План самообразования 2023-2024 г.
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Радуга» с. Майма»
План по самообразованию
Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников
посредством художественной литературы»
Воспитатель: Мерчик Надежда Юрьевна
с. Майма
2023-2024 гг.
Цель: способствовать формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание прочитать произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие:
1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
План работы воспитателя средней группы № 5 Мерчик Надежды Юрьевны на 2023 – 2024 гг.
По теме: Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы.
Месяц | Повышение собственной компетенции | Я и дети (открытые занятия, наблюдения, прогулки) | Я и педагоги (консультации, мастер-класс, лекции) | Я и родители (консультации, папки-передвижки, беседы) |
Сентябрь | Е.А.Алябьева. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003. Анализ изученной литературы. | «Я и моя семья» В.Осеева «Волшебное слово». Цель: подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения; развитие умений делать выводы; воспитание чувства гордости за свои поступки. | Консультация для педагогов: «Основа духовно-нравственной позиции». | Консульация «В стране сказок» |
Октябрь | Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина. Веселый этикет. Екатеринбург, 1996. Анализ изученной литературы. | «Родная земля – кормилица – хлеб» Сказка «Колосок»; А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»; Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом». Цель: ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции; | Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы». | Папка-передвижка «Роль сказок в развитии детей» |
Ноябрь | Л.Н. Галигузова, Е.О.Смирнова. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992. Анализ изученной литературы. | Поздняя осень (живая и неживая природа) С. Воронин «Трусишка». Цель: углубление представлений о жизни животных; развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам; воспитание в детях единства слова и дела. | Консультация для педагогов «Влияние художественной литературы на формирование нравственных качеств у дошкольников». | Консультация для родителей: «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка» |
Декабрь | В.И. Петрова, Т.Д.Стульник. Нравстенное воспитание в детском саду. Москва, 2008. Анализ изученной литературы. | «В мире сказок» «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка», С. Козлов «Зимняя сказка»; А,И. Одоевский «Мороз Иванович». Цель: углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках; способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам; разъяснение сущности моральных норм. | Подготовка мастер-класса для педагогов на тему «Чему учат сказки?» | Папка-передвижка для родителей «Сказка – ложь, да в ней намек…». |
Январь | М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера, 2003. Анализ изученной литературы. | «Дикие животные зимой» С. Маршак «Детки в клетке», «Где обедал воробей», Е. И. Чарушин «Что за зверь». Цель: обучение детей слушанию стихотворного текста; способствование развитию произвольного внимания; воспитание желания бережно относиться к живым существам. | Презентация картотеки детской художественной литературы по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через годовой цикл праздников". | Поместить рубрику советов и пожеланий по поводу организации чтения книг ребенком в домашних условиях. |
Февраль | Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд.Харьков, 1996. Анализ изученной литературы. | «Наши папы» А. Барто «Есть такие мальчишки», С. Сахарнов «Самый лучший пароход». Цель: знакомление с проявлениями мужества у людей разного возраста. | Презентация литературы, используемой по данной теме. | Поместить консультацию для родителей «Как и о чем говорить с детьми после прочтения книги». |
Март | Е.М.Торшилова. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998. Анализ изученной литературы. | «Вежливость» В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Младший брат», К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно». Цель: обучение детей понятиям вежливости и гуманизма; развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях; воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали. | Консультация для педагогов: «Влияние художественной литературы на формирование нравственных качеств у дошкольников». | Консультация для родителей «Волшебный мир книги». |
Апрель | Изучение методической литературы В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010. | «Уроки Здоровейки» Р. Ротенберг «Расти здоровым», В. И. Мирясова «Таня и мячик». Цель: продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здорового образа жизни; развитие желания заниматься спортом. | Консультация для педагогов: «Основа духовно-нравственного воспитания детей». | Памятки «Что читать дошколятам?». |
Май | Изучение статей в журналах «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание». | Т. Шорыгина «Моя корова», Е. Чарушин «Собака», Е. Благинина «Щенок», Л. Толстой «Котенок», В. А. Сухомлинский «Старый пес», С. Маршак «Усатый – полосатый». Цель: ознакомление детей с жизнью животных; развитие желания помогать и защищать домашних животных; воспитание бережного отношения ко всему живому. | Подведение итогов (презентация). | Презентация для родителей (на родительском собрании) «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию 2023-2024 «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества....

План по самообразованию 2023- 2024 гг. «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Актуальность темы:Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра ...
план самообразования 2023-2024 г
сенсорика для детей, формы, цвет, восприятия...




