МОДИФИЦИРОВАННАЯ КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пояснительная записка: Дошкольное детство – в этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра – это отражение детьми – взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей. Дидактическая игра, как одна из многообразных игр дошкольника, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. В ней познавательные задачи соединяются с игровыми, ребенок, играя, учится. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи (игры-соревнования, настольно-печатные игры, в которых могут принимать участие несколько детей, например, «Собери картинку», «Пазлы», «Лото», «Домино» и др.), учатся достойно принимать поражение и победу в играх. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. Дидактические игры влияют на всестороннее развитие дошкольников, формируют у детей заинтересованность и умение играть.

Цель: обучение игровой деятельности, развитие психических процессов.

Задачи: обучение умению действовать в дидактической игре по заданному правилу, т.е. учить понимать и выполнять задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modifitsirovannaya_kartoteka_didakticheskih_igr.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

МОДИФИЦИРОВАННАЯ КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пояснительная записка: Дошкольное детство – в этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра – это отражение детьми – взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей. Дидактическая игра, как одна из многообразных игр дошкольника, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. В ней познавательные задачи соединяются с игровыми, ребенок, играя, учится. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи (игры-соревнования, настольно-печатные игры, в которых могут принимать участие несколько детей, например, «Собери картинку», «Пазлы», «Лото», «Домино» и др.), учатся достойно принимать поражение и победу в играх. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. Дидактические игры влияют на всестороннее развитие дошкольников, формируют у детей заинтересованность и умение играть.

Цель: обучение игровой деятельности, развитие психических процессов.

Задачи: обучение умению действовать в дидактической игре по заданному правилу, т.е. учить понимать и выполнять задание.

        КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР        

МЛАДШАЯ ГРУППА

Название игры

Цель игры

Ход игры

1

«Часы»

Развивать речевое внимание детей.

Воспитатель: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «три-трак…!». Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

2

«Медвежата мед едят»

Развивать артикуляционный аппарат детей.

Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря:              «У-у-у» (2-3 раза)

3

«Подбери фигуру»

закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанный из картона.

Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

4

«На приеме у врача»

Развивать артикуляционный аппарат детей.

Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.

Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .Врач доволен: горло ни у кого не болит.

5

«Лягушка и лягушата»

Развивать речевое внимание детей.

Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают)

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

6

«Покормим птенчиков»

Развивать речевой аппарат детей.

(Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

7

«Кто в домике живет? »

Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

(Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей)

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

8

«Справа как слева»

Освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка».

9

«Найди предмет»

Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.

10

«Три квадрата»

научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал. Три квадрата разной величины; у детей по 3 квадрата,

Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие.

Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1

«Наоборот»

Формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

2

«Подбери по цвету овощи и фрукты»

Развитие сенсорики

Детям предлагается ряд картинок с изображением овощей и фруктов. После рассмотрения: разложить их по цвету

3

«Что из чего сделано?»

Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …

4

«Закончи предложение»

Учить дополнять предложения словом противоположного значения,  развивать внимание.

Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий. а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

Дорога широкая, а тропинка .... (узкая).

5

«Ласковые слова»

Активизация ласкательных существительных

Все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Шапка – шапочка

Снег – снежок и т.д.

6

«Какая, какой, какое?»

Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.              

Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …..

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

7

«Когда ты это делаешь?»

Закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое-нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

8

«Отгадай-ка»

Упражнять детей в составлении описательных рассказов,

развивать умение внимательно слушать товарища.

Водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

«Ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета: Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?»

9

«Доскажи слово»

Учить отчетливо произносить многосложные слова громко,  развивать слуховое внимание.

Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра — начинается иг ….

Ры-ры-ры — у мальчика ша...

Ро-ро-ро — у нас новое вед...

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре — стоит дом на го...

Ри-ри-ри — на ветках снеги...

Ар-ар-ар — кипит наш само....

Ры-ры-ры — детей много у го...

10

«Какое что бывает?»

учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение;  развивать  внимание.

