Выступление на республиканской научно - практической конференции на тему "Организация взаимодействия педагога дошкольного образования с родителями в условиях инклюзивного образования"
статья по теме

Батяева Ольга Петровна

На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.  У детей могут быть разные отклонения, влияющие на процесс мышления. Но у всех детей есть свои основные нужды — это любовь и тепло, безопасность, богатая витаминами пища, здоровое окружение и дом, свой кров. Если какой-либо из этих элементов отсутствует, или представлен в недостаточном количестве, тогда рост и развитие ребенка могут пострадать. .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_kopiya.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие инклюзивного образования в настоящее время в России - это узел проблем и противоречий, решение которых требует специальных мер комплексного характера. Причины медленного распространения инклюзивного опыта состоит, прежде всего, в том, что отсутствует та структура, которая могла бы решать основные «политические» и организационные вопросы развития в России интегрированного образования как института.

Отношение общества – это еще одна проблема, которую надо решать. Согласимся, что общество долгое время предпочитало не замечать проблемы детей с ОВЗ.  Можно было сочувствовать, но большого, так скажем, участия в их жизни не проявлялось. Если мы говорим об обществе, то нужно менять социальную психологию. Так же как ее меняют в любом другом цивилизованном государстве, когда сначала обозначают проблему, а затем эту проблему начинают решать. И решают эту проблему, обращаясь к обществу. Поэтому мы  проводим  беседы с родителями на темы: («Формирование толерантности у дошкольников»«Культура общения детей»); индивидуальные консультации на тему«Коррекция речи детей»«Польза артикуляционной гимнастики для малышей»  Данные мероприятия являются первыми шагами на пути к воплощению идеи необходимости уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Ведущей проблемой семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является ее социальная адаптация в обществе, вызванная совершенно новыми условиями жизнедеятельности, в которых оказалась семья после рождения «особого» ребенка. Больной ребенок требует повышенного внимания, особой заботы, иных сил, времени и финансовых расходов по его содержанию, развитию и воспитанию.

Инклюзивные образовательные учреждения создают идеальные условия для того, чтобы члены сообщества не только лучше понимали эти вопросы, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи.

Внедрение инклюзивного образования полезно обществу по множеству причин:

инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить;

инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. Развитие поддержки в обучении показывает, что сложности в воспитании и обучении заключены не в детях, и не дети требуют «исправления», а подходы к обучению;

инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые, получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения.

инклюзивное образование расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных программ, которые бы были максимально эффективны для всех детей.

В настоящее время, чтобы создать и реализовать модель инклюзивного образовательного учреждения, необходимо включить целую систему служб, таких как инклюзивные группы, консультативные пункты, служба ранней помощи, группу развития «Особый ребенок» и многие другие. Необходимо заметить, что инклюзивные группы должны быть небольшими по численности детей (5-6 детей). Особым аспектом при работе с такой группой является индивидуальный подход к каждому ребенку и ежедневные дополнительные занятия. Важным элементом работы должен являться ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, но и сопровождение семьи как целостной системы.

Проблемы инклюзивного образования в ДОУ

Сложностей, с которыми сталкиваются учреждения в процессе перехода на такую модель пока много и важно учиться с ними работать:

- нет единой системы действий — всероссийской программы, которая бы позволила чётко и последовательно реализовать план по социальной интеграции;

- недостаточно распространено обучение нужных специалистов, отсюда их нехватка и низкий уровень подготовленности;

разрыв между предоставляемыми возможностями ДОУ и способностями детей с особенностями, а потому наладить образовательный процесс сложно;

- нет соответствующего медицинского сопровождения в заведениях

- законодательство слабо применимо;

- отсутствуют специальные методики

Введение

Дети с ограниченными возможностями имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Лица с ограниченными возможностями, независимо от причины, природы и серьезности отклонений, имеют те же самые права, что и у других граждан их страны того же возраста. Это, прежде всего, подразумевает право каждого наслаждаться жизнью, и пользоваться ее дарами. Правительства стран мира согласились, что это относится ко всем детям, независимо от их отклонений и окружающей среды.

На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. Общество стало гуманней и детей данной категории стали называть как «дети с особыми образовательными потребностями». С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Но на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.  У детей могут быть разные отклонения, влияющие на процесс мышления. Но у всех детей есть свои основные нужды — это любовь и тепло, безопасность, богатая витаминами пища, здоровое окружение и дом, свой кров. Если какой-либо из этих элементов отсутствует, или представлен в недостаточном количестве, тогда рост и развитие ребенка могут пострадать. .

Цель - способствовать повышению психолого-педагогической грамотности родителей детей с ОВЗ

Задачи:

-научить родителей ребёнка с помощью игр элементарным методическим приёмам работы с ребёнком ОВЗ;

-способствовать развитию у родителей интереса к ребёнку и его возможностей

- формировать у родителей умения поддерживать друг друга.

