.), (*в недоступном для детей месте).
  • бросовый материал для ручного труда: крышки, обертки, обрезки, кусочки тканей и др., (*в недоступном для детей месте);
  • место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей;

*в недоступном для детей месте - для обеспечения безопасности и предотвращения несчастных случаев. Выдается строго на занятиях, под присмотром воспитателя.

  1. Математический уголок.

Для детей в группе имеются предметы, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать речь.

  • пирамидки, окрашенные в основные цвета;
  • вкладыши (с фигурками);
  • набор объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски);
  • вкладыши с геометрическими формами, разными по величине;
  • мозаика (восьмигранная, цветная, крупная);
  • наборы кубиков с цветными гранями;
  • наборы парных картинок (предметные);
  • наборы парных картинок "лото" (из 2-3 частей);
  • разрезные картинки, разделенные на 2-4 части;
  • весы;
  • палочки для счета (пластиковые, деревянные – цветные);
  • цветной маленький конструктор (блоки);
  • иллюстрации с цифрами.

  1. Уголки для сюжетно-ролевых игр.

В уголках имеются игрушки для любой сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях.

  • различные тематические игрушечные наборы, соответствующая мебель, декорации;
  • сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей, куклы разных размеров;
  • разнообразные виды транспорта;
  • двигательные игрушки (машины и т.д.);
  • игрушки, изображающие предметы быта (посуда, бытовая техника, постельные принадлежности);
  • стационарная кукольная мебель (кухня, комната, спальня), мебель для игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», строительные игры «Пароход», «Самолет», «Гараж» и пр.
  • наборы образных игрушек небольшого размера для режиссерских игр (человечки, солдатики, герои мультфильмов).

  1. Логопедический уголок (речевой).

Логопедический уголок нужен для создания условий для развития и коррекции речи детей.  Он представляет собой специально оборудованное пространство, оснащенное игровым, дидактическим и наглядным материалом.  

Также логопедический уголок обогащает эмоциональный и практический опыт установления контакта ребёнком со сверстниками и взрослым. Работа в нём стимулирует развитие устной речи, навыков коммуникации. 

  • зеркало;
  • стулья;
  • стол;
  • картинки к артикуляционным упражнениям;
  • шнуровки, трафареты и т. п.;
  • игры по развитию речи;
  • картотеки поговорок, скороговорок;
  • дидактические игры по развитию речи «Расскажи сказку», «Подбери слово», «Большой и маленький» и др.;
  • наборы предметных картинок на классификацию лексических тем: «овощи», «фрукты», «Игрушки», «Мебель», «Посуда» и др.;
  • разрезные предметные картинки: «Овощи», «Фрукты», «Животные», разрезанные на две, четыре части;
  • игры для развития дыхательной струи;
  • игры для развития мелкой моторики.

  1. Патриотический уголок.

Уголок патриотического воспитания нужен для воспитания  гражданственности и развития чувства любви к Родине.

  • наглядные материалы по темам: «Малая родина» (фото, иллюстрации, тематические альбомы);
  • иллюстрированные альбомы с произведениями устного народного фольклора;
  • детская художественная литература по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки);
  • тематические дидактические игры;
  • дидактические игры на тему космоса;
  • дидактические игры «Народы России»;
  • картинки с пояснением, что значит патриотизм;
  • фотография президента РФ;
  • изображение «Праздники России»;
  • изображение «Официальные символы России» и гимн;
  • игрушки «Военный транспорт».

  1. Книжный уголок.

Книжный уголок нужен для создания благоприятных условий для знакомства детей с миром художественной литературы.  

Наличие такого уголка создает мотивацию к обучению чтению, знакомство с разными литературными жанрами, авторами, художниками-иллюстраторами. Формируется восприятия художественных образов, целостной картины мира, развитие литературной речи, эстетического вкуса, мышления, памяти, фантазии. 

  • книжная полка или витрина;
  • художественная литература соответственно возрасту и тематике;
  • книжки-малышки;
  • детские журналы;
  • серии сюжетных картинок.

