Искусство. Материал к викторине
план-конспект занятия (старшая группа)

Фролова Анастасия Викторовна

Данный материал подготовлен в ходе подготовки к открытому занятию в смешанной группе компенсирующей направленности по приобщению дошкольников к искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области                              структурное подразделение «Детский сад «Солнышко».

«Знатоки искусства»

(интегрированное занятие по развитию речи в компенсирующей группе)

Конспект составил: воспитатель

Фролова Анастасия Викторовна

2024-2025 учебный год

п.г.т. Стройкерамика

Викторина «Знатоки искусства»

(занятие по художественно-эстетическому развитию в компенсирующей группе)

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об искусстве,

Задачи:

1. Закрепить знания детей о том, что такое «искусство».

2. Актуализировать знания детей об основных видах искусства (живопись, музыка, художественная литература, декоративно-прикладное искусство, скульптура и архитектура.

3. Расширять кругозор.

4. Учить различать жанры живописи, виды народных промыслов.

5. Формировать умение узнавать и называть произведения искусства.

6. Развивать речь, обогащать словарный запас (искусство, живопись, пейзаж, натюрморт, портрет; художник, скульптор, композитор)

7. Воспитывать эстетические качества.

Методы и приемы:

- практические: ситуативные игры, физ.минутки.

- наглядные: рассматривание репродукций картин, изделий народных промыслов.

- словесные: приветствие, озвучивание девиза команд, разгадывание загадок, ответы на вопросы педагога.

Материалы и оборудование:  

мольберт, разрезные картинки (репродукции картин «Три богатыря», «Утро в сосновом лесу»;) иллюстрации и предметы народных промыслов «Дымковские игрушки»; «Гжель»; «Хохлома»; «Городецкая роспись»; электронная игра «Четвертый лишний».

Предварительная работа: беседа об искусстве, его видах, жанрах живописи и видах народных промыслов

Формы организации совместной деятельности

Детская

деятельность

Формы и методы

организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка «Ровным кругом»

Игровая

Игровая ситуация «Собери картинку»;  

Игровая ситуация «Кубики»

Познавательно-исследовательская

Речевая ситуация «Загадки»;  

Игровая ситуация «Четвертый лишний»;  

Коммуникативная

Речевая ситуация «Разминка»;

Речевая ситуация «Какой?»

Логика образовательной деятельности.

Этап занятия

Задачи ( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Приветствие воспитателя

 

Воспитатель: Ребята, проходим в зал, берите со стола понравившийся жетон.

Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы принять участие в викторине:  «Знатоки искусства».

Ребят, посмотрите числа на своих жетонах: у кого №1 проходят к первому столу; у кого №2 – ко второму.

Первая команда:  «Умники»:

Вторая команда: «Умницы»:

Дети входят в зал, берут со стола жетоны.

Здороваются с гостями.

Расходятся по командам

Устанавливают на столе эмблему

Проговаривают девизы:

«Мы умники, а это значит — Нас ждёт успех и ждёт удача

«Мы команда «Умницы»

Всем пламенный привет!

Мы от души желаем

Дать правильный ответ!»

Правила викторины

Воспитатель: Ребята, напоминаю вам, что викторина – это командная игра или соревнование, поэтому нужно быть очень внимательными, чтобы правильно выполнить задание или ответить на вопрос. А оценивать вас будет наше уважаемое жюри: старший воспитатель Светлана Геннадьевна; старший воспитатель Гузяль Анвяровна.

Напоминаю правила:

Я буду задавать вопросы каждой команде по очереди,  а команды будут отвечать на них. За каждый правильный ответ команда будет получать 1 звезду. В конце викторины мы посчитаем количество звезд у каждой команды  и определим победителя.

Давайте попробуем. Итак: объявляю разминку.

Слушают воспитателя, приветствуют жюри.

Деятельностный этап.

Актуализировать знания об основных видах искусства (познавательное развитие)

Речевая ситуация: «Разминка»

Называют основные виды искусства

Во время разминки, вам нужно будет по очереди ответить на вопрос: «Что такое искусство?»

Предлагают  варианты ответов по очереди:

Искусство - это картины(живопись);

Искусство – это  музыка;

Искусство – это литература;

Искусство – это архитектура;

Искусство – это скульптура;

Искусство – это народные промыслы

Закрепить умение различать и называть жанры живописи (пейзаж, натюрморт, портрет) (познавательное развитие)

 Викторина: 1 тур «Все о живописи…»

Различают и называют жанры живописи(пейзаж, натюрморт, портрет)

В этом туре мы поделимся своими знаниями о живописи, ее жанрах, назовем картины и художников, которые их написали.

Первое задание первого тура: жанры живописи.

Вопрос №1: Как называется картина, на которой изображена природа: реки, поля, деревья?

Вопрос №2: Как называется картина, на которой изображены овощи или фрукты, цветы или книги, или все вместе?

Вопрос №3: Как называется картина с изображением человека?