Условия применения:

-наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, родители которых готовы привести их в этот детский сад;

-психологическая готовность руководителя и коллектива (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;

-наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов);

-наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, при необходимости, безбарьерной среды;

-возможность повышения квалификации педагогов.

Тема родительского собрания:

«Мы разные, но ты меня понимаешь»

Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования.

Задачи:

1. Ознакомление родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование»

2. Ознакомление родителей с основными условиями реализации инклюзивного воспитания и образования

1.Вступительное слово педагога:

Уважаемые родители! С 1 сентября 2013 года в образовательных организациях реализуется право на совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями развития и их нормально развивающихся сверстников согласно Закону РФ об образовании.

Инклюзивное образование  - (включающее образование, совместное обучение) – это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных дошкольных образовательных учреждениях вместе со сверстниками. Но инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование  дошкольных учреждений, перепланировка помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения и воспитания  подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

В мировой дошкольной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных дошкольных учреждениях вместе со сверстниками.

Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых учреждениях, по месту жительства, то есть инклюзивное образование – новый подход для нашего образования.

Для начала давайте поймем, что же это такое «инклюзивное воспитание и образование» и чем же оно отличается от «обычного»

Представим себе, что обычный ребенок вот такой «кругленький цилиндрик» ходит в обычный детский сад – у нас круглые цилиндрики для круглых отверстий.

Особый ребёнок «колышек квадратный» получает специальное воспитание и образование, тогда все подогнано под этот квадратик, созданы квадратные отверстия, для «квадратных колышков» - специальные группы, специальные учителя.

Когда мы говорим об инклюзивном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный цвет волос, разные способности, но все дети могут развиваться и обучаться. При этом система адаптируется к потребностям ребенка.

Следует отметить, что инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это дошкольный педагог, психолог, логопед, врачи, администрация дошкольного учреждения и конечно же родители. Но центральной фигурой всегда остается ребенок.

В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

- дети с нарушениями слуха ( не слышащие и слабослышащие )

- дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)

- дети с тяжелыми нарушениями речи

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

-дети с задержкой психического развития

-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом)

-дети с комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более нарушения ( например, слабослышащие с детским церебральным параличом ,слабовидящие с задержкой психического развития и др. )

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ,требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии могут успешно включиться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников.

Теперь давайте вернемся к тем сложностям инклюзивного воспитания и образования, которые были вами озвучены. Многие из вас боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счет мне хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка-инвалида как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть, дружить. Ведь согласитесь, что и между обычными детьми могут возникнуть конфликты, однако мы этих конфликтов не боимся. Ведь именно конфликты учат ребенка взаимодействию с другими.

Несомненными плюсами инклюзивного воспитания и образования является то, что « обычные» дети учатся быть терпимыми друг к другу, доброжелательными. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Формируется ответственность, уважение к правам других, усиливается умение помогать товарищу, который попал в трудную ситуацию. Инклюзия дает возможность детям почувствовать себя на месте другого - содействует развитию толерантности.

II. Практический этап

1.2. Упражнение «Виртуальный подарок»

Процедура проведения: каждый участник придумывает подарок для своего соседа. Затем без слов, жестами вручает подарок так, чтобы все догадались, что это такое.

Практический (опыт эмоционального проживания ситуаций)

1.3. Игра «Cтань на моё место»

Процедура проведения: ведущий предлагает членам родительского собрания принять участие в игре под названием «Стань на мое место». Для участия в игре вызываются добровольцы, те, кто желает принять участие в игре.

1. Вызывается один участник, надевает боксерские перчатки и пробует что - нибудь нарисовать или написать на бумаге.

2. Второй участник должен вырезать квадрат из бумаги одной рукой. Вторая рука находится позади туловища и ее использовать нельзя.

3. Третий участник с завязанными глазами пытается на ощупь прочитать слово, выложенное из детской азбуки.

4. Четвертый участник с заткнутыми ушами пытается понять, о чем его просят.

После выполнения упражнения ведущий организует обсуждение в общем кругу. Каждый участник дает обратную связь по своему опыту, отвечая на вопросы:

Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?

Что было самым трудным при выполнении упражнения?

Что помогало выполнять данное упражнение?

Что вы чувствуете сейчас, после выполнения задания?

1.4. Упражнение «Нить Ариадны»

Процедура проведения: Упражнение выполняется в парах. Одному из участников в паре завязывают глаза, другой получает следующую инструкцию: «Представьте себе, что вы общаетесь с незрячим человеком. Вы имеете в течение 3-5 минут ознакомить его с окружающим миром через тактильные и слуховые ощущения. Попробуйте сделать это, заново открыв мир. Упражнение выполняется молча». В паре оба выполняют и ту, и другую роли.

После выполнения упражнения ведущий организует обсуждение, где участники в общий круг делятся своими чувствами и переживаниями о ходе выполнения упражнения (по принципу «попкорна», т. е. высказываются не все пары, а по готовности, желанию).