  1. Музыкальный уголок.

Музыкальный уголок нужен для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей. 

В уголке дети могут петь, исполнять несложные танцевальные движения, водить хороводы, слушать любимые произведения или подбирать и подыгрывать простые мелодии на музыкальных инструментах.

Содержание музыкального уголка формирует положительное отношение детей к окружающему миру, семье, сверстникам и себе. 

  • стеллаж с музыкальными инструментами: ложки, трещотки, ксилофон, маракасы, дудочка;
  • музыкальные игрушки;
  • колонка для прослушивания музыкальных произведений;
  • набор шумовых коробочек;
  • музыкально-дидактические игры.

  1. Физкультурно-оздоровительный уголок.

Физкультурный уголок нужен для удовлетворения потребности детей в движении и приобщения их к здоровому образу жизни. Дети приобретают двигательный опыт и физические качества: координацию и гибкость, а также, правильное формирование опорно-двигательной системы организма и многое другое.

  • кольцебросы, кегли, мячи разного размера, массажное оборудование: дорожки, тропинки, конусы с гимнастическими палками;
  • картотеки гимнастик, подвижных игр;
  • оборудование, сделанное своими руками;
  • дидактические игры по ЗОЖ.

  1.  Уголок для театрализованных игр.

Уголок для театрализованных игр нужен для того, чтобы обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией.

Такой уголок помогает детям развивать творческие способности, воображение и умение импровизировать; развивает память, внимание и выражение основных эмоций. 

  • настольная ширма, фланелеграф, атрибуты;
  • разные виды театров (пальчиковый, магнитный, экран и светильник для теневого театра, настольный, би-бабо);
  • виды театров, сделанные своими руками (ложковый);
  • маски персонажей;
  • уголок ряжения (юбки, платки, сарафаны, штаны полицейские фуражки, и др.);
  • фонотека с аудиозаписями детских песенок из мультфильмов и сказок;
  • ширма.

  1.  Уголок конструктивной деятельности.

Уголок конструктивной деятельности нужен для повышения интереса детей к созданию конструкций и моделей, совершенствования конструкторских умений и навыков, развития творческого потенциала. Уголок помогает формировать у дошкольника познавательную и исследовательскую деятельность, стремление к умственной деятельности, приобщает к миру технического и художественного изобретательства.

  • крупный напольный конструктор (деревянный, пластмассовый);
  • разные виды среднего по размеру конструктора;
  • настольный мелкий деревянный конструктор;
  • мелкие игрушки и транспорт для обыгрывания построек;
  • тематические конструкторы.

Вывод: среда позволяет эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. РППС обеспечивает игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения. 

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Столы и стульчики можно перемещать по группе, это позволяет организовать максимальное пространство для игр и развития детей. 

Игры, пособия и мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской деятельности. Выделены различные уголки, которые не имеют жёстких границ, что позволяет преобразовывать один игровой уголок в другой по желанию детей. 

Таким образом, РППС отражает содержание всех образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы по ФГОС

Функции развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе:·        Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира...

Развивающая предметно – пространственная среда в младшей группе

Развивающая среда детства - система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской действительности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эс...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе ДОУ.

Младший возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот пе­риод происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстника­ми и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспе...

Развивающая предметно-пространственная среда. Первая младшая группа.

Мини-фотоотчет по организации развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе в соответсвии с ФГОС ДО....

Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда 2 младшей группы детского сада в соответствии с ФГОС и программой "Радуга"

Презентация предметно - пространственной среды во 2 мл.гр. детского сада в соответствии с ФГОС и программой "Радуга"...

Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда в младшей группе МБДОУ д/с № 29 "Светлячок"

Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда в младшей группе МБДОУ д/с № 29 "Светлячок"...

Развивающая предметно-пространственная среда II младшей группы «Жемчужинка»

Презентация организации развивающей предметно-пространственной среды во II младшей группе...