Приемы снижения самоагрессии у детей с РАС (расстройство аутистического спектра)
статья по коррекционной педагогике по теме

Белобородова Юлия Геннадьевна

       Ребенок с РАС  может в прямом смысле слова «нападать» как на себя,  так и на окружающих. Давайте рассмотрим, как он это делает, почему, и как это можно предотвратить.

       Если ребенок причиняет себе вред - это самоагрессия. Из наблюдений можно заметить, что дети кусают себя, царапают, бьются головой о предметы или о стол, запрокидывают резко голову назад и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_snizheniya_samoagressii_u_detey_s_ras.docx708.6 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы снижения самоагрессии у детей с РАС

(расстройство аутистического спектра)

Зам.заведующего Ю.Г.Белобородова

       Ребенок с РАС  может в прямом смысле слова «нападать» как на себя,  так и на окружающих. Давайте рассмотрим, как он это делает, почему, и как это можно предотвратить.

       Если ребенок причиняет себе вред - это самоагрессия. Из наблюдений можно заметить, что дети кусают себя, царапают, бьются головой о предметы или о стол, запрокидывают резко голову назад и многое другое.

       Но в таком поведении кроется «ПРИЧИНА». Не может ребенок просто так причинять вред своему организму.  Причин может быть великое множество, но давайте  рассмотрим  наиболее распространенные:

  • Отказ от выполнения

Вы потребовали чего-то, что ребенок выполнять не хочет. Он кусает себя, вы пугаетесь и забываете про свои требования. Цель достигнута, ребенок получил то, что хотел, а именно избежал выполнения требований.

  • Реакция на запрет или отказ

Вы запретили что- либо делать или брать, отказываетесь выполнять его просьбу или желание. Итог такой же - цель достигнута, ребенок получил то, что хотел,  вы выполнили его просьбу или что-нибудь  дали ему.

  • Привлечение внимания

Думаю тут и так понятно. Скорее всего,  вы быстрее обратите внимание на ребенка, который бьется головой об стол, чем на того, кто потянет вас за рукав. И ребенок получит столько внимания, что просто не описать словами.

  • Проблемы со здоровьем

А вот эта причина наиболее распространена и выявить ее бывает очень сложно. Здесь могут быть различные заболевания (проблемы с желудочно-кишечным трактом, заболевания органов слуха и зрения, неврологические расстройства и еще очень много чего, более подробно остановимся позже).

  • Аутостимуляция

Что это такое? Это повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих предметов, нацеленные на получение сенсорных ощущений и отвлечение внимания от стрессогенного воздействия и позволяющие справиться с эмоциональным напряжением. 

На этом останавливаться не буду, так как это достаточно обширная тема  и  описать кратко  никак не получиться. Но из практики и наблюдений хочется заметить, что аутостимуляцию, проявляющуюся в виде самоагрессии,  корректировать очень сложно. Порой такое поведение правильно скорректировать могут только  АВА –специалисты.

Рассмотрим приемы снижения самоагрессии у детей с РАС, которые были взяты из разных источников и были применены на практике.

1. ИСКЛЮЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ

(Источник: Статья «Понимание и лечение самоагрессии» Стивен М. Эдельсон, кандидат наук)

  • Судороги

       Агрессивное поведение часто ассоциируется с судорожной активностью в лобных и височных долях (Гедие, 1989 г.; Гедие, 1992 г.). К поведению, которое часто ассоциируется с судорожной активностью, относится: битье головой, хлопанье по ушам и/или голове, кусание рук, битье по подбородку, расчесывание лица или рук и в некоторых случаях обхватывание коленей руками. Поскольку такое поведение возникает непроизвольно, некоторые из таких индивидов стремятся к определенного рода самоограничению (например, в тот момент, когда их руки удерживаются или связаны).

Вмешательство. Хотя для устранения судорожной активности применяются лекарства, они зачастую имеют отрицательные побочные эффекты. Существует достаточно подтверждений того, что диметилглицин снижает судорожную активность без негативных побочных эффектов (Гаскон и др., 1989 г.; Роуч и Карлин, 1982 г.).

  • Боль

     Еще одной причиной битья головой может быть попытка заглушить боль, например, вызванную инфекцией в среднем ухе, или головную боль (де Лиссовой, 1963 г.; Гуалтиери, 1989 г.). Все больше подтверждений находит тот факт, что боль из-за желудочно-кишечных проблем, таких как рефлюкс или вздутие, может сопровождаться самоагрессией. Кроме того, некоторые лица, страдающие аутизмом, сообщали, что им причиняют боль некоторые звуки, например, плач ребенка или звук работающего пылесоса. Во всех этих случаях самоагрессия может приводить к выработке бета-эндорфинов, заглушающих боль. И наоборот, такие индивиды могут пытаться «перебить» боль. В этом случае стимуляция одной части тела (в данном случае путем причинения боли самому себе) может снизить или притупить боль в другой части тела.