Расскажите, что бывает:

зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким — река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
СТАРШАЯ ГРУППА

1

«Летает, плавает, бегает»

Закреплять знания об объектах живой природы.

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

2

«Назови три предмета»

Упражнять детей в классификации предметов.

Материал: мяч.

Воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы (ромашка, роза, василек).и т.д

3

«Обобщающие понятия»

расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

 Вариант 1. Воспитатель называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Вариант 2. Воспитатель называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

Огурец, помидор – Овощи.

4

«Что бывает круглым?»

Расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Воспитатель, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

5

«Съедобное – не съедобное»

Формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит. Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)

6

«Что происходит в природе?»

Закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Воспитатель, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Солнце – что делает? - Светит, греет.

Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.

Снег – что делает? - Темнеет, тает.

Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? - Звенит, капает.

Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.

7

«Цепочка»

Уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

8

«Лови да

 бросай –

цвета называй»

Подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Красный  - мак, огонь, флаг

Оранжевый  - апельсин, морковь, заря

Жёлтый  - цыплёнок, солнце, репа

Зелёный - огурец, трава, лес

Голубой  - небо, лёд, незабудки

Синий - колокольчик, море, небо

Фиолетовый - слива, сирень, сумерки и т.д

9

«Геометричес-кие фигуры»

Ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.

Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т.д. из геометрических фигур.

После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное..."

10

«Где растет?»

Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим картинкам. Та команда, которая первой закончила работу, выигрывает.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

1

«Кто знает, пусть дальше считает»

развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.

 «Посмотрите, какой у меня красивый мяч. Сейчас мы поиграем в игру «Кто знает, пусть дальше считает». Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы, кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10.

Например, я скажу «пять» и брошу мяч Лене. Как надо считать?

Лена: «Шесть, семь, восемь, девять, десять».

Правильно. Начинаем играть».

2

«Подними цифру»

научить определять количество слов в предложении на слух.

Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.

Предложения для игры:

1.  Алеша спит.

2.  Петя кормит кур.

3.  Врач лечит больного ребёнка.

4.  Мама купила Наташе красивую куклу.

5.  Сильный спортсмен легко поднял тяжёлую штангу.

3

«Закончи слово»

Развивать умение детей делить слова на слоги.

Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за и т.д)

4

«Веселый поезд»

Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

 У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

5

«Поймай звук»

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).

Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например: А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А

6

«Похоже -            не похоже»

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак-бак-так-банан

Сом-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

Мак-бак-веник-рак

Совок-гном-венок-каток

Пятка-ватка-лимон-кадка

Ветка-диван-клетка-сетка

Каток-дом-моток-поток

7

«Испорченный телефон»

развитие слухового внимания.

Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.

8

«Четыре стихии»

Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

«Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим».

9

«Лесной поезд»

Закреплять и систематизировать знание детей про зверей, птиц и насекомых.

Материал: карточки с животными, птицами и насекомыми; два картонных поезда (к каждому прикрепляется 3 вагона).

Воспитатель предлагает выбрать две команды по 3 человека. Дети должны в первый вагон посадить лесных зверей, во второй – птиц, в третий – насекомых. Какая команда справится быстрее — выиграет.

10

«Назови картинку и найди первый звук»

научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста

laquo;Что где растет?» Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. Ход игры. Воспитатель называе...

Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста про спорт

Приобщение детей к здоровому образу жизни через игровую деятельность...

Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста с игровым набором «Пертр»

Игровой набор№1 «Конструктор»«Пройди по дорожке 1»Цель: Развитие пространственных представлений, содружественных движений глаз и рук, самоконтроля, внимания.1. Прошагать в...

Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста на развитие воображения

Дидактические игры направлены на развитие воображения детей дошкольного возраста по возрастам...

Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игрдля детей дошкольного возраста   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21584046","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста

В данной картотеке пристуствуют дидактические игры по различным темам (овощи, фрукты и так далее), в которые можно играть с дошкольниками как с задержкой психического развития, так и не имеющими особы...