ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Маликова Лениза Ильгизаровна
В статье приведены формы организации самообразования педагога ДО. Автором дано определение понятия «самообразование», определены стадии профессионального становления педагога ДО, обозначены основные направления работы и формы организации самообразования педагогов дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_formy_organizatsii_samoobrazovaniya_pedagogov_do.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Маликова Л.И.,

Аннотация. В статье приведены формы организации самообразования педагога ДО. Автором дано определение понятия «самообразование», определены стадии профессионального становления педагога ДО, обозначены основные направления работы и формы организации самообразования педагогов дошкольного образования.

Ключевые слова: самообразование, исследовательская компетентность, медиаобразованность, коадаптивное мастерство, коадаптация, формы организации самообразования.

Проблема самообразования педагогов ДО не является новой. Актуальность ее сохраняется уже на протяжении долгих лет, что обусловлено спецификой профессии педагога и изменениями, происходящими в обществе.

Глобальные информатизация, компьютеризация, принципы интегративности, непрерывности, вариативности современной системы дошкольного образования в России, осведомленность общественности о разнообразных методах и формах обучения и воспитания детей предъявляют высокие требования к воспитателям ДОО.

Л.П. Вишневская отмечает, что к основным требованиям, предъявляемым к педагогу ДО, относятся исследовательская компетентность, медиаобразованность, коадаптивное мастерство. Из этого следует, что современный педагог ДО должен владеть опытом и знаниями в области педагогических исследований, изучать педагогические факты, явления, вести самостоятельно научный поиск с целью овладения новыми знаниями о структуре, закономерностях, технологиях, содержании воспитания и обучения. Помимо этого, педагогу ДО необходимо обладать высоким уровнем адаптационных умений, которые основаны на коадаптационных знаниях. Под коадаптацией мы понимаем способность к соотнесению различных суждений, идей, теорий, понятий; выявление взаимозависимостей и взаимосвязей существующих технологий, систем. Медиаобразованность педагога ДО – овладение совокупностью систематизированных медиаумений, знаний, необходимых для реализации медиаобразования детей дошкольного возраста в педагогическом процессе [1, с.156].

Большая роль в реализации указанных характеристик педагога ДО принадлежит самому главному навыку, который присущ каждому высококвалифицированному педагогу – навыку самообразования.

По мнению И.А. Копыловой, самообразование – это специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, которая направлена на достижение определенных общественно или (и) личностно значимых образовательных целей (удовлетворение профессиональных и общекультурных запросов, познавательных интересов, повышение профессиональной квалификации) [3, с.51].

Современные требования к педагогической деятельности создают необходимость постоянного обогащения и обновления своего профессионального потенциала. Требуется непрерывный процесс самообразования для того, чтобы быть профессионалом. Для этого необходимо выделить усилия и время. Самым ценным является внутренний капитал педагога. В этом заключается смысл личностной ориентации – то, что вложено в умения, способности и знания человека, оказывается дороже вложения в «недвижимость». Развивающийся специалист сможет приобрести и внешний капитал.

Профессиональное самовоспитание и самосовершенствование педагога ДО является невозможным, в принципе, если он сам не видит пробелы в собственных общепедагогических знаниях, недостаточность собственного педагогического инструментария. Начиная работу по самообразованию, профессиональному самосовершенствованию и самовоспитанию, педагог должен провести самоанализ собственной работы за определенный период, получить объективную оценку собственной деятельности от коллег и рекомендации по улучшению деятельности. Опыт педагогов, которые добились заметных успехов в своей профессиональной деятельности посредством систематической работы над собой, говорит о том, что работа по самосовершенствованию должна начинаться с углубленного анализа собственного практики, установления причин неудач и успехов. Проводя анализ процесса и результатов собственной деятельности, педагог совершает рефлексию, без которой невозможно понимание закономерностей в процессе воспитания и образования, невозможно поступательное движение к педагогическому мастерству. Ведущий компонент профессионального самовоспитания и самосовершенствования педагога ДО – самообразование, которое представляет собой целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению специальными и методологическими знаниями, общечеловеческим опытом, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для совершенствования педагогического процесса. Основой роста воспитателя как специалиста является его самообразование.

С.В. Юдакова считает, что педагог на самом деле способен образовывать и воспитывать лишь до тех пор, пока он сам работает над собственным образованием и воспитание [6, с.49]. Если он не читает, не учится, не следит за достижениями науки в своей сфере деятельности и не внедряет полученные знания в практику, он не просто отстает, а тянет назад, затрудняет решение задач, которые поставлены перед ДОО и тем самым создает сопротивление по отношению к общему движению педагогического коллектива.

Г.Б. Сабирова отмечает: «Учиться надо всегда. Все крупнейшие ученые не только учили до конца жизни, но также сами учились. Перестанешь учиться – сам не сможешь научить. Ибо знания все усложняются и растут» [4, с.39].

Актуальность проблемы непрерывного самообразования педагогов ДО обозначена самой жизнью.

С.П. Иванова считает, что в реальной практической деятельности, однако, при многочисленных обязанностях, которые отнимают большое количество времени у воспитателей, могут возникать ситуации, когда они не выходят за рамки непосредственных ежедневных дел [2, с.134]. В таком случае отношение воспитателя к своей профессии представляет собой отношение к отдельным ее сторонам. Оценка себя и профессии, соответственно, носит ситуативный, фрагментарный характер, который связан с возникающей проблемой (организация коллектива, установление дисциплины и т.д.). Такая непосредственность профессионального бытия в конце концов противоречит логике педагогической деятельности, что побуждает воспитателя оценивать себя критически в профессии.

