Самообразование педагога дошкольного образования
методическая разработка (подготовительная группа)

Акимова Алла Ивановна

Самообразование воспитателя - это целенаправленная работа по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №21 «Радуга»

Индивидуальный план по самообразованию

на 2024 – 2025 учебный год

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

 

Воспитатель:

Акимова А.И.

                                                                     

с.Кочубеевское

Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

Актуальность темы:  

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ.

Формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности с взрослым. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка.

Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Поэтому один из методов реализации работы по патриотическому воспитанию в условиях ДОУ – проектный.

Проектная деятельность – это попытка движения от воспитания простых чувств, к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России

    Цель:

  • Совершенствование профессионального мастерства по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.

Задачи:

  • Изучение методической литературы программно–методического обеспечения, интернет - ресурсов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  • Внедрение эффективных форм и методов работы с детьми по вопросу патриотического воспитания.
  • Поиск и внедрение инновационных форм работы с родителями с целью формирования их компетентности по воспитанию патриотизма у детей.
  •  Создание предметно – развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию.

Этапы изучения темы:

  • Информационный блок – переработка теоретических материалов.
  •  Организационный блок – создание предметно-развивающей среды.
  • Технологический блок – разработка образовательных проектов

Предполагаемый результат:

  •  Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения.
  •  Желание улучшить образовательный процесс.
  •  Разработка и внедрение дидактических материалов.
  • Разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах.
  •  Разработка перспективного планирования по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
  • Доклады и выступления по распространению опыта работы.
  • Укрепить связи между ДОУ и семьёй.

План работы на 2024-2025 год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

Веракса Н. Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008.

Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М. : Айрис-пресс, 2008.

 

Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2012.

Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013.

Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2011.

 Маханева, М. Д. Самообразование педагогов/М. Д. Маханева//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, № 1.

 

Сертакова Н. М., Кулдашова Н. В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. – Волгоград: учитель, 2015

С чего начинается Родина? : Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ : Сборник / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : Сфера, 2003.

 Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №4.

Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2018.-192с.

Интернет-ресурсы.

Работа с детьми

Сентябрь

1.Оформление центра ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ в группе

«Мы живём в России».

2. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию

1. Стенд «Мы живём в России».

2.Картотека игр.

Октябрь - Ноябрь

Проект «Любимое мое село Кочубеевское»

1.Презентация проекта.

2. Выставка детских рисунков «Мое село».

3.Экскурсии 

«По улицам села Кочубеевского»

4.Создание альбома: «Достопримечательности нашего села»

Декабрь

Проект «Край ты мой родной»

1.Презентация проекта.

2.Создание альбома «Красная книга родного края»

3.Выставка рисунков

Январь

1.Ознакомление с традициями русского народа.

 

1. Развлечение «Игры наших бабушек».

2. Изготовление альбома «Народный костюм»

Февраль  

ООД «Главные праздники России»

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.

Март

Беседы

«Моя мама – лучшая на свете»,

«Что умеет моя бабушка.

1 Выставка детских работ «Моя мама – лучшая на свете».

Апрель

Проект «КОСМОС»

1.Организация выставки рисунков «Солнечная система»

2.Коллективное панно «Космическое путешествие»

3.Создание мини-музея «Космос» (совместная работа детей и родителей)

4Викторина «Знатоки космоса»

Май

Экскурсия на аллею

Ветеранов

«Стелла победы»

1.Праздник посвящённый Дню победы

Сентябрь-

Май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Работа с семьёй    

Сентябрь

Консультация «Маршруты выходного дня»

1.Информационный стенд для родителей

Октябрь -Ноябрь

Проект «Любимое мое село»

1.Презентация проекта.

2. Выставка детских рисунков «Мое село».

3.Экскурсии 

«По улицам села Кочубеевского»

Декабрь

Проект «Край ты мой родной»

1.Презентация проекта.

2.Создание альбома «Красная книга родного края»

3.Выставка рисунков

Январь

1.Ознакомление с традициями русского народа.

 

1. Развлечение «Игры наших бабушек».

2. Изготовление альбома «Народный костюм»

Февраль    

Папка-передвижка 

«С днем защитника отечества»

Коллаж

«Мой папа (дедушка) служил в армии».

