Нейрогимнастика как средство развития речи у дошкольников
статья
Нейрогимнастика — это метод для детей 4–6 лет, который помогает улучшить работу мозга: память, внимание, мышление и стимулировать речевую активность. Упражнения включают движения для развития межполушарного взаимодействия, моторики, координации и речи. Занятия проводятся ежедневно по 5–7 минут в игровом формате.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейрогимнастика как средство развития речи у дошкольников
Актуальность
Современные педагоги отмечают рост числа детей с задержкой речевого развития, слабой концентрацией внимания, нарушениями координации и моторики. Эти проблемы затрудняют не только общение, но и подготовку к школе.
Нейрогимнастика — это инновационный метод, который:
Синхронизирует работу полушарий мозга.
Улучшает память, внимание и мышление.
Снижает утомляемость и повышает работоспособность.
Стимулирует речевую активность.
Основы нейрогимнастики
Метод разработан Полом Деннисоном (1980-е гг.) в рамках образовательной кинезиологии (Edu-K). Его система включает 26 упражнений, направленных на гармонизацию работы мозга:
- Левое полушарие отвечает за логику, речь, анализ.
- Правое полушарие отвечает за творчество, образное мышление.
Оптимальный возраст для занятий:
- 4–5 лет — базовые упражнения.
- 6 лет — сложные комбинации для подготовки к школе.
Правила проведения занятий
- Длительность: 5–7 минут ежедневно.
- Формат: игровой, с постепенным усложнением.
- Место: дом, прогулка, группа.
- Контроль: важно следить за правильностью выполнения.
Упражнения для детей 4–6 лет
1. Межполушарное взаимодействие
- «Нос-пол-потолок»
Ребёнок повторяет движения взрослого, указывающего на названные объекты. Затем ведущий намеренно ошибается, а задача малыша — не сбиться. - «Кулак-ребро-ладонь»
Последовательность: кулак → ребро ладони → раскрытая ладонь. Скорость увеличивается, затем подключается вторая рука. - «Капитан»
Одна рука — кулак с поднятым большим пальцем, другая — «козырёк» у лба. Чередуем руки + добавляем хлопок.
2. Развитие моторики и внимания
- «Слон»
Голова наклонена к плечу, вытянутой рукой рисуем в воздухе фигуры (глаза следят за пальцем). Меняем сторону. - «Солнце – забор – камень»
Солнце: пальцы растопырены.
Забор: пальцы плотно вместе.
Камень: кулак. - «Цепочка»
Поочерёдно соединяем большой палец с остальными («колечки»), ускоряя темп.
3. Координация и речь
- «Оладушки»
Ладони на коленях: одна вверх, другая вниз. Быстро меняем положения под ритмичный стишок:
«Бабушка для Ладушки — испекла оладушки…» - «Ухо-нос-хлопок»
Левая рука — за нос, правая — за противоположное ухо. Хлопок → смена рук. - «Фонарики»
Пальцы то сжимаем в кулак («фонарики погасли»), то раскрываем («зажглись»).
4. Творческие задания
- «Симметричные рисунки»
Рисуем одновременно двумя руками (например, солнце или дом). - «Дом-ёжик-замок»
Дом: пальцы соединяем «домиком».
Ёжик: пальцы одной руки между пальцами другой.
Замок: переплетаем пальцы.
Результаты применения нейрогимнастики
- Улучшение речевой активности и артикуляции.
- Развитие межполушарных связей, что критично для чтения и письма.
- Укрепление мелкой моторики (важно для подготовки руки к письму).
- Повышение концентрации и снижение импульсивности.
Важно: упражнения не заменяют логопедическую работу, но эффективно дополняют её!
Источники:
- Деннисон П. «Гимнастика мозга».
- Современные исследования в области нейропедагогики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейрогимнастика как средство развития речи детей
Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Она полезна нейротипичным детям для общего психофизического развити...

Практикум для родителей Тема: «Нейрогимнастика – как средство развития речи»
Практикум «Нейрогимнастика – как средство развития речи»...

Нейрогимнастика как средство развития речи детей с ОВЗ
Нейрогимнастика как метод активизации мозга у детей с ОВЗ...

Нейрогимнастика как средство развития речи детей дошкольников
Упражнения представляют собой комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллек...

"Нейрогимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Нейрогимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста. Тема : Нейрогимнастика, как средство развития речи детей дошкольного возрастаАктуальность.В последнее вр...

Мастер-класс для педагогов "Нейрогимнастика как средство развития речи дошкольников"
Цели нейрогимнастики:• Развитие межполушарной специализации.• Развитие межполушарного взаимодействия.• Развитие комиссур (межполушарных связей).• Синхронизация работы полушарий.&bu...