Пейзаж

Натюрморт

Портрет

Упражнять в умении составлять целый предмет из частей (познавательное развитие)

Игровая ситуация:  «Собери картину»

Составляют картину из имеющихся частей

Следующее задание: нужно собрать картину и вспомнить ее название.

Дополнительный балл получит та команда, которая вспомнит автора собранной картины.

Собирают картину из частей, называют.

 «Четвертый лишний» (экран)

Воспитатель предлагает выбрать лишний предмет, изображенный на экране.

Дети отвечают, объясняя свой выбор

Расширять представления о видах народного и декоративно-прикладного искусства (художественно-эстетическое развитие)

2 тур:  «Народные промыслы»

Имеют представления о многообразии народного и декоративно-прикладного искусства, умеют их различать и называть

Второй тур. Переходим к народным промыслам.

Загадка №1:

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня! 

Загадка №2:

Посуда не простая,

А точно - золотая!

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками.

Называется она – золотая…

Загадка №3:

Эта роспись

На белом фарфоре -

Синее небо, синее море

Синь васильков,

Колокольчиков звонких.

Синие птицы

На веточках тонких.

Загадка №4:

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Расчудесные узоры

Тонко вывела рука!

Черный конь – бежит,

Вся земля дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

 

Дымковская игрушка

Хохлома

Гжель

Городецкая роспись

Способствовать естественной физической активности детей

Физминутка «Ровным кругом»

Воспитатель проговаривает текст:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг…

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так! (изображают «художника», «скульптора», «музыканта»)

Идут по кругу, проговаривая слова:

Выполняют действие за педагогом.

Развивать умение различать и называть промыслы России

Игровая ситуация: «Кубики»

Умеют различать и народные промыслы России

Воспитатель демонстрирует детям изображение с иллюстрацией какого-либо промысла, предлагает назвать вид промысла и найти его изображение на стороне кубика

Называют народный промысел и находят его изображение на стороне кубика.

Закрепить умение подбирать прилагательное к существительному, подбирая в роде, числе и падеже (речевое развитие)

Речевая ситуация: «Скажи какой»

Умеют подобрать прилагательное к существительному, согласовывая его в роде, числе и падеже

Воспитатель предлагает детям подобрать прилагательное к существительному:

- игрушка из глины…

- шкатулка из дерева…

- посуда из фарфора…

- ложка из дерева…

Подбирают прилагательные:

Игрушка глиняная;

Шкатулка деревянная;

Посуда – фарфоровая;

Ложка - деревянная

 «Музыкальная пауза»

Воспитатель напоминает детям о том, что мы живем в России и предлагает детям вспомнить символы, по которым узнают Россию жители других стран.

Воспитатель: Береза – это дерево, которое считают символом нашей страны.

Что такое матрешка?

Воспитатель предлагает устроить музыкальную паузу. Послушать игру на музыкальных инструментах, потанцевать в народном стиле, выбрать звучание

балалайки.

Матрешка, береза.

Матрешка – это деревянная игрушка, символ семьи

Балалайка – это народный инструмент.

3 тур: «Достопримечательности Самары»

Воспитатель спрашивает: Как называется ближайший к нашему поселку город.

Предлагает детям посмотреть презентацию и отобрать изображения зданий и памятников архитектуры,  которые дети видели в презентации.

После просмотра презентации педагог просит детей показать знакомые места.

Самара

Просматривают презентацию, выбирают иллюстрации зданий и памятников архитектуры из презентации

Заключительный этап.

Подведение итогов.

Воспитатель подводит итог занятия, задаёт вопросы:

О каких видах искусства говорили?

какая игра вам понравилась?

После чего предоставляется слово жюри, для оглашения итогов игры и вручают приз.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети прощаются с гостями и возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День матери: игра викторина с мамами

Игра-викторина с мамами для детей старшей группы«Наши мамы»Цель: воспитывать уважение и заботу, оказывать бережное отношение, желание помочь и делать приятное маме, самому дорогому человек...

Свидетельство о публикации методического материала «Конспект викторины «Все профессии нужны – все профессии важны!» для детей 6-7 лет» на сайте «Инфоурок», 07.04.2022

Свидетельство о публикации методического материала «Конспект викторины «Все профессии нужны – все профессии важны!» для детей 6-7 лет» на сайте «Инфоурок», 07...

Сценарий развлечения ко Дню Матери "Музыкальная викторина"

В сценарии представлены интересные конкурсы и вопросы, связанные с музыкой. доступные задания для детей дошкольного возраста. Викторину хорошо провести совместно с мамами....

Викторина по художественно-эстетическому искусству "Знатоки искусства"

Викторина по художественно-эстетическому искусству "Знатоки искусства"...

Материал к викторине "Знатоки сказок"

Цели викторины «Знатоки сказок»:обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;развивать мышление, воображение, интерес, внимание;воспитывать любовь к сказкам и к...