Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактическую игру»
план-конспект урока (средняя группа)
Расширение представлений участников мастер-класса об использовании дидактических игр из нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактическую игру»
Цель: Расширение представлений участников мастер-класса об использовании дидактических игр из нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Закрепить теоретические знания педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики рук дошкольников
2.Познакомить участников мастер-класса с разнообразными видами дидактических игр.
3.Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
4.Передать опыт работы путем прямого комментированного показа последовательности действий, методов и приемов.
5.Создать условия для раскрытия творческого потенциала участников мастер – класса.
Метод: наглядно-демонстрационный
Ход мастер-класса:
I. Постановка педагогической проблемы.
II.Практическая демонстрация способов и приемов работы.
III.Практическая работа участников мастер-класс «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактическую игру»
IV.Рефлексия.
I . Добрый день, уважаемые педагоги!
Сегодня мы с вами откроем секреты изготовления дидактических игр на развитие мелкой моторики своими руками. Но сначала немного освежим в памяти, что же такое дидактическая игра и мелкая моторика.
(Ответы)
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.
Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой деятельностью.
В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний.
При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежат в этом случае воспитателю. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время/
В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль различна. Если на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.
Виды дидактических игр.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами: для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т. д.
Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.
Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитее речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.
Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Т.е. еще раз обращаю ваше внимание, чтобы наши детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук.
II.
1. Игры с массажным мячиком и кольцом «Су-джок».
Достоинствами Су-Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
2. Игра с шестигранными карандашами.
Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Массаж различными предметами из бросового материала Перебирание «четок», бус, ракушек и т. п. развивает пальцы, успокаивает нервы, развивает речь детей.
3. Игры с прищепками.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-малыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Представьте вместе с ребенком, что прищепки - это маленькие рыбки, а квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а ребенку надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей мастерить солнышко, «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и другое.
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем и развивает его.
4. Игры с пуговицами.
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д.
Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
5. Игры с сыпучими материалами.
Стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики малыша станут более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям.
Примерные игры:
Для игры необходимо взять мелкую крупу: гречку, рис, пшено. Рассыпать на подносе тонким слоем и показать ребенку, как можно на ней рисовать. Поднос должен иметь высокие края, желательно в виде бортиков, а не поднимающиеся плавно, но даже это не гарантирует того, что крупа не будет рассыпана по полу. Занятие лучше проводить в комнате, где нет ковровых покрытий, и два движения веником приведут пол в порядок. Прежде чем приступить к рисованию, позвольте ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Ребенку достаточно объяснить правила: играй только на подносе, что упало на стол, собери и положи обратно. Разровняйте крупу и проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и проведите по крупе.
Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто. Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Насыпаем фасоль на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами как при сборе ягод, потом берем следующую горошину, потом еще и еще — так набираем, целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую крупу. Проведем пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.
В «сухой бассейн» или мешочек помещаем горох или фасоль и игрушки от «Киндер-сюрпризов». Просим ребенка достать все игрушки. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только игрушку. Задание можно усложнить, смешав горох и фасоль в небольшом количестве. Просим ребенка достать только фасоль. В мешочек насыпаем крупу, зашиваем и даем ребенку потрогать, помять. Задание можно усложнить, попросив, ребенка отгадать какая крупа находится в мешочке, при условии, что он с ними знаком.
6. Игры с пробками от бутылок.
Можно сделать из них замечательный «Сухой бассейн» для пальчиков. Перекладываем все крышки в глубокую емкость, запускаем туда ручки и перебираем. На дно можно положить какое-нибудь сокровище (маленькую игрушку или сладкое лакомство, и пусть ребенок его ищет. Получается один из вариантов сенсорной коробки.
Можно сортировать крышки по цветам, размеру, форме. Заодно изучить названия цветов, основные геометрические формы.
Из крышек можно выкладывать различные фигурки. Можно выложить домик, а заодно и повторить (или узнать) из каких геометрических фигурок он получается.
Две пробки от пластиковых бутылок выкладываем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«По свежему снегу, мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.
Игры с пробками, построенные по принципу – закручивание пробки на горлышко от пластиковой бутылки, предлагая детям во время работы выполнять некоторые задания. Предложенные мной игры, можно использовать, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с ребенком, а также дети могут самостоятельно играть в них в свое свободное время.
7. Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, рожки и макароны, сушки. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме
Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
8. Игры с палочками и спичками.
Вариантов игр со счетными палочками и спичками много, уровня подготовки и мелкой моторики ребенка.
9. Игры с шишками, и грецкими орехами.
Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку между ладонями.
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
10. Игры с лентами, нитками и катушками.
Сматывание разноцветных ленточек. Наматывание ниток на катушку.
III.
-И так уважаемые участники мастер-класса!
Вам выпала большая честь принять участие в игре «Нарисуй рисунок». С помощью различной крупы. Предлагаемая игра способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но и развитию образного мышления, восприятия, сенсорики, координации движений в целом.
IV.Рефлексия
-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Неоспорима её роль детей дошкольного возраста. Играет важную роль в умственном развитии ребенка – дошкольника.
-А теперь возьмите: - зеленый кружок, если понравился мастер-класс;
- желтый кружок, если что-то возьмете для работы;
- красный кружок – не понравилось.
Всем большое спасибо!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Семилейский детский сад «Цягадайка»
Районное методическое объединение педагогов ДОУ
Кочкуровского муниципального района
Мастер-класс на тему:
«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактическую игру»
Провела:
Воспитатель 1 квалификационной категории
Манаева Н.К.
п.ст. Воеводское 2024 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»....

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры». ...

План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"
В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мел...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников....

Мастер-класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Мастер-класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры». Здравствуйте Уважаемые коллеги. Я, воспитатель МБДОУ « Детски...
Мастер-класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Цель:• знакомство воспитателей со способами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста• создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста т...
