Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".
проект по логопедии (средняя группа) на тему

Ершова Татьяна Сергеевна

    

Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада : развитием мелкой моторики у детей. Работа  базируется на комплексном подходе - сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых игр и упражнений.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_-_kopiya.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2127»

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме

«Играем пальчиками – развиваем речь»

                                                                          Подготовила воспитатель

                  Бэби Академии «На Новокосинской»

 Ершова Т.С.

Москва

2013г.

       Сегодня у большинства современных детей отличается общее моторное отставание. Родители сейчас стараются покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки, теплые куртки на молнии, и не надо перебирать пальцами и искать пуговицу и петельку. А еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось многое делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать. К сожаленью, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных руках карандаш.

        В нашу среднюю группу ОНР пришли дети « домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания, а формируются эти навыки под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука у ребенка в 4 года несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Вот поэтому работу по развитию мелкой моторики и по просвещению родителей в данном вопросе с детьми нашей группы мы считаем актуальной и своевременной.

        Целью нашей работы с детьми стало развитие мелкой моторики у детей во взаимодействии с семьей.

        Перед родителями на родительском собрании в сентябре мы поставили задачи:  учитывая опыт детей, приобретаемый в детском саду, создавать в семье благоприятные условия для развития мелкой моторики.

       Интегрируя  работу воспитателя, учителя-логопеда, преподавателей музыки, физкультуры, был составлен перспективный план совместной работы как в  непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни детей в разных видах деятельности  индивидуально и со всей группой.  Для того, чтобы работа была результативной, в группе была создана развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны нами самостоятельно.

 Предметно-развивающая среда включает в себя такие компоненты:

  • зона изобразительной деятельности, которая содержит все необходимое для развития руки (различные лекала, трафареты, предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, краски, штамповки и др.)
  • зона, где сосредоточены разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый и природный материал, инструменты.
  • театрально-музыкальная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, ширма для теневого театра, куклы, сделанные из ниток и других материалов своими руками), а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.

       Учитывая, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений, мы постарались подобрать максимально эффективные методы и средства.

Средства достижения поставленных целей.

1.Массаж и самомассаж кистей рук с использованием чистоговорок и скороговорок (массаж каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; массаж грецкими орехами, шестигранным карандашом, бусами, прищепками,  скрепками и пр.)

2.Использование пальчиковых игр по лексическим темам («Расскажи стихи руками»). Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

3.Игры с песком и водой (песочная терапия). Детям показываем, как можно глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т.е делать самомассаж. На песке учим рисовать (пальцем или палочкой). Пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, отыскивают в песке спрятанные предметы.

4.Использование продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение). Эти виды деятельности нашли широкое применение не только на занятиях, но и в свободное от них время. Ребенок может взять необходимые для него  материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.

5.Шнуровка – дело знакомое еще с младшей группы.

6.С помощью семян и плодов создаем узоры и пейзажи, развиваем творческое воображение.

7.Камушки помогают нам не только развивать координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв.

8.Макароны и крупа – это не только вкусно, но еще и красиво.

Дети могут превратиться в Золушку и разложить в разные кружечки фасоль и горох, которые мы перемешали заранее.

9.Какая модница откажется от украшений, созданных своими руками (нанизывание бусинок, пуговиц и пр).

10.Складывание забавных фигурок, букв из счетных палочек и спичек.

11.Игры в мозаику, пазлы, с конструктором.

12.Игры с болтиками и гайками.

13.Дидактическая игра «Сказка про мишку Топтыжку», помогающая сделать индивидуальную работу с детьми интересной и разнообразной, сочетая в ней разные виды деятельности: артикуляционную гимнастику, развитие мелкой моторики, работу над звукопроизношением и связной речью.

14.Работа с бросовым материалом и бумагой (бумагу мнем, рвем, разглаживаем, режем – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей).

15.Игры с прищепками (прищепки превращаются в волшебных птиц, садятся на дерево) помогают не только развивать мелкую моторику, но также закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение.

Работа с родителями:

  • выставка игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук у детей;
  • консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры»;
  • мастер-класс для родителей «Игры с пальчиками»;
  • беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
  • родительские собрания: знакомство с проектом «Мир на кончиках пальцев» (сентябрь) и показ итоговой презентации по заданной теме (апрель).

       Создав в группе необходимую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности наших детей, получив поддержку и помощь родителей, мы продолжаем добиваться поставленной цели.

       При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развиваются коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму).

       Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогают нам добиваться хороших результатов. Эти результаты дают положительную динамику, приводят в гармоничное отношение тело и разум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Сообщение для воспитателей логопедических групп на тему: "Комплексный подход в работе с детьми с общим недоразвитием речи"

    Проблема речевого развития детей с общим недоразвитием речи относится к числу проблем, решение которых требует тщательного  рассмотрения  в  их  широком  диапазоне  -  от методологических до техно...

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...

Занимательные упражнения "Образовательной кинесиологии" в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

В статье раскрывается вопрос развития заинтересованности и речевой активности детей с общим недоразвитием речи при помощи увлекательных упражнений "Образовательной кинесиологии" ....

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...

Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...