Тема: « Играем пальчиками – развиваем речь»
консультация

- повышение педагогической культуры родителей;

- познакомить родителей с условиями, влияющими на формирование речи детей;

- вовлечь родителей в процесс формирования речи детей посредством развития мелкой моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koltsentr_igraem_palchikami_-_razvivaem_rech.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Играем пальчиками – развиваем речь»

Цель:

- повышение педагогической культуры родителей;

- познакомить родителей с условиями, влияющими на формирование речи детей;

- вовлечь родителей в процесс формирования речи детей посредством развития мелкой моторики.

Участники: родители, учитель-дефектолог, воспитатели.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1. На доске помещается плакат со словами В.М. Бехтерева: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию».

2. Выставка книг, консультаций и буклетов для родителей по теме собрания.

Ход

Вступительное слово педагога. Тихо звучит музыка.

- «Добрый вечер, уважаемые родители!

- Мы рады, что мы собрались все вместе. Проведя анкетирования и проанализировав их, мы поняли, что вы встревожены слабым развитием речи своих детей. значит, вам не безразличны проблемы наших детей. И сегодня тема нашего родительского собрания «Играем пальчиками и развиваем речь». А начнём мы его, вот с таких разноцветных шаров.

Звучит песня «Весёлые пальчики». Под музыку в группу влетают воздушные шары, внутри которых записки с вопросами. Педагог просит родителей, выбрать каждый себе воздушный шар.

- Воздушные шарики не простые, они с сюрпризом!

Дискуссия

-А теперь давайте вспомним детство, лопнем, шарики и ответим на вопросы.

Вопросы для родителей:

#1063;то, по вашему мнению, способствует развитию речи ребенка? (развитие мелкой моторики)

#1063;то такое мелкая моторика? (это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук)

#1050;акие факторы, по вашему мнению, влияют на развитие речи? (тренировка движений пальцев и кисти рук)

#1050;акие упражнения помогают нам формировать мелкую моторику? (пальчиковый массаж, пальчиковая гимнастика и т.д.)

- Для обобщения ваших ответов мы предоставим слово учителю – дефектологу.

Сообщение учителя - дефектолога

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. И, наоборот, у детей с нарушениями речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М.И. Кольцова пишет: «Сначала развиваются движения пальцев рук, затем артикуляция слогов, все последующие совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат».

Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и др.

Проводя пальчиковую гимнастику и игры с предметами, мы убедились в следующем:

  • Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
  • Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
  • Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

Вот некоторые рекомендации, которые следует соблюдать при проведении пальчиковых игр и упражнений:

  • После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);
  • Пальцы следует нагружать равномерно.

А сейчас воспитатели на практике покажут пальчиковые игры, способствующие развитию речи.

Практическая часть (Воспитатели предлагают вниманию родителей пальчиковые игры и упражнения, способствующие развитию речи. Давайте поиграем!)

А сейчас давайте немного поиграем. Вы будете детьми, а я – воспитателем и я буду играть с вами в различные игры по развитию мелкой моторики руки.

Звучит негромкая музыка.

Задания для родителей:

#1055;альчиковые игры «Вышли пальчики гулять», «Капуста» и др.

Упражнения для кистей

«Шарик»

Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.

Надуваем быстро шарик –

Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).

«Фонарики»

Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;

Пальцы сжать (фонарики погасли), разжать (фонарики зажглись).

Условно-статические упражнения для пальцев

«Кошка»

А у кошки

Ушки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты),

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке.

«Петушок»

Ладонь вверх, указательным пальцем упереться в большой; остальные растопырить и поднять.

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Динамические упражнения для пальцев

«Домик»

Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).

Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять.

«В детский сад»

Сжать пальцы в кулак; поочерёдно разгибать их, начиная с большого; при словах «Встали братцы все» широко расставить пальцы в стороны.

Большой палец встал один,

Указательный – за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – ура!

В детский сад идти пара.

#1048;гра «Кто быстрее заплетет из шнурков косичку».

#1048;гра «Собери целое».

Заключительное слово педагога

1. Учитель - дефектолог подводит итоги собрания.

- Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Для того, чтобы ваши занятия с детьми были такими же интересными, мы предлагаем вам памятки-буклеты, где есть подробное описание различных пальчиковых игр.

2. Минута благодарности. Педагоги благодарят родителей за активное участие в проведении собрания и желает успехов в воспитании детей.

- Дорогие родители, большое спасибо, что вы посетили наш практикум. Спасибо, что принимаете активное участие в решении проблем наших детей. Надеюсь, что Вы узнали много нового, интересного и примените полученные на практикуме знания для формирования речи детей в семье.
В качестве решения родительского собрания родителям вручаются памятки с пальчиковыми играми.

Индивидуальная работа с родителями.

#1050;онсультация для родителей «Основные занятия с детьми для развития мелкой моторики руки». (приложение № 3)

#1042;ыставка дидактических игр по развитию мелкой моторики «Наши руки не для скуки».

Индивидуальная работа с детьми.

#1048;гры и упражнения по развитию ручной моторики.

#1044;идактические игры.

#1052;ассаж пальцев и ладоней.

#1055;альчиковые игры.

Наглядная информация.

1. Анкетирование родителей. (приложение № 2)

2. Выставка игр по мелкой моторике.

#1055;одбор музыкального фона.

#1057;оставление памятки для родителей. (приложение № 1)


Памятка для родителей

«Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»

Н.А. Бернштейн

  1. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребенка.
  2. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  3. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой.
  4. Игра научит взрослого говорить с ребенка на его языке.
  5. Игра поможет развить мелкую моторику руки.
  6. Развивайте речь, играя с детьми.
  7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему"Играем пальчиками-развиваем речь"

Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать....

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...

Консультация для воспитателей На тему: Играем пальчиками - развиваем речь

Развитие речи является одной из важнейших задач психического и личностного развития ребенка дошкольника...

Конспект НОД Тема: "Играем пальчиками развиваем речь"

Цель: продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, воображение; закрепить четкое произношение звуков...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»

Повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком дома....

Консультация на тему: "Играем пальчиками – развиваем речь".

В настоящее время все больше и больше детей с нарушением в речевом развитии. Если у ребенка имеется нарушение произношения, значит, в дальнейшем он может столкнуться с трудностями при чтении и п...