Закономерности и этапы речевого развития нейротипичного ребенка
статья
Развитие речи у нейротипичного ребенка происходит постепенно, переходя от более простых структур к более сложным. Рассмотрим этамы речевого развития, выделенные А.А. Леонтьевым в концепции "речевого онтогенеза".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Закономерности и этапы речевого развития нейротипичного ребенка.
Закономерность: развитие речи у нейротипичного ребёнка происходит постепенно, переходя от более простых структур к более сложным. Формирование речи начинается с первых дней жизни под влиянием речи взрослых и зависит от речевой практики, речевого окружения, воспитания и обучения ребёнка.
Этапы речевого развития, выделенные А. А. Леонтьевым в концепции «речевого онтогенеза»:
- Подготовительный (0–1 год). Первая голосовая реакция ребёнка — крик, который активизирует деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. К 2–3 месяцам жизни появляется гуление — специфические голосовые реакции. К 4–5 месяцам жизни голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, формируется психофизиологический механизм слогообразования.
- Преддошкольный (от 1 года до 3 лет). Ребёнок активно проявляет внимание к артикуляции окружающих, охотно повторяет за говорящим и сам пытается произносить слова. Первые слова ребёнка носят обобщённо-смысловой характер: одним звукосочетанием или словом ребёнок может обозначать сразу предмет, чувство или просьбу.
- Дошкольный (от 3 до 7 лет). Речь ребёнка становится всё более богатой и насыщенной, звукопроизношение становится чётче. Увеличивается длина фразы, активно расширяется словарный запас ребёнка.
- Школьный (от 7 до 17 лет). На этом этапе происходит сознательное усвоение речевых процессов. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Некоторые особенности развития речи на разных этапах:
- К началу 3-го года жизни у ребёнка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребёнок выражает свои просьбы, намерения одним словом, затем это происходит с помощью примитивных фраз без согласования.
- К 24 месяцам дети почти усваивают навыки употребления форм единственного и множественного числа, имён существительных, времени и лица глаголов и используют некоторые падежные окончания.
- К четырёхлетнему возрасту нейротипичные дети должны дифференцировать почти все звуки, у ребёнка должно быть сформировано фонематическое восприятие. В это же время заканчивается формирование правильного звукопроизношения, и ребёнок говорит совсем чисто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка
Это статья представлена для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...
Этапы речевого развития
Презентация - консультация для воспитателей и родителей....

Этапы речевого развития ребёнка.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть с...

Тема родительского собрания : "Этапы речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста" (презентация)
В данной презентации рассматриваются этапы речевого развития детей младшего дошкольного возраста и симптомы речевых нарушений. Представлены игры для развития речи....

Этапы речевого развития ребенка дошкольного возраста
Речь формируется постепенно. Рассмотрим этапы нормального речевого развития ребенка....

Основные этапы речевого развития ребенка
В консультации говорится об основных этапах развития ребенка начиная с рождения и до 7 лет. Что важно знать родителям, чтобы не упустить те моменты, которые важны для дальнейшего развития ребенка....

