ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОО
статья

Маликова Лениза Ильгизаровна

Самообразование сегодня является одной из важных форм в системе непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОО

Маликова Л.И.

Научный руководитель: И.Г. Боронилова,

 г.Уфа

Развитие личности педагогов ДО связано неразрывно с их стремлением самостоятельно обогащать свои знания. Кроме того, самообразование сегодня является одной из важных форм в системе непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО.

Одно из условий повышения качества работы ДОО – это дифференцированное оказание помощи педагогу, основой которой является диагностика его профессионального уровня.

В итоге эффективность определяется самообразованием педагога, то есть его самостоятельной работой. Непрерывная работа педагогов над совершенствованием собственного развития является важной в силу специфики их педагогической деятельности, которая направлена на воспитание и развитие детей. Педагогу не может обойтись без глубоких знаний психологических и педагогических основ воспитания и обучения, без всесторонней компетентности и информированности в выдвигаемых профессиональной деятельностью и жизнью вопросах. Лишь путём творческих поисков и самообразования педагог может прийти к своему мастерству. Поэтому стремление постоянно самосовершенствоваться, должно быть  потребностью всех педагогов ДОО.

Самообразование является самостоятельным приобретением знаний из разных источников с учетом склонностей и интересов каждого отдельного человека. Как процесс, сопровождающийся овладением знаний, оно связано тесно с самовоспитанием и является составной его частью. Самообразование помогает в адаптации в постоянно меняющейся политической и социальной среде.

Обществом предъявляются постоянно требования к системе образования. Меняются принципы, приоритетные методы и формы организации воспитания в ДОО. Разрабатываются новые технологии, программы, в которых обновляются содержание, вариативность форм проведения познавательного занятия, режимных моментов.

Педагогу ДОО следует знакомиться своевременно с новациями, пополнять свой профессиональный потенциал, совершенствовать свое мастерство, применять новые технологии образования на практике. Воспитателю необходимо в течение учебного года  заниматься углубленно проблемами, решение которых вызывает некоторые затруднения или которые являются предметом особого его интереса.

Самообразование – это познавательная деятельность человека, которая управляется человеком, осуществляется на добровольной основе и необходима для совершенствования осознанного какого-либо качества индивида.

Способность педагога к самообразованию не формируется одновременно при получении диплома об окончании педагогического вуза, а развивается в течение работы с различной информацией, самоанализа и анализа деятельности. Но это не обозначает, что самообразованием следует заниматься только педагогам со стажем. Потребность в самообразовании возникает на любом этапе профессионального роста педагогов, так как это условие удовлетворения потребности самоутверждения. К примеру, Р. Фуллер в классификации представляет три стадии в профессиональном становлении педагога, сопровождающиеся процессом самообразования [2, с. 38]:

  • «выживание» (первый год работы, отмечающийся профессиональными личными трудностями);
  • «адаптация» (от двух до пяти лет работы, характеризующийся особым вниманием воспитателей к профессиональной деятельности своей);
  • «зрелость» (от шести до восьми лет работы, характеризующийся желанием самостоятельно провести педагогическое исследование и стремлением переосмыслить собственный опыт).

Способность к самообразованию - один из показателей профессиональной компетентности педагога ДОО. Современному воспитателю необходимо обладать следующими качествами [3, с. 41]:

- гармонично развитый, внутренне богатый, стремящийся к духовному, общекультурному, профессиональному и физическому совершенству;

- умение отбирать более эффективные средства, технологии и приемы воспитания и обучения для реализации поставленной задачи;

- умение  организовать деятельность рефлексивную;

- обладание высоким уровнем профессиональной компетентности, многогранностью интересов;

- педагогу постоянно следует совершенствовать свои умения и знания, заниматься самообразованием.

Современной системой образования требуется постоянное совершенствование знаний педагога. Знания получать можно различными способами.

Сегодня педагогам ДОО предлагается большой выбор услуг повышения квалификации: очное, очно-заочное и заочное обучение в учебном заведении, курсы повышения квалификации, семинары  и т.д.  

Инновационными направлениями методической работы по самообразованию являются:

  • маркетинговое: изучение спроса педагогов;
  • социально-адаптивное: выстраивание траектории в личном профессиональном успехе;  
  • информационное: создание единой организационной, информационной, коммуникативной, методической учебно-воспитательной среды в ДОО;  
  • психолого-педагогическое:  поддержка педагогов психологическая;
  • научно-экспериментальное: вовлечение воспитателей в исследовательскую работу ДОО;
  • управленческое: повышение уровня компетентности педагогического коллектива.

