Гаджетозавмсимость
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Гаджеты созданы, чтобы служить человеку, а на деле люди часто становятся рабами устройств, которые были созданы, чтобы помочьему. Поэтому из этого мы получаем ещё одну психологическую проблему – зависимость от гаджетов. Особенно опасно, когда появляется зависимость от гаджетов у детей.
Зависимостьотгаджетовудетей.
Телефоны, планшеты, игровые приставки, компьютеры, телевизоры - это вещи без которых современные дети не могут обойтись. А родители могут? Много ли из настех, кто проводит хотя бы один деньбез этих устройств? Думаю, что нет! Ачего тогда ждать от детей?
Многие родители дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребёнка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребёнка с гаджетами родители начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Так как в раннем дошкольном возрасте у ребёнка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время когда роль любящего родителя незаменима! А любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку и сформировать аутичные черты в его поведении.
В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Компьютерная же игра, в исполнении дошкольника, имеет другую психосоциальную структуру.
Длякомпьютернойигрыхарактерны:
- Преобладаниемеханическогоследованияигровомудействиюспогружениемв полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов;
- Многократныйповтордействиядлядостижениярезультата;
- Малоосмысленноепродвижениепоуровнямсложности;
- Попыткипоймать,отсортироватьилисобратьчто-то,преодолеваяоднотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.
Такая игра требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственныекачества.Приэтомонапривлекаетребёнкасенсорнымиэффектами, иллюзией управляемости («захочу – включу, захочу – выключу»), примитивными, понятнымбезсловсценарием,способностьюсамомунаполнятьсвойдосуг, независимо от друзей и родителей.
Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности вэтотпроцессродителя,егоучастия,помощиисодействия,чтоотражаетсянастепени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребёнок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.
Тесное «общение» ребенка с компьютеромвызывает неоднозначное отношение: с одной стороны сейчас без компьютера – никуда. С другой стороны , постоянное сидениезакомпьютеромчреватосерьезнымипоследствиями.Самымопаснымизних является формирование у ребенка зависимости от компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения.
Какиепроблемынаблюдаютсяудетейсзависимостьюот гаджетов?
- Когда ребёнок поднимает глаза, т.е. «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, что предоставляет ему гаджет, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём.
- Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована – обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак – «глаза бы мои это не видели» — и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира!
- В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже «натренирован» видетьифокусироваться толькона том, что движется, а что не движется — мозг просто даже не распознаёт как объект или с низким уровнем резкости, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые.
- Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.
Какраспознатьзависимостьотгаджетовуребенка?
Если гаджеты занимают все сознаниеребёнка, можно говоритьо том, что формируетсязависимость.Распознатьееможнопоследующимпризнакам:
- Желаниепользоватьсягаджетомболее30минутвдень.
- Резкопортитсянастроение,когдазаканчиваетсявремя,выделенноена пользование гаджетом.
- Резкоулучшаетсянастроение,когда разрешили взять гаджет.
- Ребёнокторгуетсязаправовзятьгаджет, капризничает,клянчитразрешениевзять гаджет.
- Послепользованиягаджетомникакнеможет переключиться на новый вид деятельности,
какбызастреваетвпрошлойдеятельности.
- Послепользованиягаджетомпроявляетраздражительность,агрессивностьв общении.
Какпонять,чтодетскойпсихикепричиненущерб?
Первыйориентир–этоприоткрытый рот,чтоговоритонарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы.
И второй показатель,который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики –это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка нанесён значительный ущерб.
Чемопасныгаджеты?
Планшетыителефоныпровоцируютболезниглаз:
Близорукость.Этот недуг возникает, если ребёнок часто и подолгу играет на планшете, а расстояние от устройства до глаз менее 60 см. К тому же маленькие объекты заставляют очень сильно напрягаться глазные мышцы и даже могут спровоцировать их спазм.
Конъюнктивит.Когда ребёнок увлекается, он забывает моргать. Вследствие чего глаза пересыхают, возникает ощущение, как будто в них попал песок. Дети начинают тереть свои глаза не всегда чистыми руками, что и приводит к конъюнктивиту.
Формируется совершенно противоестественная для чтения и письма динамика работы глазных мышц. Ребёнку трудно удерживать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх, кроме этого, нарушается функция движения глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Необходимо удерживатьвнимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.
Увлечение гаджетами влечёт за собой нарушение опорно – двигательного аппарата у детей:
Нарушение осанкиформирует проблемы в развитии костно-мышечного скелета ребенка, а также сбой в его системе кровоснабжения. Кстати, именно поэтому дети могут жаловаться на головную боль. Лучший способ избавиться от неё – получить хорошую физическую нагрузку.
Нарушения ритма дыхания.Зачастую компьютерные игры держат детей втаком напряжении, что они забывают дышать. Нарушение дыхания вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.
Чемвышекомпьютернаязависимость,темчащесидитзакомпьютером,тем реже занимается спортом или мало двигается, тем слабее иммунитет.
Какпобедитьдетскуюзависимостьоткомпьютерных
устройств?
Эту зависимость и побеждать не надо, стоит только вовремя ребёнку показать, что в мире существует много других интересных вещей. А маленькимдетямне стоитсовать в руки планшет только для того, чтобы он пересталкапризничать.
У ребёнка обязательно должны быть альтернативные увлечения и лучше, если их будет много.Например,рисование, конструирование, лепка. Можно записать ребёнка в спортивную секцию: плавание, танцы, футбол, гимнастика и т.д. Только надо найти такие занятия, которые будут доставлять ему удовольствие.
