КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Квест – игра в познавательном развитии детей»
консультация (старшая группа)

Федоренко Елена Викторовна

«Только та игра целесообразна, в которой ребенок

активно действует, самостоятельно мыслит,

строит, комбинирует, преодолевает трудности»

Макаренко А. С.

 

Дошкольный возраст – возраст почемучек.   А любознательность  - это  естественное стремление ребёнка к приобретению  новых знаний. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для формирования познавательной активности, природные возможности, как утверждает ряд учёных,  нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания. Именно  игра – основная деятельность ребенка – дошкольника,  которая  мобилизует его умственные возможности, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий, и именно  в игровой деятельности развивается   любознательность   ребенка.

Познавательное развитие немыслимо без активности ребенка, поддерживать которую одна из задач современного педагога. Необходимо подбирать такие формы, средства и приемы работы, которые позволят ребенку быть лично вовлеченными в деятельность, помогут в становлении таких черт, как воображение, любознательность, развитие речи, формирование мышления и памяти. Наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, для ребенка дошкольного возраста является игра. Именно поэтому мы обратили свое внимание на использование в работе по познавательному развитию дошкольников такой формы игры как квест.

Что же такое квест? В переводе с английского (Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений» - это вид сюжета литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.

В образовательном процессе квест - Это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, предполагающая активность каждого участника.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск, расширение кругозора, эрудиции.

Развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности.

Воспитательная - воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.

 

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

Доступность заданий – они не должны быть чересчур сложны для ребёнка, так как квест может применяться в работе с детьми, начиная уже с младшей группы.

Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.

Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической  проблемы. Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещений детей несколькими группами одновременно.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ ИГРЫ:

Разработать сценарий.

Создать антураж для каждой зоны проведения действий.

Подготовить музыкальное сопровождение.

Разработать презентацию для вступительной части.

Оформить наглядные материалы («карты»).

Продумать методику и организацию проведения игровых заданий.

Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.

Сценарий квест – игры

«В погоне за потерянным подарком»

Цель:

познакомить с таким понятием как «Квест – игра»;

показать на практике способы реализации данного вида деятельности;

способствовать созданию положительной атмосферы.

Оборудование: письмо дедушки Мороза, воздушные шарики, кроссворд на ватмане, подарок с конфетами, карта.

 

Ведущий: Все вы знаете, совсем недавно был всеми любимый праздник «Новый год». А кто самый важный и любимый в этот день??

Все: Дед Мороз!

Ведущий: Правильно. У меня для вас есть письмо от него. Сейчас я вам его прочитаю:                             Письмо Дед мороза

«Здравствуйте. Пишу я вам из далёкой Лапландии. Совсем недавно я бывал в ваших краях, и раздавал подарки. Я очень торопился, чтобы успеть всех порадовать, и случилась со мной неприятность, я потерял один из подарков. Ехать за ним мне далеко, да и стар я уже, поэтому подарок будет ваш, но мои подарки волшебные, поэтому получить их могут только самые умные, смелые, активные и смекалистые. Для того, чтобы до него добраться пройдите мои испытания, и соберите карту, за каждое пройденное задание вы будете получать кусок карты. Успехов вам!»

Ведущий:

И вот первое испытание для вас. Перед вами воздушные шары. Ваша задача лопнуть шары, и отыскать первую часть карты.

(лопают шары и ищут кусок карты)

Молодцы! Первая часть карты ваша, но нужно собрать всю.Чтобы пройти следующий этап, нужно как следует потрудиться. Вторую часть карты получите в том случае, если вспомните и дружно споёте не менее 5 новогодних песен.

(Вспоминают и поют и получают 2 часть карты)

Как же здорово у вас получается! Чтобы найти следующую часть карты нужно разгадать кроссворд.

Хлоп! И конфета стреляет,  как пушка!

И каждому ясно, что это - …(хлопушка)

Расписные цепи эти

Из бумаги клеят дети. (гирлянда)

Я пришёл на карнавал,

Никого там не узнал.

Чем у всех закрыты лица?(маска)

Поспеши-ка объясниться.

С дедушкой Морозом рядом,

блещет праздничным нарядом. (снегурочка)

Вся сверкает, серебриться

Эта чудо – крошка.

Но в дождинку превратится

на твоей ладошке. (снежинка)

Бел, а не сахар,

Нет ног, а идёт. (снег)

Возле ёлки в Новый год

Водят люди… (хоровод)

(Ищут карту возле и на пианино)

Ведущий: Молодцы! Вы прекрасно справились со всеми заданиями и добыли все части карты,  теперь осталось их соединить и отыскать потерянный подарок.

(Соединяют карту и находят подарок в метод кабинете, всем раздать конфетки) 

Спасибо большое всем за внимание и за участие!!!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Квест – игра в познавательном развитии детей»

«Только та игра целесообразна, в которой ребенок

активно действует, самостоятельно мыслит,

строит, комбинирует, преодолевает трудности»

Макаренко А. С.

Дошкольный возраст – возраст почемучек.   А любознательность  - это  естественное стремление ребёнка к приобретению  новых знаний. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для формирования познавательной активности, природные возможности, как утверждает ряд учёных,  нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания. Именно  игра – основная деятельность ребенка – дошкольника,  которая  мобилизует его умственные возможности, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий, и именно  в игровой деятельности развивается   любознательность   ребенка.