Вмешательство. У многих детей потребление молочных продуктов часто ассоциируется с ушными инфекциями. Определенные продукты в рационе индивида могут вызывать головные боли. Кроме того, дефицит магния часто ассоциируется с повышенной чувствительностью к звукам. Магний в виде добавок абсолютно безопасен и позволяет снизить чувствительность некоторых индивидов к звукам. Доказано, что аудиоинтеграция также снижает чувствительность к звукам (Римланд и Эдельсон, 1994 г.)

  • Биохимические

        Некоторые исследователи предполагают, что уровень определенных нейротрансмиттеров ассоциируется с самоагрессией. Бета-эндорфины - это эндогенные опиатные соединения, содержащиеся в мозге, а самоагрессия может повышать продукцию и/или выделение эндорфинов. В результате индивид испытывает состояние, подобное анестезии, и, по всей видимости, не чувствует боли при самоагрессии (Сандман и др., 1983 г.). Более того, выделение эндорфинов может вызывать у пациента состояние, подобное эйфории. Такое объяснение подтверждается исследованиями, которые доказали, что лекарство, блокирующее окончания опиатных рецепторов (например, налтрексон или налоксон), эффективно уменьшает число эпизодов самоагрессии (Герман и др., 1989 г.).

Исследования лабораторных животных, также как и исследования, в которых лекарства назначались людям, подтверждают, что низкий уровень серотонина или высокий уровень допамина ассоциируется с самоагрессией (ДиЧиара и др., 1971 г.; Мюллер и Ниган, 1982 г.). В своем исследовании разнородной выборки лиц с умственной отсталостью Гринберг и Колеман (1976 г.) назначали лекарства, такие как резерпин и хлорпромазин, для снижения уровня серотонина. Эти исследователи наблюдали сильное увеличение случаев как агрессий, так и самоагрессий. Как показывает опыт, лекарства, повышающие уровень допамина, такие как амфетамины и апоморфин, увеличивают число случаев самоагрессии (Мюллер и Ниган, 1982 г.; Мюллер и др., 1982 г.).

Особый интерес представляет исследование Колемана (1994 г.) группы аутичных детей с низким содержанием кальция в организме (т.е. гипокальцинурией). Они часто терли глаза. После введения дополнительного кальция такое поведение заметно уменьшилось. Кроме этого, улучшились речевые навыки.

  • Сенсорные

Чрезмерное растирание или расчесывание собственного тела может быть крайней формой самостимуляции. Индивид может не получать нормального объема физических ощущений и в результате он начинает царапать свою кожу, чтобы получить физические ощущения или повысить степень активации (Эдельсон, 1984 г.).

Что искать? Кажется, что человек не чувствует боль и, возможно, прикосновение. Такое поведение может быть менее выраженным, если индивид чем-то занят (например, играет, работает над заданием), потому что его/ее внимание не обращено на собственное тело.

Вмешательство. Можно порекомендовать мягкие формы физической стимуляции тех частей тела, которые он/она усиленно трет или чешет. Можно использовать вибромассажер, растирать кожу жесткими предметами (например, сухими бобами или макаронами), а также щеткой. Кроме того, как показывает практика, если на ту часть тела, которая больше всего подвергается расчесыванию, нанести местный анестетик, то самоагрессия уменьшится.

2. «ИГНОРИРОВАНИЕ»

(Источник: «Детский аутизм и АВА» Роберт Шрамм, сертифицированнный эксперт поведенческого анализа)

      Примечание: «игнорирование»  применяется в основном при  причинах (отказ от выполнения, реакция на запрет или отказ, привлечение внимания).

       Важно! Игнорировать поведение можно лишь при условии, что ребенок находится в безопасности, не наносит вреда себе или окружающим, а также не разрушает ничего из того имущества, порчи которого нельзя допускать.
      Многие родители пытаются игнорировать нежелательное поведение своих детей, но им не удается делать это на протяжении достаточного промежутка времени. Если вы точно знаете, что «просто не сможете вынести этого», тогда лучше либо уйти из комнаты, либо притвориться, что вы читаете или же очень активно вовлечены в какую-либо деятельность (начните готовить, займитесь стиркой и т.п.).
      Такой тип игнорирования называется «активное игнорирование». Как правило, родители пытаются игнорировать поведение, а затем расстраиваются или начинают сердиться, и в итоге идут на уступки или сдаются. Иногда истерики или другое проблематичное поведение у аутичных детей преследуют единственную цель: привлечь ваше внимание. Вы должны быть очень сосредоточены, если принимаете решение игнорировать такое поведение, поскольку это гораздо проще сказать, чем сделать. Если вы научитесь делать это правильно, жизнь с вашим ребенком облегчится в несколько раз. Считается, что игнорирование представляет собой одну из наиболее удачных поведенческих техник.

