Выступление на международной научно-практической конференции педагогов на тему "Взаимодействие педагогов и родителей в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"
статья

Замятина Светлана Леонидовна

Выступление на международной научно-практической конференции педагогов на тему "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

Ориентация современной коррекционной педагогики на гуманизацию образовательного процесса выдвигает одну из  актуальных проблем - создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с нарушениями речи, а именно дизартрией.

Дизартрия это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата[1].

Ведущими нарушениями при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи, мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая.  

Как правило, круг общения детей с дизартрией резко ограничен. Общение со сверстниками детей с дизартрией в силу нарушения затруднено и явно недостаточно, в результате чего многие дошкольники оказываются неспособными самостоятельно овладеть коммуникативными навыками.

Процесс личностного развития и самоопределения детей с дизартрией также затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений.  

Научные исследования и практический опыт доказывают, что устранять дефекты нарушений речи необходимо в дошкольном возрасте, так как именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить эту проблему, то нарушатся условия для дальнейшего полноценного развития ребёнка (Л.В. Выготский, Е.И. Винарская, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева).

Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных навыков детей с дизартрией является одной из приоритетных задач коррекционной работы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных навыков субъектов общения[2].

Одним из важных факторов, замедляющих развитие речевого общения у детей с дизартрией, является некорректное построение общения, а также несовершенство воспитания.

Сюда можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, отсутствие взаимодействия педагогов и родителей при развитии коммуникативных навыков детей.

Таким образом, в развитии речи детей, ведущая роль принадлежит взрослым. В дошкольном учреждении это воспитатель и логопед, а в семье это  родители и близкие.

В условиях семьи формируется эмоционально-нравственный опыт ребенка,  убеждения и идеалы,  оценки и ценностные ориентиры, отношение к окружающим людям и действительности.

Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье, поэтому  целью  взаимодействия педагогов с родителями при развитии коммуникативных навыков является вовлечение родителей детей с дизартрией в единое образовательное пространство, оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установления доверительных и партнерских отношений.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников – это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением.  

Доронова Т. говорит о взаимодействии, с родителями основанном на структурно-функциональной модели, которая состоит из трёх блоков[3]:

- информационно – аналитического,

- практического

- контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

Формы работы включают опрос, анкетирование, патронаж, наблюдение, интервьюирование, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики.

Работа строится по двум направлениям:

1. просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное или подгрупповое консультирование, информационные листы – памятки и т. д.).

2. организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса.

Второй блок – практический. В нём содержится информация, направленная на решение комплексных задач, которое связано со здоровьем и развитием детей.

Третий блок – контрольно-оценочный. В нём идёт анализ мероприятий, которые проводятся воспитателями детского сада.

В психолого-педагогической литературе существуют разные подходы к взаимодействию педагогов и родителей.

Т. И. Бабаева провела исследования, в ходе которых выделила три этапа взаимодействия с семьей[4]:

1 этап – создание общей установки на решение задач развития ребёнка. На этом этапе идёт поиск подходов к семье, объединение воспитателей и родителей на основе единой цели.

Современный педагог воплощает идеи личностно-ориентированной педагогики не только в подходе к ребёнку, но и во взаимодействии с родителями. Результат этого этапа – установка и принятие общей цели.

2 этап – формирование у воспитателей и родителей правильного понимания задач, содержания, методов и форм работы с детьми. На этом этапе идёт повышение компетентности родителей в области воспитания. Развитие умения взаимодействовать с ребёнком.

3 этап – объединение усилий воспитателей и родителей на основе согласованного понимания цели, задач и методов работы с учётом особенностей развития детей. Это основной этап. На данном этапе осуществляется тактика индивидуального длительного и дифференцированного взаимодействия воспитателей с родителями.

О важности проведения психолого-педагогической работы с семьёй свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей время не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребёнком. В связи с этим и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно, на развитии ребёнка.

Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.