Познавательное развитие немыслимо без активности ребенка, поддерживать которую одна из задач современного педагога. Необходимо подбирать такие формы, средства и приемы работы, которые позволят ребенку быть лично вовлеченными в деятельность, помогут в становлении таких черт, как воображение, любознательность, развитие речи, формирование мышления и памяти. Наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, для ребенка дошкольного возраста является игра. Именно поэтому мы обратили свое внимание на использование в работе по познавательному развитию дошкольников такой формы игры как квест.

Что же такое квест? В переводе с английского (Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений» - это вид сюжета литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.

В образовательном процессе квест - Это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, предполагающая активность каждого участника.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск, расширение кругозора, эрудиции.

Развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности.

Воспитательная - воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

Доступность заданий – они не должны быть чересчур сложны для ребёнка, так как квест может применяться в работе с детьми, начиная уже с младшей группы.

Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.

Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической  проблемы. Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещений детей несколькими группами одновременно.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ ИГРЫ:

Разработать сценарий.

Создать антураж для каждой зоны проведения действий.

Подготовить музыкальное сопровождение.

Разработать презентацию для вступительной части.

Оформить наглядные материалы («карты»).

Продумать методику и организацию проведения игровых заданий.

Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.

Сценарий квест – игры

«В погоне за потерянным подарком»

Цель:

познакомить с таким понятием как «Квест – игра»;

показать на практике способы реализации данного вида деятельности;

способствовать созданию положительной атмосферы.

Оборудование: письмо дедушки Мороза, воздушные шарики, кроссворд на ватмане, подарок с конфетами, карта.

Ведущий: Все вы знаете, совсем недавно был всеми любимый праздник «Новый год». А кто самый важный и любимый в этот день??

Все: Дед Мороз!

Ведущий: Правильно. У меня для вас есть письмо от него. Сейчас я вам его прочитаю:                             Письмо Дед мороза

«Здравствуйте. Пишу я вам из далёкой Лапландии. Совсем недавно я бывал в ваших краях, и раздавал подарки. Я очень торопился, чтобы успеть всех порадовать, и случилась со мной неприятность, я потерял один из подарков. Ехать за ним мне далеко, да и стар я уже, поэтому подарок будет ваш, но мои подарки волшебные, поэтому получить их могут только самые умные, смелые, активные и смекалистые. Для того, чтобы до него добраться пройдите мои испытания, и соберите карту, за каждое пройденное задание вы будете получать кусок карты. Успехов вам!»

Ведущий:

И вот первое испытание для вас. Перед вами воздушные шары. Ваша задача лопнуть шары, и отыскать первую часть карты.

(лопают шары и ищут кусок карты)

Молодцы! Первая часть карты ваша, но нужно собрать всю.Чтобы пройти следующий этап, нужно как следует потрудиться. Вторую часть карты получите в том случае, если вспомните и дружно споёте не менее 5 новогодних песен.

(Вспоминают и поют и получают 2 часть карты)

Как же здорово у вас получается! Чтобы найти следующую часть карты нужно разгадать кроссворд.

Хлоп! И конфета стреляет,  как пушка!

И каждому ясно, что это - …(хлопушка)

Расписные цепи эти

Из бумаги клеят дети. (гирлянда)

Я пришёл на карнавал,

Никого там не узнал.

Чем у всех закрыты лица?(маска)

Поспеши-ка объясниться.

С дедушкой Морозом рядом,

блещет праздничным нарядом. (снегурочка)

Вся сверкает, серебриться

Эта чудо – крошка.

Но в дождинку превратится

на твоей ладошке. (снежинка)

Бел, а не сахар,

Нет ног, а идёт. (снег)

Возле ёлки в Новый год

Водят люди… (хоровод)

(Ищут карту возле и на пианино)

Ведущий: Молодцы! Вы прекрасно справились со всеми заданиями и добыли все части карты,  теперь осталось их соединить и отыскать потерянный подарок.

(Соединяют карту и находят подарок в метод кабинете, всем раздать конфетки)  

Спасибо большое всем за внимание и за участие!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Роль игры в познавательном развитии детей"

Особую роль в познавательном развитии детей играет дидактическая игра.Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру ка...

Квест – игра в познавательном развитии детей

Познавательное развитие немыслимо без активности ребёнка. поддерживать которую одна из задач современного педагога. Необходимо подбирать такие формы, средства и приёмы работы, которые позволят ребёнку...

Консультация для родителей На тему: «Особенности познавательного развития детей 2-3 лет»

Группа: младшая (2-3 года) общеразвивающей направленностиВторой год жизни характеризуется тем, что ребёнок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Конечно он ещ...

Консультация для родителей «Роль загадки в познавательном развитии детей»

Консультация для родителей  «Роль загадки в познавательном развитии детей»...

Консультация для родителей "Роль фольклора в познавательном развитии детей"

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное возрождение, ведь на сегодняшний день искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Квест – игра в познавательном развитии детей»

Дошкольный возраст- возраст почемучек. А любознательность - это естественное стремление ребенка к приобретению новых знаний. ...

Консультация для родителей "Роль игры в познавательном развитии ребенка"

Познавательное развитие - развитие интересов и любознательности детей....