Рекомендации в отношении активного игнорирования
-
Не разговаривайте с ребенком и не смотрите на него. Это подразумевает полное отсутствие зрительного контакта и абсолютную тишину.

- Один из наиболее важных нюансов, связанных с игнорированием, заключается в том, что если вы решили игнорировать какое-либо поведение, вы должны игнорировать его до тех пор, пока оно не прекратится. (Однако, если ситуация становится опасной, вам следует вмешаться. Например, от истерики и криков ребенок может перейти к разбрасыванию вещей и агрессивному поведению.) У некоторых детей истерики с криками могут продолжаться больше часа. Если вы игнорируете такую истерику первые 15 минут, а затем отступитесь, вы лишь научите вашего ребенка кричать громче и громче, потому что в итоге он все равно добьется вашего внимания.

- НЕМЕДЛЕННО прекращайте игнорирование, если нежелательное поведение у ребенка прекращается. К примеру, если он кричал потому, что ему очень хотелось что-либо получить, а затем прекратил крики, необходимо немедленно уделить ребенку внимание. Это не означает, что в тот же момент вам нужно подбежать к ребенку и заключить его в крепкие объятия, а также посочувствовать ему в том, что он не сумел добиться желаемого. Достаточно просто найти для ребенка какое-либо новое занятие и попробовать увлечь его этим. Цель заключается в том, чтобы дать ребенку понять, что когда он устраивает истерику, это не означает, что он сможет добиться вашего внимания. Некоторые дети в таких случаях снова возвращаются к своим первоначальным требованиям в ту же секунду, когда на них обращают внимание. В такой ситуации необходимо снова начать игнорировать их поведение.

- Постарайтесь удержать себя в руках и не утонуть в чувстве вины, когда ребенок говорит «Почему ты со мной не разговариваешь?», «Ты не любишь меня» и т.п.

- Постоянство и последовательность являются ключом к успеху. Если вы принимаете решение всегда игнорировать истерики, вы должны их ВСЕГДА игнорировать.

      Одним из наиболее важных нюансов, о котором следует помнить, является тот факт, что в начале использования «игнорирования» в качестве поведенческой техники, поведение всегда ухудшается прежде чем начинает улучшаться. Причина этого явления заключается в том, что ваш ребенок первое время будет пытаться разобраться в том, что происходит. Ведь раньше его «методика» всегда срабатывала. Поэтому он может кричать громче и громче. С этим бывает трудно справиться в первое время, но как только вам это удастся, вы почувствуете, что обрели больший контроль над ситуацией. Поведение в результате уменьшится, а ребенок в конечном итоге поймет, что сказанные вами слова никогда не расходятся с вашими действиями!

3. ЗАМЕЩЕНИЕ

      Когда ребенок начинает себя кусать можно предложить предмет-заместитель,  вместо его руки. Сейчас продается огромное количество жевательных украшений, которые можно кусать, и смотрятся они при этом  очень естественно и красиво

D:\Документы\Моя писанина\Работа\46 сад-дефектолог\Статья безопасность\картинки\4.jpgD:\Документы\Моя писанина\Работа\46 сад-дефектолог\Статья безопасность\картинки\2.jpgD:\Документы\Моя писанина\Работа\46 сад-дефектолог\Статья безопасность\картинки\3.jpgD:\Документы\Моя писанина\Работа\46 сад-дефектолог\Статья безопасность\картинки\5.jpg

       Внимательно изучив поведение ребенка, можно сделать обоснованный вывод относительно наиболее подходящего метода вмешательства. Такая стратегия значительно лучше, чем метод проб и ошибок. Любое поведение, даже самоагрессию, в большинстве случаев можно контролировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cоздание условий для воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в группе для детей сЗПР.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Развитие сенсорных эталонов посредством бизиборда у детей с РАС (расстройствами аутистического спектра)

В данной разработке указано, какое значение имеет бизиборд для работы с детьми с РАС. Рассматривается пример изготовления бизиборда....

Рабочая программа коррекционно-развивающей направленности для детей с РАС (расстройствами аутистического спектра)

Цель: исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте уме...

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.

Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...

Консультация для родителей детей с расстройством аутистического спектра «Игры для детей с РАС»

Всем известно, что у игры детей с аутизмом есть своя специфика. Если обычные дети дошкольного возраста могут играть самостоятельно, то ребенку с аутизмом обязательно нужен взрослый. Осо...

Проект программы для детей с расстройствами аутистического спектра для детей от 3-7 лет

разработали учителя – логопеды: Горохова И.В., Дуева Т.И., Зинченко Ю.А., Стародубцева Е.В., Яковлева И.К....

Современные подходы и нестандартные приемы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

Модель организации коррекционно-развивающего пространства для дошкольников с РАС...