Основные критерии самообразования педагогов ДОО - эффективность педагогической профессиональной деятельности (повышение воспитанности дошкольников, качества образовательного процесса), творческий рост педагога, внедрение педагогической новых технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОО.

Условиями формирования мотивации профессионального самосовершенствования педагогов ДОО являются:

-мотив успеха;

-мотив преодоления профессионального затруднения;

-мотив, который направлен на улучшение материального благополучия,

- мотивы профессионального признания,

- карьерный мотив и др.

Условиями профессионального роста педагогов ДОО являются:

  • самообразовательная работа над докладом по теме;
  • чтение педагогической, предметной и методической литературы;
  • обзор информации в Интернете по выбранной теме;
  • посещение конференций, семинаров, ООД коллег;
  • совещания, дискуссии, обмен с коллегами опытом;
  • прохождение систематическое курсов повышения квалификации;
  • проведение открытого занятия для анализа со стороны коллег;
  • изучение информационных компьютерных технологий;
  • общение с коллегами в ДОО в Интернете, на работе;
  • участие в Интернете в конкурсах;
  • помещение собственной разработки на сайте в Интернете [2, с. 40].

Овладение новой информацией помогает воспитателю решить новые задачи, или справиться со старыми с большим успехом.

 Процесс самообразования предусматривает углубление и  расширение профессиональных методических умений и знаний, развитие уровня профессиональной  подготовки.

Невозможно самообразование без умения четкой формулировки цели, конкретизации проблемы и фокусирования своего внимания на главной, значимой детали, творческого переосмысливания процесса обучения и приобретаемых знаний. Особое место в процессе самообразовании принадлежит способности педагога к поиску нового и рефлексивному осмыслению.

Существуют следующие формы самообразования педагогов:

  • индивидуальная, которая предполагает самостоятельную работу над повышением методического и профессионального уровня;
  • коллективная, которая направлена на активное участие в методической работе ДОО педагогов.

Формами организации самообразования являются:

1. Курсы повышения квалификации.

2. Второе высшее образование или вторая специальность.

3. Дистанционные конференции, олимпиады, семинары, конкурсы.

4. Индивидуальная работа, включающая:

  • научная исследовательская работа по конкретной проблеме;
  • изучение литературы (научной, методической), посещение библиотек;
  • участие в научно-методическом объединении, педагогическом совете;
  • изучение необходимой информации в сети Интернет;
  • посещение занятий других педагогов, обмен опытом;
  • теоретическая разработка и практическая апробация занятия, ООД, мероприятия.

5. Сетевое педагогическое сообщество, представляющее собой  интернет-ресурс, который создан для общения педагогов всех регионов страны, которые обмениваются опытом и информацией.

Результативность самообразования:

- пополнение и конкретизация имеющихся знаний, самоанализ;

- развитие потребности в пополнении профессиональных знаний, гибкости мышления, умения моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;

- развитие творческого потенциала;

- повышение профессионального образовательного уровня;

- проведение научно-практической и исследовательской деятельности;

- повышение качества воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

Таким образом, самообразование является многокомпонентной профессионально и личностно значимой самостоятельной познавательной деятельностью педагога, которая включает в себя предметное, общеобразовательное, методическое и психолого-педагогическое самообразование. Целью самообразования педагогов дошкольного образования являются расширение психологических и общепедагогических знаний для совершенствования и обогащения методов воспитания и обучения, углубление знаний по различным методикам, владение достижениями передовой педагогической практики и науки, повышение общекультурного уровня воспитателя. Самообразование дает положительный результат в случае, если оно ведется планомерно, систематически и целенаправлено. Таким образом, самообразование будет способствовать повышению профессионального мастерства и развитию творческой активности педагогов ДОО.

Использованная литература

  1. Боронилова И.Г. Передовой педагогический опыт. – Уфа: Восточный университет, 2008. – 108 с.
  2. Копылова, И.А. Самообразование педагога как условие профессионального роста / И.А. Копылова. - СПб.: Свое издательство, 2015. - 239 с.
  3. Лукина, Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. / Л.И. Лукина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 06.04.2017)
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт о дошкольном образовательном учреждении от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: http://www.firo.ru/ (дата обращения: 06.04.2017)