Самообразование педагога дошкольного образования
методическая разработка (подготовительная группа)
Самообразование воспитателя - это целенаправленная работа по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №21 «Радуга»
Индивидуальный план по самообразованию
на 2024 – 2025 учебный год
«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»
Воспитатель:
Акимова А.И.
с.Кочубеевское
Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»
Актуальность темы:
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ.
Формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности с взрослым. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка.
Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Поэтому один из методов реализации работы по патриотическому воспитанию в условиях ДОУ – проектный.
Проектная деятельность – это попытка движения от воспитания простых чувств, к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России
Цель:
- Совершенствование профессионального мастерства по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Задачи:
- Изучение методической литературы программно–методического обеспечения, интернет - ресурсов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Внедрение эффективных форм и методов работы с детьми по вопросу патриотического воспитания.
- Поиск и внедрение инновационных форм работы с родителями с целью формирования их компетентности по воспитанию патриотизма у детей.
- Создание предметно – развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию.
Этапы изучения темы:
- Информационный блок – переработка теоретических материалов.
- Организационный блок – создание предметно-развивающей среды.
- Технологический блок – разработка образовательных проектов
Предполагаемый результат:
- Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения.
- Желание улучшить образовательный процесс.
- Разработка и внедрение дидактических материалов.
- Разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах.
- Разработка перспективного планирования по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
- Доклады и выступления по распространению опыта работы.
- Укрепить связи между ДОУ и семьёй.
План работы на 2024-2025 год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | Веракса Н. Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М. : Айрис-пресс, 2008.
Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2012. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2011. Маханева, М. Д. Самообразование педагогов/М. Д. Маханева//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, № 1.
Сертакова Н. М., Кулдашова Н. В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. – Волгоград: учитель, 2015 С чего начинается Родина? : Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ : Сборник / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : Сфера, 2003. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №4. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2018.-192с. Интернет-ресурсы. | |
Работа с детьми | Сентябрь | 1.Оформление центра ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ в группе «Мы живём в России». 2. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию | 1. Стенд «Мы живём в России». 2.Картотека игр. |
Октябрь - Ноябрь | Проект «Любимое мое село Кочубеевское» | 1.Презентация проекта. 2. Выставка детских рисунков «Мое село». 3.Экскурсии «По улицам села Кочубеевского» 4.Создание альбома: «Достопримечательности нашего села» | |
Декабрь | Проект «Край ты мой родной» | 1.Презентация проекта. 2.Создание альбома «Красная книга родного края» 3.Выставка рисунков | |
Январь | 1.Ознакомление с традициями русского народа.
| 1. Развлечение «Игры наших бабушек». 2. Изготовление альбома «Народный костюм» | |
Февраль | ООД «Главные праздники России» | Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. | |
Март | Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?». | 1 Выставка детских работ «Моя мама – лучшая на свете». | |
Апрель | Проект «КОСМОС» | 1.Организация выставки рисунков «Солнечная система» 2.Коллективное панно «Космическое путешествие» 3.Создание мини-музея «Космос» (совместная работа детей и родителей) 4Викторина «Знатоки космоса» | |
Май | Экскурсия на аллею Ветеранов «Стелла победы» | 1.Праздник посвящённый Дню победы | |
Сентябрь- Май | Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. | ||
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация «Маршруты выходного дня» | 1.Информационный стенд для родителей |
Октябрь -Ноябрь | Проект «Любимое мое село» | 1.Презентация проекта. 2. Выставка детских рисунков «Мое село». 3.Экскурсии «По улицам села Кочубеевского» | |
Декабрь | Проект «Край ты мой родной» | 1.Презентация проекта. 2.Создание альбома «Красная книга родного края» 3.Выставка рисунков | |
Январь | 1.Ознакомление с традициями русского народа.