Взаимодействие педагогов и родителей строится как пошаговое, что позволяет концентрировать совместные усилия на определённых задачах, и, завершив осуществление одного шага, переходить к следующему. Идёт совместное планирование шагов, параллельное действие, взаимное дополнение и компенсация, объединение стимулов, обсуждение результатов. Инициаторами взаимодействия должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены, и, следовательно, понимают, что успешность работы зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей ДОУ и семьи. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребёнка и что в этом необходимо убедить родителей.

Успех взаимодействия родителей и воспитателей во многом зависит от взаимных установок семьи и педагогов (В. К. Котырло, С.А. Ладывир).

Сюда входит также помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий для успешного формирования коммуникативной компетенции их ребёнка.

Следует отметить, что в присутствии родных овладение коммуникативной компетенцией происходит эффективнее, поскольку ребёнок чувствует себя более комфортно и уверенно.

Проанализировав различную литературу и источники, мы пришли к выводу, что взаимодействие с родителями в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с дизартрией может включать несколько блоков (таблица 1).

 Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что существуют новые, перспективные формы сотрудничества, такие как круглый стол, посещение семьи, день открытых дверей, беседы, консультации, семинары-практикумы, родительские конференции, вечера отдыха, спортивные развлечения, вечер вопросов и ответов, круглый стол, семейный клуб, родительский «огонёк» и т.д.

Таблица 1

Возможности взаимодействие педагогов и родителей в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с дизартрией

Блоки

Задачи

Формы

Педагогическое

просвещение

родителей

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у дошкольников с дизартрией

Семинары, практические занятия, конференции, круглые столы, беседы, родительские собрания, консультации.

Включение

родителей

в деятельность

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль деятельности по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников с дизартрией

Совместные мероприятия, конкурсы, викторины, соревнования, праздники, развлечения, проекты, создание семейных фотоальбомов, стенгазет. Оформление группы к  тематическим неделям и  календарным праздникам.

Эти формы работы предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада.

Доронова Т. отмечает, что необходимо предпочтение индивидуальных форм работы. Чаще работа с родителями ведётся только по одному из направлений, при которой семья является лишь объектом воздействия[5]. И, как считает Далинина Т., в результате этого обратная связь с семьёй не устанавливается[6].

Бабаева Т. И., анализируя взаимодействие педагогов и семьи, сделала вывод о том, что оно находится на низком уровне. Общение воспитателя и родителей происходит по инициативе педагогов и носит формально – деловой характер, содержанием является в основном вопросы организационного характера и предметом разговора чаще всего является отрицательные проявления ребёнка[7].

Таким образом,  в концепции дошкольного воспитания отмечается, что овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем воспитании.

Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с дизартрией предусматривает полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Основной задачей является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Эффективность коррекционно-развивающей работы  во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда, воспитателей и родителей.

В результате взаимодействия педагогов и родителей, активного привлечения родителей к совместной деятельности по коррекции речевых нарушений у детей создаются условия для полноценного личностного и речевого развития ребёнка.

Список литературы:

  1. Бабаева Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе // Детство. Альманах № 1. СПб.: Акцидент, 1998
  2. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
  3. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. № 1. - С. 41 - 49.
  4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.
  5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 152


[1] Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 152

[2] Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

[3] Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.

[4] Бабаева Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе // Детство. Альманах № 1. СПб.: Акцидент, 1998

[5] Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.

[6] Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. № 1. - С. 41 - 49.

[7] Бабаева Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе // Детство. Альманах № 1. СПб.: Акцидент, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Гринбаум Е.Е. в сборнике материалов международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Детство. Образование. Социум.» Тема: Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙЕлена Гринбаумг. Москва В современной системе дошкольного образования России происходят существенны...

Опыт работы по теме: "Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить по...

Консультация для воспитателей на тему:«Игры на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Приведены игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, которые можно использовать на практике воспитателю для детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражени...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: развитие коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со с...