Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
методическая разработка

Гродницкая Татьяна Сергеевна

Выступление на педагогическом совете по духовно нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx252.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №373 «Скворушка» г. Новосибирск

Тема: «Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

                                                                                      Подготовила: Гродницкая Т.С.

                                                                Учитель-логопед

Новосибирск 2023

Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

На современном этапе развития общества духовно-нравственное воспитание обрело особое значение – оно вошло в число приоритетных направлений образования (В.В. Путин издал указ от 09.11.22г. № 809 об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей).

Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со слабостью усвоения ими общих закономерностей и понятий, со свойственной им неразвитостью мышления, сравнительно поздно начинают разбираться в понятиях нравственного воспитания. Довольно поверхностный характер носят их представления о том, что хорошо и что плохо.

Основная моя цель как учителя-логопеда в педагогической деятельности – коррекция и профилактика нарушений развития речи обучающихся с ОВЗ.

Духовно-нравственное воспитание на моих занятиях является средством коррекционно-развивающей работы для:

-формирования лексического запаса;

-обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка;

-развития навыков связной речи.

Духовно-нравственное воспитание невозможно без знакомства с историей и русской культурой, которое осуществляется на логопедических занятиях в процессе изучения детьми тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Наша армия», «Профессии», «Моя семья», «Мой дом», «Мой родной город», «Моя улица». В ходе изучения этих тем мы расширяем словарный запас не только за счет современных слов, но и узнают устаревшие слова. Так, изучая тему «посуда», я знакомлю детей не только со значениям слов «перечница», «соусник», «самовар» и др., но и «ухват», «коромысло», «ступка». Они узнают, из чего делается посуда и из чего ее делали раньше. Это ведет не только к накоплению номинативного словаря, но и словаря признаков.

Чувство любви к родной природе – одно из главных слагаемых духовно-нравственного воспитания. Изучая на логопедических занятиях различные лексические темы, связанные с природой: «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Животные», «Деревья», «Цветы»; дети знакомятся с природой нашего края, узнают, как она богата и интересна, узнают, что ее нужно беречь – зимой подкармливать птиц и животных, бережно относиться к деревьям и цветам. Решаю чисто логопедические задачи по закреплению относительных и притяжательных прилагательных, единственного и множественного числа существительных и прилагательных, предлогов, учу детей образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы, составлять и пересказывать рассказы.

На занятиях, посвященных лексическим темам, таким как «Профессия», «Мой город», «Семья», «Хлеб», разговариваем с детьми об их привязанности и любви к своей семье, дому, школе, улице, городу; говорим о важности и уважении к труду людей разных профессий.

Нередко занятия по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей с ОВЗ в детском саду реализуются через сказки, песни, театрализованную деятельность.

На групповых логопедических занятиях дети слушают и рассказывают рассказы и русские народные сказки, учатся их пересказывать, сочинять и анализировать. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Сказки учат детей жить в гармонии с собой и миром. Дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам.

На логопедических занятиях дети знакомятся с пословицами и поговорками, скороговорками и чистоговорками. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки.

Хочу пару слов сказать о проведенных занятиях.

На занятии по лексической теме «Мой город. Моя страна» мы с детьми говорили о том как важно не только пользоваться тем, что мы имеем, но и заботиться о на нашей Родине. О том, что забота начинается с малого. Обогатили словарь словами: строить, убирать, ремонтировать, любить, украшать, охранять, беречь.

На занятии по лексической теме «Вежливость, толерантность, мамина неделя» мы читали стихотворение Инны Кульской «Невежливая вежливость», сделали совместный вывод: чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять вежливые слова, но и употреблять их правильно, в зависимости от той или иной ситуации, в которой вы находитесь.

Разбирали пословицу «доброе слово и кошке приятно». Я попросила детей сказать, что, по их мнению, эта пословица означает. Саша ответил, что всех надо любить, и кормить. Даян, сказал, что если грубо говорить, то кошка убежит. Мила сказала, что все хотят, чтобы им что-то хорошее говорят. Вова сказал, что кошке приятно, когда с ней нормально обращаются. В целом, интуитивно дети уловили смысл пословицы.

В рекомендации к самостоятельной работе была иллюстрация к этой пословице.

Много говорили о дружбе, поддержке, взаимовыручке, когда читали русскую народную сказку: «Крылатый, мохнатый и масляный».

На видео есть небольшой фрагмент занятия, когда дети объясняют значение пословиц.

Важным условием нравственного воспитания является отношение к этой проблеме семьи. В связи с этим, особую значимость приобретает работа с родителями, так как именно семья является основой, в которой формируются нравственные качества ребенка, необходимые, в том числе, и при исправлении речевых недостатков. Чтобы активнее привлечь родителей к воспитательному процессу, для консультаций с родителями и рекомендуемой самостоятельной работы речевой материал подбирается с учётом духовно-нравственных ценностей.

Подводя итог, хочу сказать, что при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе всегда найдется место духовному обогащению детей, формированию у них высоких моральных качеств, формирование чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину.

  • Честность – самая лучшая привычка.
  • Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.
  • делая зло, на добро не надейся.
  • За доброе жди добра, за худо худа.
  • Добрая слава бежит, а худая — летит.
  • Большая душа, что большой костер – издалека видна.
  • Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
  • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
  • Доброе слово лучше мягкого пирога.
  • Друг познаётся в беде.
  • Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось
  • На смелого собака только лает, а труса кусает.
  • Трус и таракана принимает за великана.
  • За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
  • Не тот жаден, у кого мало, а тот, кому своего мало.
  • Вежливости открываются все двери.
  • Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗСамый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель,и видит в своем уч...

Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель,и видит в своем ученике друга, единомышленника. В. А. СухомлинскийДетство - это то время, когда обр...

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ"

Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель,и видит в своем ученике друга, единомышленника. В. А. СухомлинскийДетство - это то время, когда обр...

Презентация для педагогов Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

полноценной духовной жизнью.У детей ОВЗ не развито чувство ответственности за себя, своих близких, а значит за свою Родину. У них отсутствует заинтересованное отношение к миру, они испытывают трудност...

Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, нор...

Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, нор...

Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель,и видит в своем ученике друга, единомышленника. В. А. Сухомлинский...