Примерные вопросы для обсуждения: на чем акцентировали внимание в первую очередь? Что старались передать? Что было необыкновенного в той или другой роли? Какие чувства испытывали в той или другой роли, что было трудного в упражнении? Что помогало выполнить упражнение?

2.5. Упражнение «Разговор через стекло»

Процедура проведения: Упражнение выполняется в парах, невербально. Одному из участников в паре говорят, что он человек, лишенный возможности говорить (немой, другой получает следующую инструкцию: «Представьте себе, что вы общаетесь с человеком, лишенным возможности говорить (немым, да вдобавок между вами стекло. Вам нужно суметь договориться, например, о подарке на день рождения или совместном досуге (где и как вы проведете выходные).

После выполнения упражнения ведущий организует обсуждение, где участники в общий круг делятся своими чувствами и переживаниями о ходе выполнения.

Примерные вопросы для обсуждения: на чем акцентировали внимание в первую очередь? Что старались передать? Что было необыкновенного в той или другой роли? Какие чувства испытывали в той или другой роли, что было трудного в упражнении? Что помогало выполнить упражнение?

Дети с ОВЗ нуждаются в особой заботе, общество обязано предоставить им условия не только для лечения, но и для успешной социальной адаптации, полноценного развития, обучения, получения образования. Данные права провозглашены Конвенцией о правах ребёнка, закреплены Конституций РФ. И, мы, взрослые, должны помочь детям с ОВЗ адаптироваться к жизни, чтобы в дальнейшем эти дети стали полноценными членами нашего общества.

III. Завершающий этап. Подведение итогов работы

3.1. Анкетирование участников.

Домашнее задание. Участникам родительского собрания предлагается подумать над рядом вопросов для обсуждения на следующем родительском собрании:

- я не уверен в том, что мой ребенок сможет принять ребенка-инвалида.

- я боюсь конфликтов между обычными детьми и ребенком-инвалидом.

- мне не понятно для чего соединять разных детей?

- меня пугает, что я не смогу объяснить своему сыну, что такого ребенка нельзя обижать, я считаю, что неизбежны конфликты между родителями такого ребенка и мною, так как мой сын очень активный и часто бывает инициатором детских ссор.

- теоретически я не против, если в нашей группе будет ребенок-инвалид, но мне не понятно, как будет осуществляться процесс обучения, не будет ли педагог больше занят этим ребенком, а наши дети останутся без должного внимания.

- я считаю, что в нашей группе нет условий для пребывания и обучения такого ребенка, ведь согласитесь, для этих детей нужны особые условия. Но я согласна с тем, что эти дети должны общаться с обычными детьми, но для этого нужно менять условия, а кем это будет финансироваться?

Заключение

Была поставлена цель: способствовать повышению психолого-педагогической грамотности родителей детей с ОВЗ, которую мы выполнили с помощью задач, перечисленных выше. Благодаря проведенным играм и упражнениям родители побывали в состоянии ребёнка с определёнными ограничениями, смогли почувствовать на себе, как тяжело не видеть, плохо слышать (не слышать) и т. д. После проведения собрания родители стали более внимательными, толерантными друг к другу, к детям с ОВЗ. Что способствовало в дальнейшем работать и родителями воспитателям в системе, в команде, преследуя одну цель:

- развивать у детей желание помогать своим сверстникам с ОВЗ;

- создать условия для успешного развития воспитанников с ОВЗ.

Родители стали больше интересоваться проблемами группы, оказывать посильную помощь в создании развивающей предметно - пространственной среды. Около половины родителей, в том числе родителей с ОВЗ принимают идеи инклюзивного образования, видят ценность такой формы образования для детей вообще и своих детей в частности.

Больше половины родителей стали правильно понимать инклюзивное образование, как совместное обучение детей с разными способностями, детей с нарушениями в развитии и обычных детей.

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Мордовский республиканский институт образования»

Кафедра дошкольного и начального образования

   

             

Выступление на республиканской  научно – практической конференции  

«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»    

 

     

Тема: «Организация взаимодействия педагога

 дошкольного образования с родителями в условиях

 инклюзивного дошкольного образования»

                     

Подготовила:                

воспитатель                

МБДОУ «Атемарский д/с №1 «Теремок»                

Батяева О.П.                

 

2018 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Программа практической площадки VI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации»

Программа практической площадки VI Всероссийской  научно-практической конференции "Актуальные проблемы начального,дошкольного и  специального образования в условиях можернизации"...

Практическая площадка VI Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации"

Практическая площадка VI Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы начального,дошкольного и специального образования в условиях модернизации"...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне (Выступление на Республиканской научно-практической конференции, посвященной 77-й годовщине Победы в ВОВ)

формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, к ветеранам войны, развитие осознан...

Выступление на международной научно-практической конференции педагогов на тему "Взаимодействие педагогов и родителей в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

Выступление на международной научно-практической конференции педагогов на тему "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ&q...