«Духовно – нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через русские народные праздники» доклад на МО.
материал

Акишева Тамара Викторовна

«Духовно – нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через русские народные праздники». Доклад на МО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_mo.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно – нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через русские народные праздники»

Вступление:

1 слайд

Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в духовно – нравственном воспитании. Рассматривая народное творчество как основу национальной культуры, педагоги считают очень важным знакомить дошкольников с русскими традициями. Народное творчество является богатейшим источником познавательного, нравственного, эстетического развития детей.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.  В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали своё прошлое, свои истоки, историю.                                                          

        В нашем детском саду №30 проходят такие народные календарные праздники, как: «Новый год», «Колядки», «Масленица» и многое другое.  Сегодня мы хотим познакомить вас с частью длительной работы по воспитанию духовно-нравственного воспитания, которая проходила несколько лет на базе группы «Колобок».  

2 слайд

Сейчас, когда подрастающему поколению навязывают недостоверные исторические реалии, главная работа педагога показать и рассказать то, как раньше жили наши предки, привить любовь и уважение к своим корням и Родине. Народные праздники - это традиции, передаваемые из поколения в поколение, которые содержат в себе разнообразные средства и формы воспитания.

3 слайд

Самая главная цель нашей работы заключается в формировании чувства единства, дружбы, равенства у младших дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции.

Задачи Формирование представлений о жизни и культуре русского народа, воспитывая при этом патриотические чувства; Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа; Воспитание этических традиций, норм, правил поведения, формирование культуры общения с взрослыми и сверстниками

4 слайд

Проект "Осенины"

Данный проект направлен на приобщение детей к календарным праздникам. В младшем дошкольном возрасте знания детей недостаточно велики о временах года, их приметах и особенностях. Основная задача формировать познавательный интерес к обычаям и традициям родного края. В беседе   выявилась проблема, что знания детей недостаточное знание о дарах и приметах осеннего времени года. Огромную роль в духовной жизни человека играет природа. Она не только кормилица, но и душевный лекарь. Поэтому возникла идея провести в средней группе «Колобок» такой интересный, наполненный русскими традициями праздник - "Осенины". Праздник, посвященный собранному урожаю и чудесному времени года.

5 слайд

Главный метод знакомства дошкольников с красотой природы родного края –  это наблюдение! Наблюдение существенно расширяет кругозор ребенка. Ведь можно наблюдать за птицами, за опадением листьев, за цветением растений, за звуками природы, тем самым духовно обогащая каждого ребенка. Главная задача данной прогулки в сборе природного материала для изготовления творческих работ.

6 слайд

Аппликация «Осеннее дерево» метод печати.

7 слайд

На данном слайде можно видеть групповую работу в технике коллаж из природного материала «Королева Осень». Ребята под руководством воспитателя с интересом и увлечением подбирали материал для выполнения работы.

8 слайд

Итогом краткосрочного проекта был проведен русский народный праздник «Осенины». В гости к ребятам пришла «Осень» с играми, загадками, приметами. Ребята обыграли сценку «Вершки и корешки», а также в гости приходили «латкари». Ребята помогли им разделить овощи и фрукты для торговли. Праздник получился веселым и познавательным.

9 слайд

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и добавить новые семейные ценности. В данном проекте мы пытались привить детям уважение к труду родных, к традициям своих предков и расширить знания о таком времени года как осень.

10 слайд

Валенки с давних времен являются одним из важных символов России. Русский народ с давних времен воспевал уникальность валенок, их удобство и теплоту в любой мороз. Про них сочиняли песни, загадки, пословицы и частушки. Знания современного поколения о такой обуви, как валенки очень мало, поэтому возникла такая идея приобщить не только детей младшего возраста, но и родителей к знакомству с историей и технологией валяния. С детьми и их родителями провели   мастер-класс по валянию сувенирных валенок «шептунов». Это необычные валенки. На Руси в них на Рождество вся семья шептала заветные желания. Главная цель этого мастер-класса заключается в приобщении семьи к народным традициям и обычаям. Вся работа проходила в онлайн режиме на платформе Сферум, через родительский чат. Ребята и родители с увлечением выполнили все этапы работы, итог их сильно удивил – все получилось. Все единогласно решили в своих семьях сделать традицию шептать желания на Рождество в свои «шептуны».

