Нейрогимнастика как средство развития речи у дошкольников
статья

Касимцева Яна Игорена

Нейрогимнастика — это метод для детей 4–6 лет, который помогает улучшить работу мозга: память, внимание, мышление и стимулировать речевую активность. Упражнения включают движения для развития межполушарного взаимодействия, моторики, координации и речи. Занятия проводятся ежедневно по 5–7 минут в игровом формате.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейрогимнастика как средство развития речи у дошкольников

Актуальность

Современные педагоги отмечают рост числа детей с задержкой речевого развития, слабой концентрацией внимания, нарушениями координации и моторики. Эти проблемы затрудняют не только общение, но и подготовку к школе.

Нейрогимнастика — это инновационный метод, который:
Синхронизирует работу полушарий мозга.
Улучшает память, внимание и мышление.
Снижает утомляемость и повышает работоспособность.
Стимулирует речевую активность.

Основы нейрогимнастики

Метод разработан Полом Деннисоном (1980-е гг.) в рамках образовательной кинезиологии (Edu-K). Его система включает 26 упражнений, направленных на гармонизацию работы мозга:

  • Левое полушарие отвечает за логику, речь, анализ.
  • Правое полушарие отвечает за творчество, образное мышление.

Оптимальный возраст для занятий:

  • 4–5 лет — базовые упражнения.
  • 6 лет — сложные комбинации для подготовки к школе.

Правила проведения занятий

  1. Длительность: 5–7 минут ежедневно.
  2. Формат: игровой, с постепенным усложнением.
  3. Место: дом, прогулка, группа.
  4. Контроль: важно следить за правильностью выполнения.

Упражнения для детей 4–6 лет

1. Межполушарное взаимодействие

  • «Нос-пол-потолок»
    Ребёнок повторяет движения взрослого, указывающего на названные объекты. Затем ведущий
    намеренно ошибается, а задача малыша — не сбиться.
  • «Кулак-ребро-ладонь»
    Последовательность: кулак → ребро ладони → раскрытая ладонь. Скорость увеличивается, затем подключается вторая рука.
  • «Капитан»
    Одна рука — кулак с поднятым большим пальцем, другая — «козырёк» у лба. Чередуем руки + добавляем хлопок.

2. Развитие моторики и внимания

  • «Слон»
    Голова наклонена к плечу, вытянутой рукой рисуем в воздухе фигуры (глаза следят за пальцем). Меняем сторону.
  • «Солнце – забор – камень»
    Солнце: пальцы растопырены.
    Забор: пальцы плотно вместе.
    Камень: кулак.
  • «Цепочка»
    Поочерёдно соединяем большой палец с остальными («колечки»), ускоряя темп.

3. Координация и речь

  • «Оладушки»
    Ладони на коленях: одна вверх, другая вниз. Быстро меняем положения под ритмичный стишок:
    «Бабушка для Ладушки — испекла оладушки…»
  • «Ухо-нос-хлопок»
    Левая рука — за нос, правая — за противоположное ухо. Хлопок → смена рук.
  • «Фонарики»
    Пальцы то сжимаем в кулак («фонарики погасли»), то раскрываем («зажглись»).

4. Творческие задания

  • «Симметричные рисунки»
    Рисуем одновременно двумя руками (например, солнце или дом).
  • «Дом-ёжик-замок»
    Дом: пальцы соединяем «домиком».
    Ёжик: пальцы одной руки между пальцами другой.
    Замок: переплетаем пальцы.

Результаты применения нейрогимнастики

  • Улучшение речевой активности и артикуляции.
  • Развитие межполушарных связей, что критично для чтения и письма.
  • Укрепление мелкой моторики (важно для подготовки руки к письму).
  • Повышение концентрации и снижение импульсивности.

Важно: упражнения не заменяют логопедическую работу, но эффективно дополняют её!

Источники:

  1. Деннисон П. «Гимнастика мозга».
  2. Современные исследования в области нейропедагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейрогимнастика как средство развития речи детей

Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Она полезна нейротипичным детям для общего психофизического развити...

Нейрогимнастика как средство развития речи

Нейрогимнастика как средство развития речи...

Практикум для родителей Тема: «Нейрогимнастика – как средство развития речи»

Практикум «Нейрогимнастика – как средство развития речи»...

Нейрогимнастика как средство развития речи детей с ОВЗ

Нейрогимнастика как метод активизации мозга у детей с ОВЗ...

Нейрогимнастика как средство развития речи детей дошкольников

Упражнения представляют собой комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллек...

"Нейрогимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Нейрогимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста. Тема : Нейрогимнастика, как средство развития речи детей дошкольного возрастаАктуальность.В последнее вр...

Мастер-класс для педагогов "Нейрогимнастика как средство развития речи дошкольников"

Цели нейрогимнастики:• Развитие межполушарной специализации.• Развитие межполушарного взаимодействия.• Развитие комиссур (межполушарных связей).• Синхронизация работы полушарий.&bu...