«КАК РАЗВИВАТЬ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ У ДЕТЕЙ С РАС (РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА)
статья

Люжанова Наталья Сергеевна

В. А. Сухомлинский говорил о детской игре: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ  «КАК РАЗВИВАТЬ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ У ДЕТЕЙ С РАС (РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА).

Люжанова Наталья Сергеевна

В. А. Сухомлинский говорил о детской игре: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В настоящее время в практике педагогов и специалистов, работающих с «особенными» детьми, значительно возросло количество детей с
расстройствами эмоционально-волевой сферы. Проблема обучения и
воспитания детей с расстройством аутистического спектра является весьма острой и актуальной на сегодняшний день.
Для того, чтобы применить технологии, которые дадут не только
положительные результаты в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, но и использование которых приведет к получению максимально высоких результатов важно учесть все особенности таких детей.

Как правило, проще всего учить навыкам игры с взрослыми и только потом привлекать ровесников. Взрослые более предсказуемые и менее требовательные, чем дети, именно по этой причине детям с аутизмом проще играть и общаться с взрослыми, контакта с детьми они избегают, или просто отказываются с ними играть.

 Во время обучения игровым навыкам ребенка с аутизмом полезно сразу разработать план работы. Обучение навыкам игры полностью аналогично любым другим навыкам, которым следует учить ребенка. Нужно выделить маленькие и конкретные цели, определить, как будет измеряться прогресс, и включить в задание поощрение.

Совместная игра с взрослым способствует развитию:

  • Устойчивого слухового, зрительного внимания.
  • Разделенного внимания (эмоциональный контакт со взрослым).
  • Объединенного внимания (может распределять внимание на взрослого и на предмет вокруг которого взаимодействуют).
  • Само восприятия (восприятие своего тела, схемы тела, образа себя).
  • Речи.

В работе с детьми с РАС широко используются игровые технологии, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью.

Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности. Игры помогают детям развить крупную и мелкую моторику, освоить язык и другие средства коммуникации, улучшить навыки решения задач и интегрироваться в общество.

Виды игровых технологий, которые применяют с детьми с РАС:

  • Дидактические игры.
  • Строительные игры. (Созидательные игры)
  • Сенсорные игры
  • Коммуникативные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Стереотипные игры.

Рассмотрим один из видов игровых технологий – это сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра — высшая форма развития  ребенка. Именно в процессе таких игр, ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни.   Обязательным условием для развития игровых навыков являются хорошие навыки имитации. Ребенок, который готовит воображаемый обед или утешает «плачущую» куклу — это ребенок, который, скорее всего, наблюдал, похожие действия в своей семье и теперь имитирует их.

Сюжетно-ролевая игра помогают детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) улучшить взаимодействие с окружающими и освоить социальные навыки. В таких играх дети берут на себя разные роли и проживают разнообразные ситуации из социальной жизни.

Чтобы развивать сюжетно-ролевые игры и игры с правилами у детей с расстройством аутистического спектра (РАС), можно следовать некоторым рекомендациям:

  • Использовать чёткие инструкции. Это облегчит восприятие правил игры. Можно объяснить их при помощи картинок или социальных историй. 
  • Говорить с ребёнком во время игры. Это поможет улучшить навыки понимания языка. Если ребёнок произносит только единичные слова, нужно использовать предложения из двух слов, если фразами из двух слов — конструкции из трёх и так далее. 
  • Поощрять навыки игры в разных окружениях. Нужно вознаграждать ребёнка за то, что он использует свои навыки для игр с разными людьми в разных местах. 
  • Использовать бытовые ситуации для вовлечения ребёнка в игру. Нужно вовремя отслеживать ситуации, когда возникает возможность совместных действий ребёнка и другого человека. 
  • Предоставлять выбор. Это способствует развитию коммуникативных навыков и игровой инициативы. 
  • Предупреждать о переходах между активностями. Детям с РАС обязательно нужна смена деятельности. Можно использовать визуальные расписания с картинками для каждого вида игр, используемых в текущий период. 
  • Хвалить ребёнка. Нужно использовать похвалу и слова поощрения, применять и другие виды стимулов.

Некоторые примеры сюжетно-ролевых игр: «Поездка в автобусе», «Беседа по телефону», «В магазине игрушек», «Гости», «В кинотеатре». 

От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т.д. Именно в сюжетно-ролевой игре приобретает ребенок очень важный и разнообразный социальный и коммуникативный опыт.

Путь к сюжетно-ролевой игре у каждого из детей свой, и пройти его можно постепенно, маленькими шагами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы снижения самоагрессии у детей с РАС (расстройство аутистического спектра)

     Ребенок с РАС  может в прямом смысле слова «нападать» как на себя,  так и на окружающих. Давайте рассмотрим, как он это делает, почему, и как это можно...

Развитие сенсорных эталонов посредством бизиборда у детей с РАС (расстройствами аутистического спектра)

В данной разработке указано, какое значение имеет бизиборд для работы с детьми с РАС. Рассматривается пример изготовления бизиборда....

Рабочая программа коррекционно-развивающей направленности для детей с РАС (расстройствами аутистического спектра)

Цель: исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте уме...

«Как развивают сюжетно – ролевые игры детей раннего возраста?»

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Однако, возникновение, становление и развитие сюжетно-роле...

Сообщение на методическом объединении «Коммуникативные игры при адаптации ребенка с расстройством аутистического спектра к детскому саду».

Материал содержит примеры игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей с растройствами аутистического спектра при адаптации к детскому саду....

Роль игры в коррекционной работе при расстройствах аутистического спектра.

Игра является важнейшей частью жизни ребенка дошкольного возраста, незаменимым средством его психического развития и тем инструментом, который дает возможность оказать полноценную коррекционную помощь...

Рекомендации логопеда в развитии речи детей с РАС (расстройство аутистического спектра)

Детский аутизм – отклонение в работе мозга, вызывающее трудности в социализации из-за своеобразного восприятия мира.Для детей с РАС характерны-проблемы с речью-проблемы с общением-проблемы с обу...