| 1. Развлечение «Игры наших бабушек». 2. Изготовление альбома «Народный костюм» | |
Февраль | Папка-передвижка «С днем защитника отечества» Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии». | 1.Информационный стенд для родителей. 2. Выставка. | |
Март | Папка-передвижка «8 марта» Организация выставки: «Моё хобби» | 1.Информационный стенд для родителей. 2.Выставка работ выполненных бабушками и мамами воспитанников. | |
Апрель | Фотоальбом для родителей «Достопримечательности нашего села» Консультация: «Как провести выходной день с ребёнком?». Фотоколлаж «Путешествие по селу Кочубеевскому». | 1.Создание альбома: «Достопримечательности нашего села» 2.Информационный стенд для родителей. | |
Май | Консультация: «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». | Информационный стенд для родителей. | |
Самореализация | Ноябрь | «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность | Выступление перед коллегами |
Январь |
Показ открытого мероприятия. Развлечение «Игры наших бабушек». | 1.Развлечение «Игры наших бабушек». | |
Март | «Знакомство детей с видами народного декоративно-прикладного искусства» | Презентация для коллег | |
Май | 1. Отчёт по теме самообразования. | 1. Выступление на педсовете. |
Задачи на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Патриотическое воспитание детей» (согласно возрастной группе) ;
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников.
(подготовительная группа)
«Наша страна».
Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстрации, фотографии.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
«Флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, области, района, закрепить основные цвета флагов, что они обозначают.
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
«Герб России»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (района, области, закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.
Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей
Ход игры: воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб из частей картинки.
«Назови кто»
Цель: знакомить детей с главными людьми РФ и малой Родины (Путин, Цивилев, Кузнецов).
Материал: портреты известных соотечественников.
Ход игры: воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
«Путешествие по городу»
Цель: знакомить с родным городом
Материал: альбом фотографий родного города
Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
«Расскажи о своей семье»
Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями.
«Моих родителей зовут…»
Цель: закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы, мяч.
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы и других членов семьи.
«Оцени поступок»
Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».
«Комплименты»
Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.
Ход игры: дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.
«Жилище человека»
Цель: закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны. Прививать любовь к родному дому, Родине.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека
Ход игры: воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба…
«Наш детский сад».
Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т. д.
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.
Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.
«Профессии»
Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.
Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию.
Воспитатель. Кем именно они мечтают стать - отгадайте!
Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.
«Все профессии важны».
Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.
Материал: картинки с профессиями взрослых.
Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.
В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.
«Кому что нужно для работы».
Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.
Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.
Ход игры: на стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.
Дидактическая игра по ознакомлению
с истоками русской народной культуры
«Русские матрёшки»
Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
Русская матрёшка - чудный сувенир
Прославила Россию и покорила мир.
Красой твоей любуемся,
Мы взор не отводя.
Матрёшка-чудо-куколка
Все любим мы тебя!
«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов.
«С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза – березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев
Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
«Птицы нашего города (края)»
Цель: знакомить детей с птицами родного города (края). Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.
Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
«Какие праздники ты знаешь?»
Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
Динамическая игра «Герб России»
Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил, поднять руки в стороны
Держит скипетр и державу, поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку
Он Россию сохранил нарисовать руками круг
На груди орла – щит красный, приложить руки к груди
Дорог всем: тебе и мне наклон головы вправо-влево
Скачет юноша прекрасный шаг на месте
На серебряном коне.
Развевается плащ синий, плавные покачивания рук вправо, влево.
И копьё в руке блестит. сжать руки в кулак
Побеждает всадник сильный, поставить руки на пояс
Злой дракон у ног лежит показать руками
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны. поднять руки вверх
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования: как ценить и оценивать качество дошкольного образования?
Публичное выступление....

Памятка для начинающего воспитателя «Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования»
Необходимые навыки и качества педагога дошкольного образования...
план по самообразованию педагога дошкольного образования
: систематизация деятельности педагога, определение и реализация «точек роста» в профессии «на рабочем месте»; мотивирование на непрерывное профессиональное совершенствование....

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье приведены формы организации самообразования педагога ДО. Автором дано определение понятия «самообразование», определены стадии профессионального становления педагога ДО, обозначены основные н...
Деловая игра для молодых педагогов «Инклюзивное образование в работе педагогов дошкольного образования»
Деловая игра для молодых педагогов «Инклюзивное образование в работе педагогов дошкольного образования»...
Консультация для педагогов: «Новые компетенции педагога дошкольного образования в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»
Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осущест...