11 слайд

Показ слайда

12 слайд

Показ слайда

13 слайд

На Руси, дети разных возрастов любили колядовать на Рождество, с нетерпением ждали этот замечательный праздник. Готовиться к этому важному событию необходимо было заранее: подобрать забавные костюмы для ряженых, атрибуты и разучить тексты рождественских колядок. В благодарность за чудесные народные песнопения слушатели щедро одаривали маленьких певцов сладостями и монетками. Главная задача воспитателя в настоящее время, когда почти все дети даже и не знают, что такое Рождество и колядки, познакомить с традициями наших предков, привить интерес и желание участвовать в празднике. По этим причинам, был спроектирован и проведен данный проект.

14 слайд

Главный символ Рождества является «Ангел», который оберегает каждого человека. В образовательной деятельности по аппликации мы с ребятами сделали вот таких ангелочков.

15 слайд

В образовательной деятельности по лепке ребята из соленого теста при помощи форм сделали рождественские печенки и расписали их ватными палочками.

16 слайд

Итогом проекта стал музыкально-познавательный праздник «Колядки». В музыкальном зале был воссоздан интерьер русской избы, где гостей встречали хозяин и хозяйка. Приглашенные гости из других групп перенеслись в эпоху древней Руси. Ребята группы «Колобок» спели колядки, поиграли в русские народные игры и в итоге угостили всех рождественскими сладостями. Праздник получился веселым и познавательным.

17 слайд

Огромную работу провели с родителями, где воссоздали атмосферу празднования Рождества в домашних условиях. Воспитателем проведен мастер-класс в одной из семей воспитанников по выпечке рождественского печенья. Целью данного мероприятия являлось ознакомление детей и их родителей с ценностями традиционной духовной культуры, историей празднования Рождества. Родителям и детям очень понравилось мероприятие.

18 слайд

В средней группе «Колобок» прошел мастер-класс по росписи русского платка. Платок – символ национального наряда, он был самым желанным подарком на Руси. Платок был показателем достатка каждой семьи. Мам и детей познакомили с историей возникновения и производства платка. Методом печати были расписаны заготовки. Все были в большом восторге от проделанной работы и полученного результата. Платочки были замечательным подарком для каждой мамочки.

19 слайд

Показ слайда

20 слайд

Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народных традиций. Народные традиции является богатейшим источником познавательного и духовно - нравственного воспитания детей.  Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.

21 слайд

В образовательной деятельности по лепке мы с ребятами первой младшей группы «Колобок» испекли вот такие замечательные, румяные блины.

22 слайд

Солнышко – это символ Масленицы. Мы с ребятами сделали групповую работу «Солнышко», где каждый ребенок вылепил свой лучик.

23 слайд

Итогом проектной недели стал веселый музыкальный праздник «Карусель». Ребята в народных костюмах танцевали, играли в игры, водили «карусель».

24 слайд

Родители в домашних условиях испекли и накормили детей блинами, познакомили с традициями празднования в каждой семье.

25 слайд

    Таким образом можно с уверенностью сказать, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о необходимости «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – особенно актуальная тема сегодня.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным традициям».

Тема моей педагогической работы  «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста  через приобщен...

«Русские народные сказки как средство духовно - нравственном воспитания детей младшего дошкольного возраста»

О взаимодействии с родителями по вопросам духовно - нравственного воспитания   детей младшего дошкольного  возраста по средством русской народной сказки....

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через проект

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через проект...

План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"

Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...

План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...

План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...