Необходимо всячески поощрять друзей, которые с удовольствием гоняют на велосипедах,роликах,скейтбордах,играютвфутбол,волейболилидругиеподвижные игры. Родителям надо обязательно подкидывать своим детям интересные игры и идеи совместного времяпрепровождения.
Быть примером для своих детей. Не хвататься за телефон каждую свободную минутку, чтобы посмотреть, что новенького появилось в социальных сетях. А за пару часов до сна вообще выключать и убирать все гаджеты подальше.
Только общение с родителями их вниманиеи любовь, совместные игрыисовместнаядеятельностьпомогутребёнку непривыкнутьк гаджетам!
Предварительный просмотр:
Зависимость от гаджетов начинается с родителей
Родители, часто того не понимая, сами увлекают ребёнка виртуальным миром, покупая ему разные модные штучки. Они искренне считают, что это необходимо. И забывают о том, чтобы увеличивать круг других интересов детей, не ищут ресурс в интеллектуальных, творческих занятиях, не учат получать от жизни разные впечатления. Попросту гаджет - зависимость у детей начинается с того, что родители себя заменяют гаджетом, что бы ребенок не мешал (в поликлинике, пробке или дома), не стоит этим злоупотреблять и заменять «живое» общение с ребенком на электронных «друзей». Многие предпочитают видеть своего ребёнка удобным, не отвлекающим от взрослых дел. А в итоге вырастает подросток, у которого неверно расставлены приоритеты: сначала виртуальный мир, а затем реальная жизнь. Производители же гаджетов постоянно поддерживают интерес подростков, используя особенности их психологии. Это замкнутый круг, который разорвать смогут только родители.
Найдите другие игры, которые помогут увлечь ребенка. Например: носите в сумке ручку и блокнот, пусть ребенок рисует.
Как определить зависимость от гаджетов у детей?
Гаджет-зависимость у детей можно определить, проведя маленький тест. Предложите ребёнку честно и откровенно ответить утвердительно («да») или отрицательно («нет») на такие заявления:
- Не могу день провести без компьютера, смартфона, других технических средств.
- Когда я не использую гаджет, я начинаю нервничать.
- Не могу ограничивать время занятий, всегда сижу со смартфоном больше, чем планирую.
- Вру родителям, сколько времени провожу со своими гаджетами.
- Мечтаю остаться наедине со своим смартфоном, постоянно хочу его использовать.
- Откладываю важные дела, уроки, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете.
- Когда я уделяю время компьютеру, смартфону, у меня хорошее настроение, испытываю чувство эйфории.
- Требую от родителей покупки (установки) новых версий игр, других современных устройств.
- Иногда после проведенного времени за техническими устройствами у меня болит голова, режут и слезятся глаза, расстраивается сон (отвечать утвердительно, если есть хотя бы один признак).
- Предпочитаю игру на компьютере, смартфоне встрече с друзьями, прогулке.
Подвести итог просто. Посчитайте ответы «ДА»: 1-4 — нет поводов для беспокойства; 5-6 — тенденция к зависимости; 7-10 — наблюдается зависимость от гаджетов.
Чем опасны гаджеты?
1. Планшеты и телефоны провоцируют болезни глаз: Близорукость, Конъюнктивит.
2. Чем выше компьютерная зависимость, тем слабее иммунитет.
3. Нарушение осанки; 4. Сбой в системе кровоснабжения (головная боль). Лучший способ избавиться от неё – физическая нагрузка.
5. Нарушения ритма дыхания.
Детям дошкольного возраста, очень хорошо, без морального насилия, могут помочь, волшебные терапевтические сказки, например такие как “Антикапризин" и “Приличный телевизор”.
За или против гаджетов?
В современном мире, дети и взрослые не представляют жизнь без телефонов, планшетов, компьютеров и многих других умных устройств. Но как понять нужны ли они ребенку? Гаджеты могут присутствовать в повседневной жизни детей, но дозировано и под присмотром родителей, что бы избежать игры и видео не соответствующие возрасту ребенка.
Установите правила:
Запретите вход с планшетом на кухню, что бы дети разделяли, где можно пользоваться гаджетами, а где нет, пусть уважают труд мамы на кухне;
Детям с избыточным весом кушать за просмотром мультиков категорически запрещено;
Детям с избыточным весом кушать за просмотром мультиков категорически запрещено;
Семейные обеды, совместное времяпровождения, игры на свежем воздухе, то к чему нужно стремиться, ради общения ребенка с людьми и окружающим миром.
Какие проблемы могут наблюдаться у дошкольников с зависимостью от гаджетов?
1. Когда ребёнок полностью поглощен в гаджетах, то когда родители отбирают их, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём.
2. Окружающая реальность не столь яркая и уж совсем не эстетично организована – обычная серость, тусклость, грязь и бардак — и ребенку снова хочется погрузиться в красоту нереально мира!
3. В реальности не все окружающие нас объекты находятся в движении, поэтому ребенку трудно их воспринимать, так как зрительный центр мозга уже «натренирован» видеть и фокусироваться только на том, что движется.
4. Если ребёнок утратил способность самому следить за происходящим, приходится фокусировать его внимание на чем-либо.
МАДОУ ДС №14 «Дюймовочка» г.Янаул
Гаджетозависимость детей дошкольного возраста
СОВЕТ: Ограничьте экранное время (время провождения у гаджетов для развлечения):
ДО 5 ЛЕТ СТАРШЕ 5 ЛЕТ не более 1 часа в день, не более 2 часов, с перерывами с перерывами каждые 20 минут каждые для отдыха глаз; 20-30 минут.
Минусы: Плюсы: социальное развитие безразличие, и образование садиться зрение, малоподвижный образ жизни (возможность искривления осанки), капризы, агрессивность.





