КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ: РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ КЛЮЧЕВЫХ НАВЫКОВ»
консультация (старшая группа)

Шмелёва Людмила Петровна

Данная консультация направлена на раскрытие игровых методов, которые помогут родителям мягко и эффективно подготовить ребенка к новому этапу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 164»


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ:
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ КЛЮЧЕВЫХ НАВЫКОВ»

Подготовила:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Шмелёва Людмила Петровна
2025 г.


Введение

Переход из дошкольного учреждения в школу — важный этап в жизни ребенка, требующий не только интеллектуальной, но и эмоционально-волевой готовности. Как подчеркивается в ФГОС ДО, «цель дошкольного образования — формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность». Однако без поддержки семьи достижение этих задач невозможно. Данная консультация направлена на раскрытие игровых методов, которые помогут родителям мягко и эффективно подготовить ребенка к новому этапу.


1. Возрастные особенности детей 5–6 лет

Старший дошкольный возраст характеризуется:

  • Психическое развитие:
  • Формирование произвольного внимания и памяти.
  • Активное развитие логического мышления (способность к классификации, анализу).
  • Эмоциональная сфера:
  • Повышение самостоятельности, стремление к одобрению взрослых.
  • Появление «внутренней позиции школьника» (по Л.И. Божович).

Рекомендация: Используйте игры, которые стимулируют познавательную активность, но не перегружают ребенка.


2. Ключевые навыки для школы и их развитие через игру

2.1. Речевая готовность

  • Цель: Расширение словарного запаса, умение строить сложные предложения.
  • Игры:
  1. «Цепочка слов» (родитель называет слово, ребенок — слово на последнюю букву).
  2. «Сочини историю» (по картинкам или игрушкам).
    Пример: Используйте набор карточек «Профессии» для обсуждения социальных ролей.

2.2. Математические представления

  • Цель: Освоение счета до 20, понимание состава числа.
  • Игры:
  1. «Магазин» (ребенок «покупает» игрушки, используя счетные палочки вместо денег).
  2. «Геометрический квест» (поиск предметов определённой формы в квартире).

2.3. Мелкая моторика

  • Цель: Развитие координации «глаз-рука», подготовка к письму.
  • Активности:
  • Лепка из пластилина с мелкими деталями (бусины, семена).
  • Рисование по точкам, штриховки.

3. Игровые техники для формирования эмоциональной устойчивости

  • Сюжетно-ролевые игры («Школа», «Учитель и ученик») — помогают снизить тревожность перед новым этапом.
  • Рефлексивные беседы после игры:
    «Что тебе понравилось? Что было сложно?» — развивают самоанализ.

Важно! Избегайте оценок «правильно/неправильно». Вместо этого используйте: «Ты очень старался! Давай попробуем ещё раз».


4. Организация домашней игровой среды

  • Зонирование пространства:

Зона

Материалы

Познавательная

Пазлы, конструкторы, карты мира.

Творческая

Краски, цветная бумага, природные материалы.

Двигательная

Мячи, скакалки, тоннели из стульев.

  • Режим дня: Чередуйте интеллектуальные игры (15–20 мин) с физической активностью.

5. Рекомендуемая литература

  1. Выготский Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребенка».
  2. Эльконин Д.Б. «Психология игры».
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Заключение

Игра — это не просто развлечение, а инструмент, который формирует у ребенка навыки, необходимые для успешной адаптации в школе. Как отмечала М. Монтессори, «игра — это работа ребенка». Ваша задача — создать условия, в которых эта «работа» будет приносить радость и результаты.

Практическое задание для родителей:
На этой неделе проведите игру «Школа зверей»:

  1. Распределите роли (учитель-медведь, ученики-зверята).
  2. Проиграйте ситуации: урок, перемена, выполнение заданий.
  3. Обсудите с ребенком его впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей старшей группы тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»

Консультация для родителей  старшей группы тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»...

Тематическая консультация для родителей старших и подготовительных к школе групп "Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем"

Цель: оптимизация процесса подготовки к обучению грамоте посредством активного привлечения родителей, к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков....

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников».

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников». Причины нарушений ...

Консультация для родителей старшей группы для детей с тнр: "Игры и упражнения на песке"

Рекомендации для родителей  игр и упражнений с детьми для развития мелкой моторики и активизации речевого центра....

Консультация для родителей старшей группы на тему: «Значение подвижной игры в жизни дошкольника»

Консультация для родителейстаршей группы на тему:«Значение подвижной игры в жизни дошкольника»...

Консультация для родителей старшей группы детского сада на тему " Игра и игрушка в жизни дошкольника"

- показать возможность игры для развития интеллектуально-познавательной деятельности ребенка;- стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственн...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитие коммуникативных навыков"

Консультация для родителей. О развитие речи у дошкольников старшего возраста....