1.Информационный стенд для родителей.

2. Выставка.

Март

Папка-передвижка «8 марта»

Организация выставки:

«Моё хобби»

1.Информационный стенд для родителей.

2.Выставка работ выполненных бабушками и мамами воспитанников.

Апрель

Фотоальбом для родителей «Достопримечательности нашего села»

Консультация: «Как провести выходной день с ребёнком?».

Фотоколлаж «Путешествие по селу Кочубеевскому».

1.Создание альбома: «Достопримечательности нашего села»

2.Информационный стенд для родителей.

Май

Консультация: 

«Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Информационный стенд для родителей.

Самореализация

Ноябрь

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность  

Выступление перед коллегами

Январь

 

Показ открытого мероприятия.

Развлечение «Игры наших бабушек».

1.Развлечение

«Игры наших бабушек».

Март

«Знакомство детей с видами народного декоративно-прикладного искусства»

Презентация для коллег

Май

1. Отчёт по теме самообразования.

1. Выступление на педсовете.

Задачи на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Патриотическое воспитание детей» (согласно возрастной группе) ;

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

4. Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников.

(подготовительная группа)

«Наша страна».

Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Материал: иллюстрации, фотографии.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

«Флаг России»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, области, района, закрепить основные цвета флагов, что они обозначают.

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

«Герб России»

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (района, области, закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.

Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей

Ход игры: воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб из частей картинки.

«Назови кто»

Цель: знакомить детей с главными людьми РФ и малой Родины (Путин, Цивилев, Кузнецов).

Материал: портреты известных соотечественников.

Ход игры: воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

«Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом

Материал: альбом фотографий родного города

Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

 «Расскажи о своей семье»

Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями.

«Моих родителей зовут…»

Цель: закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы, мяч.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы и других членов семьи.

«Оцени поступок»

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Комплименты»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры: дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

«Жилище человека»

Цель: закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны. Прививать любовь к родному дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры: воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба…

«Наш детский сад».

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т. д.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.

Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.

«Профессии»

Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию.

Воспитатель. Кем именно они мечтают стать - отгадайте!

Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.

«Все профессии важны».

Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.

Материал: картинки с профессиями взрослых.

Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.

В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.

«Кому что нужно для работы».

Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.

Ход игры: на стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

Дидактическая игра по ознакомлению

с истоками русской народной культуры 

«Русские матрёшки»

Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Русская матрёшка - чудный сувенир

Прославила Россию и покорила мир.

Красой твоей любуемся,

Мы взор не отводя.

Матрёшка-чудо-куколка

Все любим мы тебя!

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов.

«С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза – березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев

Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

 «Птицы нашего города (края)»

Цель: знакомить детей с птицами родного города (края). Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.

Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

 «Какие праздники ты знаешь?»

Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

Динамическая игра «Герб России»

Герб страны – орёл двуглавый

Гордо крылья распустил, поднять руки в стороны

Держит скипетр и державу, поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку

Он Россию сохранил нарисовать руками круг

На груди орла – щит красный, приложить руки к груди

Дорог всем: тебе и мне наклон головы вправо-влево

Скачет юноша прекрасный шаг на месте

На серебряном коне.

Развевается плащ синий, плавные покачивания рук вправо, влево. 

И копьё в руке блестит. сжать руки в кулак

Побеждает всадник сильный, поставить руки на пояс

Злой дракон у ног лежит показать руками

Подтверждает герб старинный

Независимость страны.

Для народов всей России

Наши символы важны. поднять руки вверх


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию педагога дошкольного образования

: систематизация деятельности педагога, определение и реализация «точек роста» в профессии «на рабочем месте»; мотивирование на непрерывное профессиональное совершенствование....

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье приведены формы организации самообразования педагога ДО. Автором дано определение понятия «самообразование», определены стадии профессионального становления педагога ДО, обозначены основные н...

Деловая игра для молодых педагогов «Инклюзивное образование в работе педагогов дошкольного образования»

Деловая игра для молодых педагогов «Инклюзивное образование в работе педагогов дошкольного образования»...

Консультация для педагогов: «Новые компетенции педагога дошкольного образования в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»

Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осущест...