Опыт и желание самосовершенствования является необходимой предпосылкой самообразования, предполагающее сознательную работу по развитию личностных качеств, являющихся профессионально значимыми: адаптирование собственных индивидуальных неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности; непрерывное развитие социальных и нравственных личностных свойств; повышение профессиональной компетентности.

Способность к самообразованию у педагога не формируется в результате получения диплома об окончании педагогического высшего учебного заведения, а развивается при работе с источником информации, самоанализе и анализе деятельности. Но это не говорит о том, что самообразованием могут и должны заниматься лишь педагоги со стажем. Потребность в самообразовании может возникать на любом этапе во время профессионального роста педагога, так как это является одним из условий удовлетворения потребности в утверждении себя в роли воспитателя, занять в обществе достойное место с помощью профессии.

Классификацией Р. Фуллера представлено три стадии профессионального становления педагога, в каждой из которых присутствует процесс самообразования:

- выживание (первый год работы) - сопровождается профессиональными личными затруднениями;

- адаптация (2-5 лет работы) – особое внимание педагога к собственной профессиональной деятельности;

- зрелость (6-8 лет работы) – стремление переосмыслить собственный опыт и желание педагогического самостоятельного исследования [5, с.176].

Среди форм организации самообразования выделяют следующие:

  1. Курсовая подготовка в институте повышения квалификации. Педагогу ДО дается возможность получить квалифицированную помощь от преподавателя и обменяться опытом с коллегами. Однако данная форма самообразования является эпизодичной и проводится во время учебного года, что может привести к некоторым неудобствам, связанным с изменениями в режиме работы ДОО.
  2. Получение второй специальности либо второго высшего образования. У педагогов ДО появляется возможность выстроить индивидуальную траекторию образования.
  3. Участие в конкурсах, олимпиадах, семинарах, конференциях, прохождение дистанционных курсов повышения квалификации. Педагоги ДО при такой форме самообразования имеют возможность самостоятельно определить интересующую их тему, выбрать удобное время. Однако, некоторые большинство дистанционных курсов проводится на платной основе.
  4. Индивидуальная работа педагогов ДО по самообразованию:

- научно-исследовательская работа по изучению определенной проблемы;

- изучение учебной и научно-методической литературы, посещение библиотеки;

- участие в научно-методическом объединении, в педагогическом совете;

- посещение занятий коллег, обмен опытом и мнениями в вопросах содержания воспитания и обучения, организации занятий, методов работы с детьми дошкольного возраста;

- теоретическая разработка и практическая апробация различных форм занятий и материалов к ним.

  1. Сетевые сообщества педагогов являются новой формой организации самообразования воспитателей. Сетевое педагогическое сообщество представляет собой интернет-ресурс, который создан для общения единомышленников, педагогов разных регионов страны, которые желают рассказать о себе, поделиться опытом, узнать необходимую информацию. Сетевое сообщество дает педагогам ДО возможность пользоваться открытыми, бесплатными и свободными электронными ресурсами; самостоятельно создавать сетевое учебное содержание; осваивать информационные концепции, навыки и знаний. Данная форма самообразования позволяет педагогам в свободное, удобное для них время обменяться опытом с коллегами, получить адресную и персональную методическую помощь, получить консультацию

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что самообразование педагогов ДО является необходимым условием их профессиональной деятельности. Общество доверяет педагогам ДО своих детей и поэтому предъявляет к ним самые высокие требования. Чтобы воспитывать и обучать других, необходимо знать больше, чем остальные. Педагог дошкольного образования должен знать методику воспитания и обучения детей, владеть современными технологиями, а также иметь знания в разных сферах жизни общества.

Литература:

  1. Вишневская, Л.П. Самообразование как психолого-педагогическая проблема / Л.П. Вишневская, Г.В. Вишневская / Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.- 2016.- № 16- с.156–158.
  2. Иванова, С.П. Современное образование и психологическая культура педагога: моногр. / С.П. Иванова. - М.: Псковский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова, 2014. - 564 c.
  3. Копылова, И.А. Самообразование педагога как условие профессионального роста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 51-54.
  4. Сабирова, Г.Б. Значение самообразования / Г.Б. Сабирова // Специалист. – 2014. – № 9. – с.39-41.
  5. Стародубцев, В.А. Самообразование педагога / Вячеслав Алексеевич Стародубцев, Антонина Александровна Киселева // Народное образование. – 2012. – № 6. – с. 176-179. 
  6. Юдакова, С.В. Профессионально-педагогическое самообразование: учеб. пособие / С.В. Юдакова. – Владимир: ВГПУ, 2015. - 131с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

Выступление на республиканской научно - практической конференции на тему "Организация взаимодействия педагога дошкольного образования с родителями в условиях инклюзивного образования"

На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.  У детей могут быть разные отклонения, влияющие на пр...

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОО

Самообразование сегодня является одной из важных форм в системе непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО....

план по самообразованию педагога дошкольного образования

: систематизация деятельности педагога, определение и реализация «точек роста» в профессии «на рабочем месте»; мотивирование на непрерывное профессиональное совершенствование....

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для педагогов в формате деловой игры по теме: «Формы организации работы по экологическому образованию в дошкольном учреждении по ФГОС»

Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу  всей Земли.      ...